Программа сохранения рабочих мест и доходов (Jobs bank program) - плод совместной договоренности между профсоюзом работников автомобильной (United Auto Workers) промышленности с одной стороны и ведущими американскими автопроизводителями (General Motors, Ford и Chrysler) с другой. По этой договоренности производитель обязывался сохранять заработную плату лишившегося рабочего места сотрудника, в обмен на гарантии того, что обученный им рабочий не перейдет на работу в компанию конкурент, профсоюз же в ответ поддержал инициативу производителей по большей автоматизации процесса производства на предприятиях. На момент заключения договора в 1984-м году автомобильная промышленность в США была на подъеме и эти взаимные уступки казались общим благом, но с течением времени количество работников росло и к 2005-му году достигло 12000 человек, в 2006-м оно увеличилось еще на 3000 рабочих и продолжало расти.
3 декабря 2008 года программа была остановлена с формулировкой "с целью помочь автопроизводителям преодолеть экономический кризис".
Нам показалось интересным опубликовать статью иллюстрирующую деятельность этой программы на момент 2005-года, когда уже становилось очевидно, что прекращение работы "банков рабочих мест" вопрос времени.
Американские автогиганты и их поставщики тратят миллиарды на заработную плату ненужным сотрудникам
Кен Пул хорошо зарабатывает. Каждый день в семь утра он появляется на заводе Ford в Мичигане, отмечается и начинает разгадывать кроссворд. Вообще-то он терпеть не может однообразную работу, но за эту хорошо платят: больше $31 доллара в час, не считая бонусов.
"Мы приходим, разгадываем кроссворды или смотрим кино. Некоторые читают газеты", - рассказывает Пул. "Не сидеть же просто так".
Пул - один из 12000 американских рабочих, которые вместо сборки автомобилей коротают время в банке вакансий, учрежденном детройтскими автопроизводителями и компанией Delphi в результате беспрецедентного соглашения с профсоюзом работников автостроительной промышленности (United Auto Workers, UAW).
Взамен в 1980-х профсоюз поддержал ряд спорных решений по увеличению производительности за счет дополнительной автоматизации производства и внедрения быстропереналажимаего оборудования.
Delphi, находящаяся сегодня на грани банкротства, настойчиво пытается заставить профсоюз отказаться от Программы сохранения рабочих мест и доходов (Job and Income Security program), а на Уолл-Стрит гадают, каким образом автопроизводителям удается содержать тысячи ничего не делающих рабочих.
"Это дамоклов меч", - говорит экономист из Центра автомобильных исследований в Энн Арбор, Стивен Сакали. "Необходимость содержать огромное число ничего не делающих рабочих обязательно скажется на их будущих доходах".
По данным на 25 сентября 2005 года в банке вакансий General Motors числилось 5000 рабочих, у Delphi - 4000, у DaimlerChrysler AG - 2100, а у Ford - 1275, хотя грядущее закрытие сборочного завода Ford в Огайо наверняка серьезно увеличит эту цифру. Кроме того, известно, что и Ford, и General Motors планируют в ближайшие годы закрыть немало других своих предприятий.
Детройтские автопроизводители отказались обсуждать Программу, равно как и признаться, сколько именно они вынуждены тратить на содержание лишней рабочей силы. Однако при подписании новых четырехлетних соглашений между автопроизводителями и профсоюзом в 2003 году прессе стали известны некоторые цифры, которые позволяют оценить реальные объемы вложений.
Согласно тем данным, в течение четырех лет General Motors обязался выплатить по Программе сохранения рабочих мест и доходов около $2.1 миллиардов, DaimlerChrysler выделил на эти цели $451 миллион, плюс - $50 миллионов на выплаты штатным сотрудникам, участвующим в Программе, Ford, несущий помимо всего прочего ответственность и за сотрудников Visteon Corp, пообещал выделить $944 миллиона.
Delphi планировала выплатить порядка $630 миллионов, но в августе председатель совета директоров и главный исполнительный директор Delphi Стив Миллер признался, что компания уже потратила на Программу более $100 миллионов.
"Вы хотите знать, можем ли мы ежегодно тратить по $400 миллионов на содержание ненужных нам рабочих и еще по $400 миллионов на эксплуатационные расходы? Нет, не можем. Мы не можем делать это вечно", - сказал Миллер в одном из своих интервью The Detroit News. "И не можем ждать до 2007 года".
