Мы продолжаем знакомить неограниченный круг читателей сайта www.nix.ru с новейшими трендами российского рынка цифровой и бытовой техники, которые обозначились на форуме Distree Russia, прошедшем 21-22 июня 2017 года в подмосковном Ногинске. В предыдущей нашей статье речь шла о новинках, с помощью которых изобретательные вендоры пытаются оживить стагнирующую уже несколько лет торговлю. Ну а как российский рынок электроники ощущает себя в целом? Что его ждет в ближайшем будущем? Как он выглядит во всемирном масштабе? Именно об этих вещах речь шла в чрезвычайно насыщенной лекции «Обзор цифрового рынка России», с которой выступил представитель международной аналитической компании GFK Сергей Задорожный. Оперируя огромным массивом данных, аналитик копнул настолько глубоко, что залез не только в карманы, но и в головы россиян, вычислив, сколько они решат потратить на покупки «товаров, которые можно воткнуть в розетку».
Для начала несколько его самых ярких высказываний.
«Нельзя сказать, что кризис миновал. Есть подтасовки статистики со стороны государства. Минэкономразвития подчинило себе госстатистику и немножко ее подправляет».
«По косвенным признакам мы можем определить, что деньги у людей есть».
«7 трлн рублей – это то, что люди скопили за годы кризиса. Это те деньги, на которых люди сейчас сидят».
«В Западной Европе показатели рынка не лучше, а во многих случаях гораздо хуже, чем в России».
«В 2016 году выросла доля премиальных смартфонов. Это то, что удивляет наших европейских коллег, у которых другая ментальность. Они не понимают, почему в кризис в России растет доля дорогущих смартфонов».
«Ноутбуки в этом году показали рост впервые за 18 кварталов».
А теперь приводим красноречивые цифры доклада, сопровождая их комментариями лектора.
«По данным официальной статистики в 2017 году начали расти реальные доходы населения: от минус 2,2% в начале года мы переходим к росту в 0,2%. Конечно, это показатель нестабильный и нельзя сказать, что кризис миновал. Есть подтасовки статистики со стороны государства. Минэкономразвития подчинило себе госстатистику и немножко ее подправляет. Но можно уверенно констатировать, что падение, которое мы наблюдали в прошлом году, точно остановилось. По итогам 2017 года в России ожидается рост ВВП на 0,6%. На столько же вырастет и оборот торговли, при замедлении инфляции до 4%».
«Но есть ли у людей деньги, чтобы начинать их тратить? По косвенным признакам мы можем определить, что деньги у людей есть. По данным о величине депозитов видно, что все последние годы население накапливало деньги, а в 2017 году рост депозитов замедлился. В апреле он составил всего 6%. Либо деньги кончились, либо люди начали их тратить. Вероятнее второе».
«В 2014 году объем депозитов составил примерно 16 трлн рублей, а сейчас это примерно 23 трлн рублей. Разница в 7 трлн рублей – это то, что люди скопили за годы кризиса. С учетом инфляции получилось, что они скопили 4,7 трлн рублей. Это те деньги, на которых люди сейчас сидят».
«Сколько же из этих денег может прийти на рынок электроники и бытовой техники? Мы изучили структуру расходов россиян в 2016 году: больше всего – 35% – они потратили на еду, далее идут расходы на транспорт, ЖКХ, одежду и другие первоочередные траты. На покупку товаров для дома приходится 5,6% доходов. Если соотнести эти деньги с накоплениями, то получается сумма покупок, которая даст плюс 20% к нынешнему объему рынка. Это условный потенциал роста, если ситуация в экономике не будет ухудшаться».
«Сравним продажи товаров за первые четыре месяца 2017 к прошлому году в штуках. В России по всем товарам цифровой и бытовой техники наблюдается рост плюс 2%. Это средняя температура по больнице, здесь и ноутбуки, и холодильники, но это хороший показатель, потому что в Западной Европе показатели рынка не лучше, а во многих случаях гораздо хуже, чем в России».
«Весь 2015 год российский рынок каждый месяц по отношению к 2014 году падал очень существенно, минус 20% и больше. Уже в 2016 году все это замедлялось до минус 5%, минус 3%, минус 1% в отдельные месяцы. В декабре показалась зеленая зона и все начало 2017 года, за исключением февраля, у нас позитивные результаты».
