Компания AMD выпустила видеокарту Radeon VII. Radeon VII (произносится "семь") – самый неожиданный продукт этого года. На CES-2019 мы ждали от AMD анонса процессоров "Zen 2", который мы получили, но объявление о выпуске карты Radeon VII стало приятным сюрпризом. Это первый в мире графический процессор, созданный на базе техпроцесса 7 нм, в котором впервые применено несколько новых для данного сегмента технических решений и который ознаменовал собой возвращение AMD на рынок видеокарт класса high-end с новой конкурентоспособной продукцией.
Видеокарта Radeon VII базируется на графической архитектуре второго поколения "Vega"; основной компонент новой карты – графический процессор "Vega 20", который дебютировал в конце прошлого года в составе ускорителя Radeon Instinct MI60. AMD адаптировала этот чип для игрового сегмента, сделав упор на 7-нм техпроцесс и значительно накрутив тактовые частоты. Компания также удвоила и объем, и пропускную способность памяти, компенсировав таким образом наиболее ощутимые «узкие места» кристалла "Vega".
Наша карта Radeon VII выпускается со стартовой ценой $699 – на уровне GeForce RTX 2080. И, что еще более интересно, на презентации своей новой видеокарты компания AMD напрямую сравнивала характеристики Radeon VII и RTX 2080. Если эта карта будет иметь успех, то AMD запрыгнет обратно в сегмент high-end, где за последние два года ее почти забыли. Непомерно высокие цены на видеокарты NVIDIA "Turing" позволили AMD оценить Radeon VII достаточно высоко – чтобы покрыть затраты на производство и получить прибыль, которая порадует заодно и инвесторов.
NVIDIA, однако, в оправдание высоких цен на чипы "Turing" приводит такие аргументы, как рейтрейсинг в реальном времени и применение ИИ на аппаратном уровне; все это требует добавления в графические чипы миллиардов дополнительных транзисторов и увеличивает их себестоимость. Несмотря на переход на 12-нм техпроцесс, GPU "Turing" действительно являются одними из самых больших чипов, когда-либо разработанных компанией. В то же время новая карта AMD не предлагает ни рейтрейсинга в реальном времени, ни искусственного интеллекта, но у нее есть свой список отличительных достоинств.
Во-первых, AMD предлагает 16 ГБ видеопамяти, что, по словам компании, должно принести выгоду в будущем, поскольку игры класса AAA с каждым годом требуют все больше памяти, используемой при обработке все больших объемов данных. Компания также удвоила пропускную способность памяти до невероятного значения 1 ТБ/с, что должно помочь в борьбе с «узкими местами». Кроме того, AMD, по-видимому, основное внимание уделяет производительности этой карты в играх на разрешении 4K UHD, а также производительности при работе с определенной нагрузкой, задействующей главным образом вычислительную мощность GPU. Если вам этого мало, то 16 ГБ видеопамяти смогут повысить ценность этого GPU еще и в аспекте майнинга криптовалюты, который опять может войти в моду, поскольку новые майнинг-алгоритмы работают особенно эффективно при наличии более 10 ГБ видеопамяти.
Radeon VII – это первая high-end видеокарта от AMD, которая оснащена современным трехвентиляторным референсным кулером с алюминиевым радиатором. В компании наконец-то поняли, что кулеры с осевыми вентиляторами – слишком шумные, а жидкостные кулеры – слишком громоздкие. Компания также рассчитывает на то, что фактор новизны положительно скажется на продажах первых в мире видеокарт с GPU на базе 7 нм.
В этом обзоре мы рассмотрим видеокарту AMD Radeon VII со строго референсным дизайном. Вы можете купить такую карту производства любого из AIB-партнеров AMD – все эти версии будут иметь одну и ту же конструкцию, различаясь только элементами маркировки фирм-изготовителей и тому подобными незначительными нюансами.
Видеокарта | Цена, $ | Кол-во шейдерных блоков | Кол-во ROP | Базовая частота, МГц | Частота Boost, МГц | Частота памяти, МГц | GPU | Кол-во транзисторов, млн | Память |
RTX 2060 FE | 350 | 1920 | 48 | 1365 | 1680 | 1750 | TU106 | 10800 | 6 ГБ, GDDR6, 192-bit |
GTX 1080 | 460 | 2560 | 64 | 1607 | 1733 | 1251 | 1251 | 7200 | 8 ГБ, GDDR5X, 256-bit |
RX Vega 64 | 400 | 4096 | 64 | 1247 | 1546 | 953 | Vega 10 | 12500 | 8 ГБ, HBM2, 2048-bit |
GTX 1080 Ti | 675 | 3584 | 88 | 1481 | 1582 | 1376 | GP102 | 12000 | 11 ГБ, GDDR5X, 352-bit |
RTX 2070 | 500 | 2304 | 64 | 1410 | 1620 | 1750 | TU106 | 10800 | 8 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RTX 2070 FE | 600 | 2304 | 64 | 1410 | 1710 | 1750 | TU106 | 10800 | 8 ГБ, GDDR6, 256-bit |
Radeon VII | 700 | 3840 | 64 | 1400 | 1750 | 1000 | Vega 20 | 13230 | 16 ГБ, HBM2, 4096-bit |
RTX 2080 | 700 | 2944 | 64 | 1515 | 1710 | 1750 | TU104 | 13600 | 8 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RTX 2080 FE | 800 | 2944 | 64 | 1515 | 1800 | 1750 | TU104 | 13600 | 8 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RTX 2080 Ti FE | 1200 | 4352 | 64 | 1350 | 1635 | 1750 | 1750 | 18600 | 11 ГБ, GDDR6, 352-bit |
RTX 2080 Ti | 1300 | 4352 | 64 | 1350 | 1545 | 1750 | TU102 | 18600 | 11 ГБ, GDDR6, 352-bit |
На первый взгляд может показаться, что архитектура, лежащая в основе Radeon VII, в точности повторяет архитектуру "Vega", лежащую в основе RX Vega 64 2017-го года выпуска, но это не совсем так. Radeon VII базируется на архитектуре, которую AMD представляет как "усиленную архитектуру второго поколения Vega".
