Пятница, 11 декабря 2020 18:20
Можно ли использовать 42 000 спутников Илона Маска в качестве радаров?
В Рунете все чаще можно встретить статьи о военном значении группировки спутников Starlink. Некоторые авторы даже утверждают, что она с самого начала для этого и задумывалась, а разговоры об обеспечении широкополосным интернетом населения сельских районов – сказка для восторженных идиотов секты пророка Илона.
Статья длинная, поэтому для начала несколько тезисов, аннотирующих ее содержание.
SpaceX планирует разместить 4408 спутников на орбитах высотой от 540 до 570 км. На втором этапе их должна дополнить группировка из 7518 спутников на высотах от 335 до 345 км. В дополнение к этому SpaceX подала заявку еще на 30 тыс. спутников второго поколения. Но это в перспективе. А в настоящий момент идет развертывание 1584 спутников первого этапа на орбитах высотой 550 км. К декабрю 2020 года запущено 953 космических аппарата (КА). Для сравнения: с 1957 года всеми странами мира было выведено на орбиту около 9 тыс. космических аппаратов.
Если сигнал передается через спутник связи на геостационарной орбите высотой около 36 000 км, то это само по себе, за счет расстояния, дает задержку минимум в 477 мс, к чему следует прибавить потери времени на обработку и передачу данных по наземным сетям. В результате всего этого команде оператора, сидящего на военной базе в Калифорнии, требуется приблизительно 1,2 с, чтобы дойти, к примеру, до ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) MQ-9 Reaper в небе Сирии.
Средняя задержка сигнала при передаче по подводному оптико-волоконному кабелю из Нью-Йорка в Лондон составляет 76 мс. Starlink обещает уменьшить ее до 43 мс только за счет того, что скорость света в вакууме в полтора раза больше, чем в оптоволокне. А в дальнейшем, с введением лазерной связи между спутниками и развертыванием группировки второго этапа на высотах около 350 км, предполагается уменьшить среднюю задержку до 8 мс. Понятно, что «колхозный» интернет Маска с такими характеристиками заинтересует не только любителей компьютерных игр из сельской местности.
У России есть комплекс радиоэлектронного поражения спутников связи «Тирада-2С», который заместитель председателя правительства РФ по вопросам ОПК Юрий Борисов ставит в один ряд с такими системами, как тяжелая МБР «Сармат», ЗРК С-500 «Прометей» и противоспутниковый ракетный комплекс «Нудоль». «Тирада-2С» вроде бы способна не просто заглушить, но и физически вывести спутник связи из строя. Если таких спутников у противника 100 или 200 – это вполне можно себе представить. Но «закоротить» или хотя бы заглушить несколько тысяч низкоорбитальных спутников, которые благодаря близости к Земле дают куда более мощный сигнал и к тому же связываются с клиентом с помощью узкого луча, захватывающего на земле пятно диаметром всего 5–40 км, мягко скажем, проблематично.
Вряд ли стоит сомневаться в коммерческой и относительно мирной исходной направленности Starlink. Эта система задумывалась изначально даже не Маском, а компанией Google как некий параллельный интернет космического базирования. Впрочем, многие до сих пор уверены, что интернет – это орудие ЦРУ. Но даже если это и не так – Starlink и сам по себе слишком грозное оружие, чтобы придумывать для него какие-то тайные смыслы. Другое дело, что у этой системы в самом деле могут быть дополнительные «незадекларированные» возможности.
Спутники Starlink на высоте 345 км вполне можно использовать для радиолокации. Во всяком случае, в теории. Верить ли тому, что пророк Маск все изначально так и задумывал, – решайте сами, но против подобной конспирологии говорит, по сути, лишь то, что Starlink и без того является страшной военной угрозой, нависшей над всем миром.
Кому интересно, читайте дальше.
Интернет для обезьян
Нет сомнения в том, что Пентагон будет использовать в своих целях спутниковый интернет Маска точно так же, как он покупает, к примеру, услуги гражданских коммерческих спутников связи. Соответствующие эксперименты уже ведутся. В частности, в 2020 году были проведены учения, причем со стрельбами, в ходе которых Starlink использовался для связи с «летающей батареей» AC-130, истребителями F-35 и F-22, крылатым танкером KC-135, транспортом С-17 и др.
