К началу 2007 г. количество абонентов сотовой сети "МегаФон-Москва" (ЗАО "Соник Дуо") превысило 5 млн. человек. Число абонентов конкурентов "МегаФона" - и МТС, и "ВымпелКома" - в том же московском регионе превышает этот показатель минимум в два раза. Притом что, согласно официальным данным, численность населения Москвы и области едва превышает 17 млн. человек.
В "МегаФоне" говорят, что за 2006 г. оператор увеличил аудиторию пользователей в московской лицензионной зоне, которая включает саму столицу и область, в 1,5 раза (в начале 2006 г. сеть обслуживала 3,2 млн. абонентов). "Доля рынка "МегаФона" по числу абонентов в Московском регионе по итогам года выросла до 18,8%", - говорится в пресс-релизе компании.
"Компания ориентирована на дальнейший рост доли рынка и числа абонентов в Московском регионе", - заявляет генеральный директор сети "МегаФон-Москва" Игорь Парфенов. Притом что лукавая статистика, говорящая об уровне проникновения в Москве в 154%, вряд ли оставляет хоть кому-нибудь возможность для роста - разве что, за счет конкурентов.
МТС и "ВымпелКом" в свою очередь говорят о том, что их абонентские базы в Москве и области, по численности в 2 раза больше, чем у "МегаФона".
"На 30 ноября 2006 г. в Москве и Московской области у нас насчитывалось 11, 63млн абонентов", - сообщили ComNews в МТС. По информации "ВымпелКома", в этом регионе у компании имеется 10,025 млн. абонентов.
По официальным данным численность населения столицы в 2006 г. была равна 10,425 млн. человек. По данным за 2005-2006 гг. в области проживает порядка 6,6 млн. человек.
То есть в целом численность потенциальных сотовых абонентов в московской лицензионной зоне равна примерно 17 млн. человек. А заявленная абонентская база трех операторов составляет более 26, 6 млн. человек. При этом, по данным ВЦИОМ, порядка 20% москвичей заявляют, что никогда не пользовались мобильной связью.
Аналитики уже смирились с тем, что соотношение посчитанных абонентов, и реальных "живых душ" сильно разнится.
"Количество абонентов высчитывается по количеству сим-карт, - констатируют в ACM-Consulting. - А сколько на самом деле абонентов владеет ими, никто не знает".
"В целом по России реальных абонентов - около 70% от анонсируемой абонентской базы", - считает аналитик Jason&Partners Ирина Астафьева. И называет три основных причины, вследствие которых абонентские базы операторов могут превышать количество населения. "Первая - фактическое население в наиболее развитых регионах превышает официально зарегистрированное, вторая - часть абонентов на постоянной основе используют более одной сим-карты (например, одна рабочая, другая личная и т.д.), и третья причина состоит в том, что часть абонентов приобретают сим-карты под воздействием проводимых акций и выговорив их, выбрасывают. Тогда как заблокированные сим-карты еще некоторое время учитываются в абонентской базе", - говорит аналитик.
Действительно, "мертвые души" - абоненты, которые давно уже не пользуются своими сим-картами, продолжают исправно фигурировать в статистике.
"МТС и "ВымпелКом" вычеркивают неговорящих абонентов через полгода после того, как ими был сделан последний звонок, "МегаФон" через 3 месяца, - говорит аналитик RMG Олег Судаков. - Особенно хорошо "мертвые души" раньше плодились под Новый Год, когда операторы раздавали сим-карты практически задаром, а де-факто - себе в убыток. К тому же операторская статистика не учитывает эффект множественного использования сим-карт, когда один пользователь имеет сим-карты нескольких операторов и в результате попадает в статистику 2 или 3 раза.
В результате проникновение сотовой связи в Москве, по данным операторов, составляет 154% (реально никак не больше 100%), а в регионах 94% (на самом деле - около 70%)".