Среда, 10 июня 2020 18:46
Обзор Intel Core i3-10100
Введение
В нашем сегодняшнем обзоре процессора Core i3-10100 мы подробно рассмотрим, что же предлагает нам этот четырехъядерный чип за свою весьма доступную цену – $130. Компания Intel выпустила линейку настольных процессоров 10-го поколения Core "Comet Lake" довольно оперативно: компоненты начального уровня Core i3 вышли всего парой недель позже флагманского процессора Core i9-10900K. Для сравнения – у AMD выпуск серии Ryzen 3 с архитектурой "Zen 2" занял девять месяцев. Кроме того, партнеры Intel из числа производителей материнских плат уже анонсировали платы на базе бюджетных чипсетов B460 и H410, поскольку ставить процессор Core i3 на материнскую плату Z490 стоимостью свыше $150 не очень целесообразно.
Процессор Core i3-10100 со стартовой ценой $130 представляет в 10-м поколении настольных процессоров Core начальный уровень. Он снабжен, как и все процессоры Comet Lake, технологией Intel HyperThreading и имеет 4 ядра/ 8 потоков. До появления процессоров AMD с архитектурой "Zen" восьмипоточные процессоры Intel стоили от $300 – такова была цена самого дешевого четырехъядерного компонента Core i7. Острая конкуренция с AMD вынудила Intel повышать число ядер от поколения к поколению. Процессоры Core i3 8-го и 9-го поколений были 4-ядерными/ 4-поточными, а примерно за 9 лет до этого их предшественники представляли собой 2-ядерные/ 4-поточные компоненты с кэшем L3 объемом 3 или 4 МБ и без технологии Turbo Boost. От конкуренции производителей потребитель всегда выигрывает.
Наш сегодняшний процессор Core i3-10100 базируется на микроархитектуре Intel "Comet Lake" и изготавливается по существующей технологии Intel 14 нм++. Производительность одного ядра у этих чипов такая же, как у процессоров "Skylake" 2016 года. Core i3-10100 включает в себя четыре ядра с поддержкой HyperThreading, то есть содержит восемь логических процессоров. Однако на эти четыре ядра приходится всего 6 МБ кэша L3. Исторически, в 7-м и предыдущих поколениях, Intel использовала 6-мегабайтный кэш в 4-ядерных/ 4-поточных моделях Core i5, а 8 МБ резервировалось в 8-поточных компонентах Core i7. В 10-м поколении Intel попыталась изменить эту традицию. Хотя Core i3-10100 имеет только 6 МБ, у чуть более дорогих моделей Core i3-10300 и Core i3-10320 объем кэша составляет 8 МБ, тактовые частоты также немного выше.
Процессор i3-10100 имеет базовую частоту 3.60 ГГц и максимальную частоту Turbo Boost 4.30 ГГц. Он также содержит встроенный графический компонент Intel UHD 630 поколения Gen 9.5 с максимальной тактовой частотой 1.10 ГГц. Что касается поля конкурирующих аналогов, то здесь процессору Intel Core i3-10100 противостоят недавно выпущенные процессоры AMD Ryzen 3 3100 ($100) и 3 3300X ($120). Оба эти компонента базируются на микроархитектуре "Zen 2", имеют по 4 ядра/ 8 потоков с большим (16 МБ) кэшем L3 и предлагают еще ряд ценных бонусов, например, поддержку PCIe 4.0 и разблокированный множитель. Кроме того, оба чипа уже завоевали популярность среди геймеров благодаря высоким показателям игровой производительности, приходящейся на один доллар их цены. По указанным причинам мы уделим этим двум процессорам особое внимание в нашем обзоре, посвященном Core i3-10100. Будет интересно посмотреть, обладает ли 130-долларовый процессор Intel достаточным потенциалом для того, чтобы перетянуть на свою сторону многочисленных геймеров – от начинающих до продвинутых, уже оценивших процессоры AMD. Еще один важный вопрос – насколько целесообразно покупать для офисной работы процессор Core i5, в расчете на такую нагрузку, как MS Office, просмотр веб-страниц и т.д.
Популярные процессоры уровня Intel Core i3-10100 | |||||||||
Процессор | Цена, $ | Число ядер / потоков | Базовая частота, ГГц | Boost-частота, ГГц | Кэш L3, МБ | TDP, Вт | Архитектура | Техпроцесс | Сокет |
Athlon 3000G | 50 | 2/4 | 3.5 | N/A | 4 | 35 | Zen | 14 нм | AM4 |
Athlon 200GE | 55 | 2/4 | 3.2 | N/A | 4 | 35 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 3 1200 | 60 | 4/4 | 3.1 | 3.4 | 8 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Core i3-9100F | 75 | 4/4 | 3.6 | 4.2 | 6 | 65 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Athlon 240GE | 80 | 2/4 | 3.5 | N/A | 4 | 35 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 3 2200G | 85 | 4/4 | 3.5 | 3.7 | 4 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Core i3-10100 | 130 | 4/8 | 3.6 | 4.3 | 6 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 3 3100 | 100 | 4/8 | 3.6 | 3.9 | 16 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Pentium G5600 | 100 | 2/4 | 3.9 | N/A | 4 | 54 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Ryzen 5 1400 | 105 | 4/8 | 3.2 | 3.4 | 8 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 3 1300X | 115 | 4/4 | 3.4 | 3.7 | 8 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 5 1600 | 110 | 6/12 | 3.2 | 3.6 | 16 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 3 3300X | 120 | 4/8 | 3.8 | 4.3 | 16 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Ryzen 5 2600 | 120 | 6/12 | 3.4 | 3.9 | 16 | 65 | Zen | 12 нм | AM4 |
Core i3-8300 | 140 | 4/4 | 3.7 | N/A | 8 | 65 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i3-10300 | 150 | 4/8 | 3.7 | 4.4 | 8 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 5 1500X | 140 | 4/8 | 3.5 | 3.7 | 16 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 5 2400G | 150 | 4/8 | 3.6 | 3.9 | 4 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 5 1600X | 150 | 6/12 | 3.6 | 4.0 | 16 | 95 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 5 2600X | 150 | 6/12 | 3.6 | 4.2 | 16 | 95 | Zen | 12 нм | AM4 |
Core i5-9400F | 180 | 6/6 | 2.9 | 4.1 | 9 | 65 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i5-10400F | 160 | 6/12 | 2.9 | 4.3 | 12 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 7 1700 | 170 | 8/16 | 3.0 | 3.7 | 16 | 65 | Zen | 14 нм | AM4 |
Ryzen 7 1700X | 170 | 8/16 | 3.4 | 3.8 | 16 | 95 | Zen | 14 нм | AM4 |
Core i5-10500 | 200 | 6/12 | 3.1 | 4.5 | 12 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 5 3600 | 175 | 6/12 | 3.8 | 4.4 | 32 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Архитектура
«Под капотом» процессора Core i3-10100 – четырехъядерный кристалл "Comet Lake-S", изготавливаемый на базе того же техпроцесса 14 нм++, что и два предыдущих поколения. Площадь кристалла составляет примерно 125 мм². Этот кристалл похож на четырехъядерный "Kaby Lake". Некоторые степпинги также могут вырезаться из шестиядерного кристалла "Comet Lake-S" с двумя отключенными ядрами и уполовиненным кэшем L3.
