Представляем вашему вниманию статью, посвященную популярным сегодня гомеопатическим препаратам. Нам видится, что статья представляет интерес для неопределённого круга читателей сайта www.nix.ru:
«…
Эффективность гомеопатических методов лечения никому еще не удалось подтвердить клиническими исследованиям…»
«…
что содержится в “Анафероне”? … одна таблетка препарата содержит 0,003 грамма действующего вещества, которое, в свою очередь, представляет собой водно-спиртовой раствор антител к γ-интерферону в концентрации 10-15 нанограммов на грамм. Таким образом, масса содержащихся в таблетке антител составляет 3•10-27 грамма. Масса одной молекулы искомого антитела больше в миллионы раз.…»
«…
шанс обнаружить хотя бы одну молекулу антитела в таблетке взрослого "Анаферона" составляет приблизительно 1 к 83 миллионам. В детском "Анафероне" концентрация антитела в действующем веществе снижена еще в 10 раз. Надо полагать, для того, чтобы окончательно обезопасить неокрепший детский организм…»
Искусство разведения
16 ноября 2010 года в Москве в пресс-центре РИА Новости состоялась конференция, организованная компанией Материа Медика. Участникам мероприятия сообщили о появлении в России нового, до настоящего времени неизвестного мировой науке направления в фармакологии - так называемой фармакологии сверхмалых доз. Новизна концепции, судя по всему, заключается в оригинальной технологии регистрации препаратов, прежде известных как гомеопатические, в качестве нормальных лекарств.
Импортозамещение по Ганеману
Участники пресс-конференции:
Марк Зак: руководитель проектной группы “Педиатрия и инфекционная патология” НПФ Материа Медика Холдинг, к.м.н.
Александр Дыгай: директор НИИ Фармакологии Сибирского отделения РАМН, член правления Российского научного общества фармакологов, академик РАМН, д.м.н., профессор.
Владимир Никифоров: заведующий кафедрой инфекционных болезней ФМБА МЗСР РФ, главный внештатный специалист Минздравсоцразвития РФ по инфекционным болезням у взрослых, д.м.н., профессор
Юрий Лобзин: директор ФГУ НИИ детских инфекций Росздрава, зав. Кафедрой инфекционных болезней РМАПО, главный внештатный специалист Минздравсоцразвития по инфекционным болезням у детей, академик РАМН, д.м.н., профессор.
Концепцию сверхмалых доз представляли журналистам весьма авторитетные спикеры. Помимо имеющих непосредственное отношение к разработке препаратов Материа Медика Сергея Дыгая и Марка Зака в мероприятии участвовали сразу два главных внештатных специалиста Минздравсоцразвития: Владимир Никифоров и Юрий Лобзин.
“Принципиально новые лекарственные средства”, о которых идет речь, широко используются в России на протяжении более чем десяти лет. Но прогресс не остановить, и вот уже, по словам Марка Зака, давно существующее явление догнали “новые открытия и более серьезное понимание”. “Пришло время помочь практикующим врачам и провизорам сделать более понятным то, с чем они давно работают и знают на практике”.
Изобретатели фармакологии сверхмалых доз готовы протянуть руку истомившейся по инновациям отечественной фармпромышленности. “Все знают, что сейчас творится на фармрынке: отечественные препараты, как старые, так и инновационные, составляют на нем лишь 20 процентов”, - напоминает Александр Дыгай. Между тем, речь идет о национальной безопасности страны... Заявка на участие в госпрограмме развития отечественного фармпрома и импортозамещения более чем серьезная: в 2005 и 2006 годах разработки Материа Медика были отмечены Премией правительства РФ в области науки и техники.
В чем же заключаются инновационные принципы, призванные обновить отечественную и мировую фармакологию? Ответ удивительно прост: прорыв в науке позволил совершить взятый из гомеопатии принцип потенцирования (разведения). Однако этим родство новой концепции с учением Ганемана вроде бы и ограничивается. “Активированные растворы можно использовать в фармакологии без связи со сложной и неоднозначной теорией гомеопатии, не имеющей окончательного научного обоснования”, - указывается в брошюре Материа Медика.
