Каталог
ZV
ездный б-р, 19
+7 (495) 974-3333 +7 (495) 974-3333 Выбрать город: Москва
Подождите...
Получить токен
Соединиться
X
Сюда
Туда
x
Не выбрано товаров для сравнения
x
Корзина пуста
Итого: 
Оформить заказ
Сохранить заказ
Открыть корзину
Калькуляция
Очистить корзину
x
Главная
Магазины
Каталог
Мои заказы
Корзина
Магазины Доставка по РФ
Город
Область
Ваш город - ?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и
способы доставки

Четверг, 11 января 2018 19:30

Шарики и подшипники

короткая ссылка на новость:
Шариков у нас хватает, а вот с подшипниками положение не столь блестящее. В сущности, именно об этом говорили ораторы на заседании Комитета по изобретательской деятельности «Лиги содействия оборонным предприятиям» 19 декабря 2017 года в «Рособоронэкспорте». Споры о методах разрешения этого противоречия доходили до крика. Обычно такие моменты не попадают в отчеты о подобных мероприятиях, но мы не побоимся вынести сор из избы на суд неограниченного круга читателей сайта nix.ru.
С одного из таких криков души и хочется начать репортаж, хотя прозвучал он в самом конце, в ходе итоговой дискуссии, когда слово попросил доктор технических наук, профессор, заместитель начальника КБ АО «РПТП «Гранит» Сергей Кукушкин. Вот какая из его выступления получилась пьеса.

Кукушкин: «Заслуженным изобретателем я стал еще 30 лет назад, когда наше государство еще называлось СССР. Я хочу сказать, мы здесь обсуждаем не совсем то, что нужно для дела. Иногда кажется, что все наши собрания проводятся только для того, чтобы поставить галочку. В этом году я стал номинантом премии «100 лучших изобретений России», меня туда вызывали, чтобы вручить грамоту. Там тоже состоялся такой круглый стол. Но о чем там говорили – просто непонятно. С одной стороны, президент требует, чтобы молодежь приобщалась к изобретательству. Валентина Ивановна Матвиенко тоже говорит…»

Дмитрий Зезюлин, председатель комитета (перебивает): «Что вы предлагаете конкретно?»

Кукушкин: «Я хочу сказать, что мы учим не тому, чему надо. Мы должны учить изобретателя как изобретать. А этому, к сожалению, никто не учит. Уважаемые коллеги рассказали, чем они занимаются: это подготовка тех, кто торгует изобретениями, а не тех, кто их делает. В истории нашей страны был период, которому я очень благодарен, когда изобретательству учили. Я считаю, что к этому нужно вернуться. У нас сейчас уже есть неформальная организация, которая сформировалась из заслуженных изобретателей Российской Федерации. Мы все готовы передавать свои знания. Тут много с рисованием квадратиков говорилось о том, как нужно изобретать. На самом деле я вам докладываю, что еще при СССР были программы по созданию изобретающих машин…»

Зезюлин: «Мы для того и собрались, чтобы объединить наши усилия».

Кукушкин: «Я просто хочу сказать, что я благодарен нашему генеральному директору предприятия «Гранит» в Рязани, который обратился к этой проблеме и хочет собрать интеллектуальную элиту, которая способна…»

Зезюлин: «У вас вопрос в чем?»

Кукушкин: «Я вам предлагаю этим заняться».

Зезюлин: «Мы этим и занимаемся».

Кукушкин: «Подождите, вы меня не перебивайте, я тут много слушал, когда выступали. Я хочу сказать…»

Зезюлин: «Есть регламент! Две минуты на выступление в прениях».

Кукушкин (повышает голос): «Я тоже в этом году награжден президентом Орденом Почета за научные достижения, выводящие страну в лидеры. Но я не имею возможности заниматься внедрением своих изобретений. И очень многие люди находятся в таком же положении, когда они вынуждены не на предприятие оформлять патент, а на себя. И число таких патентов растет…»

Зезюлин (терпеливо): «В чем ваше предложение?»

Кукушкин: «…и есть у нас отторжение вот этой элиты изобретателей от общего коллектива, и никто этим не занимается. Никто не знает, кто на что способен».

Зезюлин (с мольбой): Сергей Сергеевич!

Кукушкин (кричит): «Когда Иосифу Виссарионовичу нужно было создать атомную бомбу, за неделю собрали все кандидатуры, в том числе будущего академика Харитона, которому было тогда 25 лет! И все они оказались при деле только потому, что в государстве знали, кто на что способен. Я к этому вас призываю!»

Зезюлин: «Сергей Сергеевич, спасибо!»

В зале раздались аплодисменты.

О месторождении криптовалюты в Иркутской области



Некоторые выступления на этом заседании, как справедливо заметил профессор Кукушкин, мало касались собственно изобретательства, что не мешало им быть по-своему интересными. Например, много любопытного рассказал об инновационном потенциале Иркутской области заместитель председателя ее правительства Евгений Балашов: тут и трактора, и криптовалюта, и Чемезов с Дерипаской. В общем, все смешалось в Иркутской области.

