Конференция проходила с 1 по 5 октября 2018 года в парк-отеле «Ершово» под Звенигородом. Это дом отдыха «Росатома», однако особых мер безопасности у его ворот не наблюдалось. Тем не менее, корреспондент НИКСа несколько робел, подходя к КПП. В советское время за вопрос «А, случайно, не здесь ли проходит международная конференция по нано- и микроэлектронике?» пришлось бы достаточно долго отвечать на встречные вопросы в не слишком уютном помещении. Зря боялся: охранники в Ершово так обрадовались прибытию нового участника конференции в восемь утра на третий день после ее начала, что пропустили, даже не спросив документы.
В одном из корпусов разместился пункт регистрации. Дежуривший на стойке организатор выдал синюю сумку с материалами конференции, хмуро предупредив, чтобы я не засовывал в нее бутылку, «а то потом приходят жаловаться, что порвалась». Вашему корреспонденту доводилось бывать на научных конференциях, поэтому он знал, какое иссушающее воздействие они оказывают на организм, и нисколько не удивился этому замечанию. Особенно учитывая говорящее название отеля.
Парк-отель «Ершово» входит в систему профсоюза работников атомной энергетики.
Узнав, что видит сотрудника НИКСа, организатор оживился: «А, НИКС! У нас вечером вся жизнь вокруг вашего стенда сосредотачивается».
И снова я не удивился. Всего в холле перед конференц-залом стояли четыре стенда компаний-спонсоров. На трех из них публику завлекали какими-то сложными приборами, а компанию НИКС представляла сотрудница, радовавшая глаз белозубой улыбкой и не только ею. Эта технология отлично работала. Физики, особенно молодые, активно интересовались информацией о компании. Многие подходили несколько раз, чтобы уточнить детали.
Стенд компании НИКС пользовался популярностью.
Но то было ближе к вечеру, когда жизнь на конференции била ключом. Утром же, за 5 минут до начала пленарного заседания, в пустом холле перед запертым конференц-залом сидел по стойке смирно один маленький японец с максимально дисциплинированным лицом и огромным портфелем на коленях, в котором вполне мог бы уместиться дорожный набор для харакири. При моем появлении он, старательно пряча панику в голосе, спросил: «А где все?»
Все прибыли ровно к 9:00. Японец, понятное дело, к такой пунктуальности не привык, но ваш корреспондент знал, каким суровым испытанием является каждое утро на многодневной научной конференции. Шел третий день форума по микроэлектронике. Этих мужественных людей поначалу набралось всего человек двадцать, но в ходе сессии зал постепенно наполнился, а к середине дня прибыла большая группа студентов из Москвы, которые тут же уткнулись в свои смартфоны.
Большинство докладов в этот день были посвящены удивительным свойствам графена.
На первой сессии докладывались чудесные свойства графена, на основании которых можно построить терагерцевые генераторы. В Японии. На второй речь шла о новых технологиях печати микросхем. Некоторые из разработок позволяли достичь разрешения более 1 нм. Было любопытно все это послушать, но, честно говоря, по-настоящему удивился только один раз. В списке утвержденных вопросов для интервью с участниками конференции был один просто убийственный: «Можете вспомнить, в чем состоял вклад в науку таких советских физиков, как Федор Шапиро или Матвей Рабинович?» Какой же радостью было увидеть в одном из докладов график с неким «энергетическим барьером Шапиро». Правда, речь шла о каком-то С. Шапиро, но это уже мелочь. Позже русская американка Надя Белова, которую этот вопрос тоже смутил, подтвердила, что Шапиро и Рабинович – очень распространенные фамилии. Особенно среди физиков.
Частью конференции были стендовые доклады.
Кроме Нади Беловой интервью НИКСу любезно дал директор Физико-технологического института В.Ф. Лукичёв и молодой ученый из МФТИ Дмитрий Свинцов, который привлек внимание тем, что сделал сразу два доклада, причем на отличном английском, в то время как большинство представителей старой школы со своим английским явно мучились и слово «графин» (графен по-ангийски) в их устах всякий раз заставляло зал вздрагивать и просыпаться.
Японец, у которого тоже хотелось взять интервью, не только говорил, но и ушел по-английски. Неудача постигла и с физиком из Белоруссии Игорем Абрамовым. Говорить под запись он отказался наотрез, хотя минут двадцать рассказывал, что мог бы, если б захотел, дать сенсационное интервью о «наноэлектронике» человеческого мозга, но зарекся говорить с журналистами после того, как одна девушка написала, что он занимается этой темой с 2015 года, в то время как он работает над ней с 2001 года, и теперь этот пасквиль гуляет по всему интернету.
Леонид Федичкин и Надежда Белова.
В синей сумке с материалами конференции обнаружился свежий номер журнала «Наноиндустрия» с большим интервью В.Ф. Лукичёва о достижениях отечественной микроэлектроники, в которой упоминались лишь три фамилии: академик Валиев, академик Орликовский и руководитель нанотехнологической лаборатории компании НИКС Л.Е. Федичкин, группа которого в 2000 году впервые в мире теоретически показала «перспективность именно двойных квантовых точек для квантовых вычислений». Вообще, было видно, что Леонид Евгеньевич на конференции пользуется большим авторитетом, к нему постоянно подходили люди с различными вопросами.
Среди стендовых докладов присутствовало и исследование руководителя нанотехнологической
лаборатории НИКСа Л.Е. Федичкина и его молодого соавтора.
Специалисты активно общались в фойе во время сессии стендовых докладов, а над всем этим возвышалось монументальное панно со стихами Тютчева, которые как нельзя лучше подходили для санатория физиков-ядерщиков (см. фото в начале статьи).
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 100 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет