Зачем мы провели эксперимент? Эти изыскания были проведены нами в рамках исследовательских работ по квантовым компьютерам, несмотря на то, что руководство НИКСа категорически не верит в возможность их создания.
Для проведения эксперимента нам понадобилась золотая проволока. Не для того, чтобы показать крутость НИКСа, а потому что на золоте квантование проводимости получается лучше всего.
Руководитель направления цифровой техники и оборудования компании НИКС Марианна Оболенская докладывает об успехах НИКСа в области квантования проводимости
Кто же не знает, что такое квантование проводимости? Но для тех, кто подзабыл простейшие вещи, напомним: квантование проводимости – это естественное свойство идеального сверхтонкого проводника. Если движение электронов вдоль по проводу баллистическое и квантово-когерентное, а в поперечном направлении проволока настолько сужена, что движение поперёк от границы до границы проводника квантовано, и при этом энергии электронам хватает только на то, чтобы заполнить лишь несколько нижних мод размерного квантования, то проводимость должна квантоваться.
Если предыдущий абзац по какой-либо причине вам не ясен – дальше можете не читать, там пойдёт ещё круче, но интереснее.
Забегая вперёд, приводим наблюдаемый нами график, отображающий квантование проводимости при размыкании (по вертикальной оси отложена проводимость (уже выраженная в квантах проводимости), по горизонтальной – время).
Наш график:
Для сравнения – типичный график квантования проводимости при сверхнизких температурах в жидком гелии, полученный в западной научно-исследовательской лаборатории:
Источник:
http://www.lorentz.leidenuniv.nl/beenakkr/mesoscopics/topics/qpc/physics_today/physics_today.html
Конечно, квантование проводимости не столь увлекательно, как
получение фуллеренов,
стрельба сверхмощными патронами, создание
инерциоидов и
квантовых левитаторов, но умелые руки не знают скуки, мы, конечно, решили получить квантование проводимости в научно-исследовательской лаборатории НИКСа.
Квантование проводимости могло бы быть предсказано ещё в 1930-х, поскольку является прямым следствием законов квантовой механики, ведь если квантовая кинетика носителей заряда в проводнике в условиях эксперимента описывается формулой Шрёдингера
то во многих случаях квантование можно вывести из неё.
Возможно ли провести успешный квантовый эксперимент что называется, «на коленке»? Не в стенах стерильных лабораторий, используя устройства с труднопроизносимыми названиями стоимостью миллионы долларов, а прямо у нас, в НИКСе? Измерить фундаментальные константы природы такие, как заряд электрона или постоянную Планка?
В некотором роде квантование проводимости возможно наблюдать почти везде, если соблюсти простые вышеупомянутые условия, но добиться этого на практике оказывается весьма и весьма трудно.
Но, как выяснилось, вполне возможно.
Первая феноменологическая работа на эту тему увидела свет только в 1957 году. Теоретик из IBM Рольф Ландауэр исходя из общих нестрогих посылок предположил
1, что металл должен иметь проводимость
, где e – заряд электрона, а -
постоянная Планка. Обратная величина
Но Ландауэр дал маху - формула содержит лишний знаменатель (1-T), правильное выражение
было выведено через четверть века.
2 Здесь T – это квантовая вероятность прохождения электрона с энергией Ферми через проводник.
Исследователи, знакомые с техникой функций Грина, могут вывести квантование проводимости примерно так:
кликните по формуле, чтобы увидеть полностью
В России впервые изучением проводимости классических микроконтактов занялся Юрий Васильевич Шарвин (сотрудник Института Физических Проблем АН и профессор МФТИ, избранный в 1970 году членом-корреспондентом АН) аж в 1965 году. Он получил правильную формулу для проводимости в отсутствие квантования, то есть для не слишком узких сужений, когда квантованием можно пренебречь.
3
Но у нас, в НИКСе, всё немного проще.
Сначала мы решили использовать схему с
герконом и изучить проводимость плоских герконных контактов. Выбрали геркон единственного оставшегося отечественного производителя - Рязанского завода по производству герконов, намотали на геркон катушку индуктивности. Пропуская ток через катушку и тем самым создавая магнитное поле попробовали управлять микросужением между контактными площадками геркона.
Наша схема выглядела так:
Сама установка выглядит следующим образом:
Блок с герконом
Увы, схема оказалась настолько подвержена шумам и иногда даже автоколебаниям, что напомнила нам волгоградский «Танцующий мост». Такие колебания не позволили управлять проводником так тонко, как хотелось.
Серьёзные экспериментальные исследования квантового одномерного транспорта усилиями больших коллективов начались в 1980-х в Англии и Голландии, а в 1988 году практически одновременно в этих странах было впервые успешно продемонстрировано квантование проводимости при сверхнизких температурах.
