Мы публикуем единственный существующий на данный момент полный перевод речи генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, которую он произнес 17-го декабря в МГИМО.
Исходный текст речи на английском языке можно прочитать
на информационном сайте НАТО
Уважаемый профессор Торкунов и господин Тренин!
Уважаемый заместитель министра, уважаемые послы, уважаемые депутаты Государственной думы! Уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья!
Я очень рад возможности присутствовать здесь, и прежде всего я хотел бы поблагодарить представителей МГИМО за приглашение. МГИМО хорошо известен в международных кругах, и я очень рад тому, что свою первую речь в качестве генерального секретаря НАТО я произношу именно здесь, в России. Я с нетерпением ждал этой встречи с вами, студентами – будущими яркими деятелями российской и мировой политики. Позвольте также поблагодарить Институт Карнеги за его роль в организации данного мероприятия.
Конечно, я рад возможности находиться в Москве ещё и по другой важной причине. Целью моих двухдневных встреч является обсуждение одного из приоритетных вопросов, который был сформулирован в первый день моего визита, а именно: усилия, направленные на перевод отношений Россия–НАТО в формат истинного стратегического Партнёрства. Я уже провёл ряд подробных консультаций по этому вопросу с Президентом Дмитрием Медведевым, Премьер-Министром Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, а также другими представителями российской власти. И сегодня я хотел бы обсудить этот вопрос с вами.
В настоящее время я занимаю две должности – генерального секретаря НАТО и председателя Совета Россия-НАТО – органа, где представители России и ещё 28 стран североатлантического альянса встречаются вместе для того, чтобы на равных обсудить вопросы общей безопасности и принять по ним конкретные решения.
Хотел бы сообщить вам: когда я принимал решение о том, чтобы занять пост генерального секретаря НАТО, я также уделял много внимания и другой своей работе. Потому что я полагаю, что сегодня уже имеются серьёзные предпосылки для создания истинных партнёрских отношений между Россией и блоком НАТО. А также потому, что я считаю, что доверительные отношения между Россией и 28 странами НАТО имеют огромный потенциал с точки зрения обеспечения безопасности как для России, так и для стран-участниц НАТО, что также будет способствовать реальному обеспечению безопасности во всём мире.
Мне известно: когда представители иностранных государств приезжают в Россию, они стараются приводить цитаты великих русских классиков, таких как Толстой, Пушкин или Достоевский. Но я бы хотел обратить ваше внимание на авторов научно-фантастической литературы – братьев Стругацких – и поразмышлять над тем, как может выглядеть наше будущее. А затем мы поговорим о том, что необходимо сделать для того, чтобы это будущее настало.
Итак, как могут выглядеть отношения Россия–НАТО, скажем, в 2020 году? Моё видение сотрудничества между Россией и странами НАТО состоит в том, что к этому времени отношения будут иметь чётко сформировавшиеся очертания на фоне общего международного ландшафта безопасности. Мы объединим наши усилия, в том числе усилия специальных служб, для совместной борьбы с терроризмом и с распространением наркотиков. Наши военно-морские силы объединятся для совместной борьбы с морскими пиратами. А российские военнослужащие наравне с военнослужащими стран НАТО будут принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН.
Я также считаю, что к 2020 году сотрудничество между Россией и НАТО по вопросам противоракетной обороны достигнет того уровня, при котором станет возможным взаимодействие наших систем с целью создания надёжного щита в евроатлантической зоне. Данный шаг позволит не только сдержать распространение ракетного оружия, но также послужит основой для политических обязательств в этой сфере.
Наконец, полагаю, что Совет Россия-НАТО станет ключевым органом, где будут обсуждаться вопросы европейской и международной безопасности. Здесь будут проходить честные и открытые дискуссии, дебаты по особым темам с принятием прагматичных решений.
Кто-то может сказать: «Начались видения – пора к врачу». Я пониманию, что для некоторых моё видение отношений России с блоком НАТО в 2020 году кажется таким же фантастичным, как и сам роман братьев Стругацких. И хотя то, о чём я рассказал вам, выглядит амбициозно, я думаю, что это реально, и к этому нужно стремиться.
Когда я говорю, что к этому нужно стремиться, я говорю об этом не только как генеральный секретарь НАТО, но и как председатель Совета Россия-НАТО. Потому что я убеждён: улучшение отношений между России и НАТО – в интересах безопасности самой России и всех стран-участниц североатлантического альянса.
А сейчас, как генеральный секретарь НАТО, я хотел бы ясно и чётко заявить следующее: НАТО никогда не нападёт на Россию. Никогда. И мы не думаем, что Россия нападёт на страны НАТО. Мы уже перестали беспокоиться по этому поводу, и России также следует перестать беспокоиться об этом.
