Оригинальная инициатива компании Steam, известная как «Ранний доступ» (Early Access), фокусирует внимание на одном простом аспекте – предоставлении геймерам права влиять на процесс разработки игр посредством критических комментариев. Сделав единовременный взнос, участник проекта сможет напрямую формировать облик и масштаб игры, параллельно осуществляя финансирование проекта.
На данный момент можно говорить о серьёзном выигрыше от «Раннего доступа» для таких хитов, как Rust, постапокалиптический DayZ и жуткий survival-проект The Forest – миллионы копий, продаваемых в рамках платформы Steam. Хотя концепция раннего доступа не лишена изъянов – нет гарантий, что игру допишут, при этом многие игры страдают дефектами и практически неиграбельны – программа набирает обороты, давая путёвку в жизнь игровым проектам на раннем этапе разработки.
А как насчёт реализации концепции раннего доступа для
консолей в аспекте, скажем, инди-игр?
Некоторое время назад Адам Бойес (Adam Boyes) из подразделения Sony Computer Entertainment поведал ресурсу Gamasutra о проводимых компанией активных переговорах по вопросу реализации раннего доступа в рамках магазина PlayStation: «Это одна из самых горячих тем, обсуждаемых внутрифирменно – конкретно, интересует определение моментов, позволяющих отнести игру к релизной версии».
К счастью, мистер Бойес чётко осознает наличие негативных моментов, связанных с ранним доступом: «Мы стараемся помнить о пользователе. Мы не хотим возникновения ситуаций, когда человек случайно находит игру, рассчитывая увидеть полноценный продукт, а потом испытывает разочарование. В то же время я на вашей стороне и желаю оказать людям поддержку в их начинаниях. Это как помочь игроку команды удержаться от падения».
Однако Sony не одинока в своём интересе к идее раннего доступа – корпорации Microsoft эта тема тоже не безразлична. В интервью ресурсу Develop-Online Крис Чарла (Chris Charla), глава подразделения инди-игр департамента ID@Xbox, сказал, что часто слышит от разработчиков просьбу обеспечить ранний доступ: «На данный момент в случае с Xbox One и Xbox 360 можно тестировать бета-версии – такое наблюдается очень часто, и иногда игра имеет статус private beta. Говоря о раннем доступе, обычно имеется в виду игра, которую покупают и которая со временем переходит в стадию 1.0, т.е. игру приобретают ещё до присвоения версии 1.0. Яркий пример – Minecraft для PC. Об этом просят разработчики, и мы очень внимательны к их просьбам, но на эту тему мне пока сказать нечего».
Особую озабоченность касательно раннего доступа в Xbox и PlayStation вызывает практическая реализация программы. В случае со Steam-играми финансирование игр, которым, возможно, никогда не суждено увидеть свет, предполагает риск, но в отношении консолей участникам программы нужны гарантии.
При условии грамотной реализации программа раннего доступа применительно к консолям может увенчаться громким успехом. Ни Microsoft, ни Sony не жалеют инвестиций в сегмент инди, что может стать отличным шансом для появления новых игр этого класса. Но есть вопрос: не обернётся ли данная инициатива тем, что разработчику под давлением общественности придётся вносить коррективы в оригинальную идею, отдаляясь от первоначального замысла с возможным отказом от интуитивного понимания идеи игры автором?
Кроме того, цена должна быть адекватной. На сегодняшний день магазин приложений для PS4 наполнен многочисленными инди-играми за $14.99, что отпугивает многих пользователей. Включая недописанные игры на стадии pre-alpha, которые при наличии подобных цен способны стать сдерживающим фактором для большинства геймеров. В любом случае Microsoft и Sony проявляют интерес к раннему доступу и с наступлением в сентябре мероприятия TGS 2014 мы, возможно, узнаем больше.