Учёные-экономисты Феликс Оберхольцер-Джи (Felix Oberholzer-Gee), Гарвардский университет, и Колман Стрампф (Koleman Strumpf), Канзасский университет, опубликовали доклад, в котором сообщается, что файлообменные сети не препятствуют музыкальной, кинематографической и книгопечатной индустриям. В докладе сказано, что, вопреки заверениям таких организаций как RIAA, более слабые авторские права пошли бы на пользу как обществу, так и самим авторам. Исследователи признают, что пиратство может нанести ущерб в некоторых бизнес-моделях, но подчёркивают существование успешных бизнес-моделей, при которых пиратство оказывает благотворительное влияние на индустрию. Файлообменные сети не уменьшают стимул для создания художниками и музыкантами новых произведений, напротив, они могут привести к появлению ещё бóльшего количества новых работ. Это серьёзный аргумент против жёстких авторских прав.
Конституция Соединённых Штатов определяет, что авторское право "поддерживает прогресс науки и искусств посредством обеспечения защиты исключительных прав на работы и открытия их авторов". Таким образом, она постулирует, что индикатором для авторского права должен служить прогресс науки и искусства в эпоху файлообменных сетей. Даже если из-за обмена файлами снижается непосредственная рентабельность отдельного произведения, это не является показателем того, что отрасли в целом нанесён существенный ущерб. Во-первых, при ослаблении авторского права снижается цена на музыку, фильмы и книги, а следовательно, увеличивается готовность потребителей платить за произведения, и соответственно увеличиваются продажи. Если автор получает доход от этого, его стимул для создания нового произведения не только не падает, но даже может увеличиться. Далее, если отдельные музыкальные треки становятся фактически бесплатными, то цены на концерты можно увеличить, так как будет больше желающих попасть на концерт, и полная прибыль музыкантов при этом не уменьшится. Аналогичным образом авторы книг могут проводить платные встречи с читателями в разных городах, которые возможны только в том случае, если много людей знакомо с книгами этого автора.
Можно возразить, что это всё лирика, а каковы же факты? Итак, какие реальные последствия имеет массовый обмен файлами на индустрию:
В то время как продажи альбомов в целом сократились с 2000 года, число новых альбомов возросло. В 2000 году было выпущено 35516 альбомов. Семь лет спустя появилось 79695 альбомов, в том числе 25159 цифровых. Даже если файлообменные сети стали причиной того, что продажи сократились, новые технологии, по-видимому, не привели к снижению музыкального производства. Разумеется, было бы неплохо оценить различия в качестве, но нам не известно о каких-либо исследованиях, которые освещают этот вопрос.
Аналогичные тенденции можно увидеть и в других областях. Например, количество художественных фильмов, появившихся за год во всём мире, увеличилось с 3807 в 2003 году до 4989 в 2007 году (Screen Digest, 2004 и 2008). Страны, где пиратство фильмов свирепствует, как правило, увеличили объемы производства. Это справедливо в отношении Южной Кореи (с 80 до 124), Индии (с 877 до 1164) и Китая (со 140 до 402). В течение этого периода производство художественных фильмов в США увеличилось с 459 полнометражных фильмов в 2003 году до 590 в 2007 году.
В России в 2003 году было снято 147 фильмов, а в 2007 году ─ 250, не считая фанарта и постановочных мини-фильмов, изначально предназначенных не для продажи, а исключительно для бесплатного распространения.
Экономисты говорят, что необходимо тщательно оценивать, насколько доходы от взаимодополняющих продуктов компенсируют снижение доходов из-за интернет-пиратства. Кроме того, по мнению авторов исследования, пиратство способствует росту в других областях, в частности, оно приводит к более быстрому развитию интернета и росту покупок бытовой электроники, то есть
телевизоров,
HTPC и т.д., необходимой для просмотра и прослушивания файлов. "Авторское право существует для того, чтобы поощрять инновации и создание новых произведений, то есть для содействия социальному обеспечению" ─ пишут учёные. ─ "То есть вопрос в том, будут ли новые технологии подрывать стимулы для создания и распространения произведений." Да, учитывая приведённые данные, свидетельствующие о значительном росте музыкальной и кино-индустрии, трудно согласиться с тем, что файлообменные сети хоть как-то снижают стимулы к созданию новых произведений.