К основным нововведениям относятся оптимизации, направленные на увеличение тактовой частоты за счет использования тех дополнительных ресурсов, которые дает переход на 7-нм техпроцесс: сниженные задержки по всему кристаллу (кэши, контроллеры памяти, буферы и т.д.) и повышенная пропускная способность 64 блоков растеризации (ROP); кроме того, заметной модернизации подверглись ядра NGCU "Vega" (Next Generation Compute Unit), которые теперь включают в себя дополнительные накопительные регистры для целочисленных и дробных вычислений, что может увеличить производительность IPC на несколько процентов.
AMD также усовершенствовала систему контроля энергопотребления чипа, начав с так называемого "усиленного мониторинга температуры". Компания удвоила количество температурных датчиков по всему чипу GPU. Контроль тактовой частоты теперь осуществляется на основе данных о температуре ядра, получить которые позволяет расширенная сеть датчиков; благодаря этому GPU управляет своей частотой и напряжениями с большей точностью, что в результате приводит к более стабильной работе на повышенных частотах. Это также подразумевает более четко контролируемый переход GPU в режим троттлинга, что способствует повышению надежности и долговечности чипа. AMD представила свои тесты, показывающие, что переход на троттлинг на основании данных о температуре ядра в результате дает двухпроцентную прибавку к производительности – по сравнению с тем, что можно получить на основании данных о температуре на периферии чипа. Это достигается благодаря большей стабильности GPU на повышенных частотах.
И самое очевидное усовершенствование – это, конечно, интерфейс памяти, ширина которого – 4096 бит – вдвое больше, чем в чипах "Vega 10", что означает удвоение пропускной способности памяти. AMD также решила снабдить Radeon VII памятью HBM2 объемом 16 ГБ, что опять же вдвое больше по сравнению с предыдущим поколением.
Как и графический процессор "Vega 10" видеокарты RX Vega 64, GPU "Vega 20" новой карты Radeon VII представляет собой многочиповый модуль (MCM), который включает в себя 7-нм кристалл GPU, четыре стека памяти HBM2 класса 10 нм производства SK Hynix или Samsung и кремниевую общую подложку, на которой располагаются GPU и стеки HBM2. Через подложку проходят множественные микроконтакты, обеспечивающие электрические коммуникации между GPU и стеками памяти, а применение технологии TSV (Through Silicon Via) позволяет соединить GPU и стеки памяти с нижней стекловолоконной подложкой. Переход на техпроцесс 7 нм позволил уменьшить размер чипа GPU с 495 мм² в 14-нм архитектуре "Vega 10" до 331 мм² в "Vega 20" – это, конечно, не в два раза, но нужно понимать, что "Vega 20" – не оптически уменьшенная копия предыдущей архитектуры, а новая схема, несущая в себе ряд физических изменений, которые были описаны выше.
За исключением небольших изменений в NGCU, обеспечивших сниженную задержку в кэшах и дополнительные регистры как для целочисленных, так и для дробных вычислений, вычислительные ресурсы и иерархическая структура чипа "Vega 20" по сравнению с "Vega 10" по сути остались теми же. GPU физически вмещает 64 ядра NGCU, но в Radeon VII информационно активны только 60 из них. Возможно, это сделано с целью собрать с этого чипа как можно больший урожай. Эти 60 ядер NGCU выливаются в 3840 потоковых процессоров и 240 TMU. Число блоков ROP не изменилось – их так и осталось 64, хотя AMD увеличила их пропускную способность. Ширина шины памяти увеличена в два раза – до 4096 бит, как и объем памяти – до 16 ГБ.
Процессор | Intel Core i7-8700K @ 4.8 ГГц (Coffee Lake, кэш 12 МБ) |
Материнская плата | ASUS Maximus X Hero Intel Z370 |
Оперативная память | 16 ГБ DDR4 @ 3867 МГц 18-19-19-39 |
Накопитель | 2x SSD 960 ГБ |
Блок питания | Seasonic Prime Ultra Titanium 850 Вт |
Кулер | Cryorig R1 Universal (два вентилятора 140 мм) |
Операционная система | Windows 10 64-разрядная (Октябрьское обновление-2018) |
Драйверы | AMD Radeon VII: Press Driver (22 января 2019 г.) NVIDIA: 417.71 WHQL AMD: Radeon 19.1.1 Beta |
Дисплей | Acer CB240HYKbmjdpr 24" 3840x2160 |
Assassin's Creed: Odyssey предлагает вам совершить красивое путешествие в древнюю Грецию (5 в. до н.э.) на современном игровом «железе». Действие «одиссеи» разворачивается за 400 лет до событий Assassin's Creed: Origins. По времени вы попадаете в самый разгар Пелопонесской войны между греческими городами-государствами: вам предстоит собрать вместе семью вашего персонажа, которая оказалась разрозненной в результате трагедии. В игре представлена богатая коллекция исторических и мифологических персонажей, популярных в Греции того времени.
Assassin's Creed: Odyssey базируется на том же самом движке AnvilNext 2.0 от Ubisoft, что и "Origins" и "Wildlands"; "Odyssey" использует все преимущества DirectX 11 и изрядно нагружает систему. Более быстрое «железо» закономерно дает лучшую картинку.
Battlefield V – это новейшая глава в истории суперпопулярного многопользовательского онлайн-шутера от EA. Начав с событий дебютного выпуска "1942", серия прошла по временному кругу и снова остановилась на событиях Второй мировой войны. Однопользовательская кампания, как и в Battlefield 1, разбивается на несколько небольших эпизодов под общим названием War Stories, в каждом из которых свой протагонист выполняет свою миссию на своем фронте. Многопользовательская версия строится на базе главных сил франшизы, с новыми игровыми режимами, к которым в перспективе планируется добавить режим королевской битвы.
Battlefield V работает на движке Frostbite 3 от EA-DICE и поддерживает оба API – DirectX 11 и DirectX 12, а также новейшие технологии, в частности – DirectX Raytracing. Данный конкретный тест мы проводили с DirectX 11, поскольку этим API пользуется большинство геймеров.
Франшиза Civilization, ставшая синонимом пошаговой стратегии, – это увлекательная «игра в Творца», в которой вы строите цивилизацию с нуля и доводите ее до высоких технологий. Самая последняя игра в этой популярнейшей серии – Civilization VI, где условия победы выставляются на основе подхода "4X". К новым фишкам также относятся усовершенствования в системе технологических деревьев и раскладывание юнитов по стопкам, помогающее привести экран в порядок.
Civilization VI базируется на последнем движке Firaxis и по полной программе использует преимущества DirectX 11, включая тесселяцию, но при этом дает умеренную нагрузку на современные видеокарты.
Последняя игра из популярной киберпанковской серии RPG от первого/ третьего лица Deus Ex: Mankind Divided продолжает сюжетную линию "Human Revolution". Главный протагонист и антитеррорист Адам Йенсен (Adam Jensen) должен раскрыть тайну теневой организации; действие происходит вскорости после события, известного как Aug Incident, которое превратило всех лишних людей в отверженных.
"Mankind Divided" работает на движке Eidos Dawn, который в свою очередь является усиленной модификацией движка Glacier 2, разработанного под серию Hitman, и использует все преимущества DirectX 12, добавленного в последний патч. Мы тестировали эту игру в режиме DirectX 12.
F1 2018 – это уже десятый выпуск в ежегодной официальной серии симуляторов гонок Формулы-1, в котором игровой процесс приобрел ряд усовершенствований по сравнению с F1 2017. Наиболее заметные из них: новая рационализированная система R&D машин, возможность записать до половины баллов кубка конструкторов, набранных в текущей гонке, в счет следующей гонки, новая система подбора классических автомобилей, а также трасса Paul Ricard, которая входит в календарь гонок F1 этого года.
Под капотом F1 2018 – улучшенная версия движка EGO Engine 4.0 от Codemasters. Игра работает с DirectX 11 и на высоких разрешениях может довольно сильно нагрузить «железо», а взамен вы получите почти фотографическое качество картинки.
Far Cry 5 переносит вас в округ Хоуп (Hope County) штата Монтана (Montana) – один из беднейших регионов Америки, откуда в панике разбежались все стражи общественного правопорядка и где законопослушные граждане лицом к лицу встретились с суровым будущим. Вы вступаете в борьбу с сектой участников так называемого «райского проекта» (Project at Eden's Gate), которую возглавляет самопровозглашенный посланец Бога; секта состоит из трех «братств», каждое из которых контролирует одну из трех зон округа и специализируется соответственно на оружии, наркотиках или религиозной пропаганде. Этот шутер от первого лица в открытом мире во многих местах перекликается с современным американским политическим дискурсом.
Игра базируется на последней версии движка Dunia, использует преимущества DirectX 11 и в процессе реалистичного воспроизведения великолепных американских пейзажей сильно нагружает машину.
Последняя игра популярной экшн-серии Tom Clancy показывает, как наши герои в режиме квази-RTS гоняются за плохими парнями среди экзотической природы. Иностранный наркокартель захватил в отсталой латиноамериканской стране все сферы влияния и почти превратил ее в наркодилерское государство. Члены картеля заминировали американское посольство и похитили местного представителя DEA (американского Управления по борьбе с наркотиками). Дядя Сэм не может смотреть на это сквозь пальцы и направляет туда вас как самого достойного борца с мировым злом.
Игра базируется на движке Ubisoft AnvilNext, который последние несколько лет действительно был одним из самых ходовых и в сочетании с DirectX 11 дает «железу» ощутимую нагрузку. Эта игра показывает, что вы не зря покупали быструю видеокарту.
Версия Grand Theft Auto V для ПК – это, возможно, самая ожидаемая игра текущего десятилетия; в последнем выпуске невероятно успешной игровой серии от Rockstar Games в жанре экшн в открытом мире вы получаете в свое распоряжение не одного, а целых трех протагонистов, которых можно перебрасывать с одной миссии на другую. Также доступен очень хорошо функционирующий многопользовательский онлайн-режим, в котором вы с друзьями кооперативом идете на большое дело под названием "heists" (ограбления).
