11 декабря 2016 года стартаперы-резиденты фонда Сколково «Лин Индастриал» провели испытание разработанного ими жидкостного ракетного двигателя. Эксперимент проводился в московской промзоне. Сразу после запуска двигатель взорвался, и осколок ранил находившегося поблизости рабочего.
Новость мгновенно облетела интернет: кто-то назвал испытателей «малолетними дятлами», а кто-то – смелыми экспериментаторами наряду с Королёвым, у которого также были неудачные испытания ракет. Приводим «как есть» выдержки записей некоторых блоггеров, которые, на наш взгляд, будут интересны неограниченному кругу читателей nix.ru.
«Согласно опубликованной на веб-сайте «Лин индастриал» информации, исследования компании осуществляются при грантовой поддержке фонда «Сколково», а девизом служит фраза «Мы не обещаем несбыточного — мы делаем невозможное!» — NoNaMe
«Испытания своего первого жидкостного ракетного двигателя “Атар-100” “Лин индастриал” планировал произвести на испытательном стенде Московского авиационного института. Когда двигатель был готов, МАИ отозвал свое согласие без объяснения причин, и намекая на свои опасения за сохранность стенда.» — zelenyikot
«Инновацией в ракете стало выбранное топливо: жидкостная пара перекись водорода и керосин. Думаю упоминание перекиси водорода заставило вздрогнуть тех, кто немного интересовался историей техники в XX веке. Этот компонент топлива где только ни пытались применить, и почти всегда дело заканчивалось взрывами, жертвами и катастрофами. Последняя крупная жертва перекиси - подводная лодка “Курск”. Но инженеры “Лина” знакомы с историей, поэтому решили использовать концентрацию перекиси не выше 85% - это обещало низкую опасность и достаточно высокие характеристики ракеты.» — zelenyikot
«Конечно, инженерам-энтузиастам, которые два с половиной года шли к своей ракете, не терпелось скорее увидеть первое пламя. Тратить время в бесконечных согласованиях полигонных испытаний никто из них не хотел, причем предыдущий опыт показывал, что такого согласования может вообще не быть. Отказ от варианта “выехать в чистое поле” они объяснили сами: “сейчас зима, а стенд собран на базе обычного автомобильного прицепа, который имеет весьма посредственную проходимость”.» — zelenyikot
«Очевидно "Лин" увлекся и утратил чувство опасности, без которого нельзя в работе с ракетной техникой. Но несмотря на нарушения техники безопасности, серьезную травму человека, и провал испытаний, будущее “Лин индастриал” еще не определено. Кто-то желает компании скорейшего прекращения существования. Хотя (…) история королёвского ГИРДа не сильно отличается: тоже были гаражи, пустыри, и взрывы экспериментальных двигателей, которые через тридцать лет привели к полету Гагарина.» — NoNaMe
Увидев в публикациях упоминание королёвского ГИРДа, мы сразу захотели посмотреть, насколько современные разработки продвинулись по сравнению с ГИРДовскими. А что далеко ходить? Всё есть в «Википедии». Для сравнения мы поместили друг напротив друга разработку 1936 года и изделие «Лин Индастриал».
ОРМ-65 — опытный жидкостный ракетный двигатель, разработанный в 1936 году в Реактивном институте В. П. Глушко. Предназначался для ракетоплана РП-318, крылатых ракет 212, 301. | Двигатель «Лин Индастриал». | |
Топливо: тракторный керосин | Топливо: ТС-1 (авиакеросин) | |
Окислитель: азотная кислота | Окислитель: ПВ-85 (85% раствор перекиси водорода) | |
Тяга: регулируемая от 490 до 1720 Н | Тяга: 980Н в воздухе и 1176 Н в вакууме (где «Лин» взяли вакуум для измерений, непонятно) | |
Удельный импульс: 2059—2108 м/с | Удельный импульс: 1840–2200 м/с | |
Давление в камере сгорания: 2.45 МПа | Давление в камере сгорания: 1.6 МПа | |
Зажигание: с сигнализацией, пиротехническое, электрозапал | Зажигание: самовоспламенение компонентов топлива | |
Масса: 14,26 кг | Масса: 4,0 кг | |
Ресурс: до 50 запусков с наработкой до 30 минут | Ресурс: 1 запуск (экспериментально установлен стартаперами «Лин Индастриал») |
В чём же отличие? На фотографиях видно, что древняя разработка в отличие от современного двигателя имеет систему охлаждения сопла и намного более аккуратную сварку, а также поддерживает вдвое большее давление в камере сгорания.
