![Как избежать фотографического клише](https://static.nix.ru/art/pic/web_news/2010/jul/ps1280582915.jpg)
Цифровая революция, несомненно, увеличила популярность фотографий. Кажется, в настоящее время практически все, кто может себе это позволить, владеет собственной
фотокамерой, и, следовательно, еженедельно создаются и выкладываются на всеобщее обозрение миллионы, если не миллиарды фотоснимков. Это означает, что темы и сюжеты, которые вы выберете для фотографирования, возможно, были сфотографированы много раз, и если вы не сможете придумать другой подход, то вас вполне можно обвинить в увековечении очередного фотографического клише. Стоит отметить, что эта проблема встаёт как перед пользователями "цифромыльниц", так и перед владельцами профессиональных и полупрофессиональных
DSLR моделей. Правда, для последних подобное обвинение будет звучать более обидно.
В мой первый визит в каньон Антилопы, около 10 лет назад, я сделал большое количество фотоснимков, которые были точно такими же, как и все те, которые я видел у других фотографов. Прямо вперёд на уровне глаз, глядя вдоль каньона.
Только при своём втором визите, через несколько лет, я смог создать свою собственную точку зрения. В данном случае я лежал на земле, а моя камера была направлена вертикально вверх. Я уверен, что многие использовали этот способ съёмки, но я не видел ничего подобного ни до, ни после.
|
Что же такое клише? В результате быстрого поиска по Википедии можно узнать, что клише ─ это шаблонный элемент, позволяющий в короткой, декларативной форме дать оценку субъектам или явлениям; установленная традицией, застывшая форма; стереотип. То есть применительно к фотографированию речь может идти не только о предметах, но и о подходах, методах, а также о способах последующей обработки. Основным здесь является то, что в какой-то момент в прошлом некий оригинальный мыслитель был первым, создавшим нечто значимое, что вдохновило многих других попытаться воспроизвести это в меру своих сил.
Практически каждый турист, который посещает Кубу, испытывает соблазн сделать фотографию старика в традиционном костюме, который курит огромную сигару. Многие фотографы на самом деле платят за эту привилегию. Действительно, кубинский народ увлекателен, однако, возможно, образ мальчика, полностью поглощённого простым удовольствием от полёта его змея, гораздо больше может рассказать об этом народе, чем стандартный набор фотоклише туристов.
|
Конечно, все мы часто вдохновляемся работами других, и существует вполне понятный соблазн по прибытии на место фотосъёмки делать снимки, аналогичные уже просмотренным. В этом нет ничего плохого. В чужих работах многое можно почерпнуть, можно изучить, почему, когда и как наш "наставник" выбрал из множества возможных вариантов тот единственный, который пленил нас, но не стоит попадать в ловушку точки зрения, что собственный снимок, повторяющий чей-то другой, является самостоятельным снимком фотографа. Многие фотографы тратят огромное количество усилий, путешествуя по миру в поисках сюжетов, героев и объектов съёмки, но при этом не обращают внимания на то, что действительно их, на снимки, которые они могут на самом деле назвать своими собственными.
Разумеется, это может не относиться к вашей работе. Повторное посещение интересного места, повторная съёмка объекта, который вы уже снимали, но хотели бы сфотографировать ещё раз, может быть чрезвычайно полезно. Некоторые профессиональные фотографы постоянно носят с собой небольшую камеру, используя её в качестве своеобразной записной книжки для фотографий. Иногда это помогает при окончательном создании шедевра, например, когда фотограф уже нашёл интересный ракурс, но никак не может нащупать наилучшее освещение.
Повторение снимков, подобных друг другу, также частое явление при различных фотосоревнованиях и специализированных фотосессиях. Судьи ищут что-то конкретное, снова и снова, и в результате фотографы делают множество аналогичных снимков, считая, что таким образом они соблюдают "правила".