Компоновка микросхемы "Comet Lake-S" в общих чертах повторяет то, что мы видели в четырех последних поколениях массовых процессоров Intel: два ряда ядер CPU, к которым с одной стороны примыкает встроенный графический процессор (iGPU), а с другой – так называемый системный агент (встроенный северный мост), и внутренняя шина Ringbus Interconnect, обеспечивающая коммуникацию всех этих различных компонентов между собой. Кэш последнего уровня разделен на фрагменты, которые составляют в общей сложности 6 МБ унифицированного кэша L3, доступного в равной мере всем ядрам.
Большинство «неядерных» компонентов процессора сгруппировано в системном агенте, который содержит контроллер памяти, рут-комплекс PCI-Express 3.0, интерфейс DMI и физический интерфейс памяти (PHY). На противоположной стороне кольцевой шины Ringbus находится встроенный графический компонент Gen 9.5, который практически повторяет предыдущие три поколения встроенной графики Intel и содержит 24 исполнительных блока класса GT2. По-видимому, в части встроенной графики уровень GT2 – это потолок для всей серии настольных процессоров 10-го поколения Core. Поэтому не рассчитывайте играть на этом в PUBG на разрешении 4K: три буквы "UHD" обещают только то, что встроенный графический процессор в принципе будет работать с дисплеем 4K Ultra HD и поддерживать современные опции подключений, как то – DP 1.4 и HDMI 2.0, а также сможет обеспечить проигрывание видео с разрешением 4K в новых форматах с 10-битной глубиной цвета и поддержкой стандартов HDR10/ Dolby Vision.
Архитектура самого ядра CPU идентична "Skylake", поэтому рассчитывать на повышении производительности IPC процессорного ядра тоже не приходится. Как уже отмечалось, все усилия Intel в данном случае были направлены на повышение производительности в играх и однопоточных приложениях за счет повышения тактовых частот с применением трех интеллектуальных алгоритмов, обеспечивающих выход на заявленные частоты.
Процессор Core i3-10100 имеет базовую (она же номинальная) тактовую частоту 3.60 ГГц и максимальную частоту Turbo Boost 4.30 ГГц. В отличие от топового компонента Core i9-10900K, он не включает в себя технологии Turbo Boost Max 3.0 и Thermal Velocity Boost и обходится классической технологией Turbo Boost 2.0. Но все-таки имеет значительно более высокие лимиты мощности по сравнению с Core i3-9100. Номинальный TDP нашего чипа составляет всего 65 Вт, поэтому, всего при четырех ядрах, он сможет нормально работать почти на любой материнской плате с сокетом LGA1200.
В 10-м поколении Intel также появилось несколько усовершенствований в части оверклокинга, в том числе – возможность поядерного включения технологии HyperThreading. Эта опция может представлять интерес для гейминга и онлайн-трансляций: на некоторых ядрах HyperThreading можно отключить в пользу большей игровой производительности, а на других оставить для работы с соответствующими Windows-приложениями.
Компания также предлагает возможность разгона шины чипсета DMI. DMI – это внутренний интерфейс на базе PCIe, который обеспечивает обмен данными между процессором и чипсетом (PCH). Платформа LGA1200 использует версию DMI 3.0 (по пропускной способности сравнимую с PCI-Express 3.0 x4). По-видимому, в Intel разделили тактовые домены PCIe, чтобы пользователь мог разгонять DMI и PEG (самый верхний слот PCIe x16) не в ущерб стабильности работы конфигурации PCIe для видеокарты. Однако оверклокинг с задействованием множителя на процессоре Core i3-10100 недоступен.
Платформы Z490, H470 и B460
Z490 – это топовый чипсет 400-й серии, ориентированный на игровые компьютеры энтузиастов, поскольку предоставляет возможности для серьезного оверклокинга и установки нескольких видеокарт. В части интерфейсов I/O он практически идентичен чипсету Z390, предлагая 24 выходные линии PCIe 3.0, шесть портов SATA, шесть портов USB 3.2 gen2 (которые могут быть преобразованы в три порта USB 3.2 gen2 x2), 10 портов USB 3.2 gen1 и 14 портов USB 2.0. В качестве проводного сетевого контроллера Intel рекомендует использовать на платформе Z490 свой модуль Ethernet i225-V 2.5 Гбит/с, а для беспроводных подключений – свой Wi-Fi модуль AX201 802.11ax с поддержкой Wi-Fi 6, который задействует интерфейс чипсета CNVi.