Компьютерная игра была выпущена через 18 месяцев после выхода консольной версии GTA V, и это тот редкий случай, когда разработчики потратили время на усовершенствование игры для новой платформы. Энтузиасты восприняли выход ПК-версии как отличный повод воспользоваться преимуществами своих мощных процессоров и видеокарт, которые обеспечивают потрясающий игровой процесс, оставляя не у дел новейшие игровые консоли. Игра пошла на удивление хорошо с применением таких сугубо компьютерных решений, как конфигурации с несколькими видеокартами, несколькими мониторами и т.д. Мы тестировали эту игру, установив у всех настроек уровень "very high" и отключив опцию MSAA.
Hitman 2 – это сиквел, созданный по мотивам игры 2016 г., которая по сути явилась перезагрузкой франшизы и стала настоящим хитом. В новой цепочке событий многоликий профессионал Agent 47 и его руководитель из ЦРУ втягиваются в корпоративные войны между тайным обществом под названием Providence и засекреченным заказчиком ЦРУ, и эти события восходят к прошлому Агента 47.
Hitman 2 – продукт компании WB Games, которая здесь отошла от технологических инноваций в сторону усложнения сценария и геймплея. Игра больше не поддерживает DirectX 12 и работает с DirectX 11. С художественной точки зрения новая игра не уступает предыдущей.
Monster Hunter: World – это обманчиво простой RPG-квест. Персонаж последовательно убивает монстров и в процессе охоты добывает компоненты, из которых можно собрать более мощное оружие и идти с ним на более крупных монстров. Игра предлагает разнообразие классов, видов оружия, монстров, а открытый мир минимизирует вероятность повторения игровых сцен; все это делает игру с фрактальной сюжетной линией крайне увлекательной и затягивающей.
Игра на движке MT Framework от Capcom выглядит немного несовременно, но это довольно обычное явление для ПК-версий консольных игр. В игре используется интерфейс DirectX 11, нагрузка на «железо» – сравнительно небольшая.
В этой игре вы по времени оказываетесь между событиями «Властелина Колец» и «Хоббита» и играете за Талиона (Talion) – персонажа, связанного с духом короля эльфов Селебримбора (Celebrimbor); ваша миссия – победить Саурона (Sauron). Игра продолжает сюжет "Shadow of Mordor", оттуда же во многом заимствована игровая механика, например, система прокачки Nemesis, расширенная и дополненная. Игра получила множество критических стрел по поводу лут-боксов, которые студия Monolith изъяла через несколько месяцев после выхода игры.
"Shadow of War" базируется на движке Monolith LithTech, использует все преимущества DirectX 11 и предлагает множество настроек, позволяющих улучшить картинку при наличии мощного компьютера. Мы тестировали игру с максимальным уровнем детализации и подключенным пакетом текстур с высоким разрешением.
Эта последняя игра из тематической серии Tom Clancy представляет собой шутер от первого лица, в котором бойцы тактического подразделения Rainbow преследуют новую международную террористическую организацию «белых масок» ("The White Masks"). Игровой движок Ubisoft AnvilNext обеспечивает масштабные эффекты разрушений, кроме того, в Rainbow Six: Siege используются все преимущества DirectX 11, но при этом нагрузка на систему достаточно умеренная – отчасти из-за скромных настроек стрелялки, рассчитанных на ближний бой, отчасти из-за того, что эта игра конкурирует с большим количеством аналогичных онлайн-шутеров, таких как, например, Counter Strike: Global Offensive.
Shadow of the Tomb Raider – третья игра, вышедшая с момента перезапуска франшизы в 2013 г.; основу сюжета составляют приключения Лары Крофт (Lara Croft) в Мезоамерике (Mesoamerica), где она ищет легендарный город Паитити (Paititi) и, сражаясь с военизированной группировкой, которая старается ей помешать, случайно запускает механизм предсказанного индейцами майя апокалипсиса. Хотя вообще-то она собиралась его предотвратить.
Shadow of the Tomb Raider работает на улучшенной версии движка Foundation от Eidos Montreal. В игре используется интерфейс DirectX 11, а нагрузка на «железо» может быть основательной.
Witcher 3: Wild Hunt – одна из самых ярких игр 2015 года в жанре RPG-экшн. Вы – Геральт (Geralt), ведьмак, который занимается поисками своего пропавшего друга Сири (Ciri); в ходе этого квеста вам предстоит исследовать огромный внутриигровой мир. Игра насыщена дополнительными сюжетными линиями, которые никак не связаны с основными поисками, как вам может показаться, хотя какие-то неожиданные вещи действительно могут произойти с вами в том мире, частью которого являетесь и вы в образе Геральта.
Witcher 3 представляет игровой движок REDengine 3, который был разработан специально для жанра RPG в открытом мире. В игре используется интерфейс DirectX 11 с тесселяцией и некоторыми эффектами постобработки. Из соображений сохранения нейтральных условий тестирования в этой игре мы отключили опцию HairWorks.
Wolfenstein II: The New Colossus – это еще один вариант альтернативной истории, в которой фашисты победили во Второй мировой войне. Действие разворачивается спустя десятилетия после войны, когда наш протагонист BJ Блажкович (Blazkowicz) вступает в ячейку Сопротивления, ведущую борьбу с фашистами в оккупированных Соединенных Штатах. Это оригинальная идея, которая еще не встречалась в альтернативноисторических сюжетах на тему Второй мировой войны. В будущем у фашистов тоже появятся усовершенствованные технологии, вносящие в эту игру ретрофутуристический и киберпанковский колорит.
