Каталог
ВведениеВыход Radeon HD 4850 и 4870 принес AMD столь долгожданную и необходимую победу на очередном витке развития графических карт среднего ценового диапазона. Впервые за долгие годы компании удалось без задержек, бумажных анонсов и невыполненных обещания вывести на рынок чипы более эффективной и экономически выгодной архитектуры, чем у прямого конкурента. Реакция на очевидный успех AMD последовала немедленная – это и увеличение занимаемой доли рынка видеокарт, и многочисленные снижения цен NVIDIA. На этом компания не остановилась. Благодаря отличной масштабируемости RV770, AMD удалось не только выпустить удачные решения среднего уровня, но и создать самую быструю в мире видеокарту топ-сегмента – Radeon HD 4870X2, по производительности превосходящую в абсолютных величинах флагмана NVIDIA – GeForce GTX 280. Однако не производительностью единой жива компьютерная индустрия. Безусловно, именно выход high-end решений толкает вперед прогресс, но помимо энтузиастов, готовых выкладывать немалые суммы за возможность наслаждаться любыми играми в высоких разрешениях и с максимальными настройками качества существует и подавляющее большинство пользователей с куда более скромными запросами. Более того, именно недорогие карты обычно приносят производителям наибольший доход, обладая низкой себестоимостью. Как раз для такой рыночной ниши и предназначены low-end новинки от AMD последнего поколения на базе RV730 – Radeon HD 4670 и 4650. Как следует из кодового обозначения чипа, используется уже знакомая архитектура RV7xx. Смысла описывать снова решения, примененные инженерами AMD, нет, так как это уже было сделано в обзоре 4850/4870. Качественных изменение относительно RV770 не произошло (за исключением, пожалуй, не столь существенного соотношения ALU и TMU в процессорных блоках), разница лишь в количестве исполняемых блоков и разрядности шин. По аналогии с 4850/4870 в 4650/4670 используется один и тот же чип RV730. Как и ранее производится он силами тайваньской TSMC по 55нм техпроцессу. Число транзисторов, однако, сокращено до 512 млн., что выразилось в наличии лишь 8 процессорных блоков (320 шейдерных процессоров), 32 текстурных и 8 ROP. Шина памяти урезана до 128 бит, тип используемой памяти различается в зависимости от класса карты. Для более медленной 4650 на референсной плате предполагается использование 512 Мб DDR2. Для 4670 рекомендуется либо тот же, либо удвоенный объем, набранный микросхемами GDDR3 или DDR3. Не стоит путать GDDR с DDR, это разные типы используемой памяти, причем DDR3 встречается на видеокартах впервые. DDR дешевле в производстве и показывает худший частотный потенциал, однако для карт низших ценовых диапазонов и его должно хватить с лихвой. Рекомендуемые частоты для 4670 – 750 МГц по ядру и эффективные 2000 МГц (GDDR3, 2x 1000 реальных МГц) / 1800 МГц (DDR3, 2x 900 реальных МГц) по памяти. 4650 довольствуется пониженной на 150 МГц тактовой частотой ядра и всего лишь 1 ГГц (2x 500 реальных МГц) по памяти. Как и ранее, никакого разделения частот внутри чипа нет. Конечно, производители в скором времени будут на свой лад трактовать рекомендации AMD, выпуская 2 Гб 4650 или повышая штатные частоты 4670, но пока на рынке представлены только референсные карты, и в нашем обзоре речь пойдет об одной из них. Стоит отметить, что карты обладают низким заявленным энергопотреблением (75 Вт для старшей версии в линейке и 60 Вт для младшей), не требуют никаких дополнительных разъемов питания. Ядром обеспечивается поддержка всех новейших коммуникационных интерфейсов, как внутренних, так и внешних. Карты общаются с системой по PCI-Express 2.0, а выводить картинку могут помимо стандартной пары Dual-Link DVI (переходники на D-Sub в комплекте у большинства плат) через HDMI, DisplayPort, TV-Out или HDTV-Out, конечно, с HDCP. Помимо RAMDAC, интегрированных на кристалл и обеспечивающих вывод изображения с разрешением до 2560 x 1600, в AMD не забыли и про UVD2, исправно работающим с современными HD кодеками вроде MPEG-2, H.264 или VC-1 и обладающим возможностью одновременно аппаратно обрабатывать целых два источника в разрешении 1920 x 1080. Помимо этого предусмотрены и алгоритмы апскейла стандартное разрешение DVD до HD. Не стоит забывать и про отлично работающую технологию PowerPlay, снижающую в простое частоту, напряжение чипа и скорость вращения вентилятора. Такие характеристики автоматически превращают карты в отличное решение для мультимедийного центра, так как не стоит сомневаться в скором появлении пассивных, или даже низкопрофильных версий 4650. Но нас в первую очередь интересует все же производительность новых карт в реальных графических приложениях. Все прекрасно знают, что продукты ATI (а ныне и AMD) отлично справляются с различными мультимедийными задачами, а вот предугадать производительность в 3D не так-то просто. Ясно, что она будет примерно в два раза хуже показателей RV770, но насколько именно хуже – покажет наше сегодняшнее тестирование. |
Источник: www.tweaktown.com/