Тяжеловес на многопользовательской онлайновой боевой арене. Свыше миллиона геймеров в сети - отличное подтверждение тому, что Dota 2 является самой популярной игрой на платформе Steam от компании Valve. Эта высококонкурентная киберспортивная игра, прошедшая долгий путь с момента своего появления в качестве мода для Warcraft III от Blizzard, сейчас продвигается как автономная бесплатная игра на движке Source 2 от Valve.
Хорошо оптимизированный масштабируемый движок Source 2 имеет репутацию скорее CPU, нежели GPU зависимого. Влияют ли разрешение и настройки графики на производительность? Какие процессор и графическая карта должны быть в вашем ноутбуке, чтобы поддерживалась стабильная частота кадров в процессе даже самых бурных сражений в новой игре? Все эти вопросы станут предметом данной статьи.
Графика
Dota 2 прошла долгий путь с момента выпуска в 2003 году в качестве мода для Warcraft III от Blizzard. Низкополигональные модели, простые текстуры и базовые эффекты игры Defense of the Ancients в течение долгих лет претерпевали изменения, которые стали наиболее заметны при переходе на игровой движок Source, а спустя несколько лет – при переносе игры на движок Valve Source 2. Когда-то редкое и простое поле битвы двух сторон Dire и Radiant превратилось в полноценный цветущий мир, наполненный погодными эффектами, циклами днями и ночи, улучшенной детализацией местности и дикой природы, уникальной для каждой из сторон.
Dota 2 официально перешла на движок Source 2 во второй половине 2015 года после продолжительного периода бета-тестирования. Движок Source 2 не только красивее оригинального Source - добавлены улучшенные текстуры, эффекты частиц и единая система освещения, но и лучше оптимизирован: Valve добавили поддержку DirectX 12 и Vulkan API, а также улучшили многопоточность. Эти изменения призваны сделать и без того очень масштабируемый движок более привлекательным, улучшая производительность, как на бюджетных ноутбуках с низкими настройками, так и на мощных настольных системах для энтузиастов со всеми наворотами. Благодаря усовершенствованной поддержке многопоточности, Dota 2 должна в полной мере использовать все процессорные ядра и вычислительные потоки, вследствие чего процессор будет влиять на производительность больше, чем более быстрый видеоадаптер.
Тесты включают различные комбинации процессоров и графических карт, которые охватывают системы высокого, среднего и низкого уровня. Для учета полной степени масштабируемости, возможной с движком Source 2, набор тестируемых систем включает в себя настольные компьютеры, начиная с высокого уровня на базе i7 4790K и Geforce GTX 1080 вплоть до ПК нижнего уровня с Cherry Trail Atom Z8300 и интегрированной графикой. Для тестирования использовались различные варианты разрешения и сохраненные пресеты, от 720p с минимальными настройками до 2160p на ультра настройках.
Настольный компьютер на базе i7 4790K был протестирован с использованием графических карт Nvidia (GTX 1080, 980 Ti, 1050 Ti, и 1050) и AMD (Radeon R9 Fury, RX 480, R9 290X и R9 280X). Хотя Dota 2 и движок Source 2 имеют репутацию процессоразависимых, по нашей башне с 4790K этого не скажешь. Ощутимая разница была заметна при тестировании с разрешением 2160p (4k) на ультра настройках, где Nvidia GTX 1080 значительно превзошла последнее поколение (но все же high-end) R9 Fury по FPS в среднем на 26%. Переход на GTX 1050 (2GB) привел к снижению FPS в среднем на 63%. Тем не менее, при разрешении 1080p и Ultra настройках даже GTX 1050 (2GB) работает наравне с GTX 1080. Это говорит о том, что ультрасовременная видеокарта, такая как GTX 1080, в состоянии доказать свою ценность для настольных ПК и отличить себя от видеокарт ниже уровнем при работе с максимально возможным разрешением и уровнем детализации.
Однако это совсем не означает, что для Dota 2 процессор важнее, чем графическая карта. Напротив, множество тестов ноутбуков, начиная с процессоров 6820HQ и 7700HQ, заканчивая Core M и Atom, показывают, насколько дискретная графика в игре Dota 2 важна для плавной смены кадров при разрешении 1080p. Даже мощный 7700HQ c интегрированной графикой HD630 не в состоянии выдать необходимую для игры частоту кадров при разрешении выше 768p на средних настройках. Отсюда следует, что если вы хотите играть с разрешением 1080p и высокой детализацией, для лучшей производительности рекомендуется, как минимум GTX 965M или 1050.
