Понедельник, 29 июня 2020 11:18
Самые удивительные фотографии в истории космонавтики XXI века
Кто-то может подумать, что эти фотографии мы выкладываем для смеха. Но это не совсем так. Первый за 9 лет полет американского пилотируемого космического корабля Crew Dragon приковал к себе внимание всего мира, а на Украине стал чуть ли не национальным праздником. Между тем подлинная фантастика творится на новейшем «Южно-техасском космодроме» Илона Маска. От увиденного там у любого инженера глаза на лоб полезут.
Развитие техники иногда упирается в некие барьеры. Например, авиация в 1940-е годы столкнулась со звуковым барьером. Он был преодолен относительно быстро, хотя гражданская авиация, по сути, продолжает топтаться перед ним и поныне. А вот тепловой, или гиперзвуковой, барьер, на который самолеты налетели в 1960-е годы на скорости выше 3M, все еще остается для них непреодолимым препятствием. Даже попыток взять его больше не предпринимается.
Космонавтика в начале 1970-х годов столь же безнадежно уперлась в финансовый барьер. После экспедиций США на Луну в 1969-72 годах человечество на полвека зависло на околоземной орбите. Отправлять людей дальше слишком дорого. Даже вернуться на Луну не очень получается. Что и не удивительно, если на разработку сверхтяжелой ракеты SLS для этой цели NASA с 2011 года уже потратило 20 млрд долларов, для завершения разработки требуется еще приблизительно столько же, а цена каждого будущего старта оценивается в 1-2 млрд долларов, поэтому Илон Маск недаром назвал каждый такой пуск «трагедией».
И это при том, что все основные технологии SLS давно созданы в рамках программы Space Shuttle и даже раньше. А стоило внести что-то новое – например, сварку баков трением – как задержки с ее освоением обернулись еще одним годом отставания от графика. Разумеется, доставить в рамках программы «Артемида» на Луну американскую женщину к 2024 году ввиду чрезвычайной важности этой задачи для всего прогрессивного человечества вполне возможно… миллиардов за 50, но назвать это прорывом даже на фоне достижений полувековой давности никак не получится.
А называть прорывом Crew Dragon и вовсе смешно. В конце концов, Владимир Челомей многоразовый спускаемый аппарат для своего Транспортного корабля снабжения запустил в космос еще в 1976 году, а интерьер роскошной яхты, управление через сенсорные экраны и даже туалет на потолке – это, конечно, не те достижения, которые могут поразить воображение не то что инженера, но даже простого любителя компьютерных игр.
Ракета-носитель Falcon 9 также создавалась по классическим ракетным технологиям. Реактивная посадка первой ступени – впечатляющее инженерное достижение, но пока она мало что дала для удешевления доступа в космос. Стандартная цена запуска Falcon 9 – 62 млн, а цена с повторно используемой ступенью – 50. Ну так и наш «Протон-М», созданный полвека назад, без всякой многоразовости стоит те же 50-60 млн за пуск (причем цена его «железа» – всего 28 млн долларов). Маск обещал снизить цену пуска Falcon 9 до 5-6 млн, а повторный запуск производить через 24 часа, но эти планы так и остались планами, а между тем объявлено, что работа над Falcon 9 завершена и теперь, как написал Маск 6 июня в специальном обращении к сотрудникам SpaceX, главным приоритетом компании становится создание марсианского «звездного корабля» – Starship, для чего шеф готов возить сотрудников, желающих переехать на новый «космодром» в Техас, корпоративным самолетом. Можно, конечно, писать от восторга на потолке «Пилотируемого дракона», но торной дорогой в космос ни он, ни Falcon не станет.
Стоимость пуска Falcon Heavy, собранного из трех первых ступеней Falcon 9, составляет 90 млн долларов с «подержанными» ступенями. Грузоподъемность 63,8 т дает 1410 долларов за кг на орбите. Для организации полета одного человека на Луну требуется вывести в космос минимум 90 т, что дает 127 млн. Речь, подчеркиваем, только о цене запуска и только одного человека. Словом, семейство Falcon, столь успешное на коммерческом рынке, финансовый барьер на пути в дальний космос преодолеть не сильно поможет. Между тем для полета человека на Марс технически все уже давно готово. Не хватает только одного – денег. Преодолением именно этого барьера и занимается Илон Маск в Техасе. Но как! Он пытается построить сверхтяжелую ракету как в романах Жюля Верна.
То, что происходит на «заводе» SpaceX близь поселка Бока-Чика на самой границе с Мексикой, на самом деле потрясает основы аэрокосмической индустрии. Там уже год строят и испытывают прототипы ракеты-носителя сверхтяжелого класса Starship – «Звездного корабля», с помощью которой Маск намерен колонизировать Марс. Система должна стать полностью многоразовой. Первая ступень Super Heavy массой 3500 т с 37 кислородно-метановыми двигателями Raptor после старта сможет совершать реактивную посадку на Землю, как это делает первая ступень Falcon 9. Для сравнения: весь Saturn V имел массу 3000 т. Вторая ступень с шестью двигателями Raptor – собственно «Звездный корабль» массой 1400 т – окажется способна не только выводить на орбиту более 100 т груза или 100 человек в отдельных каютах, но и совершать аэродинамический спуск в атмосфере с последующей реактивной посадкой, а в перспективе самостоятельно прилуняться и примарсианиваться. (На фото выше изображены первая ступень Super Heavy (справа), вторая ступень Starship (в центре и на руках у Маска), а также проектный вид первого прототипа – Starhopper).
Но поражает не это. По словам Маска, операционные затраты на каждый старт Starship не будут превышать… 2 млн долларов, из которых 900 тыс. – цена топлива. Озвучены планы по выпуску до двух Starship в неделю. Проектной целью, по словам главного инженера Space X Джессики Андерсон, объявлена возможность совершать каждым кораблем в среднем три полета в день, что даст приблизительно 1000 стартов в год. Каким образом это возможно? А вот каким.
Обычно, иллюстрируя планы Маска, вниманию публики предлагают замечательные компьютерные картинки, вроде этой. Но таких картинок мы уже насмотрелись вдоволь и в исполнении «Роскосмоса». А вот фотографии того, что реально происходит в Бока-Чика, впечатляют куда больше. Мы привыкли, что создание космической техники – это цеха с особо чистой атмосферой, люди в белых халатах и шапочках, высочайшая культура производства, тщательный контроль за всеми технологическими операциями, потому что любая пылинка, упавший с головы волос, любое отклонение от «чертежа» могут привести к катастрофе. Забытая стружка в баке означает разрушение двигателя. Да что стружка: даже плохо обезжиренный трубопровод может привести к взрыву. Именно поэтому создание ракетно-космической техники занимает многие годы и стоит миллиарды долларов.
И вдруг мы наблюдаем такую картину: прототипы «Звездных кораблей» собирают… прямо на улице с помощью автокранов и автопогрузчиков. Пока Маск спешно набирал собственных сварщиков по объявлению, работы проводила строительная (!) компания-подрядчик Caldwell Tanks, ведущий в США специалист… по водонапорным башням (вагончик этой компании виден рядом с местом изготовления первого прототипа, а сварщики Caldwell с гордостью пишут в блогах о своей работе «на космос»). Выглядит забавно, поэтому следует сделать необходимые пояснения для тех, кто решил, что все эти фотографии здесь только для смеха.
Чем занимается в Бока-Чика Маск, на наш взгляд, понятно. Он строит не просто сверхракету, а «завод навыворот». Производство начинается в чистом поле, а уж потом возводится необходимая инфраструктура. Нечто подобное происходило в СССР во время Великой Отечественной войны при эвакуации промышленности на Урал и в Сибирь. Маск очень спешит на Марс. Но дело не только в спешке.