Однако более вероятно, что вы будете использовать i3-10100 – процессор начального уровня с заблокированным множителем – совместно с чипсетом B460 или H470. Материнские платы на чипсете B460 стоят где-то от $90. Они предлагают 16 выходных линий PCIe 3.0 (для сравнения – у чипсета предыдущего поколения B360 их только 12). По сравнению с Z490 у этого чипсета меньше линий PCIe (16 vs. 24) и меньше портов USB 3.2 (восемь портов 5 Гбит/с и ни одного 10 Гбит/с против шести портов 10 Гбит/с и 10 портов 5 Гбит/с у Z490). Кроме того, вы недополучаете ряд опций в части оверклокинга CPU и поддержки нескольких видеокарт (в частности, опцию SLI). Платы B460 также ограничивают быстродействие памяти до уровня DDR4-2933. Чипсет H470 занимает промежуточное положение между Z490 и B460. Здесь вы также теряете в части оверклокинга и поддержки нескольких видеокарт, но все-таки получаете 20 линий PCIe (меньше, чем у Z490, но больше, чем у B460) и четыре порта USB 3.2 10 Гбит/с, которых нет на платформе B460.
Использование под процессор с заблокированным множителем, типа i3-10100, относительно бюджетных материнских плат на чипсете B460 или H410 позволит вам существенно сэкономить.
Тестовые системные конфигурации
Тестовая конфигурация для процессоров "Comet Lake" | |
Процессор | Все процессоры Intel 10-го поколения |
Материнская плата | ASUS Z490 Maximus XII Extreme Intel Z490, BIOS 0508 |
Память | 2x 8 GB G.SKILL Flare X DDR4 DDR4-3200 14-14-14-34 DDR4-2666 16-16-16-36 |
Видеокарта | EVGA GeForce RTX 2080 Ti FTW3 Ultra |
Накопитель | 1 TB SSD |
Блок питания | Seasonic SS-860XP |
Операционная система | Windows 10 Professional 64-bit Version 1903 (May 2019 Update) |
Драйвера | NVIDIA GeForce 430.63 WHQL |
Тестовая конфигурация для процессоров "Zen 2" | |
Процессор | Все процессоры AMD Ryzen 3000 |
Материнская плата | ASRock X570 Taichi AMD X570, BIOS v2.80 AGESA 1.0.0.4B |
Память | 2x 8 GB G.SKILL Flare X DDR4 DDR4-3200 14-14-14-34 |
Видеокарта | EVGA GeForce RTX 2080 Ti FTW3 Ultra |
Накопитель | 1 TB SSD |
Блок питания | Seasonic SS-860XP |
Операционная система | Windows 10 Professional 64-bit Version 1903 (May 2019 Update) |
Драйвера | NVIDIA GeForce 430.63 WHQL AMD Chipset 2.04.04.111 |
Тестовая конфигурация для процессоров "Coffee Lake" | |
Процессор | Все процессоры Intel 8-го и 9-го поколений |
Материнская плата | Core i9-9900KS: ASRock Z390 Phantom Gaming X Остальные процессоры Coffee Lake: ASUS Z390 Maximus XI Extreme Intel Z390 |
Память | 2x 8 GB G.SKILL Flare X DDR4 DDR4-3200 14-14-14-34 |
Видеокарта | EVGA GeForce RTX 2080 Ti FTW3 Ultra |
Накопитель | 1 TB SSD |
Блок питания | Seasonic SS-860XP |
Операционная система | Windows 10 Professional 64-bit Version 1903 (May 2019 Update) |
Драйвера | NVIDIA GeForce 430.63 WHQL |
Тестовая конфигурация для процессоров "Zen" | |
Процессор | Все процессоры AMD Ryzen 2000, Ryzen 2000G и Ryzen 1000 |
Материнская плата | MSI X470 Gaming M7 AC AMD X470, BIOS 7B77v19O |
Память | 2x 8 GB G.SKILL Flare X DDR4 DDR4-3200 14-14-14-34 |
Видеокарта | EVGA GeForce RTX 2080 Ti FTW3 Ultra |
Накопитель | 1 TB SSD |
Блок питания | Seasonic SS-860XP |
Операционная система | Windows 10 Professional 64-bit Version 1903 (May 2019 Update) |
Драйвера | NVIDIA GeForce 430.63 WHQL AMD Chipset 1.07.07.0725 |
- Для всех игр и приложений во всех тестах использовалась одна и та же версия.
- Во всех играх, если не указано иное, были установлены максимальные настройки качества изображения.
Super Pi
Super Pi – один из наиболее популярных бенчмарков у оверклокеров и доводчиков. Он уже очень давно используется в соревнованиях на мировые рекорды. Это в чистом виде однопоточный тест для CPU, который вычисляет число «пи» с высокой точностью – в нашем случае до 32 млн значащих цифр. Выпущенный в 1995 г., этот тест в вычислениях с плавающей точкой поддерживает только инструкции x86 и поэтому хорошо подходит для выявления потенциальной производительности процессора в однопоточных приложениях.
wPrime
В то время как Super Pi вычисляет число «пи», программа wPrime решает другую математическую задачу: нахождение простых чисел. Для этого в wPrime применяется метод Ньютона. А основная цель теста wPrime – решить эту задачу так, чтобы задействовать оптимальным образом все доступные ядра и потоки процессора.
Рендеринг: Cinebench
Cinebench – еще один бенчмарк для современных процессоров, являющийся суперпопулярным, поскольку создан на основе рендерера программного приложения Maxon Cinema 4D. И AMD, и Intel часто демонстрируют результаты этого теста на различных официальных мероприятиях, так что он уже практически стал стандартом в этой отрасли. С помощью Cinebench R20 мы тестируем как однопоточную, так и многопоточную производительность.
Рендеринг: Blender
Blender – одна из немногочисленных программ для рендеринга профессионального уровня, которая является бесплатной и доступна в открытых источниках. Уже один только этот факт цементирует сообщество поклонников этой программы и делает ее популярным бенчмарком, которым к тому же легко пользоваться. В нашем сегодняшнем тестировании мы использовали сцену-бенчмарк из Blender "BMW 2.7".
Рендеринг: Corona
Corona Renderer – это современный, дающий фотографическую реалистичность изображения рендерер, который доступен в Autodesk 3ds Max и Cinema 4D. Он обеспечивает физически правдоподобные и ожидаемые результаты благодаря применению алгоритмов для создания реалистичных эффектов глобального освещения и воспроизведения качества материалов. Corona не поддерживает рендеринг силами GPU, поэтому для пользователей этой программы производительность CPU имеет архиважное значение.
Рендеринг: KeyShot
Автономная программа для рендеринга KeyShot быстро и эффективно обрабатывает потоки данных, благодаря чему вы получаете реалистичные сцены с высоким качеством изображения при максимально коротком времени отрисовки кадра. Рейтрейсинг в реальном времени, фотонное проецирование (photon mapping), адаптивный сэмплинг и динамическое освещение обеспечивают картинку высокого качества, которая мгновенно обновляется даже в интерактивном режиме работы над сценой. Программа KeyShot оптимизирована только под CPU, что позволяет применять более сложные алгоритмы, чем в GPU-рендеринге. В отличие от других тестов этой группы, в KeyShot регистрируется не общее время построения сцены, а частота кадров (FPS) в процессе рендеринга, поэтому здесь чем выше итоговый показатель, тем лучше.
Разработка игр: Unreal Engine 4
Unreal Engine 4 – один из ведущих мультиплатформенных движков в игровой отрасли. Помимо общей продвинутости, он также предлагает множество опций, позволяющих получить результат быстрее, чем при использовании аналогичных конкурирующих продуктов: время – деньги. Прежде чем выпустить игру, необходимо проделать длительную работу по созданию готовых карт освещения. Они включают в себя всю геометрию статических объектов и расположение фиксированных источников света с предварительно вычисленными текстурами – это позволяет высвободить громадный ресурс производительности, поскольку уже не нужно будет производить все эти вычисления в режиме реального времени на машине пользователя. Конкретно в этих тестах мы делали карты освещения для сравнительно простой сцены, но обычно этот процесс занимает несколько часов.
Разработка программных приложений: Visual Studio C++
Microsoft Visual C++ – вероятно, самый популярный язык программирования для создания профессиональных Windows-приложений. Он входит в пакет для разработчиков ПО Microsoft Visual Studio, который имеет солидную историю и получил широкое распространение как золотой стандарт интегрированной среды разработки (IDE). Компиляция программы – это достаточно долгий процесс, превращающий исходный программный код в исполняемый, и программисты обычно терпеть не могут ждать, пока этот процесс завершится. Мы пропустили через компилятор и линковщик C++ приложение среднего размера, а также выполнили компиляцию ресурсов. Сборка приложения производилась в режиме "release" со всеми включенными оптимизациями и активной опцией мультипроцессорной компиляции.
Веб-браузинг: Google Octane
Google Octane определяет производительность при работе с веб-браузером в ряде тестов на основе Javascript, которые отражают типовые пользовательские сценарии в современных динамичных интерактивных веб-приложениях.
Веб-браузинг: Mozilla Kraken
Mozilla Kraken похож на Octane тем, что он также измеряет время выполнения Java-скриптов, но он использует другой набор тестов – на базе бенчмарка SunSpider. Тестовые сценарии включают аудиопроцессинг, поиск алгоритмов, фильтрацию изображений, анализ JSON и криптографию.
Веб-браузинг: WebXPRT
WebXPRT 3 – это браузер-бенчмарк, определяющий производительность в типовых веб-приложениях, включая такие задачи, как обработка фотографий, управление медиаконтентом с использованием ИИ, представление опций прайс-листов интернет-магазинов, шифрование, оптическое распознавание (OCR), создание опросов и рейтингов и вывод результатов. Этим он отличается от двух предыдущих бенчмарков, которые в большей степени фокусируются на локальных сценариях и тестируют производительность при выполнении конкретных алгоритмов.
Машинное обучение: Tensorflow
Искусственный интеллект (ИИ) в наши дни используется практически везде. ИИ, выполняющий алгоритмы, основанные на принципах машинного обучения, во многих практических задачах берет на себя рутинную работу, для которой раньше был необходим человек. Чтобы ИИ со способностью к глубокому обучению мог решать свои задачи, он должен быть сначала обучен на большом массиве обучающих данных, которые многократно оцениваются; в результате получается нейросеть с устойчивыми связями (также называемая выводом), способная в дальнейшем выполнять соответствующую работу. Наиболее популярный программный пакет для машинного обучения – Google Tensorflow на основе Python – поддерживает как CPU, так и GPU. Настройка Tensorflow на работу с графическим процессором представляет некоторую сложность, поэтому большинство алгоритмов с обучением на небольших массивах данных разрабатывается для CPU. Кроме того, обучение на CPU происходит быстрее в тех ситуациях, когда задача требует больших, чем у типовых GPU, ресурсов памяти.
Физическое моделирование
В инженерных расчетах широко используется метод конечного элемента (Finite Element Method, FEM), с помощью которого можно моделировать движение жидкостей и газов, процессы теплопередачи и распределенные механические нагрузки, чтобы определить, будет ли изделие соответствовать требованиям ТЗ. При решении подобных задач исследуемая система разбивается на большое количество простых фрагментов, называемых конечными элементами, которые могут друг с другом взаимодействовать. Эта сложная математическая задача требует большой вычислительной мощности, и ее очень сложно распараллелить на графическом процессоре. В нашем тесте Euler3D вычислительный процесс полностью распараллелен, то есть максимально задействуются все ядра CPU, но при этом существенная нагрузка приходится и на подсистему памяти.
Моделирование нейронов мозга
Чтобы лучше понять, как работает настоящий мозг, специалисты в области биологии и медицины используют программные средства моделирования нейронов и их взаимодействия между собой. Ученые надеются, что это в конечном итоге приведет к пониманию того, как возник естественный интеллект. Как и физическое моделирование, моделирование работы нейронов представляет собой сложную задачу с интенсивной нагрузкой на память компьютера, и эта задача лучше решается на CPU – графический процессор не очень хорошо подходит для таких алгоритмов.
Microsoft Office
Пакет Microsoft Office в представлении не нуждается – это, возможно, наиболее широко используемый во всем мире программный продукт для ПК, установленный на каждом офисном компьютере независимо от специализации. Наши тесты здесь охватывают широкий диапазон задач по созданию и редактированию различных документов в Word, PowerPoint и Excel.