Однако многие отечественные интернет-эксперты подозревают, что Starlink на самом деле совсем не то, что о нем рассказывают. Вот, к примеру, что пишет блогер Владимир Орлов в своей статье «Starlink – глобальный колпак папаши Маска»: «Зачем создавать глобальную спутниковую сеть передачи данных стоимостью десятки миллиардов долларов США, если все основные человеческие агломерации и экономические центры на нашей планете обеспечены дешевым скоростным интернетом. В чем смысл, допустим мне, менять свой оптический кабель от МГТС, на роутер и здоровую антенну Маска? Как говорят в SpaceX, это вам в Москве хорошо, а вот еще на нашей планете в сельве Амазонки, горах Тибета и Панджшера, пустыне Сахара и джунглях реки Конго живет 4 миллиарда человек, у которых нет оптического кабеля МГТС и мобильной вышки Билайна. Получается, что все вот это ради тех людей, которые в Африке живут на 20 долларов США в месяц. Уж простите меня, буду циничен. Все ради этих людей, которые на обед себе ловят обезьянку? Как-то слабо верится мне в это».
Далее Орлов обнаруживает на каждом спутнике Starlink аж по четыре фазированные антенные решетки (темно-серые квадраты в «днище» спутника на фото выше) и выводит Маска на чистую воду: «Фазированные антенные решетки нашли широкое применения в различных аспектах жизни человека. Они применяются операторами сотовой связи, их используют в системах безопасности и передачи данных. А еще, подобные устройства используются в восходящих линиях спутниковой связи, радарах военных самолетов, систем обнаружения ПВО и воздушно-космической обороны… Таким образом, если опираться на заявления Илона Маска и компании SpaceX, то на высоте 400 километров от поверхности нашей планеты будет вращаться 12 тыс. спутников Starlink, каждый из которых имеет четыре антенные фазированные решетки. Другими словами, в нашу с вами сторону круглосуточно из космоса будет смотреть 48 тысяч радаров».
Начнем с небольших уточнений. Согласно текущей заявке в Федеральную комиссию по связи США (FCC), SpaceX планирует разместить 4408 спутников на орбитах высотой от 540 до 570 км. На втором этапе их должна дополнить группировка из 7518 спутников на высотах от 335 до 345 км. В дополнение к этому SpaceX подала заявку еще на 30 тыс. спутников второго поколения. Но это в перспективе. А в настоящий момент идет развертывание 1584 спутников первого этапа на орбитах высотой 550 км. К декабрю 2020 года запущено 953 космических аппарата (КА). Для сравнения: с 1957 года всеми странами мира всего было выведено на орбиту около 9 тыс. космических аппаратов, а еще в марте 2020 года, то есть до начала развертывания группировки Starlink, в рабочем состоянии находилось всего 2666 спутников, из которых 1327 принадлежали США, 363 Китаю и 169 России.
Теперь по поводу «интернета для обезьян», в который некоторым слабо верится. В течение всего 2020 года Илон Маск вел напряженную борьбу с бюрократами из FCC за право попасть в число участников тендера по обеспечению доступом к высокоскоростному интернету жителей малонаселенных районов Соединенных Штатов. Изначально этот конкурс предполагалось проводить среди компаний, специализирующихся на прокладке волоконно-оптических линий связи в американской глубинке, однако Маск справедливо указал, что его система выполнит ту же задачу вообще без всяких кабелей. На кону этого тендера стоит госфинансирование в размере 16 млрд долларов в течение 10 лет. После первого этапа, где распределялись 9,2 млрд, SpaceX получила 886 млн. То есть компания «подняла» почти миллиард без всяких продаж терминалов и взиманий абонентских плат – просто в качестве госсубсидии. На весь проект Starlink планируется потратить от 10 до 15 млрд долларов, так что до полной окупаемости еще далеко, но этот пример показывает, о каких деньгах идет речь.
На развитие сетей мобильной связи 5G в одних только Соединенных Штатах в ближайшие годы планируется потратить порядка 150 млрд долларов. Конечно, телефон непосредственно к спутнику Starlink не подключишь, нужен терминал с тарелкой размером с большую пиццу, так что прямой конкуренции с операторами мобильной связи не получится. Но ведь 5G со скоростью передачи 1-2 Гбит/с нужен не столько для «обезьян» с телефонами, сколько для их «вещей». Между тем, вышки 5G возле каждой буровой, к примеру, не поставишь, а Маск обещает раздавать глобальный «интернет вещей» с помощью терминалов с антенной диаметром всего 48 см (см. фото ниже), которая обеспечивает клиенту скорость соединения до 350 Мбит/с на прием и до 130 Мбит/с на передачу. А можно и больше, поскольку один спутник в целом обеспечивает траффик в 20 Гбит/с. То есть рынок, на который нацелился Илон Маск, это отнюдь не только сельская Африка.
