На вашем
смартфоне вполне может быть установлено популярное игровое приложение Angry Birds, даже если вы ни разу не запускали его сами. Интересно, а что думают создатели игры по поводу такого явления, как компьютерное пиратство?
Независимо от сферы деятельности, такие явления, как подделка и незаконное распространение продукции, практически неизбежны. Определяющим в данном случае является отношение к конечному потребителю, в зависимости от того, какую цель – наказание или рекламно-информационное воздействие – преследует правообладатель. Тогда как Американская ассоциация звукозаписи (RIAA) и Американская ассоциация кино (MPAA) требуют только «крови», даже если потребитель – член Конгресса США или одной из этих организаций, существуют компании, стремящиеся к достижению рекламно-информационных целей в отношении конечного пользователя и расширению собственной экосистемы, в том числе за счёт контрафактной продукции.
Примером таких компаний может служить Rovio Mobile с популярным программным продуктом Angry Birds. На прошедшей в Каннах конференции Midem – 2012 глава компании Михаель Хед (Mikael Hed) сделал шаг вперёд в этом направлении, озвучив смелое заявление следующего содержания: «С проблемами пиратства мы сталкивались не только в области приложений, но и особенно в сфере потребительских товаров. Азиатский регион, к примеру, изобилует нелицензионной продукцией… Весьма поучительны история борьбы с пиратством в сфере музыки и довольно неприятные методы, которые использовались для этих целей».
Пример компаний с многомиллиардным оборотом, таких как Valve и Blizzard, а также деятелей эстрады, процветание которых основывается на трансформации бизнес-модели с целью защиты и контента, и потребителя, – это шаг в правильном направлении. Каналы распространения цифрового контента приносят десятки миллиардов долларов, чего не было раньше.
По словам главы Rovio Mobile, «наши приложения уже начинают выполнять роль каналов распространения, которые можно использовать в функции перекрёстной рекламы для продажи последующего контента. После того как в канал распространения превратился сам контент, «традиционный» вариант канала распространения более не является определяющим». В заключении господин Хед отметил: «Возможно, пиратство – это не так уж плохо. В итоге оно может способствовать расширению бизнеса».
В конечном счёте проблема борьбы с пиратством в рамках модели, используемой RIAA и MPAA, состоит в том, что она требует большего контроля со стороны пользователя, а не со стороны правообладателя – с учётом числа артистов, использующих собственные параллельные каналы распространения контента. Однако компании наподобие Rovio Mobile могут бросить вызов пиратству, донести до потенциального покупателя необходимые сведения и в процессе этого заработать кучу денег. Скажется ли это негативно на объёмах продаж? – Безусловно. Однако владельцы контента не обратят на это особого внимания, так как будут слишком заняты подсчётом прибыли от рекламно-информационного эффекта.