Введение
Один умный человек из Intel сказал, что при разработке процессора можно использовать либо новую архитектуру, либо новый техпроцесс, но не то и другое вместе. Причиной является существенное усложнение дизайна, процессов утверждения и изготовления, что препятствует быстрому налаживанию производства и достижения приемлемого показателя выхода годных кристаллов.
NVIDIA следовала этому правилу при выпуске GT200, используя "совершенно новую" (или по крайней мере существенно доработанную) архитектуру и проверенный временем 65-нм техпроцесс. Хотя AMD разрабатывала GPU RV670 и новый RV770 с использованием 55-нм техпроцесса TSMC, NVIDIA менять техпроцесс не торопилась, в том числе и для GT200, содержащего 1.4 млрд. транзисторов.
Вскоре после выхода GT200 AMD "ответила" выпуском Radeon HD 4850, сравнительно дешевой, но гораздо более интересной с практической точки зрения карты. Radeon HD 4850, может сорвать продажи большинства продуктов из линейки NVIDIA. NVIDIA снижает цену GeForce 9800 GTX и анонсирует GeForce 9800 GTX+.
Первоначально мы считали GTX+ разогнанным 9800 GTX. Как оказалось, это первый GPU NVIDIA 55 нм со следующими характеристиками.
| 9800 GTX+ | 9800 GTX | Потоковые процессоры (Stream Processors) | 128 | 128 | Число обрабатываемых за такт текстурных адресов/операций фильтрации (Texture Address / Filtering) | 64 / 64 | 64 / 64 | Блоков обработки растровой графики (ROP - Raster Operation Units) | 16 | 16 | Частота ядра | 738 МГц | 675 МГц | Частота шейдерного блока | 1836 МГц | 1690 МГц | Частота памяти | 1100 МГц | 1100 МГц | Интерфейс памяти | 256 бит | 256 бит | Объем памяти (Frame Buffer) | 512 Мб | 512 Мб | Кол-во транзисторов | 754 млн. | 754 млн. | Техпроцесс | TSMC 55 нм | TSMC 65 нм |
Частота ядра увеличилась на 9.3%, частота шейдерного блока - на 8.6%, частота памяти осталась прежней. Прирост частоты является незначительным, гораздо более интересно насколько снизилось потребление энергии благодаря переходу на 55-нм техпроцесс, уже обкатанный AMD.
Ниже представлена полная линейка продуктов NVIDIA:
| GTX 280 | GTX 260 | 9800 GX2 | 9800 GTX+ | 9800 GTX | 8800 GTS 512 | 8800 GT | Потоковые процессоры (Stream Processors) | 240 | 192 | 256 | 128 | 128 | 128 | 112 | Число обрабатываемых за такт текстурных адресов/операций фильтрации (Texture Address / Filtering) | 80 / 80 | 64 / 64 | 128 / 128 | 64 / 64 | 64 / 64 | 56 / 56 | 56 / 56 | Блоков обработки растровой графики (ROP - Raster Operation Units) | 32 | 28 | 32 | 16 | 16 | 16 | 16 | Частота ядра | 602 МГц | 576 МГц | 600 МГц | 738 МГц | 675 МГц | 650 МГц | 600 МГц | Частота шейдерного блока | 1296 МГц | 1242 МГц | 1500 МГц | 1836 МГц | 1690 МГц | 1625 МГц | 1500 МГц | Частота памяти | 1107 МГц | 999 МГц | 1000 МГц | 1100 МГц | 1100 МГц | 970 МГц | 900 МГц | Интерфейс памяти | 512 бит | 448 бит | 256 бит x 2 | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | Объем памяти (Frame Buffer) | 1 Гб | 896 Мб | 1 Гб | 512 Мб | 512 Мб | 512 Мб | 512 Мб | Кол-во транзисторов | 1.4 млрд. | 1.4 млн. | 1.5 млн. | 754 млн. | 754 млн. | 754 млн. | 754 млн. | Техпроцесс | TSMC 65 нм | TSMC 65 нм | TSMC 65 нм | TSMC 55 нм | TSMC 65 нм | TSMC 65 нм | TSMC 65 нм |
Цена 8800 GTS 512 и 8800 GT должна быть существенно снижена, чтобы эти продукты стали конкурентоспособными. Вероятно, один из этих продуктов ждет участь птицы дронт, но пока непонятно, какой именно. 8800 GT дешевле в производстве, но возможно, чипы со 128 потоковыми процессорами производить по 65-нм технологии проще, и выживет GTS 512.
Продажи GeForce 9800 GTX+ начнутся 16 июля.
[N2-Насколько снизилось потребле |