«Давайте посмотрим вглубь этих товаров: что именно растет и насколько. Если взять 2016 год, то в России минимальный рост в штуках показала только крупная бытовая техника (MDA), то есть то, от чего люди не могут отказаться. И практически не упал сектор телекома (TC), где сидят смартфоны. При этом средняя цена покупки в этом секторе выросла наиболее существенно – плюс 20%. И это результат не только инфляции, но и спроса на более дорогие устройства: в 2016 году выросла доля премиальных смартфонов. Это то, что удивляет наших европейских коллег, у которых другая ментальность. Они не понимают, почему в кризис в России растет доля дорогущих смартфонов».
«В 2017 году уже по всем секторам наблюдается зеленая зона не только в рублях, но и в штуках. Конечно, кроме фототоваров, продажи которых уже многие годы продолжают падать. Сектор IT и офисных товаров (IT/OE) тянут вниз печатные товары, но в целом рынок растет».
«Что служит драйвером роста? Несколько важных инноваций. В области телевизоров и домашней аудиотехники это изогнутые экраны, 4К-мониторы, дорогие домашние аудиосистемы, портативные блютус-колонки и технология HDR, которая улучшает качество».
«В секторе телекома драйверы это сканер пальца, водонепроницаемость, селфикамера с хорошим разрешением и двойная камера. В фототоварах растут экшен-камеры и дорогие фотоаппараты, которые и не зеркалки, и не мыльницы».
«Крупная бытовая техника: растут индукционные технологии нагрева и телескопические духовки, которые выдвигаются как ящики. Сильно – плюс 20% – растут стиральные машины с сушилками и с фронтальной загрузкой больше 7 кг, а также посудомоечные машины на большое количество посуды. В холодильниках растут холодильники с тремя и более дверьми и очень хорошо раскупаются морозилки-сундуки».
«В мелкой бытовой технике растут кухонные комбайны, стационарные блендеры и чайники, которые постоянно поддерживают температуру воды. Люди, видимо, уже не хотят ждать, когда вода вскипит. В средствах для личного ухода растут эпиляторы и все, что связано с бородой, триммеры со вставками для ушей, носа и так далее. Снова начали расти роботы-пылесосы, растут вертикальные пылесосы и пылесосы с мокрой уборкой».
«Наконец, переходим к компьютерному рынку. В целом по миру этот сегмент сжимается, и, конечно, тянет вниз сопутствующие товары, которые тоже падают, но не так сильно».
«Мы видим, что падают продажи компьютеров, но не аксессуаров к ним, включая мониторы, мышки и клавиатуры. Почему? Потому что там есть значимые для людей инновации: 4К-мониторы, изогнутые мониторы и геймерские аксессуары».
«Гейминг растет во всем мире. Его доля растет и в компьютерах, и в аксессуарах. Двузначный рост наблюдается и в России. Причем в рублях. В евро он был бы еще выше».
«Гейминг – это точка роста».
«Инновации в IT-сфере. Геймерские мониторы – плюс 271% в России. Растут геймерские ноутбуки, изогнутые мониторы, 4К-мониторы, CISS MFD с непрерывной подачей чернил, это такие боксы, которые сами производители делают, чтобы клиенту не брать дорогущие оригинальные картриджи, а просто залить в них чернила, не покупая дешевый заменитель у конкурентов. Растут SSD-ноутбуки, где уже встроены или куда можно встроить SSD-память».
«Теперь сравним показатели России с тем, что происходит во всем мире в 2017 году. Латинская Америка – падает. Западная Европа – продолжает падать, кроме крупной бытовой техники и телекома. Германия – минус 20% по большинству серьезных IT-категорий. Франция, правда, себя чувствует гораздо лучше, но Британия падает. Восточная Европа – тоже падение. В Азии дела лучше. И Россия – замечательная динамика, лучше, чем в остальном мире. 2% роста по всей электронике. Все категории IT-товаров растут, кроме печатного сегмента».
«Если посмотреть более подробную градацию по категориям товаров в России, то на 9% выросли продажи в штуках настольных компьютеров, при этом у планшетов – минус 23%, плюс 12% – мониторы, минус 3% – роутеры, плюс 5% – телевизоры, устройства памяти растут быстрее всех – 15%. Ноутбуки в этом году показали рост впервые за 18 кварталов».
«Вывод: кризис по всем признакам закончился, и люди вскоре начнут тратить накопления. Это касается как частных лиц, так и корпоративного сегмента».