Можно подумать, что если сейчас прототипы собирают на улице, то это не значит, что так будет всегда. Действительно, на этих фото видно, как изменилась производственная площадка SpaceX в Техасе за год. Инфраструктура растет. На днях, кстати, на территории появилась оранжевая будка с надписью Zeus, в которой поселилась… шагающая собака-робот от Boston Dynamics. И все же эта новостройка и сегодня больше напоминает скопище складских ангаров, чем ультрасовременное предприятие.
Возможно, на предыдущем фото были плохо видны детали, но вот вам вид одного из цехов «космодрома». И такой подход к делу осуществляется вполне сознательно. Сейчас, например, в Бока-Чика начали завозить металлоконструкции для сооружения огромного здания вертикальной сборки высотой 81 м для Super Heavy. Между тем, весь супертяж будет иметь высоту 118 м, а это значит, что окончательную его сборку будут все также проводить прямо на улице, что станет, по словам того же Маска, настоящим приключением.
Почему принято такое решение? Напомним, что знаменитое Здание вертикальной сборки NASA на мысе Канаверал, в котором собирали Saturn V, Space Shuttle и будут собирать SLS, имеет высоту 160 м. Но на его строительство в 1960-х годах потратили 117 млн, что в переводе на сегодняшние деньги эквивалентно 948 млн баксам. Миллиард долларов за один только «гараж» для ракеты! Маск на весь проект Falcon 9 потратил меньше – всего 850 млн.
Кому-то может показаться, что мятые и неряшливо сваренные прототипы, которые вы увидите на фото дальше, это всего лишь экспериментальные установки для каких-то отдельных специфических испытаний. В самом деле, к чему заботиться о чистоте аэродинамических обводов первого прототипа, если он предназначался лишь для подскока на 150 м со скоростью автомобиля. Чем дешевле – тем лучше. Но, во-первых, все это было бы верно, если бы прототипы успешно выполняли свою функцию. Между тем из шести уже испытанных – пять лопнули или взорвались. И несмотря на это прямо сейчас, по все той же «мятой» технологии, в Бока-Чика идет сооружение прототипа SN8. Согласно текущим планам SpaceX, его полет должен произойти в конце этого года и стать… орбитальным. То есть груда неряшливо сваренного металла на стройплощадке – это и есть он, «Звездный корабль». Илон Маск вполне сознательно лепит «говнолеты», как прозвали его изделия в сети. Полюбуйтесь же на то, как идет эта работа.
Когда в прошлом году на «заводе», который представлял собой огороженный сеткой пустырь в техасской степи, начали сооружать первый прототип под названием Starhopper («Звездный прыгун»), не только местные жители, но и специалисты думали, что идет строительство водонапорной башни. Потом кто-то из наблюдателей пошутил, что диаметр «водокачки» приблизительно равен 9 метрам, что соответствует диаметру Starship, и как будет здорово, если SpaceX построит водонапорную башню в виде «Звездного корабля». Действительность превзошла самые смелые ожидания. Любопытно, что изначально Starhopper предполагалось снабдить носовым обтекателем, как это видно на одной из иллюстраций выше, но его сдуло ветром, и Маск решил не заморачиваться с такими мелочами. И так сойдет.
Обычно при испытаниях на технику наносят линейки и геометрические фигуры с заранее известными размерами, чтобы легче было оценивать перемещения и деформации объекта. В случае Starhopper специалисты SpaceX ограничились фигурой человека, нарисованной, видимо, для масштаба. Ее корявость можно принять за шутку: ручки, ножки, огуречик – получился человечек. Но обратите внимание на качество отделки «аэродинамических поверхностей»! Конечно, конкретно при данном виде низкоскоростных и маловысотных испытаний чистота обводов значения не имеет, но водонапорные башни и те выглядят аккуратней.
Наземные огневые испытания Starhopper 16 июля 2019 года закончились пожаром. СМИ поспешили сообщить, что прототип сгорел. И тем не менее…
…25 июля 2019 года, то есть спустя всего 9 дней после пожара, «водокачка» совершила подскок на высоту 28 м, а 27 августа – на 150 м, после чего оба раза успешно приземлялась на посадочную площадку неподалеку от завода. Это был, кстати, первый полет нового кислородно-метанового двигателя Raptor. Кислородно-метанового двигателя у «Роскосмоса», например, еще нет, несмотря на большой советский задел в этой области и тот факт, что в «Роскосмосе» работает 250 тыс. человек, а в SpaceX – 8000. 22 июня Илон Маск, кстати, объявил о новом мировом рекорде Raptor – достигнуто давление в камере сгорания 300 атм. Наверное, все это еще раз убедило главу SpaceX, что он на верном пути к Марсу.
После успеха с «Прыгуном» началось сооружение второго, полномасштабного прототипа под названием Mk1, на котором планировалось совершить подскок высотой 20 км. Вот как он сооружался. Ему уже и крылья приделали. Кстати, энтузиастом применения в конструкции нержавеющей стали – именно стали, а не традиционного дюралюминия – стал Илон Маск лично. Причем инженеры SpaceX категорически высказывались за углепластик и первые пробные баки были именно углепластиковыми, но Маск настоял на своем: сталь более жаропрочна, она прочнее при криогенных температурах, она технологичнее в производстве, проще в эксплуатации, а главное – дешевле. Килограмм углеродного волокна стоит 135 долларов, и 35% его уходит в брак в процессе формовки изделия, а 1 кг листовой стали стоит 3 доллара. Специалисты SpaceX для первых прототипов выбрали обычную сталь марки AISI 301, которая широко применяется в промышленности.
Вот как «сборочный цех» аэрокосмического предприятия SpaceX в Техасе выглядел в конце прошлого года, когда сооружался Mk1. Если кто-то думает, что сверкающая красавица ракета, словно сошедшая со страниц фантастики 50-х годов прошлого века, – это всего лишь макет, то сообщаем, что в тот момент, а именно – в ноябре 2019 года, Маск всерьез говорил, что третий подобный прототип – Mk3, строительство которого в тот момент уже началось – будет предназначаться для орбитальных испытаний. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Во время испытаний на наддув жидким азотом стальные баки не выдержали, и в полет Starship Mk1 отправился лишь частично. Прототип лопнул при 4,9 бар. Между тем рабочее давление наддува в баках Starship должно составлять 6 бар, а при запасе прочности 40% нужно обеспечить целостность конструкции при 8,5 бар.
После этого ребята поняли, что проблема требует более серьезного подхода. Строительство Mk2 и «орбитального» Mk3 прекратилось, и SpaceX начал один за другим сооружать три прототипа SN1, SN2 и SN3 для более тщательных испытаний. Любопытно, что эта фотография на сайте неофициального PR-агентства Маска снабжена следующей подписью: «По словам главы компании Илона Маска, этот большой металлический цилиндр в действительности представляет собой одну из секций первого орбитального прототипа Starship. Рабочие варят секции на улице, и в жару, и в дождь».
В объявлении на сайте SpaceX о приглашении сварщиков на завод в Техасе перечислены следующие требования: «Способность работать стоя, на коленях, склонившись, изогнувшись верхней половиной тела. Работа в экстремальных условиях на улице: жара, холод, дождь. Выдерживать воздействие дыма, запахов и шума. Быть готовым к переработкам и работе в выходные».
Результат работы сварщиков на свежем воздухе оказался соответствующим. Итоги испытаний на наддув всех трех последующих прототипов всякий раз выглядели приблизительно вот так.
Но все плохое когда-нибудь заканчивается. Наконец был построен прототип SN4, который выдержал аж 7,5 бар. На него установили двигатель Raptor и стали готовить к подскоку. Вот как это чудо техники выглядело издали. Нижеследующие кадры позволят еще более подробно увидеть процесс созидания «Звездных кораблей» Маска вблизи.
Вот, например, монтаж секций с помощью домкрата. Маску в Америке некому подсказать, что эта технология недостаточно эффективна. Ведь можно обойтись ломом и кувалдой.
Обратите внимание, с какой тщательностью подогнаны панели обшивки «Звездного корабля».
Еще более яркий пример качества сборки. Блестящая (местами) работа!
А это сопла двигателей ориентации. Отверстия под них, похоже, вырубали зубилом.
Видимо, в месте крепления крыльев конструкции потребовалось усиление. И она была усилена.
А вот еще одно изящное конструкторское решение какой-то проблемы с местной прочностью.
Очень уж высокие технологии.
Техническая документация в виде надписей мелом прямо на металле. Здесь написано: «Отходы. Не резать. Использовать для тестовых плит и окон для стыковки НЛО».
Наконец, вишенка на торте: монтаж балласта, который имитирует вес полезной нагрузки.
Внутри «полезной нагрузки», изображенной выше, – два рулона стального проката массой 25 т. Очень изящное решение.
Монтаж оборудования впечатляет. Особенно умиляют приклеенный скотчем полиэтилен «с пупырышками» для защиты от внешних воздействий. Но и его, как видим, не хватило.
Вероятно, это кулеры для охлаждения электроники, вставленные в окно для стыковки НЛО.
Тестовые плитки керамической теплозащиты, которые должны уберечь Starship от перегрева при входе в атмосферу. Две штуки, как видим, отвалились еще до испытаний. Любопытно, что одна из причин, по которой Маск настаивал на использовании стали, это возможность отказаться от дополнительной теплозащиты при входе в атмосферу: двойные стальные стенки должны были охлаждаться прокачкой компонентов топлива. Но, видимо, с практической реализацией этого замысла возникли сложности, что заставило Маска задуматься о теплозащите.
И, наконец, подборка совершенно шедевральных кадров. Работники Маска сварганили вполне приличную, не слишком даже мятую секцию бака и приготовились к ее монтажу. Но тут подул ветер и изделие в результате сложных геометрических метаморфоз сложилось в своего рода «фигвам». Для Starhopper использовался прокат толщиной 12,5 мм. Для дальнейших прототипов толщину уменьшили до 4 мм с соответствующими последствиями при испытаниях на наддув. В дальнейшем предполагается уменьшить толщину баков до 2 мм. Видимо, на этих фото мы наблюдаем попытки сделать тонкостенные баки дешево и быстро, то есть на улице и без оснастки. Кстати, давление в 8,5 бар при диаметре цилиндрического бака 9 м дает растягивающую нагрузку на стенки толщиной 2 мм 19 575 кг/см2. При этом предел прочность 301-й стали при температуре минус 196 составляет 1350 МПа (при комнатной температуре, кстати, всего 750 МПа), то есть 13 766 кг/см2. Если стенки делать толщиной 4 мм, как в прототипах, то нагрузка уменьшиться до 9788 кг/см2. Казалось бы, прочности в 13 766 кг/см2 должно хватить, но есть еще сварные швы, в которых прочность при обычной сварке уменьшается до 60% от прочности материала, то есть получаем предел прочности на растяжение 8259 кг/см2. Нетрудно увидеть, что даже баки толщиной 4 мм из стали 301 давления в 8,5 бар выдержать не могут. Для того, чтобы они его выдержали, надо, к примеру, применять сварку трением, которая дает соединение, в котором прочность остается на уровне самого материала. Но Маск этого делать не хочет. Уж больно дорого. Впрочем, глава SpaceX уже давно объявил, что разрабатывает собственную сверхтвердую сталь «30Х», которая решит все проблемы (по его словам, лист 3 мм выдерживает выстрел из пистолета калибром 9 мм). Но зачем тогда рвать испытаниями баки, заранее зная результат? Неужели трудно посчитать на листочке бумаги? Суперкомпьютер тут не нужен.
После всего увиденного выше, наверное, не стоит удивляться, что результат наземных огневых испытаний SN4 29 мая 2020 года оказался вот таким. Хлопок получился такой, что 25-тонный массово-габаритный макет подлетел на 100 м. Правда, причиной взрыва был не сам бак, а утечка топлива из устройства для быстрого разъема заправочной арматуры при старте, но, видимо, и там что-то решили сделать подешевле.
Утро после испытаний SN4… Первые образцы аэрокосмической техники обычно изготавливают с большим запасом, а далее, по мере отработки, стараются упростить и удешевить конструкцию. Первая «Ангара-А5» в 2014 году обошлась только в изготовлении в 4,5 млрд руб. (137 млн долларов по тогдашнему курсу) и имела грузоподъемность на несколько тонн меньше, чем по ТЗ, зато взлетела с первого раза. При этом в серийном производстве ее цену планируют снизить до 58 млн долларов к 2025 году. Удастся это или нет – отдельный вопрос, но именно так выглядит привычный подход к созданию аэрокосмической техники: первый экспериментальный образец – очень дорого, в серии – дешевле. У Маска, судя по всему, подход другой: сделать тяп-ляп, во дворе на коленке, а если рванет, думать, как улучшать «технологию». Конечно, это всего лишь прототипы. Но зачем они нужны, если не выполняют своей функции? Ответ, видимо, в том, что Маск отрабатывает не просто прототипы, а принципиально иной подход к делу освоения космоса. Он хочет сделать сверхтяжелую ракету не дороже парохода.
Масштабы аварий Starship понемногу растут. В принципе, метод проб и ошибок, который практикует Илон Маск, не нов даже для ракетно-космической техники. Той же методы придерживался, к примеру, Сергей Королев. Легендарная «семерка» успешно полетела только с четвертой попытки, как, кстати, и Falcon. Но по мере роста стоимости ракетно-космической техники метод «ляпа» стал слишком накладным. Во всяком случае, программа создания сверхтяжелой Н-1 для советской лунной программы после четвертой подряд аварии была закрыта. А вот в США лунный носитель Saturn V полетел сразу, поскольку все его системы тщательно отрабатывались на Земле, а отдельные ступени – в полете. Так же потом шла работа в СССР над «Энергией» под руководством Валентина Глушко. Это было долго и дорого, потребовало создания уникальной стендовой базы, «Зениты» (ракета на базе «боковушек») взрывались, но «Энергия» полетела сразу. Пуски на «авось» могут быть вполне приемлемыми при отработке, скажем, реактивной посадки первой ступени Falcon 9, которая увенчалась успехом лишь после семи весьма зрелищных катастроф. Но поможет ли это создать сверхтяжелую ракету, мягко скажем, футуристической концепции? Если да – то мир в самом деле перевернется и люди повалят в космос тысячными толпами.
Напряженная работа в Техасе продолжается. После гибели SN4 в Бока-Чика за месяц сварили три очередных прототипа: SN5, SN6 и SN7. Последний представлял собой отдельный тестовый бак из нового типа стали. Причем его днища и покрышки варили уже не люди, «изогнувшись верхней половиной тела», а робот. 16 июня SN7 был подвергнут криогенным испытаниям жидким азотом. Испытания были признаны успешными, поскольку бак не взорвался, а всего лишь разошелся по шву (на фото). Вот как этот успех прокомментировал Илон Маск: «Бак не лопнул, а треснул при 7,6 бар. Это хороший результат и подтверждение идеи, что нержавеющая сталь 304L лучше, чем 301. Мы разрабатываем наш собственный сплав для дальнейшего продвижения. Утечка до взрыва крайне желательна». В общем, это успех. Непонятно только, зачем для «подтверждения идеи» надо было ломать все предыдущие прототипы. А в таблицу характеристик этих марок стали недостаточно взглянуть? Обратите внимания на тросы, которые предназначались для того, чтобы крышка бака не отлетела далеко, если бы испытания завершились привычным для SpaceX образом. Впрочем, дело этим не ограничилось. Сварщики залатали прореху, и испытания были повторены 24 июня. На фото ниже их результат.
