[N1-1. Введение]
Более полугода прошло с момента выхода флагманских решений NVIDIA в области графики – GeForce
GTX 280 и
260. Согласно уже сложившейся традиции, новые чипы GT200 являлись носителями новой, серьезно усовершенствованной и развитой унифицированной шейдерной архитектуры NV (примененной впервые в G80), однако были выполнены с соблюдением норм старого 65 нм техпроцесса. В связи с тем, что кристалл состоял более чем из 1.4 миллиарда транзисторов, очевидны были и недостатки новых карт. Серия GTX потребляла слишком много энергии и платы были чересчур горячими, да и частоты из-за этого производителями устанавливались не самые высокие, что не дало архитектуре раскрыться в полную силу. Только лишь со временем благодаря оптимизации драйверов, новым ревизиям чипов и снижениям цен, карты NVIDIA последнего поколения стали выглядеть столь же привлекательно, как и решения AMD на базе RV770. Однако время было однозначно упущено, и на данном витке борьбы можно признать поражение NVIDIA (это не голословное заявление, доля рынка AMD серьезно возросла благодаря серии
Radeon HD 4800).
Тем не менее, соперничество продолжается. Видеокарты AMD уже нельзя столь однозначно рекомендовать к покупке, подоспели промежуточные обновления карт в виде GeForce GTX 260 Core 216 и
Radeon 4870 1 Гб, то и дело проскакивают новости о некоем пока что мифическом RV790. Но сегодня перед нами отнюдь не аморфные, а уже абсолютно реальные и доступные к покупке карты на базе обновленного GT200b – 55 нм преемника GT200 от NVIDIA. Они носят названия
GeForce GTX 295 и
285. По мало отличающимся индексам нетрудно догадаться, что карты сами недалеко ушли от предшественников. Фактически, все их новшества можно описать одним, уже упомянутым выше словосочетанием – 55 нанометровая технология производства. Благодаря переходу чипов NV на новый техпроцесс были устранены недостатки чрезмерного аппетита чипов (и, соответственно, нагрева) и одновременно с этим немного подняты частоты. Абсолютно никаких архитектурных изменений произведено не было, так что все сказанное о структуре GT200 применимо и к обновленным картам. Рассмотрим же их ближе.
[N2-2. Знакомство с картами]
Итак, начнем мы с более простой
GeForce GTX 285. О ней и говорить толком нечего, так как фактически перед нами старая добрая
GTX 280. Несколько переработана PCB с подсистемой питания, установлены чипы памяти в более простой корпусировке, немного упрощена система охлаждения (меньше ребер радиатора). Но все эти изменения для конечного пользователя довольно незначительны, даже разгонный потенциал карты при стандартном воздушном охлаждении в процентном отношении изменился несильно. Произведены они в первую очередь для удешевления продукта. Перед нами плата с одним полноценным GT200b со всеми активированными 240 потоковыми процессорами, 32 блоками растеризации и 80 – текстурной адресации и фильтрации, 1 Гб видеопамяти, общающимся с чипом по 512-битной шине.
Стандартные частоты новинки составляют 648 МГц по чипу (шейдерный домен – 1476 МГц) и 1242 (2484 эффективных) МГц по памяти. Как видно из фото, к карте необходимо подключение двух шестиконтактных разъемов питания PCI-Express. Замеры энергопотребления будут представлены позже.
Стоит отметить, что
GeForce GTX 260 также переведен на 55 нм техпроцесс, однако NVIDIA зачем-то внесла очень серьезную путаницу в модельный ряд, никак не обозначив новую модель. То есть, под одним и тем же названием могут скрываться разные карты. Это можно объяснить только желанием сбыть старые карты на базе 65 нм GT200, коих на складах компании и партнеров остается еще немалое число. А уж если вспомнить и о существовании GTX 260 Core 216... Так что стоит порекомендовать особенно тщательно подходить к выбору конкретного экземпляра видеокарты, если вам необходима именно 55 нм версия
GeForce GTX 260. А мы же пока посмотрим на более интересную
GTX 295.