Wolfenstein II базируется на движке id Tech 5 и, возможно, является первой игрой в классе AAA, которая не поддерживает никакие другие API, кроме Vulkan (и никаких возвратов к GL). Игра основательно нагружает машину, но зато вы получаете множество фишек, которые Vulkan добавляет в пользовательскую графику, – например, мегатекстуры (Megatextures).
На рисунках ниже показаны суммарные характеристики производительности видеокарт на разных разрешениях, полученные по результатам всех тестов. На каждой диаграмме итоговый результат тестируемой карты принят за 100%, и относительно него указана производительность остальных видеокарт.
Следующие диаграммы показывают энергетическую эффективность наших видеокарт, определяемую как отношение средней игровой частоты кадров к средней потребляемой в играх мощности. Результаты здесь также сгруппированы по разрешениям.
Если вы ищете самый выгодный вариант, то эти результаты будут вам интересны. Для расчета мы брали текущую цену каждой карты на Newegg и ее суммарный показатель производительности. Для карт, которых нет в продаже, мы брали последнюю цену.
По сравнению с конкурирующей видеокартой NVIDIA последнего поколения Radeon VII в неигровых режимах и в режиме проигрывания медиаконтента потребляет немного меньшую мощность. Разница небольшая – от 2 до 5 Вт, поэтому практического значения она не имеет.
Средняя мощность, потребляемая в играх, составила 268 Вт, а максимальное значение вышло за отметку 300 Вт. Это заметный прогресс по сравнению с первым поколением Vega, и достигнуть этого удалось главным образом благодаря переходу на техпроцесс 7 нм (поскольку AMD не внесла значительных изменений в архитектуру GCN).
Тест Furmark на максимальное энергопотребление показал значение 350 Вт, которое похоже на предельное значение TDP этой карты. Такая большая разница между результатом Furmark и игровыми результатами указывает на то, что в играх карта не работала на полную мощность – в отличие от карт NVIDIA GeForce 20-й серии Turing, которые работали с максимальной мощностью почти во всех играх.
В целом AMD удалось повысить энергетическую эффективность – на 25-40% по сравнению с первым поколением Vega и на 60% по сравнению с Polaris. Звучит впечатляюще, но все-таки это далеко от уровня энергоэффективности видеокарт NVIDIA. Даже карты Pascal, выпущенные несколько лет назад, в части энергоэффективности превосходят карты Vega 20, и вы, наверное, уже представляете себе, что будет, когда NVIDIA переведет архитектуру Turing на 7-нм техпроцесс.
Как и в референсных видеокартах AMD предыдущего поколения, в Radeon VII не предусмотрена всеми нами любимая опция выключения вентиляторов в режиме простоя. Однако уровень шума в режиме простоя составляет всего 27 дБА – это очень тихо и совершенно незаметно на фоне шума от любого другого компонента ПК с активным охлаждением. И все-таки странно, с учетом большого размера радиатора и продвинутой конструкции карты, почему AMD не добавила опцию выключения вентиляторов, тем более что это могло бы стать неоспоримым преимуществом в соревновании с картами NVIDIA Founders Edition.
А в игровом режиме карта шумит очень сильно, вентиляторы вращаются с неистовой скоростью и начинают надоедать уже через несколько секунд достаточно интенсивного игрового процесса. В сравнении с картами NVIDIA – просто небо и земля! Если вы любите тихую работу, то карта Radeon VII определенно не для вас.
В этом тесте мы сначала привели карту в состояние термического равновесия в режиме простоя. Затем мы запустили равномерную игровую нагрузку и под этой нагрузкой измерили нужные параметры. Приведенные ниже графики показывают, как изменялись тактовая частота и температура карты под нагрузкой и как раскручивались вентиляторы с повышением температуры. Как только температура под нагрузкой стабилизировалась (не повышалась в течение двух минут), мы выключили игровую нагрузку и зафиксировали изменения наших параметров в процессе остывания карты.
Современные видеокарты имеют несколько профилей частот, которые выбираются из соображений баланса между потребляемой мощностью и требуемой производительностью.
В таблице ниже приведены значения тактовых частот, заданные в настройках для типовых сценариев, и соответствующие значения напряжения GPU.
Режим | Частота GPU, МГц | Частота памяти, МГц | Напряжение GPU, В |
Обычный | 25 | 350 | 0.713 |
Многомониторная конфигурация | 25 | 25 | 0.712 |
Проигрывание контента на Blu-ray | 21 | 350 | 0.713 |
3D-нагрузка | От 1766 до 1794 | 1000 | От 1.068 до 1.081 |
Итак, видеокарта AMD Radeon VII поступила в продажу по цене $699.
Достоинства:
Недостатки:
Radeon VII ("семь") – это новая флагманская видеокарта AMD. И это первая в мире игровая видеокарта с графическим процессором на базе 7-нм техпроцесса, что предполагает улучшение характеристик в части быстродействия, энергопотребления и размеров чипа. AMD пошла дальше простого уменьшения размеров кристалла и удвоила пропускную способность памяти, применив 4096-битный интерфейс вместо 2048-битного, который был и остался у карт Vega первого поколения. Этот маневр также объясняет, почему объем VRAM увеличился до сногсшибательных 16 ГБ – с четырьмя стеками памяти HBM2 меньший объем просто невозможен, потому что минимальный доступный на рынке объем стека – 4 ГБ; или AMD пришлось бы уменьшить ширину интерфейса памяти, что означало бы меньшую пропускную способность.
