По мнению ряда наблюдателей, за финансовые потрясения и мировой экономический катаклизм ответственна всего одна группа: аналитики, которые создали программное обеспечение, которое обеспечивало работу рынка опционов, который, в свою очередь, стал причиной финансового краха. После Большого Взрыва 1980-х годов большим количеством акций, облигаций, а также деривативов автоматически торговали компьютеры, а не люди. На эти так называемые "algotrades" ("алготрейдеры") в 2006 году приходилось до 40% всех торгов на Лондонской фондовой бирже, а на некоторых американских фондовых рынках эта цифра достигала 80%.
Людей, которые пишут алгоритмы, лежащие в основе программного обеспечения, часто называют квантовыми аналитиками, или просто "квантами". Это физики и математики, работающие в сфере управления рисками. Созданное ими программное обеспечение автоматически вычисляет риски от каждой операции и решает, стоит ли её проводить, а также назначает цену сделки в зависимости от ряда параметров рынка, которые способны понять лишь немногие экономисты и сами создатели программного обеспечения. Как показывают последние события, кванты не озаботились разобраться в том, что же такое они написали.
Чем больше автоматизировались финансовые рынки, тем больше требовалось квантовых аналитиков и создаваемых ими финансовых программ. Но эти программы учитывали только краткосрочные перспективы и риски, и почти никогда не учитывали долгосрочные риски. Кроме того, частое копирование информации привело к появлению виртуальных денег, то есть таких, которые существуют только в памяти компьютеров, а в реальном мире отсутствуют. "Кванты настоящие гении, они лучшие, кого смогли найти финансисты Wall Street," ─ пишет обозреватель газеты New York Times Ричард Дулинг (Richard Dooling). ─ "Эти люди настольно умны, что, найдя $1трлн на необеспеченные кредиты, сумели добавить к ним деривативы, новые условия возврата, и ─ раз! ─ создали $62трлн мнимых денег."
Современные финансовые автоматы основаны на алгоритмах оценки рисков, совершенно не учитывающих глобальных катаклизмов, изменений, и способности людей действовать стихийно. В частности, они не учитывали возможность того, что все вдруг откажутся платить. Джордж Дайсон (George Dyson), сын квантового физика Фримана, писал на прошлой неделе: "Как показал нынешний кризис, проблемы начинаются, когда к деньгам применяется нерегулируемое дублирование. Чрезвычайно сложные финансовые инструменты, созданные компьютерами и известные как деривативы, появляются не из обычного производства или товаров, а из других финансовых инструментов." Дулинг, в свою очередь, считает, что сейчас весь мир зависит от сложнейшего механизма финансовой системы, в котором способны работать только машины. Похоже, мы теперь во власти автоматов.