Редактирование изображений: Adobe Photoshop
Программа Adobe Photoshop тоже стала своего рода стандартом в сфере обработки фотографий и других изображений. Мы использовали здесь последнюю версию Photoshop CC, в которой запускали такие типовые задачи, как изменение размера изображения, применение различных опций размытия, настроек резкости, яркости и цветности, а также экспорт изображений.
Редактирование видео: Adobe Premiere Pro
Adobe Premiere Pro CC – основная рабочая программа, используемая в видеоиндустрии для создания высококачественного контента для кино, ТВ и веб-ресурсов. Она работает практически со всеми форматами записи видеофайлов и поддерживает редактирование на разрешении Full HD, 4K и 8K, а также редактирование контента для виртуальной реальности. К сожалению, большинство задач в Premiere Pro являются однопоточными, а кодирование медиаконтента в значительной степени осуществляется силами GPU; поэтому тестирование CPU в режиме "export" большого интереса не представляет. Для тестирования мы использовали программную функцию "object tracking", которая автоматически отслеживает на протяжении всего видеофайла конкретного человека или объект, – эта задача задействует более одного ядра CPU, но полностью не масштабируется. Этот процесс включает в себя многократные обращения к памяти, в нашем тесте в общей сложности использовалось свыше 10 ГБ RAM.
Создание 3D-моделей из фотографий
Создание 3D-моделей – это сложная и трудоемкая задача, которая требует больших затрат времени и высокой квалификации художника. Поэтому в 3D-моделировании уже давно ищут способ реконструкции 3D-объектов непосредственно из серии фотографий. Именно это и делает фотограмметрия. Фотограмметрический метод также используется при реконструкции рельефа местности по данным фотографий, полученных путем аэрофотосъемки.
Оптическое распознавание текста: Google Tesseract
Оптическое распознавание текста (Optical Character Recognition, OCR) – это способ перевода текста из формата картинки (скана или фотографии) в актуальный текстовый формат, например, для последующего редактирования. Хотя большинство программ для OCR являются однопоточными приложениями, движок Google Tesseract может работать сразу с несколькими страницами отсканированного документа, распределяя нагрузку между несколькими ядрами процессора. Эта программа, которую можно рассматривать в качестве одного из самых точных программных средств для OCR, доступных в открытых источниках, автоматически запускает проверку правописания в первичных результатах распознавания, что дополнительно усложняет вычислительную нагрузку.
Виртуализация: VMWare Workstation
Виртуальная машина (ВМ) – это функциональная модель компьютера, создаваемая на компьютере-хосте и работающая независимо от него как полностью автономная система. Это не только повышает безопасность, но также позволяет использовать ПО, написанное для разных операционных систем, физически на одной машине. Виртуализация является основой «облачных» технологий и помогает снизить стоимость совокупного владения системой за счет динамического распределения виртуальных машин по нескольким компьютерам с целью оптимального использования аппаратных ресурсов. Для тестирования производительности ВМ мы использовали пакет VMWare Workstation, поддерживающий виртуализацию как в системах на процессорах Intel, так и в системах на процессорах AMD. Любопытно, что многие материнские платы под процессоры AMD Ryzen отгружаются с отключенной по умолчанию настройкой "SVM", которую мы включили самостоятельно.
Базы данных: MySQL
Сегодня данных собирается и обрабатывается больше, чем когда-либо ранее в истории человечества. Опорой этому служат системы баз данных, которые используются для управления хранением и доступом к большим массивам данных. Всякий раз, когда вы вводите интерактивный запрос на веб-сайте или другом цифровом сервисе, почти гарантированно можно утверждать, что результат вам выдается при помощи как минимум одной базы данных. Здесь в качестве бенчмарка мы взяли тест TPC-C с наиболее популярной системой баз данных MySQL, в котором моделируется большое количество магазинов со складами и постоянно обновляющимся ассортиментом товаров. Результат показывает число транзакций в секунду, которых чем больше, тем лучше.
Java
Язык программирования Java создавался как язык, обеспечивающий следующие основные свойства разрабатываемых приложений: независимость от платформы; высокая масштабируемость; устойчивость к ошибкам пользователей. Этим объясняется его высокая популярность среди корпоративных сервисов, которые имеют дело с большими объемами данных и большим количеством одновременных пользовательских запросов. Наш набор тестов включает в себя множество различных Java-бенчмарков, некоторые из которых являются однопоточными, некоторые – частично масштабируемыми, и некоторые – полностью масштабируемыми, то есть вычислительная нагрузка в них распределяется на все доступные ядра процессора.
Архивация файлов: WinRAR
Данные практически всегда передаются в предварительно сжатом виде, поскольку это позволяет уменьшить размер и время загрузки пересылаемых файлов. Архиватор WinRAR использует более продвинутый алгоритм сжатия по сравнению с классическим ZIP, поэтому для тестирования мы выбрали его. Он также может распределять нагрузку на все ядра процессора.
Архивация файлов: 7-Zip
Еще один популярный архиватор – 7-Zip, который содержит встроенный бенчмарк, определяющий кол-во инструкций (MIPS), использующих алгоритм ZIP. Он особенно эффективен в многопоточном режиме, если таковой доступен.
Шифрование данных: VeraCrypt
Шифрование – это основа сегодняшней безопасной передачи данных через Интернет, гарантирующая, что ваши данные, передаваемые в конечный пункт, в ходе пересылки через различные маршрутизаторы никто не увидит. Программа VeraCrypt, которая базируется на ПО для шифрования дисков TrueCrypt, доступна в открытых источниках и позволяет пользователю совершенно беспрепятственно зашифровать свой дисковый накопитель. Приложение содержит тест на многопоточную производительность, который определяет скорость (МБ/с) шифрования данных. Для тестирования мы использовали алгоритм AES.
Перекодирование видеофайлов: H.265 / HEVC
В настоящее время весь потребляемый видеоконтент – транслируемый на ТВ, в Интернете и «живьем» – сжимается при помощи различных кодеков. Для первого теста мы взяли довольно новый кодек H.265, также известный как HEVC. Используя последнюю версию кодировщика X265, мы сжали видеофайл Full HD; настройки сжатия: 8-битная глубина цвета, режим "slow" и качество изображения crf20.