Эффективность гомеопатических методов лечения никому еще не удалось подтвердить клиническими исследованиям. Не так обстоят дела с продукцией Материа Медика: согласно материалам пресс-конференции, в активе компании более 2,5 тысяч научных публикаций, соответствующих самым высоким критериям научности.
Лечение пустотой
Основной темой конференции в РИА Новости, в соответствии с погодой и временем года, был препарат “Анаферон”. По данным Марка Зака, эффективность данного лекарственного средства подтверждена десятками клинических исследований с общим числом участников более 7,6 тысячи человек (большая часть - дети). Результаты исследований в виде таблиц выглядят впечатляюще: “Анаферон” “работает” как в качестве средства профилактики всех видов гриппа и ОРВИ, так и в качестве средства лечения этих недугов.
А что содержится в “Анафероне”? Согласно инструкции, одна таблетка препарата содержит 0,003 грамма действующего вещества, которое, в свою очередь, представляет собой водно-спиртовой раствор антител к γ-интерферону в концентрации 10-15 нанограммов на грамм. Таким образом, масса содержащихся в таблетке антител составляет 3•10-27 грамма. Масса одной молекулы искомого антитела больше в миллионы раз.
Средняя молекулярная масса иммуноглобулинов (антител) составляет 150 КДа, или 2,49•10-19 грамма. Делим эту цифру на массу того, что содержится в действующем веществе одной таблетки (3•10-27 грамма), и получаем в результате 83 000 000.
Таким образом, шанс обнаружить хотя бы одну молекулу антитела в таблетке взрослого "Анаферона" составляет приблизительно 1 к 83 миллионам. В детском "Анафероне" концентрация антитела в действующем веществе снижена еще в 10 раз. Надо полагать, для того, чтобы окончательно обезопасить неокрепший детский организм. Как такая мера предосторожности соотносится с принципом потенцирования, впрочем, не совсем ясно. По Ганеману, активность гомеопатических средств по мере разведения только увеличивается.
Зато безопасно
Подчеркнем, что участники конференции - маститые ученые, в том числе главные специалисты Минздрава - оценивают уже имеющийся опыт применения "Анаферона", а также перспективы дальнейшего использования препарата однозначно положительно. По мере длинных выступлений преимущества препарата росли как снежный ком. Одним из главный достоинств "Анаферона", по мнению выступавших, является крайне широкий спектр действия. В отличие от какого-нибудь "Тамифлю" отечественное лекарство можно использовать для борьбы со всем спектром вирусов гриппа и ОРВИ.
Да что там грипп! Согласно инструкции, показаниями к применению препарата (правда, в составе комплексной терапии) являются острые и хронические вирусные инфекции, вызванные энтеровирусами, ротавирусами, коронавирусами, вирусом клещевого энцефалита, а также инфекционный мононуклеоз, лабиальный герпес, генитальный герпес. Детским "Анафероном" лечить генитальный герпес тоже можно.
При этом, опять же в отличие от известных зарубежных препаратов, у "Анаферона" нет побочных эффектов, он не вызывает зависимости, передозировка им (и мы знаем почему) крайне маловероятна.
Всеобщее одобрение новой концепции было настолько горячим, что главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням у детей Юрий Лобзин счел необходимым в конце своего выступления извлечь из кармана початую пачку "Анаферона" и лично продемонстрировать технику сублингвального рассасывания таблетки журналистам.
