Международный командный чемпионат по программированию ACM ICPC своими корнями уходит в соревнования, проводившиеся в Техасском университете в 1970-х гг. Нынешний облик чемпионат обрёл в 1977 г., когда, в рамках ежегодной конференции ACM по информатике, состоялось первое международное состязание. С тех пор чемпионат проводится ежегодно. Количество стран-участников с каждым годом растёт. В настоящее время их более ста.
Внутри каждой страны проводятся отборочные четвертьфиналы, делегирующие победившие команды на региональный тур (в полуфинал). В октябре 2016 г. на одном из таких отборов побывала корреспондент компании НИКС. Наша компания поддерживает команды физтеха из МФТИ, которые регулярно участвуют в данном чемпионате, соревнуясь на равных с сильнейшими командами мира. В числе образовательных проектов НИКСа – летние стажировки, помогающие студентам осваивать решение сложнейших задач по программированию. В качестве преподавателей часто приглашаются победители олимпиад.
Насущные вопросы и проблемы, которыми поделились участники четвертьфинала в своём интервью, могут быть интересны неограниченному кругу читателей сайта www.nix.ru. Продолжение в нашей следующей статье.
Интервью 4
Где вы учитесь? Какой ВУЗ и факультет? Почему выбрали именно его?
– Я закончил физический факультет МГУ, кафедра квантовой теории. На самом деле, у меня был выбор: как победитель олимпиад, я проходил и в Физтех, и в МГУ, но я не видел разницы. Послушал совета родственников и выбрал физический факультет МГУ.
Где вы работаете или планируете работать?
– Я работаю преподавателем в НИМГСУ. Занимаюсь всеми олимпиадами по фундаментальным наукам: по математике, физике, теоретической механике, матмоделированию и, вот, по программированию.
Что бы вы пожелали себе и другим участникам олимпиады?
– Моим командам я бы пожелал более увлекаться решением задач и в это время забывать обо всём. Другим командам желаю того же, всем одинаково.
Что вам больше всего нравится или не нравится в правилах олимпиады по программированию?
– Больше всего мне нравится чёткость правил и независимая компьютерная оценка. А не нравится, то, что, если одному из участников надо раньше уехать, то вся команда должна уходить вместе с ним. Я считаю, это как-то не целесообразно. Из-за одного человека, из-за того, что у него, может, кто-то умер или кто-то заболел, и он вынужден уехать пораньше, – из-за этого должна вся команда уходить. Да, это неправильно.
Что бы вы порекомендовали организаторам и спонсорам олимпиадного движения, чтобы привлечь внимание к спортивному программированию и вызвать интерес к нему у талантливых ребят?
– В общем, я считаю, что всё организованно достаточно хорошо. У меня есть претензии только к себе, что я мало в своём ВУЗе это рекламирую, так как у меня банально нет времени. Ещё я бы рекомендовал проводить бесплатные занятия для студентов. Наш университет на такие мероприятия денег не выделяет, потому что программирование у нас не профильный предмет.
Как вы считаете, что делает правительство, чтобы развивать олимпиадное движение по программированию?
– Ну, я, как человек, занимающийся всеми олимпиадами в своём университете, скажу, что мне очень жаль, что за последние несколько лет в Физтехе, в котором мы сейчас находимся, исчезли три олимпиады, очень хорошие всероссийские олимпиады, качественно организованные. Это олимпиады по физике, прикладной математике-физике и по механике-матмоделированию. Я бы хотел, чтобы эти олимпиады вернулись, потому что мы в них активно участвовали. Моя олимпиадная деятельность по организации участия МГСУ в олимпиадах началась именно с этого. Я бы хотел, чтобы они вернулись, и что б наши команды снова участвовали в них. Это очень сильно стимулирует ребят и способствует повышению их интереса к математике, физике, теоретической механике и матмоделированию. Правительство должно создать в противовес вот таким олимпиадам, проводимым за счёт спонсоров, больше официальных олимпиад, поддерживаемых министерством образования.
Сняли бы вы министра образования?
