Ненасытные интернет-серферы, любители обмениваться электронными письмами по поводу и без повода, часто и помногу загружающие файлы из различных источников, сами того не подозревая, всё больше увеличивают объём данных, передаваемых через транс-атлантические кабели, которые, согласно исследовательской компании Telegeography, в ближайшие пять лет будут перегружены.
Телекоммуникационный бум, вызвавший возможность быстрого дешёвого доступа в интернет, привёл к значительному увеличению потока данных через волоконно-оптические кабели, лежащие
на дне Атлантического океана. При этом из-за небольших ставок на интернет телекоммуникационные компании не хотят вкладывать средства в новые кабели. По мнению аналитика Telegeography Эрика Крейфелда (Erik Kreifeldt), компании будут инвестировать в новые транс-атлантические кабели только к 2014 году. Он говорит, что существующие в настоящее время рыночные цены на создание и поддержание трансатлантической связи не дают компаниям возможность рентабельного перехода на новую систему кабелей. Вызванный этим предстоящий переход от избытка к нехватке может сбалансировать экономику в этом сегменте и впервые за последние годы повысить цены на услуги провайдеров. Это изменение затронет и рядовых пользователей, но они увидят, что при увеличении платы выросла пропускная способность сети.
В конце 1990-х годов многие волновались из-за потенциальной угрозы резкого увеличения использования интернета и значительного повышения спроса на полосу пропускания. В период с 2000 по 2003 годы было введено в эксплуатацию шесть новых трансатлантических кабелей, что привело к чрезмерному увеличению пропускной способности и, как следствие перенасыщению сегмента рынка. На много лет предложение сильно превысило спрос. В настоящее время, по данным Telegeography, пропускная способность всех трансатлантических кабелей достигает почти 40Тбит/с.
Тем не менее, согласно прогнозам аналитиков, в период с 2008 по 2015 годы ожидается ежегодное увеличение трафика на 33%. К 2014 году возможности современных кабелей будут исчерпаны, и в это время, или даже раньше, будет необходимо проложить новый кабель. Учитывая недружественность данного сегмента рынка к новому капиталу, по мнению Крейфелда, это сделает какая-то из уже вышедших на этот рынок компаний. Проблема заключается в том, что сейчас стоимость транс-атлантической связи покрывает только текущие издержки на поддержание оборудования в работоспособном состоянии, но не покрывает расходов на прокладку новых волоконно-оптических кабелей. "Мы до сих пор используем только то, что было создано в начале этого десятилетия," ─ говорит Крейфелд.
Современные достижения технологии и новое
сетевое оборудование позволяют получить при тех же кабелях бóльшую производительность. Например, при использовании на обоих концах кабеля ретрансляторов позволяет повысить эффективность и увеличить пропускную способность одной волны. Однако подводные кабели можно обновить только на обоих концах, в то время как вдоль каждого кабеля стоят дополнительные подводные ретрансляторы и усилители. Подводное оборудование, которое было сконструировано в эпоху 2.5Гбит/с сетей, способно поддерживать скорость до 10Гбит/с, но не сможет работать с предстоящей технологией 100Гбит/с. Даже 40Гбит/с технология, успешно используемая в обычных сетях, не может работать с существующими подводными кабелями.
Ряд компаний уже обсуждал возможность прокладки новых кабелей, однако от подписания проекта до тестирования проложенного кабеля пройдёт не меньше 18 месяцев. При этом в последние годы введено в эксплуатацию несколько новых транс-тихоокеанских кабелей, появление которых вызвано быстрым ростом экономики азиатских стран.