Четыре года назад компания AMD сделала невероятное: она объявил о приобретении компании ATI за 5.4 миллиарда долларов, вместе со всеми её активами и акциями. За этим последовало несколько очень трудных лет для AMD, повышение цен на решения ATI, и, в конечном итоге, выделение производственных объектов AMD в компанию GlobalFoundries для того, чтобы оставаться рентабельной и конкурентоспособной. За время, последовавшее после приобретения ATI, многие критиковали AMD за трату больших денег на ATI. Действительно, за $5.4млрд AMD могла бы набрать команду компетентных специалистов и создать собственное графическое решение.
Несмотря на протест и неблагоприятные оценки критиков, приобретение производителя графических решений благоприятно отразилось на AMD. Наиболее заметным стало то, что бизнес по производству чипсетов AMD стал сильнейшим за всё время его существования. На самом деле, фирменные чипсеты AMD и интегрированная графика сейчас очень хороши. И в этом году AMD наконец-то начнёт выпуск своих первых APU Fusion, представляющих собой CPU и GPU на одном кристалле. В чипе Ontario будут использоваться вычислительные ядра Bobcat и GPU AMD. Ontario станет первым реальным примером непосредственного сотрудничества AMD и ATI с момента приобретения.
И в этом году, совсем недавно
AMD сообщила о скорой отставке бренда ATI. Довольно скоро на рынке не останется товаров с широко известным логотипом ATI. Решение уйти от бренда ATI было принято в результате собственного внутреннего исследования AMD. К сожалению, AMD не раскрывает подробности этого исследования, публикуя только три основные вывода из него:
- В брендинге AMD предпочтительнее тройки, если опрашиваемое лицо знает о слиянии ATI и AMD.
- Бренд AMD рассматривается как более сильный, чем ATI, по сравнению с графическими конкурентами (вероятно, nVidia).
- Radeon и Fire Pro являются брендами сами по себе (даже без приставки ATI), их популярность достаточно велика.
Второй пункт списка фактически представляет собой оправдание ребрендинга. Если, согласно внутреннему исследованию AMD, с точки зрения маркетинга AMD против nVidia выступит лучше, чем ATI против nVidia, то ребрендинг вполне логичен. Честно говоря, результаты исследования AMD выглядят вполне правдоподобно. AMD всегда казался более сильным брендом, чем ATI, так что с этой точки зрения замена бренда ATI на AMD имеет смысл.
Далее, третий пункт результатов исследования означает, что на рынке очень мало графических решений с "ATI" слева от названия. Производство чипсетов ATI быстро влилось в AMD, и чипсеты были переименованы соответствующим образом, в то время как потребительские электронные устройства ATI, такие как Digital TV, были проданы другим компаниям. На рынке сейчас под брендом ATI продаются только Radeon и FirePro, которые сами по себе очень сильные бренды.
Кроме того, изменение в брендах отражает некоторые внутренние изменения в AMD. Многие важные сотрудники ATI были переведены на головное предприятие AMD, в г. Остин, штат Техас, с тем чтобы помочь а разработке Llano, Ontario и будущих продуктов AMD Fusion. Так что линия между AMD и ATI размывается ещё сильнее.
Переход на новую систему брендинга начнётся в конце этого года, скорее всего, в четвёртом квартале, с появлением
процессора AMD Ontario и выпуском очередного семейства GPU. AMD (и nVidia) первоначально создавали новые дизайны GPU из расчёта на 32нм технологический процесс, однако в связи с техническими проблемами с 40нм техпроцессом компания TSMC вынуждена отменить разработку 32нм линий и сразу перейти к 28нм. Это заставило обоих производителей графических чипов перестроить свои новые решения на имеющийся 40нм техпроцесс и запланировать переход на 28нм на 2011 год. В результате в конце этого года появятся обновления серии Radeon HD, однако от новых
видеокарт не стоит ожидать такого же прироста производительности относительно имеющихся решений, какой был у серии HD 5800 по сравнению с серией HD 4800. Вероятно, новые чипы для видеокарт выйдут под названием AMD Radeon HD 6000. Существующие графические чипы будут продолжать продаваться под брендом ATI.
Вместе с новым брендом мы получаем новые логотипы, как с брендом AMD, так и без него.
AMD заявляет, что логотипы без "AMD" созданы исключительно по просьбе OEM-производителей, которые продают системы с
процессорами Intel и GPU AMD. Вероятно, при этом у производителей возникают проблемы с компанией Intel, которая не желает видеть свой логотип около логотипа AMD, хотя, по словам AMD, это сделано только для того, чтобы избежать путаницы.
Другое крупное изменения брендинга компании AMD произойдёт на розничном уровне. В прошлом году AMD представила новый бренд, платформу Vision. Если пользователь покупает
компьютер со всеми ключевыми компонентами AMD (процессор, чипсет и GPU), то он может носить логотип Vision (по аналогии с брендом Centrino у Intel). Есть четыре категории Vision, которые показывают различные требования к оборудованию: Vision, Vision Premium, Vision Ultimate и Vision Black. Идея заключается в том, что если пользователь покупает стандартный компьютер Vision, то у него будет хорошая, сбалансированная машина начального уровня. Приобретение компьютера с более "сильным" брендом предоставляет пользователю дополнительные возможности и производительность (например, поддержку воспроизведения Blu-Ray, поддержку веб-камеры, дискретный графический процессор, многоядерный процессор и т.д.).
Со следующего года значок AMD Vision будет единственным брендом процессора, который будет на розничных настольных и портативных компьютерах на базе чипов AMD. Пользователи по-прежнему будут видеть логотипы Radeon и Fire Pro в системах, использующих соответствующие чипы, но больше не будет логотипов Phenom II, Athlon II, Sempron или Turion в системах Vision. Скорее всего, это продлится по крайней мере до появления AMD Bulldozer, после чего, если производительность и конкурентоспособность нового решения окажутся на высоком уровне, производитель, вероятно, захочет создать новый бренд.
Уход бренда ATI по времени совпадает с интересным периодом на рынке микропроцессоров. В настоящее время графика приобретает гораздо более важное значение, чем было ранее, но пока на рынке очень мало примеров хороших потребительских приложений, помимо 3D игр, способных показать мощь графических процессоров. AMD считает, что это идеальное время для укрепления своих брендов до того, как различие между CPU и GPU станет ещё более размытым.
AMD также отмечает, что в течение последних нескольких лет наблюдается устойчивый подъём её доли на мировом рынке. По данным Mercury Research, доля AMD на рынке дискретных графических процессоров возросла с ~33% рынка в конце 2007 года до 51% в прошлом квартале. Сейчас AMD необыкновенно хорошо выступает на рынке GPU, тогда как nVidia переживает очень трудные годы, и в совокупности эти два фактора привели к небывалому подъёму AMD. Бренд ATI уйдёт с рынка под фанфары.
Если всё пойдёт согласно планам производителя, то в следующем году будут представлены новые захватывающие процессорные архитектуры AMD, и в будущем бренд будет только крепнуть. Архитектура Bobcat может очень хорошо выступить на рынке
нетбуков и на рынке тонких и лёгких ноутбуков, а Bulldozer может означать возврат AMD к успешной конкуренции на рынке
серверов и на рынке высокопроизводительных настольных решений.