Если вы остановились на ноутбуке с интегрированной графикой, лучшим решением будет максимально снизить разрешение и настройки, чтобы GPU не тормозил работу вашей системы. Но даже в этом случае чтобы добиться высокой частоты смены кадров вам понадобится система с относительно мощным (четырехъядерным) процессором.
Как уже упоминалось ранее, Valve дает пользователю полный контроль над большинством визуальных эффектов, предлагая различные варианты соотношения сторон экрана, режимы отображения экрана (эксклюзивный / в рамке / в окне), а также опции рендеринга для получения дополнительных эффектов, таких как мягкие тени, туман, контроль направления отражения света (normal maps), VSync (вертикальная синхронизация), сглаживание, а также качество текстур / теней. Помимо разрешения экрана, опции рендеринга обеспечивают максимальную гибкость для настройки производительности и реалистичности изображения. Безусловно, каждая из опций может быть настроена по отдельности на усмотрение игрока, однако Valve предлагает четыре пресета на слайдере от «Fastest» до «Best Looking».
Первый пресет "Fastest" (Самый быстрый) отключает все эффекты в игре. Текстура, частица и качество тени установлены на низком уровне, а качество рендеринга - на 56%, в результате чего все в игре выглядит пикселизированным и размытым. Это смотрится некрасиво, но если вы играете на встроенной графике, вам вероятнее всего придется использовать либо этот пресет, либо следующий.
Второй пресет включает анимированные портреты, опцию Additive Light Pass, освещение мира, туман, Tree Wind (при которой деревья и их листья качаются на ветру), делая окружающую среду гораздо менее редкой и безжизненной. Качество текстур и эффектов повышается до среднего, а качество тени - до высокого. Качество рендеринга установлено на 74%, что обеспечивает более четкое (хотя и не резкое) изображение поля боя.
Третий пресет добавляет мягкие тени (Ambient occlusion), контроль направления отражения света (normal maps), имитацию ткани, траву, сглаживание, блики, легкое свечение и интерфейс HUD более высокого качества. Текстуры, эффекты и тени теперь установлены на высоком уровне, в то время как качество рендеринга в игре наконец-то задано на максимуме – точно на 100%.
Четвертый и самый красивый пресет позволяет получить высокое качество отображения воды, текстуры грунта и окружающих живых существ. Единственные настройки, которые по умолчанию остаются выключенными – это качество тени «Ultra» и VSync (которые могут быть включены на усмотрение игрока).
Dota 2 - игра с глубоким уровнем настраиваемости, которая соответствует пулу героев и пределу их навыков. Чтобы освоиться в игре потребуется несколько дней, на изучение стратегий уйдут месяцы, а на то, чтобы добиться мастерства - вся жизнь (если вообще хватит). Нацеленность на рейтинговые соревнования и турниры (такие как многомиллионный The International) подразумевает, что игра отлично настраивается с учетом предпочтений игрока. Настраивается практически все: от горячих клавиш и направления камеры, до настроек по умолчанию и взаимодействия с мышью. Длительное время загрузки при старте матчей было самой большой проблемой, однако оптимизация движка Source 2 в значительной степени решила ее.
Немногие игры предлагают захватывающий сюжет, глубину и точность воспроизведения, которую обещает многопользовательская онлайн-игра Dota 2 с ее режимом 5 на 5.
Benchmark
Для тестирования игры и измерения среднего и минимального значений FPS с различными графическими пресетами использовалась Timedemo-запись турнира. Если у вас еще не установлена игра Dota, вы можете бесплатно скачать ее через Steam с помощью учетной записи Steam (которая также бесплатная). Среди других обычных бесплатных игр, Dota 2 является лучшим примером, где механика и баланс не затронуты денежной системой.
Benchmark Timedemo загружается, а затем копируется в директорию
SteamApps/common/dota 2 beta/game/dota. С помощью командной строки перейдите в каталог
SteamApps/common/dota 2 beta/game/win/win64 с помощью команды cd dir. Убедитесь, что Steam работает в фоновом режиме, затем запустите dota2.exe с параметром
-steam + timedemo 1971360796 + timedemo_start 50000 + timedemo_end 51000 + fps_max 0 -novconsole -autoconfig_level 3 -high -w 3840 -h 2160 -fullscreen. Например, если Ваша библиотека Steam находится на диске D: полная команда будет:
"D:/SteamLibrary/steamapps/common/dota 2 beta/game/bin/win64/dota2.exe" -steam +timedemo 1971360796 +timedemo_start 50000 +timedemo_end 51000 +fps_max 0 -novconsole -autoconfig_level 3 -high -w 3840 -h 2160 –fullscreen
«Уровень 3» в параметрах относится к самой высокой настройке детализации, тогда как параметры -w и -h задают требуемое разрешение. Чтобы запустить бенчмарк с другими пресетами, измените уровень на 0 и разрешение задайте на свое усмотрение. Тест будет работать примерно минуту, а затем остановится. Результаты будут сохранены в каталоге игры game/dota.
Чтобы увидеть результаты, перейдите в каталог
dota 2 beta/game/dota и найдите файл Source2Bench.csv. Откройте файл и посмотрите на средний FPS (в третьем столбце) и изменение FPS (в четвертом столбце). Обратите внимание на движок когда DirectX 11 не используется (например, OpenGL или Vulkan).
Выводы
Если в вашем ноутбуке интегрированное видео (HD 520) или слабая устаревшая графическая карта (Nvidia 630M) - это не повод отказываться от своей мечты стать еще одним чемпионом турнира The International. Даже без мощного процессора или графической карты Dota 2 может работать достаточно быстро при условии, что разрешение и детализация будут уменьшены. Даже планшет Intel Core M с графикой HD 515, стоит только уменьшить разрешение и эффекты, может запускать Dota 2 с частотой в среднем 50 кадров в секунду. Чтобы избежать подвисаний, возникающих из-за устаревших и интегрированных графических карт, для начала необходимо сбросить разрешение до 720 или 768p. Если этого будет недостаточно, то отключите все графические опции или установите их на «низкий» уровень. Затем попробуйте поочередно включить и выключить каждую из них и найти оптимальное соотношение производительности и четкого изображения. Первое, что необходимо сделать, так это поднять настройки «Game Screen Render Quality». Это сделает игру более наглядной, а героев – особенными. После этого включите анимированные портреты и базовые световые эффекты. Только эти изменения делают игровой мир значительно лучше, чем на самых низких настройках, при этом минимизируя нагрузку на процессор и графическую карту.
Для запуска игры Dota 2 вовсе не нужна дорогостоящая система со всеми наворотами. Наличие четырехъядерного процессора (например, i7-6700HQ) и среднеклассовой видеокарты, такой как 940MX, позволит запускать игру с разрешением 1080p и средними настройками, поддерживая при этом частоту смены кадров 60 FPS или выше. Если вы хотите играть в Dota 2 с разрешением 4k, Ultra настройками и при этом в разгар сражения не опускаться ниже 60 FPS, то мощный процессор и как минимум GTX 1050 Ti (4 Gb VRAM) являются обязательными элементами: наш настольный ПК с GTX 1050 Ti и i7-4790K с разрешением 4k и максимальными настройками еле-еле вытянул в среднем 63 кадра в секунду (минимальное значение - 58 FPS).
Вердикт: Dota 2 работает практически на любой системе, но достаточно трудно поддерживать плавную частоту кадров в двухъядерной системе со встроенным GPU даже с более мощной графикой Intel Iris Graphics, такой как на MacBook Pro 2016 года. Для достижения наилучшего сочетания плавности и четкости изображения желательно иметь четырехъядерный процессор и как минимум 940MX, чтобы наслаждаться плавным геймплеем с высокой детализацией 1080p на средних настройках. Если вы пожелаете включить все графические эффекты, вам понадобится четырехъядерный процессор и более мощная графическая карта, например, такая как GTX 965M или выше. Ну и наконец, если вы хотите увеличить разрешение до 4k, рекомендуется хотя бы GTX 1050 Ti или GTX 1060.
Dota 2 Reborn
Model
|
low
1280x720
min (0/3)
Fastest
|
med.
