Каталог
ZV
ездный б-р, 19
+7 (495) 974-3333 +7 (495) 974-3333 Выбрать город: Москва
Подождите...
Получить токен
Соединиться
X
Сюда
Туда
x
Не выбрано товаров для сравнения
x
Корзина пуста
Итого: 
Оформить заказ
Сохранить заказ
Открыть корзину
Калькуляция
Очистить корзину
x
Главная
Магазины
Каталог
Мои заказы
Корзина
Магазины Доставка по РФ
Город
Область
Ваш город - ?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и
способы доставки

Вторник, 11 апреля 2017 21:00

Деньги на космический ветер

короткая ссылка на новость:
Как потратить космические суммы, ничего не изобретая? Экспертом в этой технологии может выступить NASA. Мы полагаем, что очередной опыт Национального аэрокосмического агентства США в пускании денег на космический ветер будет небезынтересен неограниченному кругу читателей сайта nix.ru.


Всего 8 лет потребовалось человечеству, чтобы пройти путь от первого полета вокруг Земли, который совершил Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года, до первого шага на поверхность Луны Нила Армстронга 20 июля 1969 года. Тогда казалось, что уже рукой подать до постоянной лунной базы, а затем и до пилотируемой экспедиции на Марс. Но что-то не просто застопорилось, но пошло вспять, и вот уже почти полвека мировая космонавтика кружится в околоземном пространстве.

Однозначного ответа, почему это происходит, нет. Но богатую пищу для размышлений на эту тему подбрасывает разработка сверхтяжелой ракеты-носителя SLS (Space Launch System), которая в настоящее время осуществляется в США в качестве ключевого элемента будущей экспедиции на Марс.

Ракета-носитель сверхтяжелого класса – вершина инженерной мысли, самая сложная техническая система, которую когда-либо создавало человечество. История насчитывает всего четыре подобных проекта. Это Saturn V (США), впервые стартовавшая в 1967 году и спустя два года отправившая первого человека на Луну, советский «супертяж» Н-1 (1969 год), американская многоразовая система Space Shuttle (1981 год) и советская «Энергия» (1987 год). И каждая из этих ракет стала огромным достижением для своих стран, двинула вперед науку и технику, подняла уровень промышленности.

Давайте же рассмотрим SLS с точки зрения новизны примененных в ней решений.

Центральный блок



Хребет всей конструкции представляет собой удлиненный внешний бак упраздненной за ненадобностью многоразовой системы Space Shuttle, первый полет которой состоялся в 1981 году. Диаметр блока – 8,4 м – остался прежним, что продиктовано размерами технологической оснастки, ради сохранения которой по большому счету и задуман проект SLS. Длина бака увеличилась с 46,9 до 64,6 м. Соответственно стартовая масса возросла с 760 до 980 т. В рекламных материалах NASA указывается, что это самая большая ракетная ступень из когда-либо созданных, но не уточняется, что речь идет только о длине. Масса первой ступени Saturn V составляла 2280 т при высоте 42 м и диаметре 10 м. Да и у Н-1 первая ступень тянула на 1880 т. В общем, в конструкции центрального блока нет ничего выдающегося, кроме длины.

Cosmos_3


Двигатели первой ступени



Это все те же RS-25, что использовались на Space Shuttle. Главное отличие в том, что их станет четыре, а не три. RS-25 – первый американский ЖРД, работавший по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камере сгорания, что дает увеличение удельного импульса. Правда, в СССР такие двигатели появились гораздо раньше: это и РД-253 (1963 год) для «Протона», и НК-15 для Н-1 (1969 г.). Но справедливости ради скажем, что RS-25 стал первым в мире кислородно-водородным ЖРД с замкнутой схемой. Аналогичный отечественный РД-0120 для «Энергии» взлетел лишь в 1987 году. В общем, для своего времени RS-25 был большим достижением для американского ракетостроения. Но с тех пор прошло более 35 лет! Единственное, что подверглось модернизации, это электронный блок управления на новой элементной базе.