По результатам всех наших бенчмарков Radeon VII на разрешении 1440p оказывается в среднем на 25% быстрее Radeon Vega 64, несмотря на то, что в новой карте на 256 шейдерных блоков меньше (т.е. на 7%). По сравнению с Vega 56 производительность выросла примерно на 40%. Однако в своих анонсах AMD рекламировала Radeon VII как аналог RTX 2080 в части чистой производительности, что не соответствует действительности (по крайней мере, в нашем наборе бенчмарков). RTX 2080 на 14% быстрее Radeon VII, и даже устаревающая GTX 1080 Ti оказалась быстрее на 5%. Эта разница заметно уменьшается на разрешении 4K (-10% от RTX 2080), но все-таки карта Radeon VII предназначена главным образом для быстрого гейминга на разрешении 1440p; хотя конечно, вы можете выбрать любое разрешение – все результаты перед вами. Самая быстрая карта NVIDIA, RTX 2080 Ti (которая, конечно, гораздо дороже), быстрее Radeon VII примерно на 40%. Если посмотреть на отдельные бенчмарки, то видно, что в некоторых из них Radeon VII выглядит рядом с RTX 2080 вполне прилично, а в нескольких тестах даже опережает ее, но в целом, если не ковыряться в результатах с пристрастием, этого явно недостаточно. Мы бы рекомендовали Radeon VII для гейминга на разрешении 1440p с максимальной детализацией или на разрешении 4K, если вы готовы снизить настройки ради достижения 60 FPS. Из карт NVIDIA по производительности ближе всех к Radeon VII стоит GTX 1080 Ti – флагман предыдущего поколения.
Суммарные показатели производительности видеокарт следует рассматривать в совокупности. В некоторых играх Radeon VII действительно на равных конкурирует с RTX 2080, но во многих играх из-за отсутствия оптимизации Radeon VII оказывается заметно медленнее – в одной лиге с GTX 1080 Ti или даже с RTX 2070. "Deus Ex: Mankind Divided" с DirectX 12 – одна из игр, где Radeon VII выполняет обещания AMD, стабильно опережая RTX 2080. В "Far Cry 5" карта тоже демонстрирует хорошие результаты. Это игры, которые не используют либо DX12, либо новейшие технологии рендеринга, снижающие скорость. В свое время предполагалось, что "Hitman" станет своего рода рекламой графических технологий нового поколения, но в "Hitman 2" разработчики отказались от поддержки DirectX 12 и высоких технологий в пользу игрового содержания; с этого момента игра перестала дружить с «железом» AMD. И прежде чем переходить к относительным показателям экономической и энергетической эффективности Radeon VII, мы советуем вам еще раз пройтись по всем игровым результатам и посмотреть, насколько эта карта соответствует именно вашим игровым запросам. Например, хардкорные игроки в Battlefield V с Radeon VII могут рассчитывать на немного лучшую производительность, чем с RTX 2080.
Как и видеокарты NVIDIA версий Founders Edition, новая high-end карта AMD хороша на вид и на ощупь, хотя в части конструкции и дизайна эти две компании тоже говорят на разных языках. Новое поколение AMD стало первым, в котором компания применила трехвентиляторную схему охлаждения, при этом карта по-прежнему имеет два слота и должна влезать в большинство корпусов. Помимо трех вентиляторов, система охлаждения включает в себя высокоэффективный радиатор с испарительной камерой и металлическое основание, отвечающее за охлаждение цепей VRM. Управляющая напряжением схема VRM 10+2+2 собрана из самых лучших доступных на сегодня компонентов, которые в то же время очевидно повышают и себестоимость карты. Стоимость одной только схемы VRM мы приблизительно оценили как минимум в $70.
Как и карты Founders Edition, Radeon VII не предлагает популярную опцию выключения вентиляторов – и, соответственно, устранения их шума – в режиме простоя и слабой нагрузки типа веб-серфинга и легкого гейминга. С моей точки зрения, это – упущенная возможность, которая могла бы стать отличным аргументом в борьбе за покупателя с картами NVIDIA. Правда, в режиме простоя карта и так работает достаточно тихо – благодаря удачным настройкам вентиляторов для этого режима. Но во время гейминга уровень шума достигает очень высоких значений – до 43 дБА; по этому показателю Radeon VII оказывается одной из самых шумных видеокарт, располагаясь между референсными версиями Vega 64 и Vega 56. Конкурирующие модели с графическими процессорами NVIDIA здесь выглядят гораздо лучше – даже версии Founders Edition, которые обычно шумят сильнее, чем нереференсные версии от компаний-партнеров NVIDIA.
Возможно, основной причиной чрезмерного шума вентиляторов стало то, что в AMD привязали управление скоростью вращения вентиляторов к показаниям нового датчика под названием "Junction Temperature" (температура ядра), который в принципе уже знаком владельцам карт RX Vega: в программе GPU-Z он назывался "Hot Spot" (горячая точка). Этот датчик показывает самую высокую температуру в сети из 64 термодатчиков, размещенных в различных стратегических зонах GPU для обеспечения непрерывного контроля температуры. Нам нравится сама идея использования большого количества датчиков, поскольку это дает пользователю более полную информацию о текущем состоянии «железа». Одна из возможных проблем здесь – то, что неподготовленному пользователю эти показания могут показаться пугающе высокими – выше 100°C большую часть времени. И еще более значимая проблема, помимо восприятия этой технической информации средним пользователем, заключается в том, что карта переходит в режим троттлинга при значении Junction Temperature 115°C, хотя "классическая" температура GPU в этот момент не достигает и 80°C. И при повышении этой температуры ядра, которая повышается намного быстрее, чем обычная температура GPU, вентиляторы начинают вращаться все быстрее и быстрее, стараясь удержать контрольную температуру ниже отметки перехода на троттлинг. Насколько я могу судить, в конкурирующих видеокартах не используются данные о "максимальной температуре". Предполагая сходные температурные градиенты (75° GPU соответствует 110°C Junction), мы могли бы чаще наблюдать троттлинг у других видеокарт при температуре выше 80°C – однако этого не происходит, карты работают нормально. Возможно, значение 115°C слишком консервативно, или у GPU Vega 20 более резкий градиент температур – я точно не знаю.
