Корпорация Microsoft объявила о запуске в России ПО для платформы т.н. «Объединенных коммуникаций». Решение позволяет объединить традиционную телефонию и компьютерный софт. По мнению разработчиков, «Объединенные коммуникации» изменят общение в бизнес-среде настолько сильно, как это сделала в 1990-е гг. электронная почта. Первым российским интегратором, заявившим о сотрудничестве с Microsoft в этой области, стала компания «Крок».
  
Программное обеспечение для т.н. «Объединенных коммуникаций» (Unified Communications) от корпорации Microsoft официально запущено в России. По словам президента подразделения Microsoft Business Division Джефа Райкса (Jeff Raikes), удалось разработать революционное решение, совершить стремительный прорыв, который позволит значительно усовершенствовать то, как люди общаются и взаимодействуют. «ПО «Объединенных коммуникаций» изменит общение в бизнес-среде так же, как в 1990-х гг. это сделала электронная почта», - уверен Джеф Райкс. Решение объединяет электронную почту, обмен мгновенными сообщениями, передачу голоса, видео и веб-конференции в единую систему.
  
«Объединенные коммуникации» и ПО Microsoft для VoIP включают следующие элементы: Office Communications Server 2007 (ПО с поддержкой VoIP, видео, мгновенных сообщений и конференц-связи в уже известных приложениях, например, в Microsoft Office); Office Communicator 2007 (клиентское ПО для голосовой связи, обмена мгновенными сообщениями и видеовызовами, которое работает на ПК, мобильных телефонах и через интернет-браузеры; Office Live Meeting (версия усовершенствованного сервиса Microsoft для конференц-связи); Service pack 1 для Microsoft Exchange Server 2007 (ведущая платформа электронной и голосовой почты, поддерживающая бизнес-календарь и мгновенные сообщения). Напомним, что финальная версия основных элементов решения была представлена Microsoft в середине октября.
  
«Мобильный телефон из дорогого устройства для топ-менеджеров постепенно превратился в обычный аксессуар, но обладающий множеством функций, - говорит Джеф Райкс. - Но стационарный телефон, по сути, остался таким же, что и 30 лет назад. Мы предлагаем решение, объединяющее корпоративную телефонию и компьютерное ПО. Особенно важно, что с его помощью можно контролировать состояние доступности человека для общения. Это позволит экономить до 50 часов времени в год и 25-30% средств на звонки по VoIP. Эра слепого набора телефонных номеров и «тюрьмы» речевой почты заканчивается». По оценкам Gartner, реальная конвергенция программных средств и телефонии произойдет к 2010 г. Уже сейчас 61% сотрудников говорят, что главным средством коммуникации для них является компьютер. «При этом мы не предлагаем выкинуть ваши офисные УАТС, мы предлагаем их использовать совместно с нашим решением», - подчеркнул Джеф Райкс.
  
В настоящее время новым ПО от Microsoft уже пользуются более 400 тыс. человек из 150 компаний. Как прогнозирует софтверный гигант, через 3 года минимум 100 млн. человек будут общаться через компьютерные приложения. По словам менеджера по продуктам Unified Communications Microsoft Михаила Кочергина, в «Объединенных коммуникациях» не хранится никаких персональных данных, они полностью построены на открытых протоколах. При необходимости российский заказчик сможет подключить к нему одного из отечественных криптопровайдеров для шифрования данных. Важной особенностью решения является возможность не только внутрикорпоративного общения, но и подключения деловых партнеров по защищенным каналам.
  
Первым российским интегратором, заявившим о сотрудничестве с Microsoft в области «Объединенных коммуникаций», стала компания «Крок». «Первый проект по «Объединенным коммуникациям» был реализован нами еще на версии Live Communication Server 2003, - рассказал CNews Игорь Малышев, руководитель направления инфраструктурных решений «Крока». - Тогда это только решало задачу отображения присутствия сотрудника на месте и обмена мгновенными сообщениями для одного из предприятий. Безусловно, с тех пор зрелость продуктов и решения в целом существенно модифицировались. Сейчас это уже система, полноценно закрывающая все аспекты объединенных коммуникаций. Именно в этом контексте мы начали заниматься данным решением около полутора лет назад на платформе LCS 2005. Внутри компании была осуществлена интеграция решения с офисной Cisco IP-телефонией и развернутой в компании системой видео-конференц-связи (ВКС) Polycom. Как только появились первые бета-версии нового продукта Office Communication Server 2007, мы начали его тестирование. К моменту выхода окончательного релиза в «Кроке» был накоплен существенный опыт по интеграции решения с офисной телефонией и системами ВКС».
  
«Крок» уже сейчас готов предложить заказчикам Unified Communications. «Мы уже имеем высокую компетенцию по интеграции данного решения со смежными системами и предлагаем его нашим заказчикам в полном объеме, - отметил Игорь Малышев. - Поскольку решение призвано обеспечить интеграцию с уже имеющимися у заказчика системами телефонии и/или ВКС, объемы работ по интеграции будут существенно зависеть от требований к функциональности данного решения. Наличие в нашей компании специалистов по всем ключевым вендорам в части смежных систем (это Cisco, Nortel, Avaya, Polycom и Tanberg) позволяет подходить к реализации такого проекта комплексно». Первым заказчиком решения стала одна из энергетических компаний. «Крок» осуществляет интеграцию продукта Microsoft с телефонией и системой ВКС заказчика. Кроме того, в ближайшее время начнется проект интеграции «Объединенных коммуникаций» в одной из госструктур.
  
По словам аналитиков, новое решение от Microsoft имеет хорошие перспективы в России. «Подобное унифицированное предложение, прежде всего, является реакцией на уже свершившиеся процессы конвергенции на рынке инфокоммуникаций, а именно проникновения и роста востребованности среди пользователей IP-технологий, в частности, VOIP, обмена мгновенными сообщениями (Skype, ICQ, Google Chat), позволяющими осуществлять дешевые звонки в интернете, а также пользоваться функциями видеоконференции (в том числе многопользовательской), - отмечает старший консультант J'son & Partners Кира Соколова. - Во-первых, продукты от Microsoft составят серьезную конкуренцию альтернативным ПО. Разработчиками ПО для подобных тулов являлись сторонние компании, что требует дополнительной установки на ПК пользователей. Таким образом «унифицированное решение от одного поставщика» позволит охватить гораздо большие аудитории пользователей. Во-вторых, в соответствии с мировой практикой подобные IP-пользовательские приложения ориентированы и активно применяются частными пользователями, тогда как в корпоративном мире они не получили большого распространения из-за высоких требований к QoS и защите передаваемой информации. Решение от Microsoft будет позиционироваться как «рывок» на корпоративный рынок, требования которого могут быть удовлетворены при дополнительной установке серверных продуктов компании».
  
Перспективы успешности продвижения продуктов и решений Microsoft в России, по мнению специалистов, будут в целом следовать мировым рынкам. Однако, особенности регулирования отрасли связи в России потребуют от компаний, внедряющих и применяющих конвергированные решения, приводить их в соответствие с требованиями о пропуске IP-трафика в сетях связи, что косвенно может оказать тормозящее действие именно на применение в корпоративном сегменте. Во многом поэтому вытеснения традиционной офисной телефонии не произойдет.