Вопрос физикам
В общем, все выглядит весьма неплохо, однако остается вопрос: как все это работает? Один из создателей "Анаферона" Марк Зак подтвердил догадку корреспондента "МедНовостей" о том, что в готовом препарате молекул антител, обеспечивающих его лечебный эффект, может и не быть. Что же тогда действует на клетки-мишени в организме больного? По мнению Зака, на клетки и их рецепторы действует сам растворитель. Однако каким образом осуществляется это действие, пока неизвестно. Ответ на этот вопрос лежит в области биофизики и физико-химических свойств растворов, считает Зак. Разбираться с этим, по мнению представителя Материа Медика, предстоит ученым соответствующих специальностей, а не фармакологам.
Впрочем, несколько подсказок для пытливых физиков у Зака все же есть. По его словам, принципиальную роль в приготовлении сверхразбавленных растворов с новыми фармакологическими свойствами играет сама техника разведения. В частности, необходимо соблюдать определенную технологию, последовательно разводить раствор в 100 раз, и никак иначе. Кроме того, необходимо использовать полярный гидрофильный растворитель, например, водно-спиртовой раствор. С использованием гидрофобного растворителя - масла, к примеру - эффект сверхмалых доз воспроизвести не удается. Немаловажную роль играют и емкости для разведения - они должны быть стеклянными, поскольку оксид кремния играет большую роль в сохранении необычных свойств раствора.
Не совсем понятно, при этом, каким образом разработчикам новых препаратов удалось получить разрешения на проведение клинических исследований своих детищ при отсутствии внятного объяснения принципа их действия. Все необходимые разрешения у холдинга Материа Медика действительно имеются, ознакомиться с некоторыми из них, полученными в течение последних трех лет, можно на сайте Росздравнадзора. Но как обосновать потенциальную безопасность препарата (а это необходимо сделать перед началом испытаний на людях), если принцип его действия непонятен?
Однако, коль скоро множество клинических исследований успешно проведены, фармакологи сверхмалых доз чувствуют себя более чем уверенно. "Можно сказать, что раз нет молекул, нет и эффекта, но у нас огромная доказательная база. Эффект есть, и он требует объяснения", - констатирует Марк Зак.
О доказательствах
Как полагает президент Российского общества специалистов доказательной медицины, д.м.н, профессор Василий Власов, к которому МедНовости обратились за дополнительными разъяснениями, доказательная база бывает разной, и ее надежность далеко не всегда определяется количеством публикаций. Например, говорит Власов, в России существует немало медицинских изданий, публикации в которых нельзя считать надежным аргументом в научной дискуссии.
Другие препараты Материа Медика на основе сверхмалых доз антител:
Артрофоон – лечение хронических воспалительных заболеваний суставов
Афала – лечение аденомы простаты и хронического простатита
Импаза – лечение эректильной дисфункции
Пропротен – лечение алкоголизма
Тенотен – лечение тревожных расстройств
Тенотен детский – успокаивающий препарат
// по материалам пресс-конференции
Позиционирование продукции Материа Медика в качестве лекарств с клинически доказанной эффективностью, не являющихся гомеопатическими, вызывает у Власова недоумение. "Ничего нового они не придумали. Все эти слова - это повторения заклинаний гомеопатов с небольшими вариациями. Ничего нового к тому, что придумал Ганеман 200 лет назад, они добавить не могут", - считает он.
"Если они говорят, что препарат не гомеопатический, то тогда у них возникает большая проблема - необходимо предоставить лабораторные доказательства того, что в тех каплях или драже, которые они предлагают использовать, действительно содержится действующее вещество в указанной концентрации, - продолжает Власов. - Аналитических методов, которые могли бы доказать это, сегодня не существует. Если же они представляются гомеопатами, то претензий к ним у меня нет, они обычные колдуны".
Как уже отмечалось, разработчики продукции Материа Медика гомеопатами себя не считают. Упоминания о гомеопатии нет ни на упаковке, ни в инструкции по применению упомянутых препаратов компании. Так что вопросы к производителям, а также к регистрирующим их продукцию надзорным органам РФ и недвусмысленно поддерживающим "новое направление фармакологии" модернизаторам здравоохранения из Минздрава, увы, остаются.
Михаил Алексеев
Источник:
medportal.ru