Ш_Ш_2

Евгений Балашов, к.ю.н., заместитель председателя правительства Иркутской области – руководитель представительства правительства Иркутской области при правительстве Российской Федерации в г. Москве.

«Обычно говорят о средних цифрах, но по этим цифрам ровно ничего не видно. В Иркутской области в 2016 году зарегистрировано 61,7 патентов на 1 млн населения, а в Москве – около 700. Но говоря о положении дел в том или ином субъекте важно помнить о потенциале и тех компетенциях, которые имеет область».

«В Иркутской области – 16 вузов, один из которых, кстати, носит имя нашего замечательного земляка Александра Александровича Ежевского, сталинского наркома, который в прошлом году ушел из жизни, но до последних дней учил Мантурова, как создавать сельхозтехнику. Вместе с Сергеем Викторовичем Чемезовым, который тоже наш земляк и возглавляет иркутское землячество в Москве, они даже планировали построить в Иркутской области завод по выпуску голландской тракторной техники».

«Самым провальным направлением и в лесном комплексе, и в сельхозмашиностроении является тракторная техника. Если навесные агрегаты мы еще как-то за счет русской смекалки сделаем, то в тракторостроении ничего нет кроме Кировского завода, который дает нам потрясающие результаты по патентной деятельности и выпускает потрясающую машину в количестве 12 тыс. в год, конкурируя и с американскими аналогами, и даже с минским заводом МТЗ».

«Пользуясь случаем, хотел бы обратить внимание, что в Российской Федерации практически похоронена еще одна серьезная отрасль: сегодня мы выпускаем в тысячи раз меньше подшипников, чем в советское время. Мы сегодня не делаем подшипников даже для оборонной отрасли, а пользуемся плохими импортными аналогами. Сегодня единственный институт, который, как хромая утка, очень медленно, но все же движется вперед, это ВНИИПП – институт подшипниковой промышленности, но и его все игнорируют, в том числе, к сожалению, и коллегия по оборонным вопросам под председательством Рогозина Дмитрия Олеговича, хотя в этом институте были разработаны хорошие подшипники для той же «Ангары». А делают их, к сожалению, на коленках, на старых станках «Красного пролетария» и Завода имени Серго Орджоникидзе уникальные люди, у которых средний возраст – 80 лет. Так жить нельзя! О каких новых танках можно говорить без подшипников, которых – могу сказать, потому что начинал свою трудовую биографию в 3-м ЦНИИ Министерства обороны, – там гигантское количество».

«Мало кто говорит о речном транспорте. Этот вид оборонной техники практически забыт. Мы, наверное, в самой засушливой стране живем. Нам речной транспорт абсолютно не интересен, хотя, напомню, он самый дешевый».

«Что касается промышленных кластеров, то, как и во всей России, за последние 27 лет практически ничего нового в Иркутской области не создано, если говорить откровенно. Единственное исключение – это первое место в России по обороту криптовалюты, и то только потому, что у нас самая дешевая электроэнергия, которой Олег Владимирович Дерипаска, владелец каскада из трех гидроэлектростанций, снабжает свои же алюминиевые заводы, а заодно и население».

«Мы добываем 60% золота России».

«В Иркутской области есть подтвержденные запасы лития. Он нужен как для новых источников электропитания, так и как сырье для «Росатома». Сегодня мы своего лития не имеем. Мы живем в толлинге, добываем литий в Латинской Америке, где угодно, только не в собственной стране».

«У нас есть месторождение тантала и ниобия».

«Водород – это топливо будущего в перспективах 2025 года, ближе всего к массовому использованию которого стоит Япония, где делается первый в мире водородный танкер и первый в мире водородный автомобильный двигатель. Но один из немногих регионов, где можно добыть прямой водород, истекающий из недр, это Байкальский тектонический разлом в Иркутской области».

Комментарий НИКСа. Заявление о наличии месторождения природного водорода в Иркутской области связано с дискуссионной теорией строения Земли, выдвинутой в 1980-х годах советским геологом В.Н. Лариным. Согласно его гипотезе, Земля имеет изначально гидридное строение, что означает наличие больших запасов чистого водорода в ее недрах. Теория не является общепризнанной, хотя Ларин в 1989 году защитил по ней докторскую диссертацию в Геологическом институте АН СССР. Сегодня она уже попала в некоторые учебники геологии в качестве альтернативной теории строения Земли. После доклада Ларина 23 октября 1989 года в Академии наук была выдана рекомендация включить в план сверхглубокого бурения в СССР Тункунскую впадину в Байкальской зоне рифтогенеза, где, по данным ученого, на глубине 5-6 км наблюдается интенсивное выделение водорода. После развала СССР эти планы так и не были осуществлены.

Ш_Ш_3

Евгений Марчуков, генеральный конструктор – директор ОКБ им. А. Люльки.