Данная карта возвращает нас к эпохе
GeForce 9800GX2 и является, по сути, сдвоенной версией 55 нм
GTX 260:
Перед нами снова реализация SLI (использован чип nForce 200) для одного слота PCI-Express с той же компоновкой, что была применена в
9800GX2:
Две половинки, скрытые под общим пластиковым кожухом, повернуты чипами друг к другу и общей системе охлаждения. О недостатках такого решения все уже давно и не раз сказано, высокий нагрев плат и шумность СО обеспечены. Также очевидно, что
GeForce GTX 295 – временное решение, созданное чтобы отнять титул короля 3D-графики у
Radeon 4870X2. Судя по характеристикам карты, это у нее получится, однако оправданы ли примененные средства для достижения этой цели? Скорее всего, летом мы увидим новый GT300 от NVIDIA, а
GTX 295 уйдет на покой и будет лишь интересным экспонатом в коллекции, нежели действительно легендарной картой. То есть, повторит участь
7950GX2 и
9800GX2.
Тем не менее, сегодня это двухчиповый флагман NVIDIA и самая быстрая из когда-либо созданных компанией карт для игровой трехмерной графики. На ее борту 2 чипа GT200b с 240 активными потоковыми процессорами, однако, с пониженными до 576 (1242 для шейдреных процессоров) МГц частотами. При этом сужена шина памяти, которая теперь составляет 448 бит (очевидно, обусловлено это сложностями разводки на ограниченной площади), а объем, соответственно, 896 Мб для каждого чипа. Частота работы – 999 МГц (эффективные 1998).
Новые карты NVIDIA, конечно же, поддерживают SLI. Для
GTX 285 самая сложная конфигурация – три карты в Triple SLI,
GTX 295 позволяет строить Quad-SLI системы. Несложно догадаться, что присущие режиму AFR недостатки в полной мере проявляются здесь, да и как всегда качество драйверов для таких тандемов оставляет желать лучшего. Куда интереснее выглядит возможность реализации физики средствами
GTX 295 (ведь так как это фактически две отдельные карты в SLI, одну из них можно полностью определить под PhysX).
Сводная таблица характеристик новинок и их ближайших конкурентов выглядит так:
|
GTX 295 | GTX 285 | GTX 280 | GTX 260 Core 216 | GTX 260 | Radeon 4870 X2 | Radeon 4870 1 Гб |
Потоковые процессоры | 2x 240 | 240 | 240 | 216 | 192 | 2x 800 | 800 |
Блоки текстурной адресации / фильтрации | 2x 80 / 80 | 80 / 80 | 80 / 80 | 72 / 72 | 64 / 64 | 2x 40 / 40 | 40 /40 |
Блоки растеризации | 2x 28 | 32 | 32 | 28 | 28 | 16 | 16 |
Частота ядра | 576 МГц | 648 МГц | 602 МГц | 576 МГц | 576 МГц | 750 МГц | 750 МГц |
Частота шейдерного домена | 1242 МГц | 1476 МГц | 1296 МГц | 1242 МГц | 1242 МГц | - | - |
Частота (эффективная) памяти | 999 (1998) МГц | 1242 (2484) МГц | 1107 (2214) МГц | 999 (1998) МГц | 999 (1998) МГц | 900 (3600) МГц | 900 (3600) МГц |
Видеопамять | 2x 896 Мб GDDR3 | 1 Гб GDDR3 | 1 Гб GDDR3 | 896 Мб GDDR3 | 896 Мб GDDR3 | 2x 1 Гб GDDR5 | 1 Гб GDDR5 |
Шина видеопамяти | 2x 448 бит | 512 бит | 512 бит | 448 бит | 448 бит | 2x 256 бит | 256 бит |
Число транзисторов | 2x 1.4 млрд. | 1.4 млрд. | 1.4 млрд. | 1.4 млрд. | 1.4 млрд. | 2x 956 млн. | 956 млн. |
Техпроцесс | 55 нм | 55 нм | 65 нм | 65/55 нм | 65/55 нм | 55 нм | 55 нм |
На данный момент все новинки являются референсными картами, от производителя к производителю разнится лишь оформление кулера и комплект поставки. В скором времени, однако, возможно появление нереференсных GTX 260/Core 216, а также
GTX 285.