– По-моему, его только что и так сняли. Новый министр… она только что стала министром, и я не могу ничего сказать.
Как вы думаете, полетят ли на Марс в ближайшие 5 лет?
– Имеются в виду, живые люди? Потому что мёртвые аппараты на Марс уже летали. Я надеюсь, что, благодаря начавшейся конкуренции с Западом, и мы, и западные страны начнём опять вкладывать в науку и в космос. Потому что, фактически, благодаря конкуренции, которая была в советское время, во времена холодной войны, в стране была командная экономика. Соответственно, науку все поддерживали. США раньше тоже активней развивалась в этой области. Когда СССР не стало, то есть холодная война закончилась, Запад стал разлагаться, ну и мы тоже начали скатываться к обществу потребления. А сейчас очень хорошие процессы идут, хотя, конфликт с Западом не прекращается. Но это и есть основа развития. Конкуренция и конфликт – источники развития. Главное, чтоб конфликт был не военный.
Решит ли программирование проблему парникового эффекта?
– Парниковый эффект, насколько я знаю, вроде не доказан, то есть пока ещё нет уверенности, что он существует. Есть разные версии, но они больше предназначены для научной спекуляции.
В какой стране вы живёте, и в какой стране вам хотелось бы жить?
– Живу я в России. Чем больше я в ней живу, тем больше у меня желание и дальше в ней жить. Я слышал о многих странах, но сам в них не был, и мне сложно что-то сказать. То есть я не могу сказать, насколько мне понравится там жить постоянно. Кроме того, настолько сейчас развиты все технологии, что можно находиться в другой стране и по скайпу или как-то ещё, либо сидя у себя на даче, где-нибудь, в деревне, в глубинке, иметь коммуникации. Я не понимаю, почему многие ездят отдыхать за границу. Я считаю, что в России есть много мест, где можно нормально отдохнуть. И Россия такая огромная, столько в ней разных типов природы и разных достопримечательностей – исторических, культурных. Поэтому сам я отдыхаю, например, в Крыму. И с удовольствием поехал бы, если бы были деньги, на Байкал, на Алтай, на Камчатку, на север России. Я думаю, можно всю жизнь отдыхать только в России.
Готовы ли вы в случае внешний агрессии по отношению к России защищать её с оружием в руках?
– Ну, я закончил военную кафедру ПВО в МГУ, я готов работать как раз по специальности, ну, в смысле, воевать.
Вы учились в обычной школе или в физматшколе?
– Я, к сожалению, учился в обычной школе, потому что физматшкола находилась достаточно далеко от дома и в небезопасном районе.
Хорошо ли вы знаете физику и умеете ли вы паять?
– Поскольку я физик по образованию, конечно, я физику знаю очень даже неплохо. Как человек, занимающийся физикой и увлечённый физикой, я её не просто изучил в университете, но я постоянно нахожусь в ней. Скажем так, я не только не забываю физику, но и учусь глядеть с разных сторон на неё. Просто, когда ты учишься в университете, получаешь очень много информации, которую не успеваешь обработать за такое короткое время. И вот, на протяжении более 10-ти прошедших лет я, фактически, ещё не всю информацию переварил, я до сих пор её перевариваю. И учусь мыслить самостоятельно уже, а не под действием работ других учёных. Ну, а паять… На самом деле, у меня дед был военным радиоинженером. Он очень хорошо умел паять, но я не пошёл по его стопам. Я стал чисто теоретиком. Даже юмор есть по поводу теоретика, что от одного его присутствия в комнате ломаются все приборы. Паять нас учили в МГУ. Так что, паять я, фактически, умею. То есть я, наверное, спаяю что-нибудь, но меня это никогда не зажигало, поэтому я, наверное, плохо спаяю.
Сколько вам было лет, когда вы написали первую программу?
– Ну, к сожалению, я отношусь к поколению более старому, чем те, которые сейчас участвуют в олимпиаде. Персональных компьютеров в моё время не было. Я застал ещё в школе старые, советские машины. Личный компьютер у меня появился только на 4-м курсе МГУ. А свою первую программу написал в 10-м классе. Получается, в 14-15 лет.
