Про компанию Google, похоже, можно сказать, что она «стряпала» поисковые результаты с целью быстро заработать на рекламе. Такой вывод следует из отчёта Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission – FTC), случайно попавшего в руки журналистам издания The Wall Street Journal.
Потратив больше года на изучение бизнес-практик Google, специалисты FTC выявили факт применения IT-гигантом недобросовестных политик. Бюро FTC по вопросам конкуренции рекомендовало Торговой комиссии принять меры в отношении Google в трёх сферах, связанных с рекламными практиками Google и использованием компании контента с других веб-сайтов во благо собственным продуктам. Как выяснили сотрудники Бюро, методы Google «нанесли и нанесут реальный вред потребителям и инновациям на рынке рекламных и поисковых услуг в Интернете». Хотя сотрудники Бюро рекомендовали FTC обратиться в суд с жалобой на действия Google, они признали «наличие множества серьёзных рисков» в таком шаге. «Google со своей стороны сможет показать присутствие сильной инновационной составляющей в своих действиях, наличие жёсткой конкуренции со стороны Microsoft, а также умозрительный характер заявлений о серьёзном ущербе в долгосрочной перспективе», – говорится в отчёте.
Однако самый главный момент в расследовании – установление факта преступной предвзятости в отношении результатов поиска Google в пользу собственных продуктов – сотрудники Бюро советуют оставить без внимания. Впрочем, на этом история не заканчивается.
В отчёте говорится, что Google «находилась в уникальном положении в части способности создать или разрушить любой веб-бизнес». То, что Google в своих результатах размещает «своё» на видном месте в ущерб «чужому» (т.е. связанному с сайтами конкурентов), «выразилось в серьёзной потере трафика многими вертикальными сайтами конкурентов». Исследователи признали сложность задачи по установлению наличия/отсутствия факта нарушения Google антимонопольного законодательства ввиду «серьёзной аргументации Google в пользу существования конкурентной среды».
«Имеющиеся факты, вероятнее всего, можно свести к разнонаправленной мотивации. С одной стороны, линия поведения Google обусловлена стремлением внедрить инновации и представить высококачественный продукт ввиду необходимости работать в условиях конкуренции в сочетании с желанием направить пользователя к своим вертикальным предложениям (а не к предложениям конкурентов) для повышения своих доходов. Действительно, исходя из доказательств вырисовывается сложный портрет компании, работающей для достижения общей цели – удержать рыночную долю за счёт обеспечения наилучших возможностей для пользователя и одновременно за счёт тактики, которая в результате нанесла ущерб вертикальным конкурентам и, вероятно, помогла усилить монопольную власть Google в сфере поиска и поисковой рекламы».
В отчёте говорится: «Google предприняла необычные шаги с целью «автоматического улучшения ранжирования своих вертикальных «активов» над конкурирующими. К примеру, в тех случаях, когда алгоритмы Google в соответствии с пользовательским запросом хотели выдать сайт, сравнивающий магазины, Google «перепрыгивала» соответствующие сайты-конкуренты и автоматически выдавала Google Product Search. Аналогично, когда алгоритмы Google думали над предоставлением по запросу пользователя информации по сайтам, вроде Yelp или CitySearch, в верхней части [страницы с результатами поиска] автоматически выводился Google Local».
Как выяснили в FTC, чтобы улучшить свои продажи, Google брала сведения о рейтингах и отзывах с сайта Amazon.com. Также Google подсматривала рейтинг продуктов с Amazon для определения очередности продуктов в Google Product Search.
Amazon пыталась поддержать конкурентов поисковых механизмов Google, даже в ущерб себе, ведь когда-то Google предоставляла сайту Amazon поисковые услуги, позволившие последней заработать почти $170 млн. Но в плане поискового трафика Amazon частично перешла к сервису Microsoft Bing «даже с учётом финансовых потерь на каждом запросе», как говорится в отчёте. Amazon хотела пользоваться услугами нескольких поставщиков услуг в сфере поиска «просто чтобы способствовать развитию конкуренции».
Конкуренция на рынке с таким синдикатным подходом к выдаче поисковых результатов, согласно отчёту, «не отличалась здоровой средой: оставаясь, очевидно, безнаказанной, Google многим своим синдикатным клиентам в одностороннем порядке снижала процент от выручки, в итоге вызывая рост цен».