Как видим, страховочные тросы справились со своей задачей: днище вырвало с мясом, но прототип не взлетел на воздух, а всего лишь выкорчевал стартовый стол. Красным кружком обведен механический пес Boston Dynamics, прозванный на заводе Зевсом. Он спокойно наблюдал за ходом испытаний, а потом обследовал его результаты в парах жидкого азота. Справедливости ради стоит сказать, что Маск заранее объявил, что бак будут наддувать до разрушения. Кстати, испытания баков на разрушение внутренним давлениям – стандартная процедура. К примеру, Boeing также разрушал центральный бак SLS, но проводил это безопасным образом на специальном стенде: внутреннее давление создавалось водой, а полетная нагрузка имитировалась системой гидроприводов. В отличие от газа, вода несжимаема и при разрушении не происходит взрыва. Криогенный же эффект несложно учесть расчетами. Маску, очевидно, создавать дорогостоящий стенд для испытаний на разрыв времени нет, поэтому он предпочитает рвать свои прототипы вот таким эффектным образом, как тузик грелку. Кстати, о давлении, при котором бак разрушился, победных реляций пока нет.
Зато 25 июня вывезен для испытаний следующий прототип – SN5. Сначала его отпрессуют газообразным азотом, потом испытают на наддув жидким азотом. Если он останется цел, установят двигатель Raptor и проведут серию наземных огневых тестов. Если и после этого все будет хорошо, последует прыжок на 150 м. На все это уйдет около месяца. Затем настанет очередь следующего прототипа – SN6: после перечисленных выше процедур он должен подпрыгнуть на 20 км. А затем…
В завершение приводим текущий график работ по Starship, составленный энтузиастами, внимательно следящими за высказываниями Илона Маска и представителей SpaceX о дальнейших планах компании. Поскольку новости из Бока-Чика приходят каждый день, то на этой схеме уже не хватает черепа и костей, обозначающих гибель при испытаниях, над прототипом SN7. Как видим, если все пойдет гладко, то орбитальный полет SN8 может состояться в конце этого года. Недаром SpaceX с 2018 года ведет переговоры с тремя телекоммуникационными компаниями о запуске в 2021 году полезной нагрузки с помощью Starship.
Говорят, что от великого до смешного один шаг. Хочется верить, что и обратное может быть верным.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Bj777x |
https://www.youtube.com/watch?v=MwjWG8Umpvw |
29-06-2020 12:50 ответить перенести в VK |
Эйнсток Файр |
R> Кто-то может подумать, что эти фотографии мы выкладываем для смеха. Но это не совсем так. Вы это делаете, чтобы хоть как-то оправдать чудовищное завышение цен в вашем магазине над рыночными. |
29-06-2020 13:58 ответить перенести в VK |
Lazytech |
Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) |
29-06-2020 14:29 ответить перенести в VK |
Lazytech |
Здравствуйте, Pyromancer, Вы писали: P>Так это просто "хуяк, хуяк и в продакшн" в ракетостроении, на программистком форуме такое не должно удивлять :))) У меня, начинающего веб-разработчика, код и то лучше выглядит, чем творения Маска. Правда, он на iPhone не работает. :( |
29-06-2020 17:28 ответить перенести в VK |
Marty |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: Крутой чувак. У нас такой же есть, даже реактивные двигатели сам делает, в гараже. Игорь Негода. Правда, бюджетные средства не осваивает, поэтому, видимо, и не столь знаменит |
29-06-2020 17:58 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, Lazytech, Вы писали: L>Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) Работу жестянщиков-кровельщиков не разу не видел? |
29-06-2020 18:21 ответить перенести в VK |
Lazytech |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Работу жестянщиков-кровельщиков не разу не видел? Видел. Они работают поаккуратней, чем некоторые. :) |
29-06-2020 18:25 ответить перенести в VK |
Michael7 |
Здравствуйте, Pyromancer, Вы писали: P>Здравствуйте, Lazytech, Вы писали: L>Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) P>Так это просто "хуяк, хуяк и в продакшн" в ракетостроении, на программистком форуме такое не должно удивлять :))) Я вот чего не пойму. По идее, в ракетостроении так нельзя: просто работать не будет. Однако у него видимо все-таки работает. Так что или не так все как показано на фотках или ... таки можно и Маск пытается доказать, что ТАК тоже можно делать ракеты. Хотя все-равно не верится, если читать про космос, то сколько аварий было из-за разной ерунды, а тут реально бред какой-то. |
29-06-2020 20:13 ответить перенести в VK |
Muxa |
M>Я вот чего не пойму. По идее, в ракетостроении так нельзя: просто работать не будет. Однако у него видимо все-таки работает. M>Так что или не так все как показано на фотках или ... таки можно и Маск пытается доказать, что ТАК тоже можно делать ракеты. Хотя все-равно не верится, если читать про космос, то сколько аварий было из-за разной ерунды, а тут реально бред какой-то. Так на фото может какие тестовые макеты собирают. Ты как первый раз пост никса читаешь. |
29-06-2020 23:04 ответить перенести в VK |
ononim |
Норм че. Софт раньше тоже пилили умные дядьки с учеными степенями, все предварительно обдумав и просчитав, а в комп его потом "загружали" специально обученные люди. А теперь... |
30-06-2020 00:42 ответить перенести в VK |
Michael7 |
Здравствуйте, ononim, Вы писали: O>Норм че. Софт раньше тоже пилили умные дядьки с учеными степенями, все предварительно обдумав и просчитав, а в комп его потом "загружали" специально обученные люди. O>А теперь... Аналогия все же неподходящая, может потому что в повседневной жизни мало кто с ракетами имеет дело. Представь для аналогии, хотя бы, что обычную оптику, ну там очки, объективы вот таким же макаром делать станут и какое у нее будет качество. Или чипы выпекать на коленке. Для определенных технологий есть минимальный технологический уровень, когда вообще что-то получиться может. |
30-06-2020 10:56 ответить перенести в VK |
Bj777x |
M>Я вот чего не пойму. По идее, в ракетостроении так нельзя: просто работать не будет. Однако у него видимо все-таки работает. M>Так что или не так все как показано на фотках или ... таки можно и Маск пытается доказать, что ТАК тоже можно делать ракеты. Хотя все-равно не верится, если читать про космос, то сколько аварий было из-за разной ерунды, а тут реально бред какой-то. не, ну фалконы собраны и сделаны хорошо, потому и летают. а это .... это лля инвесторов |
30-06-2020 11:08 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, Muxa, Вы писали: M>Так на фото может какие тестовые макеты собирают. Они что не знают прочностные характеристики разных марок сталей, или их изменение при разных температурах в лабораторных условиях не могут проверить? Может быть теории прочности сварных соединений и оболочечных конструкций являются утраченными знаниями? тоже недоступными для проверки в лабораторных условиях. Или рабочие-сварщики просто дешевле инженеров-прочнистов обходятся? |
30-06-2020 12:11 ответить перенести в VK |
Muxa |
M>Так на фото может какие тестовые макеты собирают. P>Они что не знают прочностные характеристики разных марок сталей, или их изменение при разных температурах в лабораторных условиях не могут проверить? Может быть теории прочности сварных соединений и оболочечных конструкций являются утраченными знаниями? Знают конечно. Что же теперь от тестов отказаться? Ты свой код коммитишь даже не тестируя? И что делать с новыми материалами? Где для них тесты можно подсмотреть? P>Или рабочие-сварщики просто дешевле инженеров-прочнистов обходятся? А это хорошо, плохо, или нормально? |
