Представители власти в последнее время все чаще говорят об оснащении информационных систем решениями, альтернативными продукции компании Microsoft. Как отметил один из питерских парламентариев, Windows обеспечивает полную легальность, но при этом действует, как наркотик, на который «подсаживаются», в частности, система образования и органы государственной власти. Особое внимание в связи с этим уделяется операционной системе Linux.
«Само собой, образовательные учреждения обязаны соблюдать законодательство об авторском праве, — заявил Андрей Ловягин, председатель комитета по образованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. — В этих условиях им выгодно быть предельно прозрачными и честными, но привычка не задумываться о происхождении ПО на используемых компьютерах во многих из них еще остается. Не говоря уже о том, что использование нелицензионной продукции — явно негативный пример для учеников, такое отношение может привести к делам, подобным пермскому("дело Поносова"), и затормозить внедрение ИТ в систему начального и среднего образования РФ».
По словам, г-на Ловягина, Заксобранием выработано постановление, согласно которому городская комиссия по образованию закупает «железо» по типовому контракту с предустановленной операционной системой Windows. При этом он отметил: «С одной стороны, мы обеспечиваем абсолютную легальность компьютерных классов, но с другой — попадаем в полную зависимость от корпорации Билла Гейтса. Я считаю, что это тупиковый путь развития сферы информатизации нашего общества. Здесь прямая аналогия с наркозависимостью — только вместо наркотика вся система школьных компьютерных классов и, шире, вся система образования „подсаживается“ на продукцию Microsoft и ее системы обслуживания. В этом свете мне представляется логичным задуматься о построении своей информационной независимости на базе открытых операционных систем».
Директор Linux-центра Павел Фролов убежден, что ПО с закрытым кодом по своей сути не может гарантировать безопасность в случае его применения в государственных учреждениях. «Разработчики такого ПО находятся за рубежом, соответственно, покупая их продукцию и подписываясь на всю систему совместимых решений и сервиса, мы, фактически, кормим иностранного производителя. Вдобавок к этому, нам неизвестно, что он прописывает в исходных кодах своего софта», — заявил г-н Фролов.
«Рано или поздно осознание необходимости иметь свое ПО наступит, — уверен Олег Садов, технический директор компании Linux Inc. — И тут у нас будет два пути решения проблемы: либо создавать решения с нуля, либо разрабатывать их на основе уже имеющегося (пусть и не такого популярного пока открытого ПО). Отрадно, что Минэкономразвития и Мининформсвязи уже заинтересовались использованием в своей работе систем Linux, и остается только убедить наибольшее количество людей пользоваться решениями свободного ПО».
Коммерческий директор компании Novell Кирилл Степанов в пику Олегу Садову рассказал, что не замечает антироссийских настроений в американской ИТ-сфере, «несмотря на приличный стаж нашего сотрудничества». Однако он согласился с тем, что появление свободного софта является интересным моментом на рынке ПО. «Могу отметить рост интереса к открытым системам за последние 3–4 года, в частности, со стороны Центробанка», — констатирует г-н Степанов. Он подчеркнул тот факт, что открытое ПО полезно и выгодно, однако перейти на него полностью удастся вряд ли. «Отмечу, что Петербург, в плане понимания проблемы властями, является одним из лидеров в стране», — сказал Кирилл Степанов.
«В стране есть люди, понимающие важность использования открытого ПО, — считает Филипп Торчинский из компании Sun Microsystems. — Например, наши ведущие поисковики Yandex и Rambler не используют Windows. Но, несмотря на явный сдвиг к открытому ПО, я полагаю, что каждая система будет хороша в своем роде: Windows останется для мультимедиа, а Linux будет находить все большее применение в государственных учреждениях и сфере образования. Ведь вопросы с лицензиями для свободного ПО решаются в разы легче». Кроме того, он назвал главный недостаток открытого ПО — недостаточное количество специалистов, которые учили бы пользователей «на местах».
Однако эта проблема, похоже, тоже получит свое решение. Как рассказала Галина Кожанина, преподаватель Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, «мы начинаем проводить виртуальные уроки на базе открытого ПО, совсем недавно состоялось первое занятие, в котором приняли участие педагог из Петербурга и три ученика — из Алма-Аты, Хабаровска и Новосибирска».