Ситуация с ценами очень непростая, даже в американской рознице нет четкого ранжирования конкурентов. Видимо, карты на GT200b еще не скоро полностью заменят 65 нм GTX. При этом AMD опустила цену на
4870X2, которому предстоит соревноваться с
GTX 295, так что только всеобъемлющая оценка постоянно меняющейся ситуации на рынке, а не только лишь абсолютное превосходство той или иной модели по результатам тестов должно служить поводом для принятия окончательного решения о покупке.
[N3-3. Тестовая конфигурация]
Тестовая конфигурация и программное обеспечение
[N4-4. Тестирование – Age of Conan]
Одна из немногих игр в нашем тестовом наборе, однозначно отдающая предпочтение картам AMD:
GTX 285 занимает место между
Radeon 4870 1 Гб и своим предшественником
GTX 280. Масштабируемость конфигураций SLI и Crossfire при таком высоком разрешении приятно удивляет, однако и одиночные карты показывают достаточный для не очень динамичной AoC фреймрейт.
В более низких разрешениях ситуация в целом не меняется, прирост производительности
GTX 285 над
280 составляет порядка 8-10%. Результаты
GTX 295 могли бы быть и лучше в данной игре, карта оказывается медленнее даже обычного тандема из
GTX 260 в SLI.
[N5-5. Тестирование – Call of Duty: World at War]
Здесь уже карты NVIDIA оказываются быстрее конкурентов, побеждая их во всех ценовых нишах:
Одночиповый
Radeon 4870 1 Гб не способен противостоять даже
GeForce GTX 260, а о
GTX 285 и говорить нечего, последняя соперничает скорее с
4870X2. Хотя, если смотреть с этой точки зрения (говорить о ценовой политике, а не о количестве чипов на одной плате), решение AMD при той же стоимости оказывается на 18% быстрее, что не позволяет говорить о проигрыше. В высшем ценовом диапазоне многочиповые конфигурации NVIDIA отлично показывают себя, наиболее эффективным предсказуемо оказывается SLI из пары
GTX 285. Возникает резонный вопрос – зачем вообще было выпускать
GTX 295, которая, пусть формально и является самой быстрой одиночной видеокартой, но не способна противостоять тандему из простых одиночных
GTX 285. Только лишь для престижа и поддержания статуса?
С понижением разрешения превосходство NVIDIA с многочиповыми видеокартами становится уже не столь явным.
[N6-6. Тестирование – Crysis Warhead]
Несмотря на то, что в данной, более оптимизированной, нежели оригинальный Crysis, игре
4870X2 оказывается быстрее
GTX 285, ни одна из этих карт не способна обеспечить минимально достаточное количество кадров в секунду для комфортной игры.
В общем и целом теперь вполне понятно, для какого соперничества AMD снизила цену на флагман, фактически оставив свой модельный ряд без соперника
GTX 295. Данное действие не лишено логики – ведь
4870X2 не способен дотянуться до двухголового монстра NVIDIA, но при той же цене он быстрее
GTX 285 во всех режимах и играх.
[N7-7. Тестирование – Fallout 3]
Картина в целом не сильно изменилась по сравнению с Warhead,
HD 4870X2 конкурирует с
GTX 285, при этом опережая его. Если говорить об одинарных картах (пусть и многочиповых),
GTX 295, как и всегда вне досягаемости, причем в данном конкретном тесте карта оказалась по эффективности на уровне
GTX 280/
285 SLI.
Одиночному
Radeon HD 4870 1 Гб наконец-то удается опередить
GTX 260 (какую же все-таки огромную работу по оптимизации драйверов проделали программисты NVIDIA!).
[N8-8. Тестирование – Far Cry 2]
В зависимости от уровней, на которых проходит тестирование, FC2 может отдавать серьезное предпочтении видеокартам NVIDIA или AMD. Мы постарались провести наиболее нейтральное и независимое тестирование.
Ничего нового Far Cry 2 нам не преподносит, все тоже превосходство
4870X2 над
GTX 285 при одинаковой цене, абсолютное лидерство тандема
GTX 285 SLI и примерное равенство результатов
Radeon 4870 1 Гб и
GeForce GTX 260.
[N9-9. Тестирование – Left 4 Dead]
Особых комментариев не требуется. Выстроившаяся тенденция повторяется и в данной игре на довольно старом и не требовательном движке Source.