Более того, поскольку первая ступень SLS будет использоваться лишь однократно, то и RS-25 незачем делать многоразовым, как в варианте для «Космического челнока». В первых полетах SLS будут применяться 16 RS-25D, которые остались от программы Space Shuttle, а затем планируется наладить выпуск одноразовых RS-25E в более простом и дешевом исполнении. Регресс налицо.

Боковые ускорители



Два боковых твердотопливных ускорителя обеспечат 75% из 4023 тс стартовой тяги SLS. Каждая из «боковушек» выдает по 1632 тс, что делает их самыми мощными ракетными двигателями в истории (самым мощным в мире ЖРД с тягой 740 тс остается РД-170/171, созданный для «Энергии» и «Зенита»). Но в основе это все тот же боковой ускоритель шаттла: просто раньше он состоял из четырех секций, а теперь к ним прибавили пятую. В результате его высота увеличилась с 45,5 до 54 м, а масса возросла с 590 до 725 т. То есть рост опять же количественный.

Единственное новшество было связано с запретом в США применения асбеста, из-за чего пришлось разрабатывать новую теплоизоляцию, отделяющую топливный заряд от стального корпуса. Тут же возникли осложнения, поскольку сначала топливная смесь при заливке никак не хотела прилипать к поверхности нового материала. Однако в конце концов с этой проблемой удалось справиться.

При эксплуатации Space Shuttle боковушки приводнялись на парашюте в океан, их вылавливали и использовали вновь. Но в связи с ожидаемым низким темпом запусков SLS, новые боковушки спасать не предполагается.

Верхняя ступень



И, наконец, вишенка на торте – верхняя ступень, от характеристик которой в значительной степени зависит эффективность всей системы. В связи с важностью задачи NASA объявило конкурс, в котором приняли участие восемь компаний, предлагавших самые разные, в том числе и весьма инновационные решения. Специалисты NASA внимательно их рассмотрели, а потом вынесли вердикт, что по критериям стоимости, надежности и сроков создания нет альтернативы двигателю RL10, разработанному… в 1959 году. Комментарии излишни.

Cosmos_1


Подсчитали – прослезились



Критики NASA говорят, что застой в космической программе США связан с тем, что отраслью теперь руководят не мечтатели, каким был создатель Saturn V Вернер фон Браун, а бухгалтеры. В самом деле, главным аргументом необходимости использования отработанных элементов при создании SLS назывались именно финансовые соображения. Казалось бы, ракета должна получиться пусть и не очень инновационной, но хотя бы дешевой. Но здесь нас ждет сюрприз.

Разработка Saturn V (без стоимости запусков ) в 1960-е годы обошлась приблизительно в 35 млрд долларов в пересчете на цены 2016 года. На создание SLS к моменту первого старта в 2018 году, по оценке экспертов, будет потрачено около 20 млрд. При этом Saturn V поднимал 140 тонн полезной нагрузки, а SLS первого этапа, собранный из вышеописанных обломков программы Space Shuttle, обеспечивает вывод на низкую околоземную орбиту только 70 т. То есть 20 млрд потрачены на создание носителя без единого серьезного новшества и грузоподъемностью вдвое меньшей, чем обладала созданная полвека назад ракета. На что же ушли эти деньги? Ответ прост: на консервацию возможностей американской ракетно-космической промышленности на уровне технологий тридцатилетней давности.

Cosmos_2


Вместо эпилога



Разумеется, не только американцы летают в космос на старье. К примеру, биография новейшего российского космодрома Восточный в 2016 году началась почему-то с запуска ракеты-носителя «Союз-2.1а», то есть модификации легендарной Р-7, первый старт которой состоялся 60 лет назад, в 1957 году. Многие могут позлорадствовать по поводу подобного «новаторства», но ведь в случае с SLS мы говорим не о какой-то там Верхней Вольте с ракетами, а о такой продвинутой западной стране, как США, со всеми ее достижениями в области технологий, демократией и «успехами» во внешней политике. Или Верхняя Вольта сильно расширила свои границы?

Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет

подписаться   |   обсудить в ВК   |   

Комментарии к статье из сети в Вконтакте


открыть страницу обсуждения



Oleg Bryntsev, г. Оренбург
Пусть в KSP тренируются сначала
11-04-2017 20:58   ответить
Александр Ларионов
Зачем это здесь? мне аж жаль стало пяти минут потраченных на прочтение.
11-04-2017 20:58   ответить
Алексей Прыгун
Такая статья обвинительная. Типо они должны они лидеры. Что за бред то. Никто ничего никому не должен. Это как обвинять талантливого скрипача в том, что он не хочет сейчас играть а хочет в бар и по бабам.
11-04-2017 21:00   ответить
Иван Булкин, г. Москва
Это все круто, но на сайте отсутствует горизонтальная прокрутка и подгонка страницы под ширину экрана. Не гуд. Нечитаемо.
11-04-2017 21:00   ответить
Алексей Прыгун
Александр, тоже не понял. при чём тут компьютерный магазин и политота
11-04-2017 21:01   ответить
DELETED
На слс отведенно в общей сумме 30 миллиардов за 9 лет, с учетом того что годовой бюджет наса в среднем составлял 16.8 миллиардов долларов.

Так что, за 9 лет они потратили около 25%.

Ангара за 25 лет свои, потратила 21 миллиард долларов, за это время, было выделенно роскосмосу 88 миллиардов долларов.

Тут даже обьяснять не надо что ангара в процентном соотношении оказалась дороже

Ну а про модуль наука, который уже 11 лет стоит на земле готовый к пуску, уже был частично разрушен гравитацией земли, топливная система не расчитывалась для длительного воздействия земной гравитации. Ремонт будет стоит почти в миллиард долларов, у роскосмоса сейчас до 25 года всего 20 миллиардов и потеренный комерческий рынок. За 22 года существования науки, она сожрала 14 миллиардов долларов.

Далеко за примером ходить не надо, достаточно взглянуть на нашу космонавтику, которая отстала уже во всем и это, печально.
11-04-2017 21:02   ответить
Владимир Харконнен, г. Москва
Мне иногда бывает обидно. Есть в Москве один очень неплохой магазин с широким ассортиментом и демократичными ценами. Так кто-то, видать, из хозяев его вдарился в ЗОЖ, пролайф и ПГМ.... Сайт магазина заполонили тошнотворные агитролики, продавцы стали агрессивно впаривать "благотворительные" пакеты и авторучки по 100500 рублей. Прямым текстом, типо ты тут такой красивый, покупаешь железку себе за тыщу баксов, так подкинь нам баблишка на храм.... В какой-то момент меня это выбесило, и больше я не хожу в этот магазин. Это был тонкий намек.
11-04-2017 21:09   ответить
Алексей Машенцев, г. Москва
Как потратить космические суммы, ничего не изобретая?
Экспертом в этой технологии может выступить правительство России.
11-04-2017 22:19   ответить
Андрей Замурка
Какую они ракету - носитель изобретают если досих пор у нас все заказывали?
12-04-2017 01:04   ответить
DELETED
Андрей, псс, пацанчик, рд 180 и рд 181 нам теперь не принадлежал и как только американцы скажут делай, завод запустится и будет делать.

Ну а место на союзе, предоставляются боингу за сотрудничество, ибо оплатить не могут, а боинг уже в свою очередь продает их наса или туристам.

Так что там заказывают?
12-04-2017 02:09   ответить
Алексей Оспенников
Вата в голову ударила?
12-04-2017 08:33   ответить
Николай Токарь
Что-что, не одни мы там...
12-04-2017 13:34   ответить