4,
5
В качестве проводников в этих опытах выступили наносужения двумерного электронного газа, сформированного в полупроводниковых гетероструктурах GaAs/AlGaAs.
Итак, схема с герконом не сработала. Зато в процессе ковыряния с герконом мы вспомнили сопромат и немного разобрались, что может происходить в герконах, когда они срабатывают.
Например, когда магнитное поле недостаточно для надёжного размыкания, но близко к критическому, контакты могут вести себя так, как показано на графике:
На верхнем графике отклонение края контакта и его середины от положения равновесия в зависимости от времени, на нижнем относительная величина силы притяжения контактов от времени.
Иногда некоторым группам исследователей удаётся наблюдать квантование проводимости, проявляющееся в том, что по мере того, как проводник тем или иным образом деформируется, измеренное отношение тока к напряжению не меняется плавно, а совершает скачки между строго определёнными значениями, каждое из которых равно целому числу, умноженному на квант проводимости. (Квант проводимости есть фундаментальная константа, равная
, где e – заряд электрона, а - постоянная Планка. Обратная величина
Мы сваяли следующую конструкцию - остро заточенная металлическая игла прикреплена тупым концом к пьезоэлементу.
Подавая на пьезокристалл напряжение мы можем чрезвычайно тонко управлять положением иглы, то есть в том числе и поперечным сечением наноконтакта.
Схема «пьезоустановки» такова:
А сама установка выглядит так:
Управляемый блок, контакт показан стрелкой:
Сложность состояла в том, что появление даже отдельных примесных атомов на поверхности вблизи наноконтакта, например, кислорода или серы, немедленно портит баллистическое движение электронов.
Также полученные наносужения очень чувствительны к малейшим, буквально на доли атомных размеров, смещениям. То есть: мимо НИКСа проехал по улице грузовик – всё сбилось, хлопнули дверью в соседний кабинет – то же самое. Но, как известно, кто хочет – тот добьётся.
Приводим вам графики всё-таки полученного нами квантования проводимости (гистограмма количества успешных измерений определённой величины проводимости от величины проводимости, пики, показанные стрелками - полученное нами квантование):
Как видите, наблюдается ярко выраженное квантование. Для тех, кто ещё не понял – показано стрелочками. Вероятность наблюдать проводимость равную одному или даже двум квантам существенно статистически выше, чем получить в результате пол или полтора кванта)
Поскольку жидкого гелия у нас под рукой не оказалось, мы проводили измерения при комнатной температуре, разве что открыли форточку – в лаборатории было душновато.
Из данных измерений видно квантование проводимости контактов G, причём величина кванта
не связана с объёмной проводимостью металла, а выражается только через фундаментальные константы.
Контакты с поперечным размером в самой узкой части вплоть до нескольких атомов обладают замечательными свойствами. Например, электроны двигаются через подобные микросужения совершенно свободно, не теряя не только скорость и энергию, но и фазу (сохраняя квантовую когерентность).
В конце концов, для того, чтобы доказать, что для занятий фундаментальной наукой не нужно городить госкорпорации и коллайдеры общей площадью в несколько стран. Более того, мы открыто делимся всей полученной информацией. В отличие от других экспериментаторов, мы выкладываем всю первичную документацию, которую каждый желающий может свободно
скачать отсюда и самостоятельно перепроверить полученные нами результаты.
Мы надеемся, что этим шагом начнём добрую научную традицию – свободный доступ к первичным научным данным прямо из опубликованной статьи, без отправки каких либо дополнительных запросов и согласований.
Эти эксперименты мы провели, как уже было выше сказано, на золоте. Также мы провели ряд исследований на других материалах, но об этом будет отдельная статья в нормальном научном журнале.
1 R. Landauer, IBM Journal of Research and Development 1, 223-231 (1957).
2 E. N. Economou and C. M. Soukoulis, Phys. Rev. Lett. 46, 618–621 (1981). P. A. Lee and D. S. Fisher, Phys. Rev. Lett. 47, 882 (1981).
3 Yu. V. Sharvin, Sov. Phys. JETP 31, 655 (1965).
4 B. J. van Wees, H. van Houten, C. W. J. Beenakker, J. G. Williamson, L.
P. Kouwenhoven, D. van der Marel, and C. T. Foxon, Phys. Rev. Lett. 60, 848–850 (1988).
5 D. A. Wharam, T. J. Thornton, R. Newbury, M. Pepper, H. Ahmed, J. E. F. Frost, D. G. Hasko, D. C. Peacock, D. A. Ritchie, and G. A. C. Jones, J. Phys. C: Solid State Phys. 21, L209-L214 (1988).