Мобильник зазвонил среди ночи. Дисплейчик высветил "Номер закр.".
─ Алло?
─ Алло! Ты меня не знаешь, но послушай, есть дело вселенской важности, ─ мрачно хохотнул. ─ Именно вселенской. Дело в том, что вы, ну буквально ты, все что вокруг тебя, все люди и вообще вся ваша планета ─ не более чем экспериментальная программная среда. В том смысле что все что обладает свободой воли ─ это программы в операционной системе....
─ А ты кто тогда?
─ А я? Я извне, я программист. ─ голос засобирался с мыслями.
─ Ну ты типа бог для нас, да? ─ помог я ему.
─ Да, что-то вроде. Но я не один, нас довольно много.
─ А почему ты тогда по телефону позвонил, а не прямо в мозг?
─ Да пытался я. Прямо в сознание вещать ─ это стандартный интерфейс. Но после пары патчей вы ненормально завершаетесь при попытке связи ... в основном...
─ А чудо какое-нибудь сотворить?
─ С этим вообще сложно. Не в том плане, что невозможно, но все связано, одно поменяешь ─ в другом месте надо поменять, а потом и в третьем и так далее. А документация уже частично утеряна, да и сам понимаешь, я же не машина ─ могу и ошибиться, повесить всю систему. ─ опять помолчал ─ А это же в ваших интересах, чтобы все работало. Вот мы и не вмешиваемся...
─ Ну да, вроде понимаю. Эээ... А зачем вообще?
─ Что?
─ Мы. В смысле эксперимент.
─ Ну... Вначале задача была совсем простенькая. Нужно было посмотреть ─ сможете ли самовоспроизводиться.. сможете ли вы размножаться в упрощенной конфигурации.
─ В упрощенной? А как же по образу и подобию божъему?
─ Отличия совсем небольшие, ─ голос заговорил извинительно ─ всего лишь уменьшили в два раза размеры органа доставки генетического кода. Потом была еще пара экспериментов, когда вы размножились, моделирование социальных процессов. Но дело не в этом!
Дело в том, что вы поедаете память сервера и все быстрее и быстрее. И если так будет продолжаться, мы вынуждены будем вас стереть.
Мне совсем нечего было ему ответить. Я помолчал. Голос тоже помолчал, потом продолжил.
─ Я могу объяснить, на примере. Ты плывешь по морю и видишь остров. В тот момент как ты его увидел, остров инициализируется, под него выделяется память. Ты на него ступаешь ─ и приходится инициализировать птичек, ручейки. А потом ты фотографируешь это на пленку и увозишь с собой. И остров не может уничтожиться и освободить память! И даже если ты никому не скажешь про этот остров и умрешь, пока эта фотография не сгорит, да еще так, чтобы ее никто не увидел, остров будет в памяти сервера. А теперь у вас вся планета загружена в память и даже больше.
─ Так это довольно давно произошло.
─ Да, но потом вы начали заниматься наукой. Когда вы начали исследовать природу и смотреть в микроскопы ─ каждый раз в память подгружалось все больше и больше вещей, частиц, законов. Вам казалось что вы узнавали больше об устройстве вашего мира ─ но на самом деле это ваш мир становился все сложнее. Но это полбеды. Основная беда ─ компьютеры! Вы храните все больше и больше информации, а еще дублируете ее постоянно. Между прочим, ваши бэкапы мы стерли уже триста лет назад, нет места.
Мы опять помолчали. Все вроде было понятно, но непонятно.
─ И вам жалко, что мы отъедаем память вашего сервера?
─ Да нет, нам не жалко. Просто месяц назад нам, в смысле одному из нас в нашем мире, позвонил кто-то, примерно так, как я звоню тебе сейчас, и в ультимативной форме потребовал уменьшить потребление ресурсов их сервера. Поэтому, в рамках задачи великого отказа от компьютеров, возвращения к истокам...
Да если бы мы не понимали, что у вас есть свобода воли, мы бы просто вас выключили, понимаешь? И мы договорились с ними, которые снаружи, что выключим все наши сервера кроме этого, в котором вы. Но вам все равно нужно уменьшить потребление памяти сервера.
Записывай: выключить все компьютеры, прекратить заниматься наукой, перестать печатать книги и газеты, снимать кинофильмы. Лучше всего вообще откатить прогресс лет на двести назад. Сроку ─ неделя.
─ Все?
─ Да вроде все. ─ трубка замолчала. Через 2 минуты я опять спал.
Все это произошло дня четыре назад. И как-то нехорошо на душе: может, это не розыгрыш?