Люлька отечественной авиации



Представляя следующего докладчика, председательствующий поздравил его с состоявшимся накануне вручением Ордена Почета. В своем выступлении д.т.н., заслуженный изобретатель России, профессор, генеральный конструктор – директор ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков рассказал, что его предприятие остается счастливым оазисом изобретательности в России.

«Архип Михайлович Люлька – это человек, который в 1946 году сделал первый в СССР реактивный двигатель ТР-1. У нас даже есть поздравительная телеграмма от Сталина по этому случаю. Другие ОКБ пошли первоначально по пути воспроизводства зарубежных – немецких и английских – образцов, а он еще до войны стал разрабатывать собственную конструкцию».

«Одна из последних наших разработок – это АЛ-41Ф-1С для Су-35, который хорошо себя показал на юге. А модификация АЛ-41Ф-1 является двигателем первого этапа для новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57, на смену которой уже пришел на испытания двигатель второго этапа».

«Мы еще при Горбачеве в рамках конверсии выпускали какие-то, условно говоря, сковородки. Но на 98% наша загрузка состояла из оборонных заказов, и когда в начале 90-х годов нас государство бросило, мы пошли в «Газпром» к Черномырдину и предложили сделать двигатель АЛ-31СТ для привода газоперекачивающих установок мощностью 16 МВт. Надо и в рамках конверсии заниматься теми областями, в которых ты понимаешь, как сделать высокотехнологичную продукцию. И вот мы на основе двигателя АЛ-31Ф, который стоит на семействе Су-27, разработали привод для газоперекачивающей установки. Это был второй случай в истории, когда двигатель с истребителя был конверсирован в газоперекачку. Сделать это было нелегко, потому что ресурс двигателя для истребителя составлял на тот момент 300 часов, потом мы его довели до 500 ч, затем до 1000 ч и более, но надо было обеспечить десятки тысяч часов бесперебойной работы, для начала – 25 000. Естественно, возникло много вопросов по обеспечению этого ресурса, по переводу камеры сгорания на газ, по обеспечению экологических характеристик. При этом надежность газовых машин должна быть не хуже, чем в авиации, потому что там все взрывоопасно. Когда мы в это вникли, то поняли, что это сложное дело, никак не проще авиации, и серьезно этим занялись. Мы этот двигатель сделали, он сейчас выпускается серийно и достаточно успешно работает. У нас есть программа развития этого двигателя по надежности, по мощности и т.д. И мы, понимая, что военный заказ будет сокращаться, поставили задачу, чтобы через 5 лет 30 или 40% у нас производилось гражданской продукции».

«В АЛ-31СТ – 47 действующих патентов, 6 из которых относятся к технологиям снижения вредных выбросов. В этом двигателе применяется уникальная низкоэмиссионная камера сгорания, которая работает на принципе сжигания бедных гомогенных смесей, так называемая двухзонная камера сгорания. Причем она реализована на камере авиационного типа. На буржуйских двигателях применяются здоровые выносные камеры, а мы сделали то же самое на компактной камере, поэтому сохранили все корпуса. Эта камера – достаточно серьезное наше достижение на изобретательском уровне».

Ш_Ш_4

Изобретения, использованные при разработке двигателя для газоперекачки АЛ-31СТ, защищены 47 патентами.

«АЛ-31СТ – единственный отечественный серийный двигатель с низкоэмиссионной камерой сгорания».

«В эксплуатации находятся 74 двигателя, в том числе 23 с низкоэмиссионной камерой сгорания. Общая наработка на компрессорных станциях – 1 144 000 часов».

«Даже итальянская компания Nuovo-Pignone, которая является дочерним предприятием компании GE, поставила во Флоренции газоперекачивающий агрегат с нашим, а не с американским двигателем».

«Создана на его основе и энергоустановка на 16-20 МВт. Сейчас мы готовим предложение на линейку 35-45 МВт. Историю с турбинами Siemens вы знаете, поэтому мы поставили перед собой задачу национального масштаба – спроектировать турбины на 200, 300, 350 МВт. ОДК сделать их не сможет, но мы можем их разработать. Уже провели расчеты. Вышли с предложением на самый верх. А кому изготовить – найдется. Заводы есть».

«Говорят, что у нас все плохо с изобретениями. А я скажу, что как в советское время у нас было хорошо, так и осталось: наша выработка в год в среднем – 70 патентов на 400 человек конструкторов. В Иркутской области – 62 патента на миллион, а у нас 70 – на 400».

«На патентном ведомстве США золотыми буквами написано высказывание Линкольна: «Пламя гения раздувается мехами личной заинтересованности». Мы начали как следует платить вознаграждения за патенты, когда в 1990 году продали лицензию индусам. Я убедил тогда руководство несколько миллионов долларов выплатить авторам изобретений, и после этого у нас начался всплеск изобретательской активности».

Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет

подписаться   |   обсудить в ВК   |