1 января 2007 года грузовые автомобили, работающие на международных направлениях, будут проходить таможенный контроль по новым правилам. Причина этого – ожидаемое вступление России в ВТО. Эксперты говорят о возможных проблемах.
По мнению специалистов, новые правила, появление которых связано с будущим вступлением России в ВТО, могут парализовать работу таможенных пунктов минимум на месяц, пока будет обкатываться новая система.
Проблемы возникнут как у экспортирующих грузы российских экспедиторских компаний, так и у иностранных импортеров, особенно на таком горячем участке, как российско-финская граница. Руководитель интернет-проекта TKS.RU Виктор Макеров уверен, что новые правила усложнят прохождение таможни.
"Введение новых бланков грузовой таможенной декларации (ГТД), необходимость унификации таможенных документов и правил их оформления серьезно изменяют существующий сейчас регламент, – говорит он. – Он усложняется, существенно изменяется электронный вид представляемых на таможню документов – количество файлов увеличивается вдвое.
Все это требует изменения программного обеспечения, установленного как на компьютерах таможенных брокеров, так и в таможенных органах. Множественные изменения неизбежно приведут к различным ошибкам и неточностям, связанным как с человеческим фактором, так и с двойственным толкованием некоторых документов. Ситуация, конечно, в отличие от случая с ЕГАИС, не столь катастрофическая, но первые недели нового года, а возможно и 1–2 месяца, станут очень сложными для таможни и участников внешнеэкономической деятельности".
Компании, осуществляющие международные грузовые автомобильные перевозки, а также таможенные брокеры пока смутно представляют суть новых правил. Заместитель начальника регионального представительства на Северо-Западе Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константин Шаршаков отметил, что пока предприятия не ощутили изменений, связанных с введением новых правил.
"Пока новая технология не доведена до субъектов, а информация идет только по новым бланкам, а не по автоматизированной системе прохождения таможенного контроля, – рассказал он. – Новая система коснется в первую очередь брокеров. Перевозчики должны представить исчерпывающий пакет документов, а оформлением занимаются уже брокеры. На обычных водителях это никак не отразится, соответственно, их не нужно посвящать во внутреннюю технологию".
По его мнению, переход на новые таможенные декларации пройдет относительно безболезненно, так как в первой декаде нового года поток грузового автотранспорта через границу снижается в среднем в 2 раза. "В это время заключаются новые договоры, пока это делается, есть возможность откорректировать систему", – пояснил Константин Шаршаков.
Федеральная таможенная служба РФ также предлагает ввести обязательное предварительное информирование таможенных органов о пересекающих границу товарах. Сейчас таможенное законодательство его не предусматривает. Участник внешнеэкономической деятельности вправе на добровольной основе сообщать о ввозе товаров для ускорения таможенного оформления.