30-06-2020 13:43 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Bj777x, Вы писали: B>https://www.youtube.com/watch?v=MwjWG8Umpvw Бока-Чика, пожалуй, даже круче Кин-Дза-Дзы. Настоящая фантастика. Жюль Верн отдыхает. |
30-06-2020 17:39 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали: ЭФ>Вы это делаете, чтобы хоть как-то оправдать чудовищное завышение цен в вашем магазине над рыночными. Не угадали. У нас есть масса товаров ценой не выше рыночной. Если вы наткнулись на какое-то исключение из этого правила, то это ничего не значит. |
30-06-2020 17:40 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Lazytech, Вы писали: L>Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) Не вы один удивляетесь. Маск проводит чудовищно смелый эксперимент. В высшей степени любопытно, как у него пойдут дела дальше. |
30-06-2020 17:40 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Pyromancer, Вы писали: P>Так это просто "хуяк, хуяк и в продакшн" в ракетостроении, на программистком форуме такое не должно удивлять :))) То и удивительно, что речь о ракетостроении. Неужели и там так можно? |
30-06-2020 17:40 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Marty, Вы писали: M>Крутой чувак. У нас такой же есть, даже реактивные двигатели сам делает, в гараже. Игорь Негода. Правда, бюджетные средства не осваивает, поэтому, видимо, и не столь знаменит Негода – любитель, а Маск – профессионал, который пытается сделать сверхтяжелую ракету на любительском уровне. |
30-06-2020 17:44 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Работу жестянщиков-кровельщиков не разу не видел? Работа жестянщиков-кровельщиков на прототипе сверхтяжелой ракеты массой больше Saturn V – это фантастическое зрелище. |
30-06-2020 17:44 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Lazytech, Вы писали: L>Видел. Они работают поаккуратней, чем некоторые. :) Наверное, эти некоторые тоже могли бы работать аккуратней. Но задача, видима, перед ними поставлена противоположная. Аккуратную сверхтяжелую ракету за 20 млрд делает Boeing. У Маска другая цель. |
30-06-2020 17:45 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Michael7, Вы писали: M>Так что или не так все как показано на фотках или ... таки можно и Маск пытается доказать, что ТАК тоже можно делать ракеты. Хотя все-равно не верится, если читать про космос, то сколько аварий было из-за разной ерунды, а тут реально бред какой-то. Тем интереснее увидеть, чем все это закончится. Маск бредит, но бредит Марсом. |
30-06-2020 17:46 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Muxa, Вы писали: M>Так на фото может какие тестовые макеты собирают. Да, это тестовые прототипы. Но, во-первых, они и как тестовые прототипы не работают с таким-то качеством изготовления. А во-вторых, Маск еще в прошлом году, до первого взрыва, утверждал, что один из этих прототипов предназначен для орбитальных испытаний. То есть он реально отрабатывал технологию для орбитального Starship. |
30-06-2020 17:46 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, ononim, Вы писали: O>Норм че. Софт раньше тоже пилили умные дядьки с учеными степенями, все предварительно обдумав и просчитав, а в комп его потом "загружали" специально обученные люди. O>А теперь... А теперь два дримлайнера Боинг 787 рухнули со всеми пассажирами из-за некачественного софта, а Старлайнер того же Боинга из-за софта не смог состыковаться с МКС. |
30-06-2020 17:47 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Michael7, Вы писали: M>Аналогия все же неподходящая, может потому что в повседневной жизни мало кто с ракетами имеет дело. M>Представь для аналогии, хотя бы, что обычную оптику, ну там очки, объективы вот таким же макаром делать станут и какое у нее будет качество. M>Или чипы выпекать на коленке. M>Для определенных технологий есть минимальный технологический уровень, когда вообще что-то получиться может. Юмор в том, что Маск пытается снизить технологический уровень ракетостроения, а не повысить его. Причем начал с самого мизерного уровня, с технологии даже не судостроения, а водонапорных башен. Пока не очень получается. Но эксперимент интересный. |
30-06-2020 17:47 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Bj777x, Вы писали: B>не, ну фалконы собраны и сделаны хорошо, потому и летают. а это .... это лля инвесторов Эффект показухи здесь наверняка присутствует. Но утверждать, что Маск делает эти прототипы лишь для демонстрации бурной деятельности, язык не поворачивается. Этот человек доказал, что к нему надо относиться серьезно. Во всяком случае, пока. |
30-06-2020 17:47 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Они что не знают прочностные характеристики разных марок сталей, или их изменение при разных температурах в лабораторных условиях не могут проверить? Может быть теории прочности сварных соединений и оболочечных конструкций являются утраченными знаниями? тоже недоступными для проверки в лабораторных условиях. Или рабочие-сварщики просто дешевле инженеров-прочнистов обходятся? Слово «дешевле» здесь ключевое. Маск прекрасно знает, как правильно делать ракеты, но он нарочно пытается сделать «неправильную» ракету. |
30-06-2020 17:48 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Muxa, Вы писали: M>Знают конечно. Что же теперь от тестов отказаться? Ты свой код коммитишь даже не тестируя? M>И что делать с новыми материалами? Где для них тесты можно подсмотреть? От тестов никто в ракетостроении не отказывается. Вот, к примеру, Boeing сейчас закончил тесты центрального бака SLS. Этот бак вполне успешно выдержал, кажется, 23 испытания на различные виды нагрузки. А потом его порвали в тесте на разрушение. И он опять же разрушился при давлении, при котором и должен был разрушится. А у Маска что происходит? Сделали первый прототип из толстой стали – он полетел. Затем сделали 5 прототипов из более тонкой стали – они все лопнули. Зачем их делали? Неужели лишь для того, чтобы убедиться, что сваренные на улице вручную из дешевой стали баки не годятся не то что для сверхтяжелой ракеты, но даже для ее прототипов? |
30-06-2020 17:49 ответить перенести в VK |
Muxa |
M>Так на фото может какие тестовые макеты собирают. R>Да, это тестовые прототипы. Но, во-первых, они и как тестовые прототипы не работают с таким-то качеством изготовления. Расскажи это взлетающим и садящимся ракетам. R>А во-вторых, Маск еще в прошлом году, до первого взрыва, утверждал, что один из этих прототипов предназначен для орбитальных испытаний. Один из тех что на фото или вообще? |
30-06-2020 18:11 ответить перенести в VK |
Abalak |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>А теперь два дримлайнера Боинг 787 рухнули со всеми пассажирами из-за некачественного софта, а Старлайнер того же Боинга из-за софта не смог состыковаться с МКС. Вся твоя дешевая пропаганда примерно такого же качества, как и это одно утверждение :facepalm: |
30-06-2020 18:55 ответить перенести в VK |
Vain |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: L>Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) R>Не вы один удивляетесь. Маск проводит чудовищно смелый эксперимент. В высшей степени любопытно, как у него пойдут дела дальше. Как только Маск сделает, вы всем коллективом опять переключитесь на следующий пункт "вот тогда и поговорим" |
30-06-2020 19:41 ответить перенести в VK |
Grizzli |