Энергетическая эффективность GPU Vega 20 улучшена и уже не выглядит так безнадежно в сравнении с показателями карт NVIDIA, но этого недостаточно даже для выхода на уровень карт предыдущего поколения с архитектурой Pascal; и карты Turing, хотя и на базе техпроцесса 12 нм, все-таки намного эффективнее. Создается впечатление, что AMD придется разработать совершенно новую архитектуру, если они хотят соревноваться с NVIDIA в части энергоэффективности. Энергетическая эффективность означает не просто "счет за электричество", она влияет и на распределение температур, поскольку практически вся потребляемая электрическая энергия преобразуется в тепловую, что приводит к повышению температуры. А от итогового распределения температур зависит, насколько большой/ шумный/ дорогой кулер вам понадобится и насколько быстро сможет работать видеокарта при этих условиях, поскольку, как правило, чем больше скорость, тем больше потребляемая мощность. И, наконец, высокое энергопотребление требует наличия более сложной/ дорогой схемы регулировки напряжения.
В процессе тестирования мы заметили, что по сравнению с предыдущим поколением графический процессор Vega 20 работает на высоких тактовых частотах гораздо более стабильно. Карты первого поколения Vega могли проработать на очень высокой скорости несколько секунд, пока не нагреются, а через некоторое время – по мере нагрева – заметно сбрасывали обороты. В отличие от них Radeon VII обеспечивает намного более гладкие профили частот, гарантирующие стабильно высокую скорость даже в длительных игровых сессиях.
В процессоре Vega 20 представлен также ряд изменений, внесенных AMD в структуру оверклокинга. Теперь, вместо индивидуальных настроек частот и напряжений в отдельных разделах, где каждый параметр имеет несколько контрольных точек, вам предлагается комбинированная кривая напряжений и частот всего с тремя контрольными точками и интуитивно понятным и практичным интерфейсом (если не считать нескольких мелких и легко устраняемых неудобств). Хотя там возможен настолько детальный контроль, что вряд ли кто-то будет применять его на практике. Новый интерфейс позволяет как угодно повышать и понижать напряжения, также вы можете предельно сузить диапазон тактовых частот GPU путем объединения всех контрольных точек в одну. Вы как бы даете GPU команду: "Работать только на этой частоте и с этим напряжением". Вручную нам удалось разогнать GPU на дополнительные 8% – это слегка превосходит разгонный потенциал предыдущих видеокарт AMD; память HBM2 разгоняется даже слишком хорошо – на 12%. Фактически общая прибавка к производительности в результате оверклокинга составила 8% – это больше, чем мы получили на конкурирующей карте NVIDIA Turing.
Карта Radeon VII имеет больший объем VRAM, чем любая другая видеокарта в ценовом диапазоне до $1000, – 16 ГБ, что вдвое превышает объем видеопамяти RTX 2080. Но, как показывает любой из наших тестов, это не дает заметной разницы в результатах. Конечно, если глубоко копать, то можно найти случаи, в которых дополнительный объем памяти может помочь. В частности, на презентации AMD представила примеры резкого уменьшения времени вывода одного кадра в Far Cry 5 с включенной поддержкой HDR10 на разрешении 4K, которое потом было снижено до 1440p с динамическим разрешением текстур для выхода на частоту кадров 60 FPS... не самая распространенная схема. Мы не говорим, что 16 ГБ видеопамяти бесполезны; они определенно полезны в таких сферах, как разработка контента, технологии машинного обучения с обработкой больших объемов данных и, конечно, всеми нами любимый криптомайнинг на GPU, в котором появились новые алгоритмы с интенсивной нагрузкой на память. Конкретная проблема здесь в том, что карта AMD Radeon VII с 16 ГБ дорогой памяти HBM2 объявлена конкурирующим аналогом карты RTX 2080 с 8 ГБ сравнительно дешевой памяти GDDR6 и все это нивелируется в результатах игровых тестов. Но, как мы уже отмечали, минимальный стандартный объем стека HBM2 – 4 ГБ, а нестандартные стеки не выпускаются, поэтому у AMD просто не было других вариантов, кроме как сделать 16-гигабайтную карту с четырьмя стеками, необходимыми для получения 4096-битной шины.
В будущем 16 ГБ видеопамяти могут быть оправданы, если требования игр к объему VRAM действительно продолжат расти; но я думаю, что в настоящий момент этот процесс упирается в объемы памяти игровых консолей. Если бы в ближайшее время вышло следующее поколение консолей с объемом VRAM 16 ГБ, то и игры потребовали бы больше видеопамяти, но пока что разработчики игр вряд ли будут резко повышать требования к объему памяти для ПК-версий, потому что никто не будет покупать игры с такими высокими системными требованиями. К тому же нужно принять во внимание, что графической производительности Radeon VII недостаточно для игр на разрешении 4K со стабильной частотой кадров в районе 60 FPS – независимо от того, располагает эта карта дополнительным объемом VRAM или нет; поэтому, возможно, выхода следующего поколения GPU от AMD не придется ждать много лет.
