При всех достоинствах 3D-принтеров и аддитивных технологий, в массовом производстве и сегодня ничто не может сравниться с литьем. Положению дел в литейной отрасли было посвящено очередное заседание Союза машиностроителей России, которое состоялось 6 сентября 2017 года в футуристическом «депо» Технопарка Сколково.
При всех достоинствах 3D-принтеров и аддитивных технологий, в массовом производстве и сегодня ничто не может сравниться с литьем. Положению дел в литейной отрасли было посвящено очередное заседание Союза машиностроителей России, которое состоялось 6 сентября 2017 года в футуристическом «депо» Технопарка Сколково. Тем большим контрастом с этой обстановкой звучали речи литейщиков, которые лили в основном слезы, в особенности когда речь заходила о сравнении с положением дел у китайских коллег. Это сопоставление стало лейтмотивом мероприятия. Мы полагаем, что неограниченному кругу читателей nix.ru покажется небезынтересными узнать, как Россия выглядит в сравнении со своим соседом не только в области производства мобильных телефонов, но и в такой традиционной сфере, как литейное дело.
Приведем для начала несколько наиболее ярких высказываний.
«В рамках плана развития литейной промышленности в Китае было с нуля создано 2,5 тысячи предприятий, что позволило увеличить ВВП одной только Юго-восточной провинции в 2,2 раза, а внешнеторговый оборот в 1,7 раза за последние 5 лет… У них же ничего не было. 15 лет назад я там был: пустыня!» «Технологии и разработки, которые сейчас внедряются в Китае, отстают от разработок и того оборудования, которое сейчас есть в России. Но там уже освоено серийное производство и выпущено более 3000 линий за последние 10 лет, а также произведено более 15 тыс. автоматов. На сегодняшний день в России линий произведено – единицы, а автоматов мы вообще пока не производим, только недавно заключен первый контракт на их выпуск». «Производительность труда на наших литейных предприятиях примерно в три раза ниже, чем на китайских, то есть приблизительно 140 китайцев, включая ИТР и административный персонал, производят то же количество продукции, что 400-500 человек на наших заводах». Хорошие новости А теперь обо всем по порядку. Началось заседание с бодрого рапорта об успехах отечественной промышленности, напоминавшего лучшие образцы периода индустриализации. Александр Петров, ГК «РЭЛТЕК». «Можно сказать, что промышленность Российской Федерации в целом преодолела полосу кризиса». «В первом полугодии отмечается рост промышленного производства примерно на 2,5%. Рост продукции машиностроения составил 14,4% за полгода. Рост производства машин сельскохозяйственного назначения составил за полгода 35%. Даже пищевое машиностроение выросло на 7%. Основной рост дало автомобилестроение: производство легковых автомобилей выросло на 20%, автобусов на 30%, грузовых автомобилей на 68%. Иностранные производители начали извлекать пользу из слабого рубля. Так, только концерн Renault-Nissan нарастил экспорт комплектующих из России на 119%». «К чему я это все говорю? А к тому, что развитие машиностроения невозможно без заготовительного производства, в том числе и литейного». «Хорошая новость: Минпромторгом объявлен конкурс на разработку концепции развития литейного производства Российской Федерации до 2030 года». Вылитые китайцы Новость, несомненно, была хороша, но после нее слово взял Александра Котович, представитель ООО «Симбирские печи», рассказавший о своих впечатлениях о поездке в Китай. «Структура всех заводов в Китае типовая, одинаковая: на предприятиях полностью отсутствует инженерный состав, минимизирован административный аппарат, то есть практически полностью воспроизведена немецкая система организации труда на литейном производстве». «Интересным было посещение литейного завода для производства дизельных двигателей для строительно-дорожной техники. Завод находится в процессе строительства. Для создания этого предприятия китайское правительство закупило производственную линию американской фирмы «Вулкан». По словам китайских специалистов, данное оборудование закуплено с целью ознакомления и изготовления собственных копий, чтобы производить дизельные двигатели в объеме 250 тыс. в год». «В рамках плана развития литейной промышленности в Китае было с нуля создано 2,5 тысячи предприятий, что позволило увеличить ВВП одной только Юго-восточной провинции в 2,2 раза, а внешнеторговый оборот в 1,7 раза за последние 5 лет». «У них же ничего не было. 15 лет назад я там был: пустыня! А сейчас приехали – сначала у нас был шок. Правда, потом мы увидели, что у китайского автомата люди по колено в воде стоят. А у нашего автомата человек работает в белых перчатках. Наш автомат сопоставим с немецким, только на миллион дешевле, а китайский стоит как наш, но нормальный человек на нем работать не сможет, к нему надо китайца в резиновых сапогах выписывать. Мы делаем линии, где работает один человек вместо 28. У нас все это уже отработано. Они смотрят, фотографируют, смеются: мы сделаем то же самое. Не сделают. Они купили в США «Вулкан», которому 20 лет, и не могут его нормально воспроизвести». «Технологии и разработки, которые сейчас внедряются в Китае, отстают от разработок и того оборудования, которое сейчас есть в России. Но там уже освоено серийное производство и выпущено более 3000 линий за последние 10 лет, а также произведено более 15 тыс. автоматов. На сегодняшний день в России линий произведено – единицы, а автоматов мы вообще пока не производим, только недавно заключен первый контракт на их выпуск». «10 лет мы слышим разговоры, что у нас хорошие разработки, которые надо внедрять, но ничего не делается. Китай не разговаривает. Китай реализует свою программу». На спор Машинного масла в огонь подлил Александр Яковлев, представлявший Ульяновский станкостроительный завод. «Мы провели анализ эффективности производства российских литейных предприятий по сравнению с китайскими компаниями, и выяснили примерно следующее: производительность труда на наших литейных заводах примерно в три раза ниже, чем на китайских, то есть приблизительно 140 китайцев, включая ИТР и административный персонал, производят то же количество продукции, что и 400-500 человек на наших заводах. Сказываются и большие накладные расходы. Не секрет, что наши предприятия занимают большие территории, которые создают дополнительную финансовую нагрузку. Чтобы российская продукция имела сегодня такую же цену, как китайская даже с учетом ее доставки и растаможки, курс рубля должен составлять порядка 85-90 рублей». Позавидовал китайцам и Иван Дибров, президент Российской ассоциации литейщиков. «Что такое китайская ассоциация литейщиков? Это государственная организация, в которой около 150 сотрудников, а если брать регионы, то 500. И они работают как государственная структура. А у нас в Минпромторге даже нет такой отрасли как литейная». Эту реплику не без обиды прокомментировал представитель Минпромторга Александр Лебедев, чья должность заслуживает того, чтобы привести ее полностью – начальник отдела развития горнорудной промышленности и тяжелого машиностроения департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения. Ответ чиновника оказался короче его титула: «У нас отдел – 4 человека, которые кроме литейной курируют еще десяток отраслей». Затем Слово взял Анатолий Волкомич, ЗАО «Литаформ». Пожилой человек говорил чуть не плача, галстук сбился на бок. «Из тех опилок, которые сегодня в стране делаются, невозможно изготавливать современные машины». «Китайский путь очень интересен, но мы эту развилку уже прошли в 1991 году и очевидно, что обратно нам не вернуться». «Минпромторгом объявлен конкурс на разработку концепции развития отрасли. Любая контора «Рога и копыта» его может выиграть, а потом положить на стол какую-нибудь бумагу, чтобы отчитаться в деньгах». Мнения в итоге разделились. Иван Дибров: «Ничего не будет». Александр Петров: «А я общем-то оптимист в этой части». В этом споре на кону стоит очень многое. |
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет