Рукопись, найденная в спаме
Недавно в своём почтовом ящике мы нашли рекламный проспект некой бизнес-школы. Сперва мы собирались отправить его в мусорное ведро, как и любой другой бумажный спам, но проспект буквально с первых строк очаровал нас своими статьями.
Живым и доступным языком в нём описывались многие вещи, которые в настоящее время считаются нормальными в любом бизнесе: образование МВА, кредиты, мотивация и управление персоналом и т.д.
Нет, найденный нами рекламный проспект пока не подвиг никого из руководства Никса записаться на занятия в бизнес-школу, его выпустившую. Но поскольку компания НИКС имеет кое-какое отношение к бизнесу, мы решили опубликовать некоторые выдержки из этого проспекта. Тем более, что практически все тезисы, изложенные в нем, как нам известно, полностью разделяются руководством.
Просим ни в коем случае не рассматривать нижеприведённый материал как рекламу
Business School for Owners.
Про МВА и наёмных менеджеров
«Наличие у наемного менеджера престижного диплома в области у правления ровным счетом ничего не меняет. Компании, возглавляемые ими, пролетают с той же (если не большей) скоростью, как и управляемые людьми без «профильного» образования.»
«Наемный менеджер с дипломом MBA настаивает (естественно) на передаче ему всех мыслимых и немыслимых полномочий. Когда же начинаются проблемы, наемные менеджеры тут же ссылаются на недостаточные полномочия, которые у них были. «Вот если бы нам доверяли побольше и не дергали мелочными проверками, тогда бы мы показали класс! – традиционно заявляют они. – А с гирями на ногах летать тяжело».
«Никакой четкой процедуры и логики передачи полномочий в учебниках MBA на самом деле нет. Нет и анализа последствий этих действий.»
«Есть компании, в которых владельцы из-за собственной лени или наивности полностью передали все бразды правления наемным менеджерам! Вот только никакими особыми достижениями эти компании тоже почему-то не блещут, скорее даже наоборот.»
«Если познакомиться подробнее с деятельностью любой крупной компании, то впечатление обычно очень тяжелое… Уровень воровства, откатов, кумовства и злоупотреблений пугающе высок. И живут эти компании исключительно благодаря своим размерам.»
«Есть сферы деятельности, куда с восторгом брали на работу именно обладателей МВА, - международные аудиторские компании и фондовый рынок… Все эти мудрые аналитики и суперменеджеры напрочь проспали кризис. Кризис, который произошел и зародился в их родной отрасли, которой они уделяли самое пристальное внимание каждый божий день.»
«Единственное, в чем действительно преуспели наемные менеджеры, - в вышибании своих личных бонусов. Даже Саркози, Меркель и Обаме с большим трудом удавалось сдерживать аппетиты топ-менеджеров гигантских компаний. С совестью у этих ребят явно все в порядке.»
Про стоимость компании
«Если наемное управление получает бонусы от изменения курсов ценных бумаг, оно начинает пытаться добиться роста этого курса любым способом. А для того, чтобы это сделать, - рисует бумажную прибыль.»
Про кредиты
«Понять, что высокообразованные экономисты вам, уважаемые владельцы, откровенно врут, очень просто. Попросите их сравнить два варианта начала бизнеса: за собственные деньги владельца и за счет банковского кредита.»
«Бизнес-образование имеет удивительные перекосы. Всех MBA приучили совсем не бояться кредитов. Они любят очень грамотно рассуждать о кредитном рычаге, но самое смешное, что при всем этом совсем не умеют считать.»
«…Попробуйте им предложить оценить реальную стоимость кредита... И вот здесь вдруг оказывается, что они просто не способны это сделать правильно. …ни один студент (будущий монстр управления финансами) так и не смог решить эту классическую задачу правильно.»
«Если позволите привлекать деньги в компанию теоретикам – очень быстро останетесь без бизнеса.»
Про прогнозы
«Люди, которые рвутся управлять деньгами компании, зачастую совсем не стремятся понять и изучить ее технологию.»
«В школах бизнеса всем ученикам преподают особое искусство о том, как, вообще не интересуясь деталями, просто поделить одну строку баланса на другую, получить некое соотношение, затем сравнить это соотношение с аналогичным соотношением у других компаний в отрасли и
уже на основе этого прийти к неким выводам.»
«Эти люди не только не способны управлять чем-либо, они даже не в состоянии предотвратить элементарного разворовывания собственных компаний.»
«При помощи достаточно элементарных операций с балансом можно надуть, подогнать, сымитировать практически любые значения контрольных показателей, которые с таким упорством изучаются в институтах. Любой бухгалтер средней руки в состоянии сделать это. Тогда зачем это все изучается MBA?»
«Самая страшная тайна MBA, как и любого стандартного экономического образования, состоит в том, что оно ничему не учит»
Про разные интересы
«Интересы владельцев бизнеса и наемного персонала принципиально различны. Эти интересы всегда НЕ совпадают, а компромисс невозможен.»
Про мотивацию
«Игры в «самоокупаемость» подразделений очень редко оправдывают управленческие ожидания. Ошибки в этом вопросе могут привести к тому, что общая цель не объединит отдел, а наоборот дестимулирует работников.»
«Типовые схемы повышения отличившихся рядовых сотрудников до уровня начальников отдела обычно приводят к безрадостным последствиям.»
Про набор и обучение персонала
«Продавцов надо готовить, и очень серьезно. При этом поручать персоналу самому готовить себе замену – верный способ эту подготовку провалить полностью.»
Про учёт и контроль
«С разрастанием компании полностью исчезает возможность полноценно контролировать ее работу методами непосредственного наблюдения, особенно если компания распределена географически. Каждый руководитель должен либо изыскать возможность адекватно управлять своим детищем, опираясь на отчетность, либо ему придется постепенно сойти со сцены.»
Про конкуренцию
«Любая компания, мечтающая о достойном месте под солнцем, должна научиться конкурировать. …вам придется либо научиться защищать свои интересы в конкурентной борьбе, либо уйти с рынка и оставить его победителям. …В экономической теории об умении конкурировать нет ни слова.»
Про банки
«Банкиры проделали просто титанический труд для того, чтобы сделать практику развития бизнеса с опорой на заемные средства чуть ли ни стандартом поведения. Практически все компании, которые не влезли в долги на американском рынке до легендарных 30-х годов, живы до сих пор. Остальные, кто имел задолженности перед банками, почти все погибли…»
«Многие крупные компании развиваются без кредитов. Усилиями банкиров этот опыт замалчивается и игнорируется.»
Про маркетинг
«…маркетинг целиком и полностью посвящен тому, как получить деньги от наивного заказчика рекламы и исследований. Это маркетинг Котлера, Гэда и так далее. Маркетинг ребрендинга «Билайн», РЖД и Сбербанка. Там никогда ничего не будет, кроме безумных бюджетов и нулевых результатов.»
Про переговоры
«Реальная практика самих переговоров не имеет ничего общего со знаменитым Гарвардским методом, ни с многочисленными советами психологов.»
«Важно при подготовке переговорщиков отталкиваться не от теории. Не от того, как переговоры «могли бы пройти», а от того, как их реально ведут в бизнесе.»