Здравствуйте, Michael7, Вы писали: M>Так что или не так все как показано на фотках или ... таки можно и Маск пытается доказать, что ТАК тоже можно делать ракеты. Хотя все-равно не верится, если читать про космос, то сколько аварий было из-за разной ерунды, а тут реально бред какой-то. Да не, просто тестирует на этих прототипах отдельные компоненты а корпус так, для того чтобы былО. |
30-06-2020 20:19 ответить перенести в VK |
Marty |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: M>Крутой чувак. У нас такой же есть, даже реактивные двигатели сам делает, в гараже. Игорь Негода. Правда, бюджетные средства не осваивает, поэтому, видимо, и не столь знаменит R>Негода – любитель, а Маск – профессионал, который пытается сделать сверхтяжелую ракету на любительском уровне. Негода - любитель, который делает реактивные двигатели в гараже. Маск - профи по распилу и осваиванию. Маск у Негоды отсасывает в сторонке, если говорить о технических компетенциях. Негода отсасывает у Маска, если говорить об умениях в пиар. |
01-07-2020 01:14 ответить перенести в VK |
SkyDance |
R>Чем занимается в Бока-Чика Маск, на наш взгляд, понятно. Он строит не просто сверхракету, а «завод навыворот». Производство начинается в чистом поле, а уж потом возводится необходимая инфраструктура. Добро пожаловать в IT-индустрию. И, заодно, в США. Здесь почти ВСЕ сначала делается тяп-ляп, прототипы, ошибки, кривизна везде и во всем. Если взлетит - будут доводить до ума. Fail often, fail fast. Move fast, break things. Ну и так далее. R>Масштабы аварий Starship понемногу растут. В принципе, метод проб и ошибок, который практикует Илон Маск, не нов даже для ракетно-космической техники. Той же методы придерживался, к примеру, Сергей Королев. Легендарная «семерка» успешно полетела только с четвертой попытки, как, кстати, и Falcon. Таков вот нынче мир. Или первый, или в пролете. А то, что внутри одно г...о, кого это волнует, если ты первый, и получаешь возможность продолжать. Главное вовремя срулить, и оставить поддержку на реальных профессионалов. Которым уже можно будет и платить как следует. Они уже и науку подгонят, и сделают все по уму. Но если сначала не наговнокодить сделать по-быстрому, то "потом" попросту не наступит. PS: надеюсь, до атомной энергетики таких тяпляперов не подпустят. А то уж шибко масштаб велик. |
01-07-2020 06:20 ответить перенести в VK |
TMU_1 |
R>А теперь два дримлайнера Боинг 787 рухнули со всеми пассажирами из-за некачественного софта, а Старлайнер того же Боинга из-за софта не смог состыковаться с МКС. A>Вся твоя дешевая пропаганда примерно такого же качества, как и это одно утверждение :facepalm: Это он так подмигивает нам, мол, пацаны, я не всерьез, меня в заложниках держат. |
02-07-2020 11:08 ответить перенести в VK |
TMU_1 |
M>Крутой чувак. У нас такой же есть, даже реактивные двигатели сам делает, в гараже. Игорь Негода. Правда, бюджетные средства не осваивает, поэтому, видимо, и не столь знаменит R>Негода – любитель, а Маск – профессионал, который пытается сделать сверхтяжелую ракету на любительском уровне. M>Негода - любитель, который делает реактивные двигатели в гараже. Маск - профи по распилу и осваиванию. Маск у Негоды отсасывает в сторонке, если говорить о технических компетенциях. Негода отсасывает у Маска, если говорить об умениях в пиар. Вот тут, господа, мы, как в капле воды, можем лицезреть разницу двух систем. Американский шарлатан-пиарщик запускает грузы и людей в космос. Русский гений так и будет всю жизнь подковывать блох в гараже. Диалектика! |
02-07-2020 11:14 ответить перенести в VK |
Marty |
Здравствуйте, TMU_1, Вы писали: M>Крутой чувак. У нас такой же есть, даже реактивные двигатели сам делает, в гараже. Игорь Негода. Правда, бюджетные средства не осваивает, поэтому, видимо, и не столь знаменит R>Негода – любитель, а Маск – профессионал, который пытается сделать сверхтяжелую ракету на любительском уровне. M>Негода - любитель, который делает реактивные двигатели в гараже. Маск - профи по распилу и осваиванию. Маск у Негоды отсасывает в сторонке, если говорить о технических компетенциях. Негода отсасывает у Маска, если говорить об умениях в пиар. TMU>Вот тут, господа, мы, как в капле воды, можем лицезреть разницу двух систем. TMU>Американский шарлатан-пиарщик запускает грузы и людей в космос. Русский гений так и будет всю жизнь подковывать блох в гараже. TMU>Диалектика! Хм. А чем системы отличаются? В чем отличие? |
02-07-2020 12:45 ответить перенести в VK |
TMU_1 |
TMU>Вот тут, господа, мы, как в капле воды, можем лицезреть разницу двух систем. TMU>Американский шарлатан-пиарщик запускает грузы и людей в космос. Русский гений так и будет всю жизнь подковывать блох в гараже. TMU>Диалектика! M>Хм. А чем системы отличаются? В чем отличие? Сами удивляемся! (ДМБ) |
02-07-2020 12:59 ответить перенести в VK |
Anatol Gloom, г. Москва |
Короче, Илон Маск - лох, пиндосы - тупыыыые, а Дмитрий Рогозин - эффективный менеджер. То-то будет весело, когда SpaceX успешно запустит корабль сначала к Луне, а потом к Марсу. А Рогозин привычно будет рассказывать, какие у Маска отсталые технологии и какие мы молодцы, и что вот-вот мы опять американцев сделаем. |
02-07-2020 17:23 ответить |
rustler |
Здравствуйте, Muxa, Вы писали: M>Один из тех что на фото или вообще? Речь шла о прототипе Mk3, который уже строился с теми же сваренными вручную баками, что и на этих фото. |
02-07-2020 19:28 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Abalak, Вы писали: A>Вся твоя дешевая пропаганда примерно такого же качества, как и это одно утверждение :facepalm: А чем неверно это утверждение? |
02-07-2020 19:28 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Vain, Вы писали: V>Как только Маск сделает, вы всем коллективом опять переключитесь на следующий пункт "вот тогда и поговорим" Мы все желаем успеха Маску. Будет о чем поговорить. Просто то, что он задумал на этот раз, вообще в голове не укладывается. Чума! Как-то люди это не очень осознают. О чем и статья, в сущности. |
02-07-2020 19:29 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Grizzli, Вы писали: G>Да не, просто тестирует на этих прототипах отдельные компоненты а корпус так, для того чтобы былО. Вручную сваренные на улице баки из обычной стали – это тоже элемент, который Маск тестирует. |
02-07-2020 19:29 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Marty, Вы писали: M>Негода - любитель, который делает реактивные двигатели в гараже. Маск - профи по распилу и осваиванию. Маск у Негоды отсасывает в сторонке, если говорить о технических компетенциях. Негода отсасывает у Маска, если говорить об умениях в пиар. Ну так и Фон Брауна с Королевым можно назвать профи по распилу и освоению. Фон Браун – так вообще уникум: сначала раскрутил Гитлера на вундерваффе, а потом всю Америку на лунную ракету. Королев Сталина раскрутил, что тоже неслабо. Но главное, что и Фон Браун, и Королев, и Маск – это прежде всего мечтатели. Они реализую свою мечту, а не просто «рубят бабло». Пусть даже мечта – это тоже часть пиара. |
02-07-2020 19:29 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, SkyDance, Вы писали: SD>Таков вот нынче мир. Или первый, или в пролете. А то, что внутри одно г...о, кого это волнует, если ты первый, и получаешь возможность продолжать. Главное вовремя срулить, и оставить поддержку на реальных профессионалов. Которым уже можно будет и платить как следует. Они уже и науку подгонят, и сделают все по уму. SD>Но если сначала не наговнокодить сделать по-быстрому, то "потом" попросту не наступит. Вопрос лишь в том, можно ли слепить из говна сверхтяжелую ракету. Пока даже у Маска не получается. |
