Поскольку с этими терминами связаны масса дискуссий в интернете и маркетинговых спекуляций, постараемся разобраться, что же на самом деле означают эти миллисекунды, чем они плохи, когда их много, и чем хороши, когда их мало.
По стандарту ISO время отклика должно измеряться как сумма времени зажигания точки, т.е. перехода от чёрного цвета к белому с временем гашения, т.е. обратным переходом из состояния максимальной яркости к минимальному.
Тем не менее, подобные переходы показывают максимальные цифры отклика (редко встречающиеся в реальных условиях), и по ряду соображений производители мониторов зачастую предпочитают указывать не полное время отклика (Full Response Time), а время перехода от одного оттенка серого цвета к другому, называемое Gray-to-Gray time, сокращённо G2G, которое, естественно, меньше.
Для разных типов современных матриц соотношение между полным временем отклика и g2g примерно такое:
Матрицы: |
TN |
MVA/PVA |
IPS |
Полное время отклика, мс |
5 - 8 |
12 |
16 |
Время отклика G2G |
2 |
5 |
5 |
Технологии компенсации времени отклика (RTC - Response Time Compensation Technology, иногда также именуемая "Overdrive"), в общих чертах она заключается в подаче более высокого напряжения в начальной стадии изменения ориентации кристаллов сабпикселя, её применение изначально было характерно для игровых мониторов и в ранних версиях её реализации она могла приводить к специфичным малозаметным артефактам изображения.
Однако сейчас она позволяет сочетать на прогрессивных типах матриц качественную цветопередачу с идеальной чёткостью на динамичных сценах.
У разных производителей эта технология может носить разное фирменное название:
- ViewSonic - ClearMotiv
- Samsung - MagicSpeed / Response Time Acceleration (RTA)
- Benq - Advanced Motion Accelerator (AMA)
- LG - Over Driving Circuit (ODC)
- NEC - RapidResponse / RapidMotion
Высокое время отклика может приводить к искажениям изображения, особенно когда речь идёт о динамичных сценах в компьютерных играх. Такие искажения называются "трейлинг" (от слова "trail" - "след", когда быстро движущийся элемент изображения собственно и оставляет за собой "хвост") или "гостинг"(от "ghost" - "привидение", когда также быстро движущийся фрагмент картинки оставляет за собой свои "призраки"). В современных мониторах на TN матрицах подобные проблемы полностью отсутствуют, а в мониторах на *VA и IPS матрицах такие артефакты могут заметить лишь самые взыскательные геймеры.