До выхода Radeon VII даже четвертая по скорости видеокарта 20-й серии NVIDIA – RTX 2060 за $350 – опережала самую быструю видеокарту AMD. Сегодня ситуация изменилась. Оцененная наравне с RTX 2080 в $699, карта Radeon VII представляется весьма дорогой покупкой, особенно с учетом ее недостатков. По нашему мнению, цена $599 была бы более адекватной – тогда потенциальные покупатели закрыли бы глаза на недостаточную производительность, шумность и другие недочеты. Отсутствие поддержки DirectX Raytracing – еще один фактор, который мог бы иметь еще большее значение, если бы разработчики игр чаще брали его на вооружение. В настоящий момент только Battlefield V – единственная игра – поддерживает DXR, но я уверен, что NVIDIA употребит все свое влияние для продвижения этой новой технологии и (на данный момент) своей эксклюзивной фишки. DLSS – еще одна эксклюзивная технология NVIDIA, обеспечивающая значительно более быстрый антиалиазинг с минимальными потерями в качестве изображения и делающая RTX 2080 подходящим решением для гейминга на разрешении 4K с частотой кадров 60 FPS. Программа Microsoft DirectML, задействующая алгоритмы машинного обучения, могла бы обеспечить данной концепции более широкую поддержку, но она, похоже, находится в зачаточном состоянии (предварительная версия будет представлена в Апрельском обновлении-2019 для Windows 10). Пока DirectML использует только базовые алгоритмы машинного обучения, а не весь комплекс, предлагаемый DLSS, – и снова нам остается только надеяться на то, что разработчики захотят инвестировать средства в дополнительную поддержку.
Мы были бы только рады, если бы карта Radeon VII оказалась успешным продуктом, но, как показывают наши же результаты, NVIDIA скорей всего будет продолжать контролировать цены на видеокарты в сегменте high-end. Хотя одной только серии RTX может оказаться недостаточно для оправдания такой политики (как показывает квартальный отчет NVIDIA, их финансовое положение мало напоминает 20-ю серию RTX). И при более подходящей цене – на уровне $599 – карта Radeon VII, несмотря на свои недостатки, могла бы заставить NVIDIA укоротить цены на карты RTX 2080 и RTX 2070, что дало бы геймерам лишний повод для апгрейда, в результате чего выиграл бы весь игровой компьютерный рынок. AMD также нужно заполнить огромный просвет между картами RX 590 и Radeon VII в части цены/ производительности, то есть выпустить свежий аналог карты RX Vega 56. Это можно сделать, например, путем вырезания из GPU "Vega 20" меньшего графического чипа и соединения его с двумя четырехгигабайтными стеками HBM2 с общей пропускной способностью 512 ГБ/с; в результате можно получить производительность на уровне RTX 2070. И тогда у владельцев карт Pascal (или даже первого поколения Vega) появится хороший повод для апгрейда.
Источник: www.techpowerup.com
![]() Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Юрий Жарков, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 13:11 ответить |
Игорь Ильин |
![]() |
21-02-2019 13:13 ответить |
Руслан Зарин, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 13:18 ответить |
Юрий Жарков, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 13:21 ответить |
Игорь Ильин |
![]() |
21-02-2019 13:22 ответить |
Юрий Жарков, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 13:23 ответить |
Игорь Ильин |
![]() |
21-02-2019 13:24 ответить |
Константин Шлыков, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 13:59 ответить |
Иван Герасимов, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 14:28 ответить |
Пользователь Сети |
![]() |
21-02-2019 14:37 ответить |
Андрей Крючек, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 15:04 ответить |
Кирилл Васильков |
![]() |
21-02-2019 15:38 ответить |
Кирилл Васильков |
![]() |
21-02-2019 15:39 ответить |
Егор Лукин |
![]() |
21-02-2019 16:14 ответить |
Антон Даурских, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 17:57 ответить |
Володька Костин, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 18:44 ответить |
Евгений Винцлав, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 18:53 ответить |
Евгений Винцлав, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 18:54 ответить |
Игорь Ильин |
![]() И что же такого ужасного натворили зелёные? Только 970ая, разве что. |
21-02-2019 19:14 ответить |
Евгений Винцлав, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 19:21 ответить |
Игорь Ильин |
![]() |
21-02-2019 19:21 ответить |
Володька Костин, г. Москва |
![]() Что плохого в 970й? |
21-02-2019 19:40 ответить |
Игорь Ильин |
![]() Размер шины в 970-ой. |
21-02-2019 19:56 ответить |
Володька Костин, г. Москва |
![]() |
21-02-2019 20:34 ответить |
Андрей Калинин |
![]() |
21-02-2019 23:53 ответить |
Игорь Ильин |
![]() |
21-02-2019 23:54 ответить |
Серёга Кузнецов |
![]() |
22-02-2019 07:32 ответить |
Руслан Зарин, г. Москва |
![]() |
22-02-2019 10:10 ответить |
Михаил Граф |
![]() |
22-02-2019 14:16 ответить |
Александр Ольшанников, г. Пермь |
![]() |
22-02-2019 14:40 ответить |
Серёга Кузнецов |
![]() |
22-02-2019 17:34 ответить |
Серёга Кузнецов |
![]() |
22-02-2019 17:35 ответить |
Дмитрий Янышевский |
![]() |
23-02-2019 00:01 ответить |
Айдар Исмагилов, г. Москва |
![]() |
26-02-2019 13:17 ответить |