Перекодирование видеофайлов: H.264 / AVC
Кодек H.264, или AVC, представляет несколько более старый формат сжатия, хотя, скорей всего, и наиболее широко используемый, поскольку он поддерживается в том числе и относительно старым «железом». Здесь мы сжимали тот же самый файл, что и в тесте с H.265, используя программный кодировщик X264 с настройками "slower" и crf20.
Перекодирование аудиофайлов: MP3
Формат MP3, появившийся в 90-е годы прошлого века, произвел в музыкальной индустрии настоящую революцию. Он позволил значительно уменьшить размер аудиофайлов без заметного влияния на качество звука, что, в свою очередь, позволило массово загружать и транслировать музыкальный контент через Интернет. В ходе тестирования процессоров мы конвертировали в MP3-файл с переменным битрейтом 2.5-часовую стереозапись в диапазоне 44.1 кГц. Конвертация MP3 представляет собой однопоточный процесс.
Игровое тестирование: 720p
По просьбам наших читателей мы включили в этот обзор результаты игровых тестов на разрешении 720p (1280x720 пикселей). Во всех играх: процессор работал в комбинации с видеокартой RTX 2080 Ti; было установлено разрешение 720p и графические настройки Ultra. Такое низкое разрешение хорошо выявляет теоретическую игровую производительность CPU, поскольку на этом разрешении частота кадров в игре практически полностью лимитируется возможностями центрального процессора. Конечно, никто не будет покупать компьютер с видеокартой RTX 2080 Ti для гейминга на разрешении 720p, но эти результаты важны с точки зрения оценки потенциала CPU, потому что если процессор не обеспечивает 144 кадра в секунду на разрешении 720p, то он тем более не сможет обеспечить такую частоту кадров на более высоком разрешении. Поэтому эти результаты могут быть интересны сборщикам игровых систем с быстрыми мониторами – с частотой обновления 120 и 144 Гц. Наши тесты на разрешении 720p здесь являются аналогами синтетических бенчмарков – в том смысле, что они не воспроизводят реальную ситуацию (720p практически не используется в качестве игрового разрешения), хотя сами игры – настоящие.
Результаты в конкретных играх
Игровое тестирование: 1080p
Игровое тестирование: 1440p
Игровое тестирование: 4K
Энергопотребление
Энергетическая эффективность
Игровое тестирование: 1440p
Игровое тестирование: 4K
Энергопотребление
Энергетическая эффективность
В этом разделе мы измерили общее количество энергии, потребленное системой за один прогон теста SuperPi (однопоточного) и Cinebench (многопоточного). Так как более быстрый процессор завершит поставленную задачу быстрее, то общее количество использованной энергии у него может оказаться меньше, чем у менее мощного процессора с меньшим номинальным энергопотреблением, который будет работать над этой же задачей дольше.
Температура под нагрузкой
Для определения температурных показателей в качестве нагрузки мы взяли Blender, а в качестве кулера – Noctua NH-U12. Здесь мы предпочли взять реальное приложение, как отражающее более актуальную для пользователя ситуацию, чем, например, нагрузочный тест Prime95.
Тактовые частоты
Иллюстрации ниже показывают, насколько стабильно процессор работает на своих тактовых частотах и как изменяется тактовая частота при изменении числа активных потоков. Специально для этого теста было написано приложение, имитирующее реальную нагрузку (это не стандартный нагрузочный тест типа Prime95). У современных процессоров фактические частоты зависят от типа нагрузки, поэтому здесь представлены три графика, показывающие тактовые частоты при выполнении классических математических операций с плавающей точкой (фиолетовый), кода SSE SIMD (зеленый) и современных векторных инструкций AVX (красный). В каждом из этих трех случаев решается одна и та же задача по одному и тому же алгоритму, просто при помощи разных наборов инструкций CPU.
Оверклокинг
Как уже было упомянуто, у процессора Core i3-10100 (без суффикса "K" в наименовании) множитель заблокирован, то есть вы не можете просто взять и установить любую желаемую частоту CPU.
Можно только, как и на предыдущих процессорах Intel, поднять частоту BCLK выше 100 МГц (значение по умолчанию), что позволяет большинство материнских плат. В результате частота процессора повысится, поскольку BCLK x Множитель = Частота CPU.
Перед выходом Comet Lake, и особенно чипсета Z490, ходили слухи, что на новых платформах Intel будет опция независимой от частоты PCIe настройки частоты BCLK. Но для процессоров без суффикса "K" это существенного практического значения не имеет, и они просто не будут загружаться, если установить частоту BCLK равной 103 МГц и выше.
Поэтому у нас максимальный разгон соответствовал BCLK 102.9 МГц. Это не самая высокая точность настройки, но если установить в BIOS значение "102.99", компьютер у вас может зависнуть на процедуре POST, даже если фактическая частота BCLK будет ниже 103 МГц.
Мы также увеличили лимиты мощности в тестах "Max Turbo" и "Max Turbo + 103 BCLK". По умолчанию лимиты мощности PL1 и PL2 составляют 65 и 90 Вт соответственно; в этих двух тестах мы повысили их до максимума, но практически никакой прибавки к производительности не получили, поскольку заводские лимиты мощности и так достаточно высоки для данного процессора.
Общая производительность
Экономическая эффективность
Заключение
Процессор Intel Core i3-10100 у розничных продавцов стоит в районе $130.
Достоинства:
- адекватная цена;
- значительное увеличение производительности относительно Core i3-9100;
- 4 ядра с технологией HyperThreading;
- встроенная графика;
- радиатор в комплекте.