Как вы думаете, нужно ли в школе с первого класса ввести изучение какого-нибудь языка программирования как второго иностранного?
– Думаю, да, безусловно. Но мне кажется, такое уже было, когда я заканчивал школу. Ну, может, с 5-го класса. Я думаю, да, безусловно. В наше время без этого просто нельзя.
Как вы относитесь к хакерам? Считаете ли вы себя хакером?
– Ну, я, естественно, не хакер и им никогда, скорее всего, уже не буду. К хакерам, которые работают во благо России, отношусь хорошо.
Сколько вы хотите зарабатывать?
– Сумма относительна. Я хотел бы зарабатывать так, чтобы жить, хотя бы, на уровне обывателя. То есть, зарабатывать, как обыватель. Но, к сожалению, пока мой труд не оценивается даже на уровне обывателя. То есть я не получаю даже столько, сколько получает обычный обыватель, который ни в чём не является профессионалом, просто работает там где-то и получает свою зарплату. Но при этом я бы хотел ещё иметь возможность себя реализовать.
Назовите, какую художественную книгу вы прочитали в последнее время?
– Летом, когда у меня был отпуск, я читал Достоевского «Игрок», «Белые ночи» и Льва Толстого «Отец Сергий».
Ваш любимый фильм?
– Как говорят музыканты, когда у них спрашивают «какое ваше любимое произведение?», они отвечают: «то, которое мы в данный момент исполняем». Мне нравятся фильмы Карена Шахназарова. Например, «Зимний вечер в Гаграх». Потом, фильмы Андрея Кончаловского «Сибириада». Это из советских. Если брать самые последние, то из западных мне очень понравился фильм «Одержимость». Просто он тоже про олимпиады.
Ваш любимый жанр музыки, исполнитель?
– Ну, я слушаю, в основном, только классику. В классике мне нравятся все направления: и барокко, и классицизм, и романтизм. Исполнителя назвать не могу. В классике это не так важно. Я не могу сказать, что мне нравится какой-то дирижёр, пианист, скрипач. Я даже из композиторов не могу выделить кого-то, кто мне больше всего нравится.
Во сколько лет вы впервые сели за компьютер?
– За советский компьютер я сел где-то в 5-м классе, то есть в 10 лет. Если брать более современный компьютер, то, наверное, в 15 лет.
Какая ваша любимая компьютерная игра, и сколько часов в день вы проводите за компьютером?
– Некоторое время назад я увлекался «Angry Birds» – каждое утро играл, но это было давно и не долго. С тех пор я этим не увлекаюсь. Но однажды, когда я был на codeforces.com, появились мои студенты и увидели этот сайт. Им понравилась идея отправлять в codeforces.com задачки, и мы решили, что будем регулярно это делать. Это стало для нас очень интересной игрой. Многие студенты после этого сказали, что больше никогда не будут играть ни в доту, ни в танки, а будут сидеть на этом сайте. На самом деле, этот сайт рекомендовали нам для тренировок по программированию ещё четыре года назад.
А какая лучшая компьютерная игра, по вашему мнению?
– Я могу назвать только то, что я уже сказал – «Angry Birds».
С кем из живущих на Земле людей вы хотели бы пообщаться, и какой единственный вопрос вы бы ему задали?
– Из ныне живущих? Дело в том, что я не знаю какие вопросы задавать. Нужно чтобы у меня было желание пообщаться с кем-то и задать вопрос. А какой смысл задавания вопроса? Получить какую-то сакральную информацию, да? Но сакральная информация – она может быть получена, только если я посвящён во что-то. Сейчас я не чувствую себя достойным получить сакральную информацию от кого-либо. Если же я буду её достоин, то она сама придёт ко мне, либо я сам пойму, к кому мне подойти, чтобы получить эту информацию.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Александр Дегтярев, г. Советский |
эти ребята влияли на выборы в сша. |
08-04-2017 23:39 ответить |
Дмитрий Айстражник, г. Москва |
Дизайн плаката из 90х, прям из рук в руки |
08-04-2017 23:51 ответить |