Еще одно важное отличие состоит в окислителе для топлива: «Лин Индастриал» использовали взрывоопасную перекись водорода, так как попросту не смогли создать газогенератор.
Кстати, а почему название ОРМ-65? А потому, что ему предшествовали модели ОРМ-64, ОРМ-63, и так далее вплоть до ОРМ-1, который был сконструирован научной группой Глушко в 1931 году. Нетрудно посчитать, что конструкторам приходилось выпускать в среднем по одному образцу в месяц. Разумеется, такая активная разработка сопровождалась тщательным документированием хода экспериментов и исправлением огрехов предыдущих образцов, что в итоге позволило поставить ОРМ-65 на ракетоплан РП-318.
Ракетоплан РП-318 и двигатель ОРМ-65 |
Когда-то освоение космоса было гордостью нашей страны: мы первыми запустили искусственный спутник Земли и первыми отправили человека в космос. За этими достижениями стояли не только серьёзный научный подход и талант советских инженеров, но и личная ответственность за разработки. Например, в 1938 году в Реактивном НИИ №3 все неудачные эксперименты при разработке новой ракетной техники расценили как намеренное вредительство и растрату народных средств. Даже Королёва тогда приговорили к 8 годам каторги, тем самым лишив космическую отрасль ведущего специалиста на следующие 6 лет. Однако ракеты строились и без Королёва. При этом, хоть он после освобождения и вернулся к разработкам, ошибок ему не простили вплоть до 1957 года. Королёв официально был врагом народа даже когда получал в 1956 году орден Героя социалистического труда.
Уже давно нет НКВД, а стать врагом народа за неудачные разработки в наше время почти невозможно - разве что откажут в гранте в Сколково. Но глядишь на творение «Лин Индастриал» и невольно приходит мысль – а может, зря?..
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Дима Потехин |
щас бы картинки с реактора воровать |
02-02-2017 18:28 ответить |
Олег Фомин |
Поехали! |
02-02-2017 19:33 ответить |
Виктор Ерастов, г. Москва |
Проехали |
02-02-2017 19:37 ответить |
Илья Ларионов, г. Шаля |
Увольте человека, который постит эти картинки. Сомнения у меня вызывают его умственные способности. Дарт Вейдер и штурмовики - часть культуры. Космонавтика - наука. С космонавтикой все неплохо. Высадили зонд на комету, получили фотографии плутона в высоком разрешении... Думаю Юрий Алексеевич не должен расстраиваться. |
02-02-2017 19:42 ответить |
Ранис Нуриев, г. Москва |
Илья, себя уволь, после войны через 16 лет полетели в космос, теперь после 57 лет сделали фоточку. |
02-02-2017 20:02 ответить |
Илья Ларионов, г. Шаля |
Ранис, то есть ты считаешь что в современном мире нет успехов в космонавтике? |
02-02-2017 20:02 ответить |
Александр Дегтярев, г. Советский |
На фоточке хохлодарт если что и хохлоштурмовики |
02-02-2017 21:04 ответить |
Гаджи Шахсинов |
Это же одиночки инженеры-разработчики, у них нет никакого задела в этой области. От такой прогрессивной IT компании как nix не ожидал осуждения начинаний молодых изобретателей. |
03-02-2017 09:34 ответить |
Степан Ташлыков |
Ранис, когда вся страна работала на ракету тогда да. Был прогресс. Теперь вся страна работает на олигархат и все денежки вместо заводов и ракет утекают заграницу. ;) |
03-02-2017 11:28 ответить |
Станислав Трифонов, г. Москва |
Гаджи, никс ни разу не прогрессивная компания. Чтобы за безнал. что-то быстро купить это целый геморрой. После оплаты счета надо распечатать доверенность, подписать и поставить печать, отсканировать и выслать им. Потом ждать подтверждения, и если с доставкой то еще сутки. 21 век блеать! Ушли от них в другую компанию, ибо там всё быстро, просто и комфортно для клиентов. А если за нал приезжаешь забирать, тоже ждешь там по сорок минут. Еще иногда на картинке товара одно, а выносят совсем другое. И ссылаются на ссылку мелким шрифтом, что товар может отличаться от изображения на сайте. И сортир у них на Звездном хуже чем в общаге, даже дверь не закрывается, мелочь, но вся суть этой конторы вот в таких мелочах. |
