Четвертьфинал Чемпионата мира по командному программированию ACM ICPC 2016, прошедший на площадках ВУЗов Москвы и московской области, стал хорошей проверкой знаний и навыков студентов. Компания НИКС регулярно присутствует на студенческих соревнованиях, оказывая финансовую поддержку юным дарованиям.
Молодые программисты были достаточно откровенны в разговоре с корреспондентом НИКСа, поделившись своими мечтами и переживаниями.
Представляем вниманию читателей сайта www.nix.ru продолжение интервью, взятых у участников олимпиады. Предыдущее интервью можно найти, пройдя по ссылке.
Где вы учитесь? Какой ВУЗ и факультет? Почему выбрали именно его?
– Московский физико-технический институт, факультет физической и квантовой электроники. Выбрал его, потому что очень много знакомых из моего лицея учатся на этом факультете. Они рассказывали, чем занимаются или чем будут заниматься в будущем. Это заинтересовало, я подумал: а почему бы и нет? Собственно, если не понравится, перевестись на другой факультет большой проблемы не составит, но пока меня всё устраивает.
Где вы работаете или планируете работать?
– Ну, я, на самом деле, занимаюсь разноплановой деятельностью. Я пробовал организовывать различные мероприятия. Вот, недавно был в качестве волонтёра в младшей группе организаторов на Go Technology – это крупный стартап, который проходил у нас в Долгопрудном. Также пробовал стажироваться в торговой сети «Рубль Бум» в отделе закупок. Где планирую работать? У нас в университете есть кафедра фотоники, связанная с международной корпорацией IBG-Photonics. Хотелось бы когда-нибудь работать там. Кроме того, меня интересует направление робототехники. В Московском физико-техническом институте это очень сильно развито. С удовольствием попробовал бы себя там. Но на данный момент нигде не работаю, пока просто учусь и присматриваюсь. Возможно, где-то попытаюсь выбить какие-то стажировки. Смотрю, куда можно было бы пристроиться, завожу разные знакомства. В общем, работаю над тем, чтобы где-то устроиться в будущем.
Есть ли какая-то программа, проект, которыми вы сейчас занимаетесь?
– Конкретно написанием какой-либо программы на данный момент не занимаюсь. Ну, так сложилось, не всё же время что-то проектировать или программировать.
Как вы готовились к настоящей олимпиаде?
– Мы собрались всей нашей командой и почитали несколько книжечек, разобрали пару программок. Честно говоря, мы придерживаемся идеологии, что перед олимпиадой выучить больше того, что ты знаешь, нельзя. Поэтому нужно просто повторить то, что мы уже знаем, и отдохнуть как можно лучше. Вот, примерно так мы и готовились.
Что бы вы пожелали себе и другим участникам олимпиады?
– Чтобы задачи компилировались с первого раза. Это практически невозможно, но пусть так будет сегодня у всех.
Что вам больше всего нравится или не нравится в правилах олимпиады по программированию?
– Лично меня покоробило то, что задача считается засчитанной, только если она решена полностью. То есть если ты, в принципе, решил задачу, но хотя бы один какой-то маленький момент не учёл или в одном каком-то тесте не прошёл по памяти, тебе не засчитывают задачу. Вот это, наверное, не всегда правильно. Но с другой стороны, люди не должны ставить на задачах заглушки, решая их не полностью.
Что бы вы порекомендовали организаторам и спонсорам олимпиадного движения, чтобы привлечь внимание к спортивному программированию и вызвать интерес к нему у талантливых ребят?
– Ну, спортивное программирование начинается со школы. Порекомендовал бы какую-нибудь рекламную кампанию провести. Например, давать небольшие, не очень сложные тесты для школьников 5-8-х классов, которые ещё не знают, что есть какие-то соревнования, конкурсы, олимпиады. Ну, по крайней мере, не все знают об этом, и до них нужно просто донести. У кого-то получится что-то решить, и их заинтересует программирование. Ещё можно рассказать, что у нас есть школа олимпиадного программирования. Ребята начнут ходить и со временем во всё это втянутся. Везде так делают, и это работает. На мой взгляд, это самый эффективный способ.
Как вы считаете, что делает правительство, чтобы развивать олимпиадное движение по программированию?
– Мне кажется, олимпиадное движение развивает, в основном, не правительство, а какие-то крупные компании, которые заинтересованы в кадрах. Ну, а правительство… Наверное, оно просто поддерживает олимпиадное движение в общем, как какое-то направление. Это может выражаться в виде льгот на обучение, различных грантов, каких-то поощрений за призовые места. Есть ещё такая вещь, как «студент года». За участие в олимпиадах где-то доплачивают, приглашают в какие-то школы, дают льготы при поступлении, что очень-очень важно. Всё это делается с подачи правительства. Наверно, именно так они это и поддерживают.
Сняли бы вы министра образования?