Если мы сможем построить отношения между Россией и другими странами-участницами Совета, по-настоящему основанные на доверии, тогда Россия сможет перестать беспокоиться относительно угрозы с Запада, которой просто не существует. Россия сможет направить ресурсы на борьбу с реальными угрозами, такими как терроризм, экстремизм, распространение ракетного оружия и оружия массового уничтожения, а также незаконный оборот наркотиков.
И поскольку страны НАТО сталкиваются с теми же проблемами, Россия может рассчитывать на других стран-участниц Совета как на надёжных партнёров. Вместе мы сможем принять эффективные меры для защиты своих граждан от реальных угроз современности, вместо того чтобы воевать с призраками прошлого.
Но для того чтобы достичь этой цели, необходимо по-иному взглянуть на наши отношения. Как пример – политика «открытых дверей», проводимая НАТО. Это хороший пример, потому что я знаю, что в России эту политику иногда воспринимают как стратегию, имеющую цель «взять страну в кольцо».
Хочу сказать вам: это просто неверно. Я знаю, что не смогу убедить в этом всех присутствующих, но позвольте объяснить, почему на политику «открытых дверей» стоит смотреть по-другому.
В международных отношениях уже давно действует принцип (ему также неоднократно следовала Россия), согласно которому любое суверенное государство вправе само определять свою политику в области безопасности и выбирать себе союзников. В этом и заключается суть понятия «суверенность», и этот принцип необходимо соблюдать. Именно поэтому, когда какое-либо государство стремиться стать членом НАТО, Альянс обязан по крайней мере рассмотреть его кандидатуру.
Означает ли это, что НАТО активно ищет новых членов? Нет. Но если какая-либо демократическая европейская страна захочет присоединиться к нам, она может подать соответствующую заявку – даже если для того, чтобы стать членом НАТО, ей придётся соответствовать стандартам Альянса – как и в случае с Европейским союзом.
Следующий вопрос: спустя более 20 лет с момента падения Берлинской стены находится ли Россия в меньшей безопасности ввиду того, что демократические страны в Центральной и Восточной Европе вступили в НАТО?
Думаю, наоборот. Когда соседи России в 1999 году и в 2004 году вступили в НАТО, Россия только выиграла от появления стабильных границ на западе. А результатом этой стабильности, в сочетании с фактором Евросоюза, конечно, стало повышение инвестиционной привлекательности, экономический рост и процветание.
Что получилось в итоге? Объём российского экспорта в страны новые члены НАТО вырос в 11 раз, а объём импорта из этих стран вырос в 5 раз. По результатам прошлого года Польша стала не только вторым крупнейшим партнёром России по импорту, но и шестым крупнейшим партнёром по экспорту. За период 2007-2008 гг. объём прямых инвестиций со стороны России в экономику новых стран-членов Альянса практически удвоился. Также значительно укрепились культурные связи, связи в сфере образования и иные виды сотрудничества.
Полагаю, что всё это не случайно. Если страна чувствует себя в безопасности, то в ней процветает политическая и экономическая стабильность, а отношения со странами-соседями строятся на основе конструктивного диалога. Вот почему я твёрдо убеждён в том, что вступление в НАТО новых членов – вместе с расширением Евросоюза – было и будет серьёзным шагом на пути к достижению безопасности в Европе, в чём заинтересована также и Россия.
Политика «открытых дверей» Альянса – это один из примеров того, как устаревшие образы отвлекают нас от решения насущных проблем. Думаю, нам стоит относиться друг к другу с меньшим подозрением, думая лучше о том, что мы могли бы сделать вместе. Потому что перед нами стоят общие угрозы, и борьба с ними не терпит отлагательства. Самый яркий пример – это Афганистан.
В Афганистане гибнут военнослужащие НАТО. Они борются с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом. Если ничего не предпринимать, это зло распространится на страны Центральной Азии, а потом и на Россию. Если мы не добьёмся здесь успеха, пострадают все. Мы знаем об этом. Знает об этом и Россия.
Я с теплом отношусь к нашему сотрудничеству – и нам необходимо активизировать его ещё в большей степени. Полагаю, что в 2010 году объектом сосредоточения наших совместных усилий станет Афганистан. Нам необходимо посмотреть, что ещё мы могли бы сделать для подготовки жителей Афганистана, чтобы они могли обеспечить безопасность своей страны; для снабжения их всеми необходимыми техническими средствами; для прекращения наркотрафика, угрожающего нашим гражданам, и для поддержания сил НАТО, принимающих участие в миротворческих операциях под эгидой ООН.
Во-вторых, НАТО намерен проводить обучение не только афганской армии, но и афганской полиции. Возможно, Россия могла бы оказать помощь, организовав обучение представителей афганской полиции также и здесь, на территории России.
В-третьих, я считаю, что мы могли бы активизировать работу, направленную на повышения уровня подготовки представителей специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно от употребления наркотиков афганского происхождения погибает 100 000 человек, в том числе и в России. Это наша общая трагедия. У нас есть чёткий интерес в усилении борьбы с этим злом.