На фото: Тарелка пользовательского терминала Starlink имеет привод, позволяющий ей автоматически нацеливаться на сигналы спутников. Но отслеживать таким образом каждый отдельный спутник не требуется. Тарелка представляет собой фазированную антенную решетку (ФАР), луч которой наводится электронно. Механический привод нужен лишь для того, чтобы нацелиться на тот участок неба, где сеть спутников гуще. Терминал с такой антенной в период бета-тестирования продается за 499 долларов, что, по мнению экспертов, явно ниже себестоимости. Видимо, SpaceX намерена отбить разницу за счет абонентской платы, которая пока составляет 99 долларов в месяц.
Не будем забывать и о возможности обеспечить относительно дешевым широкополосным интернетом автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт, к которым оптиковолокно в принципе не протянешь, а существующий ныне спутниковый интернет дорог, требует громоздкого оборудования и не слишком быстр в смысле задержки сигнала.
Если сигнал передается через спутник связи на геостационарной орбите высотой около 36 000 км, то это само по себе, за счет расстояния, дает задержку минимум в 477 мс, к чему следует прибавить потери времени на обработку и передачу данных по наземным сетям. В результате этого команде оператора, сидящего на военной базе в Калифорнии, требуется приблизительно 1,2 с, чтобы дойти, к примеру, до ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) MQ-9 Reaper в небе Сирии. Именно поэтому, кстати, пилот в Калифорнии управляет полетом не джойстиком, а обычной мышью, поскольку, по сути, лишь прокладывает маршрут, а непосредственно пилотированием заведует бортовая автоматика, и лишь посадку и взлет осуществляет другой оператор, который находится непосредственно возле аэродрома, где БПЛА базируется. Для разведки или охоты за террористами в Афганистане такой режим управления, быть может, годится. Но вот для воздушного боя, скажем, беспилотных истребителей 6-го поколения в войнах будущего – вряд ли.
На фото: Под снятым обтекателем БПЛА MQ-9 Reaper видна спутниковая тарелка для связи с КА на геостационарной орбите. Ее механический привод должен постоянно нацеливать тарелку на спутник, что чревато проблемами при резком маневрировании. Впрочем, для передачи управляющих команд от оператора используется другая, всенаправленная антенна. Тарелка нужна для передачи через спутник больших объемов информации, например видеосигнала.
Starlink глазами Пентагона
Средняя задержка сигнала при передаче по подводному оптиковолоконному кабелю из Нью-Йорка в Лондон составляет 76 мс. Starlink обещает уменьшить ее до 43 мс только за счет того, что скорость света в вакууме в полтора раза больше, чем в оптоволокне. А в дальнейшем, с введением лазерной связи между спутниками и развертыванием группировки второго этапа на высотах около 350 км, предполагается уменьшить среднюю задержку до 8 мс. Понятно, что «колхозный» интернет Маска с такими характеристиками заинтересует не только любителей компьютерных игр из сельской местности.
К тому же сама структура системы Starlink предполагает повышенную боевую живучесть. У вооруженных сил США есть свои военные спутники связи. К примеру, система широкополосной глобальной спутниковой связи Wideband Global SATCOM состоит из 10 спутников на геостационарной орбите. Каждый из них весит почти 6 т, имеет солнечные батареи размахом 41 м и стоит около 600 млн долларов. А еще есть отдельная система космической связи ВВС США (ныне входит в Космические силы), состоящая из шести спутников стоимостью до 850 млн долларов каждый. А еще есть 5 спутников системы связи ВМФ США общей стоимостью 7,34 млрд долларов. А еще США периодически запускают на геостационар совершенно секретные спутники неизвестного назначения, некоторые из которых идентифицируются как спутники связи ЦРУ. Кроме того, американские боевые БПЛА могут использовать каналы обычных коммерческих спутников связи, например международной компании Intelsat (41 спутник на геостационаре), британской Inmarsat (13 спутников) или европейской SES (более 40 спутников).