– А! Это, которая… идеолог нынешний, да? Честно говоря, я ещё не почувствовал её в деле. Не ясно, что и в каком направлении она собирается развивать. Но после того как я прочитал, чем она занималась и кто она такая, меня это немножко покоробило, даже ужаснуло. В общем, будем наблюдать, время покажет. А сейчас ничего не могу утверждать, потому что это будет огульно, ведь у меня нет никаких аргументов.
Верите ли вы в нано-технологии?
– Да, верю, потому что учусь, как я сказал, на факультете физической и квантовой электроники. У нас практически всё происходит на нано-уровне. Я не могу не верить в нано-технологии. Это то, чем я буду заниматься в будущем.
Как вы думаете, полетят ли люди на Марс в ближайшие 5 лет?
– В ближайшие пять, не знаю, но в течение пятнадцати лет точно, потому что в последнее время эта тема как-то всех очень-очень сильно заинтересовала. У российских учёных, как я слышал, есть какие-то разработки для того, чтобы этот процесс ускорить. Я говорю не о подготовке к полёту, а о самом полёте. Если учёных это интересует в плане теории, и на это выделяются деньги, что очень важно, то, я думаю, люди на Марс точно полетят.
Решит ли программирование проблему парникового эффекта?
– Если честно, я не очень понимаю, как связаны программирование и парниковый эффект. Эту проблему будет решать не программирование. Всё начнётся с того, что правительства конгломерата самых крупных стран мира этой проблемой озаботятся и начнут поощрять учёных и предприятия развивать технологии, помогающие бороться с этим эффектом. Например, начнут выделять гранты и собирать форумы для решения этой проблемы. Вообще, всё начинается с финансирования. Потому что высокая наука сама себя окупает далеко не всегда.
В какой стране вы живёте, и в какой стране вам хотелось бы жить?
– Живу я в России, и не планирую отсюда уезжать. Да, у нас не всё хорошо, но это лишний повод остаться и попытаться сделать всё лучше.
Готовы ли вы в случае внешний агрессии по отношению к России защищать её с оружием в руках?
– Вполне. Но с оружием в руках… у нас оружие немножко другое. Скорее, это будут какие-то ракетные войска. Тем более, у нас в МФТИ есть военная кафедра. Она, по-моему, именно в эту область направлена.
Вы учились в обычной школе или в физматшколе?
– Я учился в лицее математики и информатики с углублённым изучением английского языка. Я считаю, мне это очень сильно помогло. Даже, к примеру, поступить на физтех. Не то чтобы сама школа давала какую-то базу. Скорее всего, она дала связь с очень классными вузовскими преподавателями, с которыми я потом уже работал и набирался опыта. То есть лицей был скорее посредником.
Хорошо ли вы знаете физику и умеете ли вы паять?
– Паять я умею, поскольку мне приходилось иногда что-то чинить своей сестре. Вот, а физику… Какие-то области знаю хорошо, какие-то – хуже.
Сколько вам было лет, когда вы написали первую программу?
– Это был, наверное, 6-й класс. Мне было лет 12-13.
Как вы думаете, нужно ли в школе с первого класса ввести изучение какого-нибудь языка программирования как второго иностранного?
– Я считаю, что с первого класса – нет. Потому что в первом классе детей ещё только учат читать и писать по-русски. А при изучении языка программирования нужно знание английского, потому что все программы, все команды под это заточены. Зная английский, ты из названий программ интуитивно можешь понять, что они делают. Начинать программировать нужно где-то с класса 5-го, может быть, с 6-го. Когда уже какая-то логика мышления сформировалась у человека. Вряд ли, раньше. До 5-го класса мы больше набираемся каких-то базовых знаний, мышление ещё только формируется, а вот дальше мы уже можем его развивать и применять. И программировать надо начинать, наверное, в это время. Ну, это лично моё мнение. Я ничего не могу утверждать.
Как вы относитесь к хакерам? Считаете ли вы себя хакером?
– Я себя хакером не считаю, но очень уважаю этих ребят, хотя бы за то, что они просто нереально шарят в IT-технологиях! Это заслуживает уважения. Такие люди способны совершить очень важные, крутые и нужные поступки. Они могут делать добро, если захотят. Всё в их руках!
Как вы думаете, какие сайты по CS следует посещать? И где лучше всего получать образование по CS?
– Давайте «скипнем» этот вопрос, пожалуйста, потому что, да, я что-то читаю, но, как правило, не запоминаю названий ресурсов. Я выбираю информацию, а с какого сайта я её взял, для меня не всегда важно. Насчёт CS образования. Я, может быть, придерживаюсь каких-то консервативных взглядов, но мне кажется, что очно получать образование лучше. Бывает так, что ты десять раз прочитал какую-нибудь тему в учебнике или ещё где-то, и всё равно не понял. А преподаватель тебе, вроде, теми же словами, слово в слово рассказал, но преподнёс это так, что ты всё понял. Однако я знаю определённое количество людей, которые учились программировать, сидя дома. То есть это тоже очень эффективный способ. Возможно, что какая-то комбинация вот этих двух методов была бы наиболее эффективной.