Гарантия занятости
Идея банка вакансий родилась 1984 году во время переговоров между профсоюзом работников автостроительной промышленности и Большой тройкой. Профсоюз еще не оправился после потери 500000 рабочих мест в результате рецессии конца 1970-х начала 1980-х годов и намеревался во что бы то ни стало сохранить все оставшиеся. Автопроизводителям как воздух нужна была поддержка Профсоюза в намеченной модернизации производства.
Платой за движение вперед для одних и наградой за возможные потери для других стал план, гарантирующий финансовую помощь и льготы для тех членов Профсоюза, которые лишатся своих рабочих мест вследствие технического прогресса и реструктуризации предприятия. В большинстве случаев рабочие приходят в банк вакансий только после потери права на государственные пособия по безработице, которые, по сути, также выплачиваются компаниями, но в рамках другой социальной программы. Однако иногда люди сразу регистрируются в Программе сохранения рабочих мест и доходов, и тогда выплата пособий прекращается только при выходе сотрудника на пенсию или при возвращении на работу.
Профсоюз надеялся, что гигантские выплаты незанятым в производстве рабочим предотвратят увольнения по причине отсутствия работы, что в свою очередь поможет избежать аутсорсинга. План работал какое-то время, но лишь за счет колоссального запаса живучести американского автопрома.
Американские автоконцерны не снижали объемы выпуска легковых автомобилей и грузовиков даже тогда, когда рыночный спрос на них был объективно ничтожен, заставляя тем самым продавцов снижать цены и предоставлять скидки.
"Порой они просто спихивают нам продукцию, не интересуясь, можем мы ее продать или нет", говорит глава Holden Dodge Inc в Довере Бил Холден, который признается, что Программа сохранения рабочих мест и доходов изрядно портит жизнь дилерам. "Им ведь надо как-то оплачивать эти контракты с Профсоюзом".
В войне американских автопроизводителей с европейскими и азиатскими конкурентами банки вакансий оказались тяжелым бременем.
Кому нужны эти банки вакансий?
Аналитики говорят, что на переговорах между Профсоюзом и производителями в 2007 году вокруг банков вакансий могут разгореться дискуссии более жаркие, чем вокруг медицинского страхования. Особенно неблагоприятна ситуация для Ford. Их штат рабочих моложе, чем у General Motors, а это значит, что любой сотрудник, отправленный Ford на "скамейку запасных" с высокой вероятностью захочет задержаться на ней на какое-то время.
"На руководство Ford давят инвесторы, настаивая на снижении цен", - объясняет старший научный сотрудник Института корпоративного управления и трудовых отношений при Мичиганском университете Роланд Залоу. "Вместе с тем, от Профсоюза все будут ждать защиты рабочих мест".
Принимая во внимание оба факта, он считает возможным некое компромиссное решение. Скорее всего, банки вакансий останутся, но их финансирование вряд ли будет осуществляться с прежним размахом. "Мы увидим немало взаимных уступок", - говорит он. "Однако есть ли смысл в банках вакансий вообще в условиях сокращения прибылей и уменьшающейся доли на рынке?"
"Рабочим нужен банк вакансий, потому что он защищает их интересы", - говорит Залоу. Вместе с тем не стоит забывать, что банк вакансий создавался и для защиты интересов компаний. На заре своей истории он гарантировал последним, что талантливый сотрудник не уйдет к конкурентам.
"Компании вкладывают средства в обучение сотрудников, а банк вакансий защищает эти инвестиции", - объясняет он.
Целесообразность инвестиций должна рассматриваться с позиции долгосрочных планов. Это важное правило, хотя на Уолл-Стрит им пользуются реже, чем хотелось бы.
"Если они критикуют банки вакансий, думаю, это означает, что парни наверху больше не верят в то, что смогут восстановить прежние объемы своей доли на рынке", - говорит Залоу. "Иными словами, обратного пути нет".
Аналитики и специалисты по трудовым отношениям считают, что компромисс неизбежен, поскольку на автопроизводителей давит необходимость снизить цены.
"Вполне возможно, Профсоюз, осознает, что денег на оплату Программы сохранения рабочих мест и доходов просто нет", - говорит Сакали. "Стало быть, в вопросе с банками вакансий придется чем-то поступиться".
Несмотря на то, что банки вакансий компрометируют профсоюзы, являясь наглядной иллюстрацией их неуемного аппетита, неправильно обвинять во всем произошедшем только Центр солидарности, как называют свою штаб-квартиру в Мичигане руководители Профсоюза. По мнению экспертов, главы General Motors, Ford и DaimlerChrysler виноваты ничуть не меньше.