Недостатки:
Всего несколько недель назад вышли процессоры AMD Ryzen 3 3100 и 3300X, вдохнувшие новую жизнь в сегмент начального уровня (в районе $100). На пользователей свалилась приличная производительность – как в играх, так и в приложениях, требующая с их стороны минимальных денежных затрат. А также эти новые процессоры AMD осложнили существование Core i3-9100, который до этого момента был весьма выгодным вариантом – как для офисов, так и для тех пользователей, у которых гейминг не входит в число приоритетов. Чтобы повысить конкурентоспособность своих процессоров, Intel пришлось пересмотреть свою политику в отношении технологии HyperThreading, которая раньше предназначалась только для топовых SKU. В результате процессор Core i3-10100, рассматриваемый в данном обзоре, тоже получил HyperThreading. Уже одно только это должно было поспособствовать существенному улучшению производительности по сравнению с Core i3-9100. При этом, хотя увеличение кэша L3 является общим трендом линейки Intel Comet Lake, процессору Core i3-10100 здесь не повезло – у него размер кэша L3 остался таким же, как у предшественника, Core i3-9100, то есть составил 6 МБ. Номинальный TDP также остался без изменений – 65 Вт, как и ожидалось.
Усредненный результат всех наших однопоточных и многопоточных тестов показывает, что Core i3-10100 дает значительную прибавку к производительности относительно Core i3-9100F, которая составляет 17% – больше, чем в предыдущих выпусках, если сравнивать соседние поколения. Процессор AMD Ryzen 3 3300X превосходит Core i3-10100 примерно на 9%, а гораздо более доступный Ryzen 3 3100 – всего на 3% позади. Результаты проведенного неделей раньше тестирования процессора Core i5-10400F показывают, что, благодаря своим 6 ядрам/ 12 потокам, он на 22% быстрее Core i3-10100. В целом, Core i3-10100 предлагает очень приличную для уровня пользовательских приложений производительность и во многих задачах способен конкурировать с более мощными процессорами предыдущего поколения Ryzen 5/Core i5. Конечно, если вы целыми днями занимаетесь рендерингом и перекодированием видео, вам будет нужен процессор посильнее, особенно если вы зарабатываете этим деньги: чем быстрее выполняется работа, тем больше ваш доход. Но для таких типовых задач, как просмотр страниц в Интернете или работа с MS Office, процессор Core i3-10100 вполне подойдет.
Если говорить о гейминге, то здесь Core i3-10100 тоже достаточно хорош. Он может соревноваться с представителями предыдущего поколения Core i5 и на 10% (на разрешении 1080p) превосходит Core i3-9100F. В сравнении с процессорами AMD Ryzen дело обстоит еще лучше: по сути, один уровень с Ryzen 5 3600X и всего несколько процентов отставания от Ryzen 9 3900X. Для гейминга это небольшая разница, которая на высоких разрешениях – 1440p и 4K – становится еще менее существенной, потому что там основным лимитирующим фактором является уже не процессор, а видеокарта. Именно поэтому – в расчете на гейминг – целесообразно как можно больше сэкономить на процессоре и потратить эти сэкономленные средства на более быструю видеокарту. Если вы хотите сделать задел на будущее, то лучшим вариантом для гейминга будет шестиядерный процессор, но в качестве рационального решения на текущий момент 4-ядерный/ 8-поточный процессор подойдет отлично. Однако здесь серьезной альтернативой является модель AMD Ryzen 3 3300X, особенно если вы заинтересованы в более сбалансированной между играми и приложениями производительности и не прочь сэкономить бакс-другой.
Как всегда в обзорах процессоров, мы измерили максимальную boost-частоту Core i3-10100, и я вынужден отметить, что был несколько разочарован. Хотя этот процессор позиционируется на рынке с boost-частотой "до 4.3 ГГц", наши тесты показали, что на эту частоту он выходит очень редко, даже в режиме однопоточной нагрузки. С AVX-нагрузкой процессор вообще ни разу не выходил на указанную частоту. Возможно, это связано со своего рода «эффектом наблюдателя», поскольку измерительное ПО создает небольшую дополнительную нагрузку на процессор. По-видимому, этот процессор все-таки может стабильно работать в режиме одного ядра на частоте 4.3 ГГц целый день, иначе Intel не стоило бы заявлять эту частоту для Core i3-10100, не располагая достаточным пространством для маневра в части усовершенствования своих алгоритмов. AMD однажды уже столкнулась с серьезным скандалом в социальных сетях по поводу того, что процессоры Zen 2 не дотягивали до заявленных boost-частот. Теперь посмотрим, окажутся ли настолько же требовательными пользователи процессоров Intel. Хорошая же новость заключается в том, что Core i3-10100 работает на своих boost-частотах очень стабильно. При том, что его базовая частота составляет 3.6 ГГц, в наших «частотных» тестах он выходил на уровень 4.1 ГГц или чуть выше и держал эту частоту даже в режиме активности всех ядер и с нагрузкой AVX. Это значит, что большую часть времени этот процессор работает в узком диапазоне между 4.1 и 4.2 ГГц.
Энергетическая эффективность у процессора Core i3-10100 оказалась намного лучше, чем у других процессоров Comet Lake, которые мы тестировали. Одной из причин этого являются намного более низкие тактовые частоты – примерно на 500 МГц ниже, чем у Core i5-10600K, и почти на 1 ГГц ниже, чем у Core i9-10900K. Одно это ведет к существенной экономии энергии, поскольку чип здесь работает в режиме, близком к режиму максимальной эффективности (КПД). Еще одним фактором служит то, что микросхема Core i3-10100 базируется на шестиядерной компоновке кристалла – возможно даже, что это Coffee Lake с двумя отключенными ядрами и уменьшенным кэшем. Ранее мы тестировали процессоры Core i5-10600K и Core i9-10900K, в основе которых – 10-ядерный кристалл, и они показали себя моделями с меньшей энергетической эффективностью. Если сравнивать с AMD, то Core i3-10100 показал намного большую энергетическую эффективность при работе с однопоточной нагрузкой, тогда как Ryzen’ы были немного эффективнее в многопоточных бенчмарках. Меня на самом деле удивил тот факт, что Intel не добавила в Core i3-10100 технологии Turbo Boost Max 3.0 и Thermal Velocity Boost (TVB). Turbo Boost Max 3.0 предназначается для серий Core i7-10700 и Core i9-10900, а TVB – только для серии Core i9-10900. Здесь мы снова видим типичную стратификацию процессоров Intel – AMD, напротив, оснащает все свои процессоры всеми технологиями, и эти мелочи в сумме дают результат. И действительно, почему бы Intel тоже не включить сюда две свои наиболее продвинутые Turbo-технологии: это не потребовало бы от компании никаких дополнительных затрат, а пользователи получили бы прибавку к производительности.