[N10-10. Тестирование – Race Driver: GRID]
Данная игра, как и Age of Connan, является исключением, которое правда лишь подтверждает правило. В GRID карты AMD чувствуют себя на высоте.
Довольно интересно, что уровня
GTX 285 достигает даже одиночный
Radeon 4870 1 Гб.
[N11-11. Тестирование – замеры энергопотребления]
Не стоит забывать, что помимо абсолютной производительности и соотношения цена/качество существуют и другие значимые параметры видеокарт. Скажем, делая выбор между
4870X2 и
GTX 285, необходимо осознавать, что помимо лучшей производительности вы получите и шумную турбину, необходимую для отвода более 200 Вт тепла от видеокарты. Насколько энергетически эффективными оказались новые 55 нм решения NVIDIA, мы и проверим в данном разделе статьи.
Линейной зависимости между энергопотреблением
GTX 280 и
285 ожидать не стоит, ведь переработана PCB, использована другая память, да и уменьшение размера кристалла сочетается с повышением частот, так что не все так однозначно. В покое наша тестовая система потребляла такую мощность с разными видеокартами:
Итак, энергопотребление новой
GTX 285 на GT200b соответствует старой 65 нм
GTX 260, что является очень и очень неплохим результатом. Карты AMD экономичными назвать никак нельзя, система с
Radeon 4870 1 Гб потребляет почти столько же, сколько двойная
GTX 295!
4870X2 также очень прожорлив до энергии и требует столько же, сколько и пара
GTX 260 в SLI.
Под нагрузкой ситуация меняется, и
GTX 285 требуется мощности больше, чем для
GTX 280. Причем в SLI связке картина повторяется, что говорит о достоверности полученных результатов. Очевидно, свою роль сыграли повышенные частоты, которые полностью свели на нет прок от более тонкого техпроцесса. Но в любом случае мы получаем карту с большей производительностью и тем же энергопотреблением за меньшие деньги, что не может не радовать.
Radeon 4870X2 требует более чем на 100 Вт больше, чем
GTX 280, потребляя больше, чем
GTX 295 и приближаясь к паре SLI
GTX 280. Эффективность на Ватт у GT200b явно куда выше, чем у RV770.
[N12-12. Финальные слова и выводы]
В общем и целом новые карты NVIDIA оставили положительное впечатление. Для пользователей особой разницы в потребительских характеристиках 65 и 55 нм карт нет, они обладают сопоставимым энергопотреблением и производительностью, почти что одинаковым разгонным потенциалом. Скорее переход на 55 нм стал положительным моментом именно для NV – отныне с каждой проданной карты компания будет получать больше прибыли за счет уменьшенной площади кристалла, да и возможность создать двухчиповый флагман с ультимативной производительностью для одиночной карты дорогого стоит. Конечно,
GeForce GTX 295 является временным решением, однако по факту на сегодня это самая быстрая в мире игровая видеокарта. Она медленнее связки из двух
GTX 285 в SLI, но ведь и саму
GTX 295 можно удвоить, собрав Quad SLI систему.
Новые решения NVIDIA однозначно очень и очень привлекательные. Не имея адекватного ответа в виде новых карт, AMD пришлось снизить цены, и отныне
GTX 285 конкурирует с
Radeon HD 4870X2. Последняя хоть и быстрее, но ощутимо горячее и шумнее. Каждый сделает для себя выводы сам и выберет видеокарту по своим потребностям.
Благодаря постоянному совершенствованию драйверов NVIDIA сократила отставание от AMD, при этом благодаря грамотной ценовой политике решения AMD уже не смотрятся лучше карт NVIDIA. Можно сказать, что теперь выбор обусловлен в первую очередь предпочтением к бренду, и NV удалось ликвидировать свое отставание, возникшее с выходом 4000 серии Radeon. Да к тому же и вернуть себе до нового поколения видеокарт титул производителя самых быстрых одиночных 3D-акселераторов. Насколько быстрее окажутся GTX 300 и Radeon HD 5000 покажет только время, а пока можно только радоваться плотной конкуренции и широкому выбору достойных предложений от разных производителей.