1366x768
med (1/3)
|
high
1920x1080
high (2/3)
|
ultra
1920x1080
ultra (3/3)
Best Looking
|
4k
3840x2160
ultra (3/3)
Best Looking
|
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (Desktop)
|
220
|
193
|
191
|
173
|
169
|
NVIDIA GeForce GTX 1080 (Desktop)
|
177
|
149
|
142
|
141
|
129
|
NVIDIA GeForce GTX 980 Ti
|
|
|
|
|
132
|
AMD Radeon R9 Fury
|
|
|
|
130
|
102
|
AMD Radeon RX 480
|
|
|
|
|
88
|
AMD Radeon RX 470 (Desktop)
|
|
|
|
|
86
|
AMD Radeon R9 290X
|
|
|
|
136
|
84
|
AMD Radeon R9 280X
|
|
|
|
137
|
68
|
NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti (Desktop)
|
|
|
|
|
63
|
NVIDIA GeForce GTX 1050 (Desktop)
|
|
|
156
|
139
|
47.4
|
NVIDIA GeForce GTX 1050 (Notebook)
|
154
|
143
|
126
|
117
|
|
NVIDIA GeForce GTX 965M
|
99
|
93
|
84
|
77.3
|
44.1
|
AMD Radeon Pro 455
|
|
|
67.2
|
61.5
|
22.8
|
AMD Radeon Pro 450
|
|
|
|
67.2
|
|
AMD Radeon R9 M280X
|
51.3
|
40.3
|
36.4
|
31.3
|
|
NVIDIA GeForce 940MX
|
101
|
95
|
48.4
|
45
|
|
NVIDIA GeForce 940M
|
|
60
|
48.9
|
45.1
|
|
AMD Radeon R7 (Bristol Ridge)
|
47.9
|
|
16
|
13.9
|
|
AMD Radeon R7 512 Cores (Kaveri Desktop)
|
86.3
|
63.5
|
29.1
|
26.2
|
|
Intel Iris Graphics 550
|
|
|
40.3
|
33.6
|
|
Intel Iris Graphics 540
|
72.4
|
57.7
|
34.35
|
34.6
|
|
NVIDIA GeForce GT 640M
|
57
|
49.7
|
25.4
|
24.1
|
|
AMD Radeon R7 (Kaveri)
|
39
|
28.6
|
|
|
|
AMD Radeon R8 M445DX
|
51
|
|
23
|
20.6
|
|
AMD Radeon R7 M440
|
49.5
|
|
22.5
|
21
|
|
Intel HD Graphics 630
|
120
|
69
|
26.1
|
22.2
|
|
Intel HD Graphics 530
|
75.6
|
50.8
|
23.2
|
19.9
|
7.2
|
Intel HD Graphics 620
|
59.6
|
50.7
|
27
|
24.2
|
|
NVIDIA GeForce GT 630M
|
116
|
73
|
23.3
|
21.5
|
|
AMD Radeon R5 M430
|
74
|
50.6
|
20.6
|
19.1
|
|
AMD Radeon R5 M255
|
83.4
|
63.4
|
27.3
|
|
|
Intel HD Graphics 520
|
|
48.3
|
25.8
|
22.4
|
|
NVIDIA GeForce GT 720M
|
105
|
61.9
|
21.8
|
|
|
Intel HD Graphics 4600
|
99.4
|
62.1
|
21.8
|
|
|
Intel HD Graphics 615
|
59.1
|
52.7
|
27.4
|
25.1
|
|
Intel HD Graphics 515
|
50.4
|
30
|
14.9
|
13.5
|
|
Intel HD Graphics 4400
|
60.3
|
31.5
|
14.5
|
|
|
Intel HD Graphics 510
|
66.2
|
41.8
|
|
|
|
Intel HD Graphics 505
|
32
|
22
|
|
|
|
Intel HD Graphics 4000
|
96
|
40.2
|
16.9
|
|
|
Intel HD Graphics 405 (Braswell)
|
35.2
|
22.8
|
|
|
|
Intel HD Graphics (Cherry Trail)
|
20
|
15.2
|
7.2
|
|
|
Intel HD Graphics 3000
|
50.9
|
19.4
|
|
|
|