Некоторые с определённой долей иронии отнесутся к тому, что флагманом сотрудничества России и Запада может стать Афганистан. И это действительно так, ведь это реалии нового мира, и чтобы сделать мир лучше, нам необходимо искать новые пути сотрудничества.
Что это означает с практической точки зрения? Позвольте изложить вам некоторые соображения по этому поводу.
Во-первых, нам необходимо совместно согласовать перечень угроз XXI века – новый перечень, который, я могу поручиться, будет полностью отличаться от предыдущего. Две недели назад была достигнута договорённость о начале совместной работы над пересмотром Перечня угроз общей безопасности XXI века, с которыми столкнуться Россия и страны НАТО. Была достигнута договорённость о концентрации усилий по борьбе с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, с пиратством и с угрозами, исходящими из Афганистана. Необходимо приступить к реализации конкретных решений в рамках достигнутых договорённостей.
Во-вторых, нам необходимо стремиться к максимальной прозрачности в наших стратегиях и доктринах. Как вы, наверное, знаете, в настоящее время НАТО ведёт разработку новой Стратегической концепции. Я обратился с просьбой подготовить соответствующие рекомендации к группе международных экспертов под руководством бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Визит в Москву группы международных экспертов, в ходе которого будут обсуждаться соответствующие предложения, запланирован на начало следующего года.
Новая военная доктрина России выигрывает от планов НАТО. Почему же в ключевых документах России североатлантический альянс представляется как основная угроза её безопасности?
В-третьих, необходимо обеспечить эффективную и бесперебойную работу Совета Россия–НАТО. Недавно была достигнута договорённость по некоторым вопросам. Не вдаваясь в бюрократические тонкости, отмечу, что одним из важных моментов стало подтверждение роли Совета в деле решения вопросов правового характера, которые могут возникнуть у наших стран. Ведь это важно, что Совет является органом, где у всех 29 стран есть своё место и свой голос.
На мой взгляд, мы ещё не до конца изучили весь потенциал Совета с точки зрения удовлетворения требований всех его членов, включая Россию. Убеждён, что основа для этого уже заложена в двух документах: это Основополагающий акт Россия–НАТО (1997 г.), который впервые формально закрепил наши взаимоотношения, и Римская декларация (2002 г.), которая вывела на новый уровень сотрудничество между нашими странами как равноправных партнёров.
Например, была достигнута договорённость о том, что в случае возникновения для какой-либо из наших стран угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности, Совет в срочном порядке проведёт консультации по этому вопросу. Было достигнуто согласие относительно того, что безопасность каждого из государств евроатлантической зоны – это общая безопасность всех стран. Мы договорились, что будем добросовестно соблюдать взятые на себя обязательства в соответствии с нормами международного права. Мы все поддержали принцип, согласно которому свободные демократии могут сами определять своё будущее. И мы неоднократно заявляли об уважительном отношении к территориальной целостности государств.
В этих документах, помимо очень важных принципов, перечисленных выше, содержатся также и многие другие. Все вместе они образуют комплекс политических обязательств, который, как я полагаю, имеет большой потенциал укрепления доверия и развития сотрудничества между странами-участницами Совета Россия–НАТО. Таким образом, можно добиться того, чтобы Совет стал важным элементом архитектуры безопасности евроатлантической зоны в XXI веке.
Президентом Дмитрием Медведевым был предложен новый вариант Договора о европейской безопасности. Разумеется, мы сможем обсудить его на одном из заседаний Совета. Однако, прежде всего эти предложения необходимо обсудить в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, где представлены все страны, заинтересованные в обсуждении этих предложений. Вот почему я поддерживаю решение, принятое на саммите ОБСЕ, прошедшем в этом месяце в Афинах, согласно которому работа над этими предложениями должна быть продолжена.
Уважаемые дамы и господа!
Сегодняшнее выступление я начал с изложения своего видения того, как могли бы выглядеть наши отношения через 10 лет. Я в полной мере отдаю себе отчёт в том, что воплощение в жизнь этого сценария потребует больших перемен в нашем образе мыслей и действий. Но факт остаётся фактом: ключ к отношениям между Россией и НАТО не в прошлом. Если мы хотим жить в более безопасном и стабильном мире, если мы хотим направить свои ресурсы туда, где они принесут наибольшую пользу, нам нужно устремить свой взгляд в будущее.
Однажды в самом начале ХХ века одного американского изобретателя спросили, почему его так интересует будущее. И вот что он ответил: «Будущее интересует меня потому, что я проведу там всю оставшуюся жизнь». Это высказывание имеет прямое отношение к обсуждаемой нами теме. Нам необходимо думать о том, что необходимо предпринять для создания лучшего и более безопасного будущего. Действовать нужно прямо сейчас.
Благодарю за внимание!