Серьёзные претензии, предъявляемые регуляторами в Евросоюзе, создают давление на Google, вынуждая компанию идти на уступки в сфере антимонопольного законодательства в части корректировки поисковых алгоритмов. Всё началось в 2009 году, когда испанский юрист, по имени Марио Костея (Mario Costeja), выразил недовольство в связи с выводом по запросу «Марио Костея» результатов поиска с упоминанием потерявших актуальность заметок на тему его профессиональной деятельности.
При достижении Google первоначальной февральской договорённости с регулирующими органами IT-гигант выразил готовность внести ряд корректив в механизм работы поисковых алгоритмов во избежание штрафных санкций, но теперь эта договоренность, похоже, под угрозой срыва ввиду опасности предъявления официальных обвинений с последствиями в виде миллиардных штрафов и других крупных неприятностей для Google. Однако дело не только в «праве на забвение»: крупнейшие публикаторы открыто заявили о страхе перед контролем и влиянием Google в отрасли.
Сопротивляясь давлению, Google утроила годовой лоббистский бюджет а Брюсселе до отметки ни много ни мало $2 млн, о чём свидетельствуют данные из открытых источников. Google прибегла к услугам политических инсайдеров, включая Энтини Олберта (Antoine Aubert), ранее работавшего в одном из министерств в составе Еврокомиссии. Для продвижения своих интересов Google объединила вокруг себя множество групп, причём некоторые из них, вроде Европейской ассоциации по защите неприкосновенности частной жизни (European Privacy Association), по иронии, как раз критикуют за слабую прозрачность в работе.
В США такие схемы показали свою эффективность ввиду практики финансирования политиками корпоративных деятелей, уделяющих особое внимание их персоне. Однако Евросоюз для Google оказался крепким орешком, и хотя Великобритания с удовольствием прислушивается к просьбам США, в континентальной Европе с 90%-й долей европейского рынка Google положение IT-гиганта вызывает больше опасений.
На другом фронте антимонопольного законодательства регуляторы начали предварительное расследование на тему
операционной системы Android – детища Google, вызывающего массу нареканий от конкурентов, в том числе от компании Aptoide, владеющей португальским магазином приложений, заявляющей о том, что в результатах поиска Google преимущество имеет магазин приложений Google Play. Недовольство выражают ассоциация фотобиблиотек и одна телекоммуникационная компания, заявляющие о том, что Google «режет» их результаты. В германии публикаторы пытаются отсудить компенсацию за блоки с кратким текстом, возникающие с обновлением Google News.
Для Google ситуация усложняется и в будущем, похоже, усложнится ещё больше, если компания не очнётся и не поймёт, что её мантра «не навреди» потеряла доверие европейцев.