Какое направление вы считаете перспективным, и в каком собираетесь себя применять?
– В настоящее время, любой инженер, так или иначе, должен уметь программировать и должен делать это хорошо. В числе самых перспективных направлений сейчас находятся биофармацевтика и биоинженерные технологии. Всё из этой сферы программируется и просчитывается на компьютерах. Открытия тоже совершаются, благодаря моделированию биопроцессов. Этой осенью в Москве проходило такое мероприятие, как Science Now, в общем, науч-поп по биомедицинским технологиям, где серьёзные люди рассказывали в неформальной обстановке о своих разработках и достижениях в этой области, которые, собственно, были сделаны с помощью моделирования и программирования. Сейчас это направление очень активно развивается, и я считаю его очень-очень перспективным.
Сколько вы хотите зарабатывать?
– Ну, знаете, физтехи обычно так высоко себя оценивают в этом плане, что после окончания ВУЗа мало кто из ребят согласится на работу, за которую будут платить, например, меньше 60-ти тысяч рублей. Ребята, которые активно занимаются программированием, редко соглашаются на работу, за которую будут платить меньше 100 тысяч рублей. Физтех даёт образование очень высокого уровня.
На каком языке программируете или предпочитаете программировать, и почему именно на нём?
– Изначально я программировал на Паскале, а потом открыл для себя С++. И пока он мне нравится. Я не изучал какие-то другие популярные языки, потому что банально не хватает времени на всё – у меня много увлечений. Мы учили Assembler на втором семестре, что-то из него я знаю.
Какую книгу по программированию вы считаете наиболее полезной?
– Ну, практически все книжки по программированию полезны. Мне нравятся книжки, которые были написаны не в последнее десятилетие, а когда программирование только зарождалось. Среди них есть очень хорошие книжки по языкам программирования, даже по современным. Когда-то я читал книги по Паскалю.
Какую художественную книгу вы прочитали в последнее время?
– «Тринадцатая сказка». Автор, по-моему, Диана Сеттерфилд.
Ваш любимый фильм?
– Давайте я скажу, что это «Зелёная миля». У меня много любимых фильмов, штук 20-25, все очень разные, но пусть будет этот.
Ваш любимый жанр музыки, исполнитель?
– Я люблю классику, я люблю рок, я люблю фолк. Из последних, что я заслушиваю до дыр это: Faun, Nightwish, Rasmus.
Какая ваша любимая компьютерная игра, и сколько часов в день вы проводите за компьютером?
– За компьютером я провожу достаточно много времени, потому что учусь, и нам домашние задания выкладывают в Интернете. Кроме того, приходится много считать и читать различной информации. Да, люблю посидеть в ВК. В последнее время, я очень мало играю, практически не играю.
А какая лучшая компьютерная игра, по вашему мнению?
– «Ведьмак» последний.
Сможете назвать гаджет интернета вещей, без которого сложно будет обойтись в будущем?
– Учитывая современный уровень развития, без любого гаджета сложно будет обойтись в будущем, потому что всё это уже настолько прочно вошло в нашу жизнь.
С кем из живущих на Земле людей вы хотели бы пообщаться, и какой единственный вопрос вы бы ему задали?
– Пообщаться я хотел бы со многими людьми, но пусть это будет Путин. Вопрос сейчас очень сложно сформулировать. Но это был бы, скорее всего, вопрос, касающийся ситуации в моём регионе, потому что она не очень благополучная.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Emerald Ashborer |
Лучшеб вы Rhizen завезли пораньше а не конкурсы с говнокодерами рубили, смотрите это единственный комент к этому посту и тот отрицательный никому не интересно |
20-02-2017 22:48 ответить |
Сергей Пахомов |
Emerald, ковнокодеры - это кто ? |
21-02-2017 01:54 ответить |
Раха Абдулаев |
на плакате не диана? огорчите персонажа рядом стоящего ему 8 лет светит |
21-02-2017 17:53 ответить |
Серега Найденов |
Раха, что ещё за диана? |
21-02-2017 18:11 ответить |
Emerald Ashborer |
Сергей, говнокодеры это тупиковая ветвь развития программирования, те кто переписывают часть кода что уже давно кем-то написана, копипастят по страшному и при этом не стесняются посещать всевозможные конкурсы хотя сами не способны написать самостоятельно ни одного нового плагина или скрипта |
22-02-2017 00:55 ответить |
Валера Овчинников, г. Москва |
Тут настолько высокоинтеллектуальные комментарии, что я на секунду подумал, что это МДК |
25-02-2017 00:53 ответить |