02-07-2020 19:31 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, TMU_1, Вы писали: TMU>Это он так подмигивает нам, мол, пацаны, я не всерьез, меня в заложниках держат. Хорошо, когда есть что заложить. |
02-07-2020 19:32 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, TMU_1, Вы писали: TMU>Вот тут, господа, мы, как в капле воды, можем лицезреть разницу двух систем. TMU>Американский шарлатан-пиарщик запускает грузы и людей в космос. Русский гений так и будет всю жизнь подковывать блох в гараже. TMU>Диалектика! Не всегда так было. Вспомним Королева, Курчатова, Туполева. Запуск первого спутника – это был чистый пиар. |
02-07-2020 19:32 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Marty, Вы писали: M>Хм. А чем системы отличаются? В чем отличие? Была бы система, а гений на любую систему отыщется. |
02-07-2020 19:32 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Не всегда так было. Вспомним Королева, Курчатова, Туполева. Запуск первого спутника – это был чистый пиар. А чего удивляться, если у нас системного подхода нет с 1953 года. Если не с 1917. |
02-07-2020 19:33 ответить перенести в VK |
Muxa |
M>Один из тех что на фото или вообще? R>Речь шла о прототипе Mk3, который уже строился с теми же сваренными вручную баками, что и на этих фото. Как-то неочевидно. И никаких ссылок ты конечно же не приведешь. |
02-07-2020 19:51 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Королев Сталина раскрутил... :facepalm: |
02-07-2020 20:12 ответить перенести в VK |
Abalak |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: A>Вся твоя дешевая пропаганда примерно такого же качества, как и это одно утверждение :facepalm: R>А чем неверно это утверждение? Сам подумай. Хорошо показывает твой уровень владения темой. |
02-07-2020 20:32 ответить перенести в VK |
Grizzli |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Вручную сваренные на улице баки из обычной стали – это тоже элемент, который Маск тестирует. Это просто габаритный макет конечного изделия. |
02-07-2020 20:36 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, Grizzli, Вы писали: G>Это просто габаритный макет конечного изделия. Цель создания этого макета? Да и не габаритный он, а во много раз меньше. |
02-07-2020 20:52 ответить перенести в VK |
Grizzli |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Да и не габаритный он, а во много раз меньше. тем более. P>Цель создания этого макета? ну незнаю, нужно проверить некий режим работы двигателя, или еще что. не голый же двигатель в воздух запускать. |
02-07-2020 21:00 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, Grizzli, Вы писали: G>ну незнаю, нужно проверить некий режим работы двигателя, или еще что. не голый же двигатель в воздух запускать. Двигатель ставят на стенд и там испытывают. SpaceX (как и остальные) именно так делал с двигателями для Фалкона. Иногда всю ступень ставят на стенд, но зачем ей летать при этом? Можно предположить почему сейчас Маск так не делает - он жмотится на стенд (хотя новый двигатель, уверен, испытывают на стенде) и создаваемая конструкция получается не пригодной для транспортировки, где слепили, там и попытались запустить. Но при этом надеяться что она не рассыплется в полете :xz: да еще и приземлиться |
02-07-2020 21:23 ответить перенести в VK |
Grizzli |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Двигатель ставят на стенд и там испытывают. SpaceX (как и остальные) именно так делал с двигателями для Фалкона. Иногда всю ступень ставят на стенд, но зачем ей летать при этом? там всякое проверяеют. например, работа системы в сборе на каком то режиме, в полете. а не на стенде. P>Можно предположить почему сейчас Маск так не делает - он жмотится на стенд (хотя новый двигатель, уверен, испытывают на стенде) и создаваемая конструкция получается не пригодной для транспортировки, где слепили, там и попытались запустить. Но при этом надеяться что она не рассыплется в полете :xz: да еще и приземлиться я слышал, что там вообще тестировали давление чегото. |
02-07-2020 23:44 ответить перенести в VK |
Muxa |
Так это прототипы испытывают, а не готовый корабль. Прототипы корабля никуда не полетят, только готовый и испытанный корабль. |
03-07-2020 18:05 ответить перенести в VK |
Мисс Никс |
Anatol, Илон Маск – личность уровня Королева и Фон Брауна. Статья, в сущности, об этом. Просто она написана в провокационной манере. И вы на эту провокацию поддались. |
03-07-2020 18:44 ответить |
pagid |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Да, раскрутил. Королев еще с довоенных времен долбал всем мозг полетами в космос и тыкал в нос брошюрой Циолковского. И задолбал-таки. Кому именно? Возможность долбать мозги хоть кому-то принимающему решения у него появилась примерно к началу 50-х, а в довоенные времена ему долбали мозги, на Лубянке и на солнечной Колыме. |
03-07-2020 23:51 ответить перенести в VK |
Abalak |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Хорошо. Повторяем для самых вдумчивых. Два Боинга 787 упали из-за ошибок софта. Старлайнер того же Боинга не состыковался с МКС тоже из-за ошибок софта. Что неверно? Хорошо. Ты настолько невдумчивый, что даже не понял, где твоя фактическая ошибка. Это дает очень полное представление о твоей "осведомленности" по вопросам, которые ты освещаешь. Продолжай в том же духе, что я могу еще пожелать. |
05-07-2020 08:27 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>До войны Королев был зам. директора РНИИ. Очень недолго. И идеи космических ракет он в то время не продвигал. Хотя бы потому что для него они не выглядели реальностью на тот момент. |
06-07-2020 18:10 ответить перенести в VK |
alpha21264 |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Не всегда так было. Вспомним Королева, Курчатова, Туполева. Запуск первого спутника – это был чистый пиар. Ну я не знаю. Мы показали, что в любой момент можем доставить куда угодно мегатонную боеголовку. Ну да, в каком-то смысле это ПиАр. Как показывание кулака перед носом хама. |
06-07-2020 18:19 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Очень недолго. И идеи космических ракет он в то время не продвигал. Хотя бы потому что для него они не выглядели реальностью на тот момент. Королев пробыл замдиректором недолго именно потому, что на мозги всем давил. Такой уж человек был. Межпланетными перелетами Королев увлекся еще с начала 30-х годов, после знакомства с Цандером. Просто он был реалистом, и прекрасно понимал, что в то время разговоры о межпланетных перелетах считались пустыми фантазиями. Поэтому он продвигал идею военного ракетоплана, как более на тот момент реалистичную, чем баллистическая ракета. Но идея была все та же: через оружие раскрутить государство на развитие ракетной техники, чтобы полететь на Марс. |
