Всем известно о многочисленных исследованиях и анализах, которые громко трубят о невероятно больших потерях для экономики США от пиратства. Например, один известный деятель, используемый буквально на протяжении десятилетий правообладателями и правительством, сказал, что американская экономика ежегодно из-за нарушения прав интеллектуальной собственности теряет 750000 рабочих мест и до $250млрд. На протяжении многих лет Business Software Alliance докладывал о компьютерном пиратстве, предполагая, что из-за каждого незаконного экземпляра теряется прибыль от его продажи. И собственное исследование MPAA пиратства фильмов сообщает об огромных потерях из-за загрузки фильмов с файлообменных сайтов.
Но можем ли мы доверять этим претензиям?
США так не думают. В новом докладе собственный внутренний наблюдатель правительства обратил пристальное внимание на "усилия, направленные на количественную оценку экономического эффекта от контрафактной и пиратской продукции". После изучения всех данных и консультации с многочисленными экспертами внутри и вне правительства, Управление общей бухгалтерской отчетности США (Government Accountability Office, GAO) сделало вывод, что "трудно, если вообще возможно, дать количественную оценку последствий в масштабах всей экономики".
Более конкретные исследования, которые сосредоточены только на отдельных отраслях, не намного лучше, потому что "незаконный характер контрафактов и пиратства делает оценку экономических последствий нарушения интеллектуальных прав чрезвычайно сложной". И когда дело доходит до выводов, делать заключение очень сложно, так как остаются практически только предположения, которые могут иметь огромное воздействие на получаемые оценки. Как следствие, при оценке ущерба исходные данные часто фабрикуются таким образом, чтобы можно было громко орать на весь мир об огромнейшем нанесённом ущербе. И даже приводимые в анализах "достоверные" исходные данные не всегда удаётся подтвердить, то есть получается, что они тоже берутся "с потолка".
Почему же правительство США не обращает внимания на эту проблему? Ну, естественно, из-за денег. А если с официальной точки зрения, то из-за закона о поддержке правообладателей, который был принят при президенте Буше, и заставил президента Обаму назначить координатора правоприменения в области охраны ИС (Intellectual Property Enforcement Coordinator), в обязанности которого, в частности, входит сбор и анализ данных о борьбе с пиратством и контрафактной продукции. Вышеупомянутый доклад является частью этого процесса, и это, конечно, не делает оценки BSA, MPAA и других убедительными.
Ирония судьбы в том, что законопроект, который должен был оберегать правообладателей, приводит к тому, что они будут вынуждены снизить тон и уменьшить свои завышенные претензии, а также подкреплять свои заключения чем-то большим, чем высосанные из пальца данные.