В Интернете появились
описания видеокарты AMD Radeon HD 7970 на ядре Tahiti с указанием некоторых технических характеристик, представляющих особый интерес для тех пользователей, которые, глядя на внушающий уважение дизайн этих моделей, находится в предчувствии серьёзного потенциала быстродействия. Последние из просочившихся в Сеть слайдов рассказывают о функциональных возможностях новых
видеокарт AMD. Для начала подробнее остановимся на трёх основных категориях функционала, представленных архитектурой Graphics Core Next (GCN), технологией AMD Eyefinity 2.0 и возможностями аппаратного ускорения приложений средствами технологии вычислений общего назначения AMD APP. AMD заявляет о GCN как о новой, «революционной», технологии, изменяющей представление о том, как видеочип осуществляет графические расчёты.
На протяжении пяти последних поколений, начиная с серии Radeon HD 2000, видеокарты AMD использовали архитектурную платформу VLIW (Very Long Instruction Word), и даже её последняя версия – VLIW4, представленная линейкой
Radeon HD 6900, являет собой скорее эволюционное развитие, чем революционный прорыв в истории VLIW. С платформой Graphics Core Next на смену универсальным процессорам VLIW приходят суперскалярные графические ядра Graphics Compute. Такой переход означает более высокую производительность в пересчёте на квадратный миллиметр площади ядра GPU, что в свою очередь позволяет сократить размер графического чипа, обеспечивая дополнительные возможности для манёвра AMD с точки зрения ценообразования в конкурентной борьбе с NVIDIA. Сам чип производится на базе 28-нанометрового техпроцесса TSMC. Далее, AMD подтверждает поддержку интерфейса
PCI-Express 3.0 с пропускной способностью, увеличенной в два раза по сравнению с предыдущей версией шины – PCI-Express 2.0.
За управление энергопотреблением отвечает технология AMD PowerTune, позволяющая регулировать частотные характеристики как в большую, так и в меньшую сторону относительно номинала, оставаясь в рамках заявленного уровня энергопотребления. Кроме того, упоминается технология ZeroCore, позволяющая полностью отключить графику в случае, когда
операционная система сообщает о необходимости выключения монитора в связи с нахождением
компьютера в состоянии простоя. Реализация технологии ZeroCore способствует снижению энергопотребления видеоадаптера до 3 Вт, демонстрируя 10-кратное улучшение данного показателя в сравнении с моделями предыдущих поколений. Также сообщается о том, что данная функция позволит переводить в режим ZeroCore вторичные GPU в связке
CrossFire (т.е. вторую, третью и четвёртую карты), оставляя основную карту (ту, к которой подключён монитор) в состоянии «бодрствования» – всё это при условии, что графическая подсистема компьютера на загружена интенсивными вычислениями в рамках выполнения 3D-задач.
В отношении технологии Eyefinity 2.0 заявлены значительные нововведения. Прежде всего, речь идёт о системе DDM (Direct Drive Monitor), позволяющей выводить независимые аудиопотоки при передаче объёмного звука в формате 7.1 посредством разъёмов HDMI или DisplayPort. При перемещении с одного монитора на другой окна программы, в которой воспроизводится то или иное приложение, аудиопоток также динамически перекидывается с одного порта на другой. Практическая ценность такой схемы заключается, например, в возможности использования более длинного HDMI-кабеля при подключении компьютера в одной комнате к
монитору с интерфейсом HDMI в другой комнате. Прочие возможные области применения этой функции пользователь может додумать самостоятельно. Eyefinity 2.0 по-прежнему позволит создавать видеоряд на основе 5-и мониторов при их ландшафтной ориентации. Предусмотрена поддержка AMD HD3D – собственной технологии графического подразделения AMD, позволяющей выводить стереоскопическую трехмерную картинку на каждый дисплей в составе видеоряда, компенсируя изображение с учётом угла наклона монитора по отношению к перспективе пользователя и к рамке других дисплеев.
Выполнение приложений, поддерживающих технологию вычислений общего назначения, известную как AMD APP (Accelerated Parallel Processing), становится более эффективным в силу некоторого расширения функционала за счёт использования ресурсов новой, более производительной, вычислительной архитектуры, разработанной с учётом высоких вычислительных нагрузок. Предполагается поддержка функции Steady Video 2.0, позволяющей улучшить качество исходной записи благодаря компенсации тряски картинки, отснятой
видеокамерой с руки. Усовершенствованный блок аппаратного декодирования видео (UVD, Unified Video Decoder) позволить расширить возможности GPU в этой области. Другим важным достоинством является поддержка домашнего видео в формате 3D, так что обновлённый движок UVD позволит разрешить некоторые связанные с быстродействием моменты также и в этой сфере. Наконец, AMD расширит зону влияния APP благодаря разработке новых приложений с поддержкой данной технологии.