07-07-2020 17:43 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, alpha21264, Вы писали: A>Ну я не знаю. Мы показали, что в любой момент можем доставить куда угодно мегатонную боеголовку. A>Ну да, в каком-то смысле это ПиАр. Как показывание кулака перед носом хама. В то время советские генералы и политики старались секретить, а не пиарить свои достижения. Можно не сомневаться, что и возможности Р-7 они бы афишировать не торопились. Так что этот пиар – результат настойчивости Королева. Но главное, что шок всего мира от запуска спутника и первого человека был не в том, что в них видели военную угрозу. СССР таким образом претендовал на гораздо большее. Он претендовал на статус лидера человечества. Это был пиар социализма, который даже руководство СССР недооценивало. Королев, понятно, имел другие цели – он раскручивал государство на полет на Марс, но и «побочный» политический эффект был велик. Дошло до того, что в Англии 60-х годов в некоторых школах стали изучать русский язык, поскольку все больше людей верило, что будущее человечества связано с Россией и социализмом. Именно поэтому Америка решила ответить запуском человека на Луну, который военного значения вообще не имел. Зато таким образом США в 1969 году вернули себе статус лидера человечества в глазах всего мира. И похоронили СССР. Вот значение этого «пиара». |
07-07-2020 17:44 ответить перенести в VK |
Pyromancer |
Здравствуйте, Lazytech, Вы писали: L>Признаюсь, был немало удивлен применяемыми технологическими решениями. :))) Так это просто ", и в продакшн" в ракетостроении, на программистком форуме такое не должно удивлять :))) |
07-07-2020 19:45 ответить перенести в VK |
Anatol Gloom, г. Москва |
Не понимаю такой манеры и не люблю троллей. |
08-07-2020 00:32 ответить |
ути-пути |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>4) Проверка на давление наддува жидким гелием (нужно получить давление 8,5 МПа) Вот это я не понял, он же ппц дорогой? Может азотом? |
08-07-2020 01:48 ответить перенести в VK |
ути-пути |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Юмор в том, что Маск пытается снизить технологический уровень ракетостроения, а не повысить его. Причем начал с самого мизерного уровня, с технологии даже не судостроения, а водонапорных башен. Пока не очень получается. Но эксперимент интересный. Юмор в том, что даже авто, сделанное по технологии водонапорной башни, никто в здравом уме на дорогу не выпустит, а ездить в нем захотят только идиоты да самоубийцы. |
08-07-2020 01:57 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, Ops, Вы писали: Ops>Вот это я не понял, он же ппц дорогой? Может азотом? Где-то и кто-то писал, что Протон на этапе разработки и тестирования надували спиртом, этиловым. А потом слили все за ненадобностью, до сих пор с середины 60-х легенды ходят. |
08-07-2020 06:26 ответить перенести в VK |
SkyDance |
R>Вопрос лишь в том, можно ли слепить из говна сверхтяжелую ракету. Пока даже у Маска не получается. Это просто вопрос, с какой стороны подходить. Можно со стороны тройного запаса (инженерный подход), расчета (научный подход), или "давайте попробуем, и в том месте, где тонко, налепим еще слой скотча" (IT-подход в большинстве компаний в США). Лишь бы только этих масков до энергетики не допускали (особенно атомной). |
09-07-2020 00:40 ответить перенести в VK |
Мисс Никс |
Anatol, во-первых, троллинг троллингу рознь. Как и любой юмор, он может быть тупым, а может быть тонким. Наш юмор столь тонкий, что очень многие его даже не замечают. Во-вторых, троллинг – это нормальная практика. Вот, к примеру, Илон Маск на днях протроллил биржевых спекулянтов, выпустив в продажу фирменные шорты. В третьих, конкретно эта статья не является троллингом. Это, скорее, изумление перед смелостью Маска. |
09-07-2020 11:18 ответить |
rustler |
Здравствуйте, Ops, Вы писали: Ops>Вот это я не понял, он же ппц дорогой? Может азотом? Да, жидким азотом, конечно. Пардон за оговорку. |
09-07-2020 11:19 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Ops, Вы писали: Ops>Юмор в том, что даже авто, сделанное по технологии водонапорной башни, никто в здравом уме на дорогу не выпустит, а ездить в нем захотят только идиоты да самоубийцы. Жигули в сравнении с Мерседесом по технологии тоже сильно проигрывают, тем не менее очень много «идиотов и самоубийц» на них ездят. Маск пытается вместо условных Феррари сделать космический автобус на 100 человек, причем его баки он намерен изготавливать именно по технологии водонапорной башни. Во-всяком случае, на данном этапе. Такой уж у него специфический юмор. Но самое смешное будет, если его шутка удастся. На SN5, кстати, уже смонтировали ЖРД. Будут прожиги и потом прыжок. Если, не взорвется, конечно. Но криогенный наддув конкретно эта «водонапорная башня» вроде бы выдержала. |
09-07-2020 11:20 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Где-то и кто-то писал, что Протон на этапе разработки и тестирования надували спиртом, этиловым. А потом слили все за ненадобностью, до сих пор с середины 60-х легенды ходят. Была другая байка, что в 1957 году на Байконур выписали цистерну спирта «для протирки и промывки», но из 12 т израсходовали только 7. Остальное вылили в яму и зарыли бульдозером. Так народ об этом пронюхал, разгреб песок и черпал спирт из ямы котелками. Начальство узнало и спирт в яме сожгло. |
09-07-2020 11:24 ответить перенести в VK |
ути-пути |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Жигули в сравнении с Мерседесом по технологии тоже сильно проигрывают, тем не менее очень много «идиотов и самоубийц» на них ездят. Так тут-то даже не жигули, а деревянная повозка с мотором от феррари. |
09-07-2020 12:05 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Ops, Вы писали: Ops>Так тут-то даже не жигули, а деревянная повозка с мотором от феррари. Остается только изумляться смелости Маска. Одна только замена углепластика на нержавейку вопреки мнению собственных инженеров чего стоила. А ведь первый бак для Старшипа мотали из углеволокна. |
09-07-2020 17:46 ответить перенести в VK |
Anatol Gloom, г. Москва |
Знаете, когда юмор столь тонок, что его не замечают - это уже не юмор. И я не увидел в статье "изумления перед смелостью Маска". Я увидел глумление над ним. Другое дело, если на самом деле Маск использует нормальные технологии и с точностью и качеством изготовления опытных образцов у него все в порядке, но в статье об этом сознательно умалчивается и приводятся только факты, которые выглядят негативом - тогда я бы оценил юмор статьи. Если бы знал наверняка, что вы в своих статьях никогда не уподобляетесь нашей отечественной пропаганде, и если бы был в курсе, как там у Маска на самом деле дела на полигоне. |
10-07-2020 02:31 ответить |
Мисс Никс |
Anatol, иногда юмор как раз в том, что его не замечают. Ну а если серьезно: в статье не раз подчеркивается мысль, что Маск пытается вот такими до смешного примитивными технологиями перевернуть аэрокосмическую отрасль так, как до него никто еще не делал. Даже он сам. В этой статье не глумление, а ирония, попытка рассказать о происходящем без того пиетета, который все больше окружает SpaceX и который раздражает не меньше, чем отечественная пропаганда. «Дракон» и «Фалкон», которым сейчас повсюду поют дифирамбы, – это ничто по сравнению с тем «смехом», что происходит в Бока-Чика. |
10-07-2020 19:16 ответить |
Anatol Gloom, г. Москва |
Глумление и ирония - это почти одно и то же, только в разной степени. Насчет пиетета ничего не могу сказать, я не особенно слежу за публикациями по этой теме. Но Маск и его компания вполне заслужили восхищение. Не факт, что Маск достиг бы таких же заметных успехов в 50-х - 60-х, когда работали Королев и фон Браун, но сейчас успех Маска неоспорим. Можно сказать "на безрыбьи и рак рыба", но... историю пишут победители :) |
11-07-2020 01:03 ответить |
Мисс Никс |
Anatol, Марсианский Страшип – это и будет свершение уровня Королева и фон Брауна. После полета Старшипа Маск будет в самом деле достоин восхищения. А пока все его успехи – это лишь удачная коммерция. Слишком много восхищенных воплей по его поводу раздается – отсюда и ирония. |
14-07-2020 18:03 ответить |