По заявлению AMD, снижение цен на видеопамять GDDR5 позволит использовать её в качестве одного из элементов иерархии системной памяти
компьютера. AMD уже давно продвигает идею о совместном доступе
процессора и
видеокарты к ресурсам системной памяти, стремясь к включению в её состав обоих типов DRAM – как обычной DDR, так и обладающей гораздо большей пропускной способностью GDDR. По словам Джона Густафсона (John Gustafson), главного инженера AMD в области графических решений, ряд компаний пытается решить вопрос с увеличением пропускной способности памяти (ПСП) между CPU и системной памятью, однако сдерживающим фактором является цена: «Общее стремление состоит в совместном использовании более быстрой и более дешёвой памяти, что типично для всех уровней памяти. В нашем случае речь идёт о новом типе памяти. Уже давно в сегменте высокопроизводительных вычислений стремились к реализации схемы, предполагающей нахождение статической RAM (SRAM) под боком у процессора и динамической RAM (DRAM) где-то в отдалении. И вот мы вновь возвращаемся к этой схеме».
Упоминание главным инженером AMD статической памяти является жестом одобрения в адрес хорошо задокументированной истории высокопроизводительных вычислений (High Performance Computing – HPC), где памяти SRAM отдаётся предпочтение из-за характеристик производительности, но с ограничивающим фактором в виде высокой цены. При этом отмечается, что потребность геймеров в мощных видеокартах вызывала удешевление высокопроизводительной памяти, такой как GDDR, до уровня, позволяющего реализовать несколько гигабайт такой памяти в продуктах потребительского класса, например, в
Sony Playstation 4.
Джон Густафсон заявил: «Повсеместное использование обычной DRAM связано с тем, что даже при малейшем отходе от обычной памяти цена возрастает в 100 раз. Впрочем, геймерам удалось решить эту проблему коренным образом за счёт больших объёмов производства, исчисляемых миллионами единиц, позволивших снизить себестоимость продукции до разумного уровня. Такая память всё ещё стоит дороже, но это не сумасшедшие деньги, и поэтому во всех сферах применения, где жёсткая зависимость от характеристик памяти позволяет при 5-кратном ускорении памяти добиться 4-кратного ускорения работы готового решения, найдётся немало желающих заплатить за такое удовольствие».
AMD и Nvidia единогласно заявляют о том, что самым серьёзным вызовом в области графики является ПСП, дефицит которой вызывает простой вычислительных мощностей видеочипа. Главный инженер AMD в области графики назвал доступ к памяти «самой большой проблемой для GPU». В то время как господин Густафсон не видит причин для отказа в обозримом будущем от DDR-памяти, он рассчитывает на то, что в будущем процессоры наподобие APU AMD получат доступ к видеопамяти GDDR как элементу иерархии компьютерной памяти. С учётом того, что объём памяти GDDR5, которым AMD, Intel и Nvidia оснащают свои видеоускорители high-end класса с поддержкой вычислений общего назначения (GPGPU), уже составляет 6-8 Гб, в скором времени мы можем увидеть постепенное проникновение какой-то части этого объёма также и в решения основного сегмента.