"Если бы эти ребята выпускали автомобили, которые пользуются спросом, никаких проблем бы не возникло", - говорит Сакали.
"Меня как будто выбросили"…
Ему вторит участник Программы сохранения рабочих мест и доходов Дэн Цискоу, потягивающий кофе в компании своих товарищей по несчастью, среди которых и наш старый знакомый - Кен Пул.
В настоящее время десять членов профсоюза UAW Local 900 зарегистрированы в банке вакансий Мичиганского завода по сборке грузовиков. Все они - специалисты по ремонту сварочных пистолетов, "стрелки", как их еще называют. У всех за плечами годы тяжелого труда, но никто из них не хочет на покой.
Возможно, со стороны, их праздное существование вызывает у некоторых зависть, но таких, как 56-летний Цискоу вынужденное участие в Программе оскорбляет.
"Меня как будто выбросили, потому что я больше не нужен", - делится он. "Так же в свое время поступили с ветеранами. На войне мы были героями, а когда вернулись, оказались на задворках". Он поправляет бейсболку с эмблемой организации бывших военнопленных и вздыхает.
Мичиганский завод по сборке грузовиков, выпускающий внедорожники Ford Expedition и Lincoln Navigator был когда-то одним из самых прибыльных предприятий Ford, но сегодня грузовики и внедорожники не в почете.
Цискоу, Пул и восемь других "стрелков" оказались в банке вакансий после того, как в июле руководство завода упразднило их должности. Они проработали в Ford более 36 лет и числились среди самых высокооплачиваемых сотрудников. Как и многим другим лишним "синим воротничкам", руководство предложило им выходные пособия размером $35000. Большинство из них не хотят отправляться на пенсию, но перспектива завершить карьеру в должности специалиста по кроссвордам их тоже не прельщает.
"Мы хотим учиться", - говорит за всех Дейл Хол.
И такая возможность есть. Можно изучить ремонт велосипедов, прокладку электропроводки и выжигание по дереву. Еще есть курс создания композиций из искусственных цветов.
"С таким же успехом они могли предложить нам курс плетения корзин или попросить нас пойти покормить голубей", - говорит Цискоу.
Общественные работы, как средство от вынужденного безделья
Общественная работа привлекает немногих.
Дэн Костилла, член профсоюза UAW Local 602, работал в кузовном цехе сборочного завода General Motors в Лансинге, но в мае завод закрыли. Теперь вместо шлифовки сварных стыков он руководит группой своих бывших сослуживцев.
С тех пор, как пять месяцев назад эти люди лишились работы, они подстригали газоны для инвалидов, чинили крыши по просьбам стариков и сопровождали детей во время экскурсий в зоопарк. Все это организовал для них профсоюз при поддержке компании.
"Ребята поняли, что можно бесконечно сидеть в банке вакансий или заняться чем-то полезным", - рассказывает Костилла. "Ведь стоит немного посидеть там, и ты заболеваешь от безделья".
Бывший президент профсоюза UAW Local 849 в Ипсиланти Боб Боуэн говорит, что изначально целью создания банков вакансий было обеспечение сотрудников, временно оставшихся без работы, оплачиваемой общественной работой или предоставление им возможности приобрести новые навыки, которые затем они смогли бы применить на производстве.
"Идея состояла в том, чтобы люди не маялись от безделья", - рассказывает Боуэн. Проблема, по его мнению, состоит в руководстве. Вместо того чтобы объединить все банки вакансий в единую сеть с общим руководством, местным профсоюзам предоставили полную свободу действий. Некоторые относятся к решению этой задачи ответственно - вовлекают рабочих в общественные работы и организуют курсы повышения квалификации, но есть и такие, которые ограничиваются закупкой карточных колод и видеомагнитофонов.
Кену Пулу, видимо, не повезло - ему приходится выбирать между кроссвордами и хроникой Второй мировой войны. Вместе с другими членами банка вакансий Мичиганского сборочного завода он собирается проконсультироваться у адвоката. У них накопилось достаточно жалоб на компанию и профсоюз. Одних они обвиняют в возрастной дискриминации, других - в нежелании помочь.
У Костиллы с товарищами недавно появился шанс вновь вернуться к работе. General Motors открывает новый завод близ Лансинга, Delta Township. Костилла признает, что большинство членов профсоюза отнюдь не горят желанием вернуться к работе.
"Большинство из нас предпочли бы остаться здесь и заниматься тем, чем каждому хочется", - говорит он. "Оно и понятно, невозможно попасть под колеса автомобиля, который преследуешь".
Источник:
The Detroit News