03-02-2017 15:41 ответить |
Виктория Злобина |
Ммммм какие интересные статьи |
03-02-2017 17:41 ответить |
Мисс Никс |
Илья, посмотрите на заголовок статьи. Мы считаем, что современная космонавтика стоит от реальной науки так же далеко, как пиротехника и фильмы Джорджа Лукаса. |
27-02-2017 19:03 ответить |
Мисс Никс |
Илья, перечислите, пожалуйста, эти успехи. |
27-02-2017 19:04 ответить |
Мисс Никс |
Гаджи, Вы, наверное, хотели сказать «молодых плагиаторов». |
27-02-2017 19:05 ответить |
Мисс Никс |
Степан, как видите, деньги в ракеты вполне вкладывают, но вот куда они на самом деле идут – не очень понятно. |
27-02-2017 19:05 ответить |
Мисс Никс |
Станислав, давайте по пунктам. Во-первых, мы действительно очень трепетно относимся к оформлению сделок с юридическими лицами, именно поэтому наше юр. лицо не менялось уже четверть века. Если юр. лицу не нужны правильным образом оформленные доверенности, накладные и т.д., то это вызывает сомнения а не помойка ли данная фирма. Мы были бы очень признательны, если бы вы высказались по существу, какие этапы покупки показались вам затянутыми и некомфортными и что, на ваш взгляд, мы могли бы улучшить. Во-вторых, ожидание 40 минут при покупке за наличные – это нонсенс, такие тайминги я могу припомнить разве что в начале 2000х. Сообщите, пожалуйста, номер заказа и дату покупки, чтобы мы могли с этим разобраться. В-третьих, в плане внешнего вида товара сильного несоответствия с фотографией быть не может. Если заявлен белый монитор, вам не вынесут зелёные наушники. К тому же, вы всегда имеете право отказаться от покупки, если её внешний вид вас не устраивает. Ну и в-четвёртых, я сейчас лично сходила и проверила сортир на Звёздном. Двери закрываются, уборщица делает уборку минимум 3 раза в день. Может, биде и нет, но все чисто, туалетная бумага на месте. Не пойму, с чего вы взяли, что он хуже чем в общаге. |
27-02-2017 19:06 ответить |
Мисс Никс |
Виктория, присоединяйтесь к обсуждению |
27-02-2017 19:07 ответить |
Илья Ларионов, г. Шаля |
Мисс, на комету посадили аппапат, получили снимки Плутона в отличном разрешении, на Марсе несколько действующих марсоходов, недавно 7 экзопланет открыли, которые находятся в одной системе. Это не успехи? |
27-02-2017 19:07 ответить |
Илья Ларионов, г. Шаля |
Мисс, да и меня возмутила не новость, а тупейшая картинка. |
27-02-2017 19:09 ответить |
Владимир Гарькавый, г. Москва |
Илья, думаю, претензия к отечественной космонавтике. "...На комету посадили аппапат", - ESA, "...получили снимки Плутона в отличном разрешении, на Марсе несколько действующих марсоходов, недавно 7 экзопланет открыли", - NASA. А мы на "Протон" двигатели собрать не можем (https://lenta.ru/news/2017/03/30/proton/). В статье дана вполне себе достойная сравнительная характеристика. Дело не в олигархах, а в том, ради чего люди трудятся. Если ради достижения амбициозной цели и прослаления доброго имени нашей великой Родины, то можно и варить научиться, и ТТХ обеспечить, а если надо как-то отстреляться к "дедлайну" и освоить грантовые деньги, - так это совсем другое. Это именно то, как работает современная отечественная наука, которую я, к сожалению, имел разочарование увидеть изнутри. Все двигатели второй и третьей ступеней «Протона» оказались бракованными |
02-04-2017 13:41 ответить |