Как уже следует из отсутствия суффикса "K", процессор Core i3-10100 не поддерживает оверклокинг с настройкой множителя; впрочем, это также является одним из оснований его сравнительной дешевизны. Процессоры AMD, напротив, все имеют разблокированный множитель, и это служит дополнительным двигателем продаж, поскольку потенциального покупателя привлекает "бесплатная дополнительная производительность". Платформа Intel Z490 представляет новую древовидную схему тактовых доменов, где разделены тактовые частоты PCIe и BCLK, последняя формирует частоту CPU. Я надеялся, что это внесет свежую струю в схему оверклокинга процессоров без "K", но, к сожалению, в сути дела это ничего не меняет. Все последние процессоры Intel имеют встроенный счетчик тактовой частоты, который определяет фактическую частоту BCLK, предлагаемую материнской платой. После выхода 6-го поколения процессоров Intel Skylake компания ASRock выпустила обновление BIOS, которое разрешало оверклокинг BCLK без искусственных ограничений. В Intel это вызвало большое недовольство, поскольку позволяло пользователям покупать процессоры без "K", разгонять их до максимальной физической производительности чипа и ничего за это не платить. Для следующих поколений процессоров в Intel создали дополнительный код движка ME (Management Engine) для проверки частоты BCLK во время процедуры POST; если она будет выше 103 МГц, система не загрузится. Конечно, я это тестировал, и максимальная частота BCLK, при которой компьютер не отказывался загружаться, составила 102.9 МГц. Любое значение выше, даже 102.95 МГц, значительно увеличивает вероятность POST-зависания, потому что измерители, встроенные в процессор, не обладают абсолютной точностью.
На практике разрешенный оверклокинг BCLK дает 2-3%-ную прибавку к производительности, которая, скорей всего, не помешает. Процессоры AMD Ryzen 3 3000-й серии все имеют разблокированный множитель. Оверклокинг увеличивает производительность Ryzen 3 3100 почти на 10%, и здесь определенно игра стоит свеч; с другой стороны, Ryzen 3 3300X не имеет пространства для маневра. В рамках данного обзора мы также сравнивали "заводскую" производительность Core i3-10100 с производительностью в режиме "Max Turbo", в котором процессор работает с повышенными лимитами мощности. Лимиты мощности PL1 и PL2 у Core i3-10100 по умолчанию составляют 65 и 90 Вт соответственно. Если вы посмотрите на диаграммы соответствующих тестов, то увидите, что повышение лимитов мощности почти не отражается на результатах. Просто потому, что Core i3-10100 не доходит до этих лимитов мощности. Диаграммы энергопотребления, даже в нагрузочном тесте Prime95, также показывают минимальные различия, то есть изменение лимитов мощности даже не оказывает существенного влияния на энергопотребление процессора. Это хорошая новость с точки зрения подбора материнской платы, поскольку не нужно искать плату со специально усиленным VRM и тому подобными наворотами. Просто установите процессор на самую дешевую плату, какую сможете найти, и спокойно работайте.
На сравнительно бюджетных платах (не Z490) вы не получите ту скорость памяти, которую, возможно, хотели бы получить. Более того, Intel проводит свою антиразгонную политику также и в отношении памяти, когда речь идет о бюджетных чипсетах. Наш тест с DDR4-2666 это подтверждает – Core i3-10100 работает со скоростями памяти не выше дефолтных скоростей DDR4-2666. Потери производительности здесь невелики: 2.5% в приложениях, 6.5% в гейминге на разрешении 1080p, 3% – на разрешении 1440p, менее 1% – на разрешении 4K; терять сон и аппетит из-за этого, вероятно, не стоит. Однако у процессоров AMD нет таких ограничений, поэтому вы можете спокойно использовать быструю память с бюджетными Ryzen’ами, что позволит вам, ценой всего лишь дополнительной настройки системы, получить прибавку к производительности; и это особенно актуально с учетом сегодняшних низких цен на память.
Процессор Core i3-10100 с фактической розничной ценой в районе $130 является достойным преемником Core i3-9100, но испытывает давление со стороны недавно вышедших процессоров AMD Ryzen 3. Модель Ryzen 3 3100 стоит всего $100 и при этом не намного медленнее. Модель Ryzen 3 3300X за $120 предлагает лучшую производительность в приложениях и "достаточно близкую" частоту кадров в играх. Хотя Core i3-10100 можно установить на самую бюджетную материнскую плату, ограничения на скорость памяти (не выше 2666 МГц) могут привести к снижению игровой производительности даже ниже результатов Ryzen 3 3300X. Если Intel не снизит цену на Core i3-10100 хотя бы до $100, процессор AMD Ryzen в любом случае будет лучшим выбором. Единственным исключением здесь является ситуация, когда вы не планируете использовать дискретную видеокарту. В этом случае Core i3-10100 станет отличным выбором с точки зрения соотношения производительности и цены, так как его встроенная графика хорошо справляется со всеми видами обычной рабочей нагрузки, а видеодвижок Quick Sync обеспечивает достаточно быстрое кодирование видео во многих приложениях. Процессоры AMD Ryzen 3 3100 и 3300X не имеют встроенной графики, поэтому в пару к ним обязательно нужно будет покупать видеокарту – это целесообразно для гейминга, но не для офисных и других не-игровых приложений пользовательского уровня. AMD предлагает процессоры Ryzen типа APU со встроенной графикой, но они не такие быстрые, потому что базируются не на последней архитектуре Zen 2.
Обзор процессора AMD Ryzen 5 1600 AF
Процессоры первого поколения AMD Ryzen остаются на рынке в качестве бюджетной альтернативы более новым чипам
Тестирование процессора десятого поколения Intel Core i7-10710U семейства Comet Lake
Самое время снова обратить внимание на характеристики новых процессоров
Производительность процессоров AMD Ryzen 5 3600X и 5 3400G
Мы решили обратить внимание на пару чипов
Источник: www.techpowerup.com