API Mantle заявил о себе ещё в прошлом году на
мероприятии, посвящённом анонсу видеокарт AMD нового поколения на ядре Hawaii. До поры до времени (точнее до официального анонса) API Mantle был тайной за семью печатями. Концепция Mantle выглядела слишком хорошо, чтобы быть правдой, но после нескольких задержек мы наконец-то получили возможность лицезреть Mantle вживую.
Mantle представляет собой
прослойку в функции интерфейса прикладного программирования (API), более близкого к уровню железа, чем DirectX, и способного немного перегнать DirectX 11 по скорости выполнения некоторых требовательных к ресурсам CPU задач. Это хорошая альтернатива, которая послужит стимулом для Microsoft к совершенствованию API DirectX. Способность API Mantle обеспечить прибавку в производительности на уровне до 10-45% в сравнении с той же конфигурацией, но без Mantle, определённо вызывает немалый интерес к данному API.
Студия DICE, разработчик проекта Battlefield, стала первой компанией, написавшей и выпустившей игру с рейтингом “AAA” c поддержкой Mantle. Хотя
поддержка Mantle в Battlefield 4 ограничена несколькими видеокартами, судя по тестам на сайте Fudzilla.com, она не лишена преимуществ. Драйвер Catalyst 14.1 Beta всё ещё «сырой», однако в ходе тестирования он в основном показал себя хорошо, что стало одной из причин присвоения статуса «бета». Последний раз, по воспоминаниям парней с Fudzilla.com, заметный прирост производительности за счёт программной части имел место в случае с технологией AMD 3Dnow, позволившей разогнать Quake 2 с 30 FPS до 36 FPS – серьёзный прогресс по тем временам. Как отмечалось выше, выход Mantle был омрачён задержками, но AMD всё-таки удалось представить бета-драйвер с поддержкой Mantle. В описании драйвера Catalyst 14.1 Beta говорится, что он прошёл тестирование не на всех
видеокартах AMD или
процессорах AMD с интегрированной графикой (APU), что не гарантирует отсутствие возможных проблем в работе Mantle (тестировщики с Fudzilla зафиксировали несколько подобных случаев).
Список
видеокарт, которые на данный момент поддерживает бета-драйвер AMD с Mantle:
- AMD Radeon R9 Series
- AMD Radeon R7 Series
- AMD Radeon HD 7000 Series
- AMD Radeon HD 8000 Series
- APU AMD A10-7000 Series и AMD A8-7000 Series (встроенная графика)
Роль основных компонентов тестовой платформы играют APU A8-7600 и дискретный видеоускоритель
Radeon R9 290X под брендом XFX. Встроенное в APU видеоядро пришлось отключить в BIOS для обеспечения корректной работы Mantle в R9 290X; нахождение встроенного видео в активном (но не задействованном) состоянии сопровождалось появлением тонкой белой рамки по периметру экрана. Также наблюдались артефакты производительности (такие как притормаживания), но с отключением встроенной графики всё пришло в норму.
Как следует из приведённых ниже данных, применение APU A8-7600 с интегрированным видео серии R7 обеспечило 18%-ю прибавку производительности в режиме Mantle, что почти позволило добиться плавного геймплея в разрешении 1080p – весьма впечатляющий результат для
процессора среднего уровня с интегрированным GPU.
В разрешении 1920x1080 карта R9 290X по большей части испытывает ограничивающее влияние со стороны CPU, особенно в режиме средней детализации. В данном случае GPU намного мощнее CPU, но потенциал графической подсистемы не может раскрыться в полную силу. В режиме средних настроек с задействованием Mantle прирост составил +34%, а в режиме ультравысоких настроек – +10%.
Как видно из двух представленных ниже графиков, DirectX 11 не в полной мере использует потенциал R9 290X. Когда в игру вступает Mantle, эффективность реализации потенциала видеокарты значительно возрастает. Стоит, однако, отметить, что включение Mantle сопровождалось более высоким нагревом GPU и почему-то значительным увеличением объёма используемой памяти. Также обращает на себя внимание тот факт, что в тесте Mantle, в отличие от теста DirectX 11, загрузка CPU составила не 100%.
Ребята с Fudzilla продолжают экспериментировать с тестовой платформой, готовясь в скором времени представить детальный обзор API Mantle и новейших
APU Kaveri. На данный момент можно сказать, что результаты выглядят действительно многообещающе, хотя полная картина сложится со временем, в том числе благодаря обширному тестированию Mantle в различных конфигурациях. Прибавка производительности в каждом конкретном случае может существенно отличаться, в зависимости от сочетания CPU и GPU в плане быстродействия – таким образом, для одной системы результаты будут впечатляющие, для другой – намного более скромные (хотя и измеряемые двузначной цифрой, что, согласитесь, тоже здорово).