Объем российского экспорта программного обеспечения за 2006 г. вырос по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 53,8% и составил $1,495 млрд. По данным экспертов, наша страна занимает третье место по объему экспорта ПО, правда, серьезно отстает от лидеров — Китая и Индии. Специалисты уверены, что в будущем году рынок способен поддержать высокие темпы роста.
Стабильный рост рынок экспортного ПО Россия демонстрирует уже несколько лет. В 2004 г. рост составлял 30%, в 2005 г. — 40%. Основной причиной такой динамики президент НП «Руссофт» Валентин Макаров считает общемировую конъюнктуру международного рынка ИТ-аутсорсинга. По результатам исследования консалтинговой компании NeoIT, Россия занимает третье место на мировом рынке экспорта ПО после Индии и Китая. «Россия, конечно, серьезно уступает по объемам рынка той же Индии — $22 млрд. против $1,5 млрд. Однако почетное третье место в мире нам обеспечивает сегмент высокотехнологичного софта, который подчас, кроме наших специалистов, разработать никто не может», — отмечает г-н Макаров.
Основным трендом современного аутсорсинга исполнительный директор компании Data Art Михаил Завилейский считает «мультисорсинг», когда решения поставщиков из различных регионов мира собираются под единым международным брендом в оптимальный продукт. При этом российским программистам часто отводится роль создателей наиболее сложных и спорных частей окончательного продукта, что обусловлено особенностями отечественной школы программирования, уверен г-н Завилейский. Преимущественную часть отечественного экспорта ПО, оцениваемую примерно в $1,1 млрд., как раз и занимают услуги наших программистов, которые они продают зарубежным заказчикам для решения таких задач. Остальные $355 млн. приходятся на производство программных продуктов: софт по зарубежной лицензии, а также продукты центров разработки зарубежных компаний.
«Оценить долю продуктов в общем объеме рынка довольно трудно, учитывая, что зачастую компания-разработчик продвигает, прежде всего, бренд, а не страну производителя, и неохотно делится информацией о своем бизнесе», — считает Валентин Макаров. Участники исследования «Руссофта» (российские ИТ-компании) в этом году впервые высоко отозвались об отечественном рынке ПО, поставив его на второе место после американского. «Наши респонденты отметили две тенденции: рост отечественного рынка разработок ПО — 70% опрошенных, еще 60% указали на очевидный рост экспорта и тенденцию к укрупнению игроков рынка, что явилось следствием прошедшей волны поглощений», — рассказывает г-н Макаров. Также, по его прогнозам, через год Россия должна набрать в этом рейтинге пять пунктов и обогнать США.
«Положительные тенденции наметились еще в 2004 г., когда со стороны государства стало уделяться самое пристальное внимание ИТ-отрасли, — отмечает президент «Руссофта». — Создание фонда поддержки ИТ, особые экономические зоны, ориентированные на высокотехнологичное производство, проекты технопарков — все это произвело ощутимый пиар-эффект на международном уровне, в результате которого зарубежные компании обрели доверие к ИТ-потенциалу нашей страны. 60% опрошенных нами участников российского ИТ-рынка считают, что государство поддерживает индустрию. Это вселяет уверенность».
Эксперты единодушны в оценках территориального распределения отечественного рынка ИТ-аутсорсинга. По их мнению, около 30% компаний сосредоточено в Москве, от 22% до 25% представляют Санкт-Петербург, а оставшиеся 45% распределены между региональными центрами, среди которых особенно выделяются Новосибирск, Нижний Новгород и Екатеринбург. «Многие небольшие города также имеют ИТ-потенциал, — говорит Валентин Макаров. — Единственная, но, пожалуй, кардинальная их слабость состоит в отсутствии международных систем связи. Грубо говоря, отсутствие прямого авиасообщения между Брюсселем и Самарой может не позволить молодой фирме выйти на международный рынок. Заказчик просто не будет тратить время на то, чтобы с пересадками добираться до инженеров. В плане затрат времени часть российского рынка ИТ-аутсорсинга оказывается для зарубежных заказчиков невыигрышной и неинтересной. Однако я считаю, что такое положение дел должно только подтолкнуть программистов из «глубинки» к созданию собственного, аутентичного продукта, на что и направлена программа развития сети технопарков и ОЭЗ России».
«Безусловно, транспортное сообщение очень важно, — подчеркивает директор по корпоративным коммуникациям компании "Рексофт" Светлана Вронская. — Крупные заказчики всегда смотрят на количество прямых рейсов в город, куда планируется отдать работу». Вместе с тем г-жа Вронская не считает, что удаленные от общепризнанных ИТ-центров страны разработчики компенсируют свою недоступность для зарубежных заказчиков новыми программными продуктами. «При разработке новых продуктов очень важны каналы сбыта, которые также зависят от транспортной инфраструктуры региона», — уверена она.
Тем не менее, Светлана Вронская соглашается с цифрами НП «Руссофт». По ее данным, рост компаний, оперирующих на рынке экспорта ПО в 2007 г., в среднем составил 30%, что является следствием того, что менеджмент стал активнее вкладываться в маркетинг на зарубежных рынках. Однако, по ее мнению, государственная поддержка отрасли пока оставляет желать лучшего. «Еще в августе 2006 г. президент России утвердил поправки к налоговому кодексу, снижающие ЕСН для разработчиков ПО на экспорт. Но до сих пор не создано агентство, которое занялось бы обеспечением соблюдения принятых поправок в экономической реальности. Рынок растет, но скорее вопреки, а не благодаря государственной поддержке», — считает г-жа Вронская.