Вроде бы, вполне достаточно. Но, во-первых, помимо проблем с задержкой сигнала, спутнику связи на геостационаре трудно обеспечить одним лучом прямую передачу, предположим, видеосъемки высокого разрешения с более чем трех или четырех БЛА в одной точке. А если в будущем их там потребуется сотня? Согласно известной шутке, любой президент США, когда ему докладывают о каком-либо военном кризисе, в первую очередь спрашивает: «Где наш ближайший авианосец?» А сегодня любой полевой американский командир в Сирии или Афганистане в первую очередь спрашивает: «Сколько у нас каналов спутниковой связи?» И, как утверждают американские аналитики, чаще всего получает ответ: «Недостаточно, чтобы задействовать все наши БПЛА».
А во-вторых, у России есть, к примеру, комплекс радиоэлектронного поражения спутников связи «Тирада-2С», который заместитель председателя правительства РФ по вопросам ОПК Юрий Борисов ставит в один ряд с такими системами, как тяжелая МБР «Сармат», ЗРК С-500 «Прометей» и противоспутниковый ракетный комплекс «Нудоль». «Тирада-2С» вроде бы способна не просто заглушить, но и физически вывести спутник связи из строя. Если таких спутников у противника 100 или 200 – это вполне можно себе представить. Но «закоротить» или хотя бы заглушить несколько тысяч низкоорбитальных спутников, которые благодаря близости к Земле дают куда более мощный сигнал и к тому же связываются с клиентом с помощью узкого луча, захватывающего на земле пятно диаметром 5–40 км, мягко говоря, проблематично (хотя и такие системы РЭБ в России сейчас разрабатываются). Причем уничтожение даже половины низкоорбитальной группировки не приведет к прекращению работы всей системы. Да и пополнить ее гораздо легче, чем запустить огромный и дорогущий ретранслятор на геостационар. За один старт Falcon 9 выбрасывает по 60 КА Starlink. Завод SpaceX в Редмонде, штат Вашингтон, штампует их по 120 в месяц по цене 300 тыс. долларов за штуку.
На фото: «Обойма» из 60 спутников Starlink, подготовленная для запуска на Falcon 9. Именно для такой плотной укладки спутники сконструированы в виде плоской панели с габаритами 3,2х1,6х0,2 м.
Не удивительно, что Пентагон уже исследует возможности использования Starlink в перспективной системе боевого управления ABMS (Advanced Battle Management System), которая должна заменить нынешнюю систему разведки и целеуказания на базе самолетов управления E-8С, оснащенных мощной бортовой РЛС. Правда, не в роли космических радаров, как подозревает тот же блогер Орлов, а в качестве средства связи – средства объединения в режиме реального времени воздушного, морского, наземного, космического и киберпространства в единое информационное поле боя. В общем, страшная штука, которая может многое поменять в военном деле.
Разумеется, здесь тоже не все так просто. Одно дело управлять ударным БПЛА через защищенный канал спутниковой связи, и совсем другое – через интернет, где теоретически перехват управления можно осуществить без всяких комплексов РЭБ, просто с персонального компьютера. Кроме того, сегодняшний Starlink военным не очень подходит, поскольку спутникам первого этапа для работы необходимо подключение к инфраструктуре мировой сети через наземные шлюзовые станции (см. фото ниже), которые не факт, что окажутся в зоне обслуживания спутника где-нибудь в Афганистане. По этой же причине пока Starlink нельзя использовать над океанами или в Арктике.
Правда, с вводом межспутниковой лазерной связи в будущем необходимость в наземных шлюзах исчезнет. Однако Минобороны США уже объявило конкурс на создание собственной низкоорбитальной системы «военного интернета» с названием STL (Space Transport Layer) из 150 спутников – по типу Starlink, но заточенных именно под военные нужды. Мол, на Маска надейся, а сам не плошай. Казалось бы, этот факт свидетельствует об отсутствии тайного сговора между Маском и военными. Но мало сомнений, что «гражданский» Starlink очень быстро может надеть погоны.
На фото: Под белыми шарами обтекателей – антенны для обслуживания трафика со спутников Starlink и передачи его в наземные оптиковолоконные сети. Для работы Starlink в настоящее время необходима сеть из таких шлюзов, с помощью которых спутники соединяются со всемирной паутиной. SpaceX сейчас активно работает над созданием таких шлюзов в странах, которые намерены разрешить у себя использование Starlink. Однако с введением межспутниковой лазерной связи Starlink сможет работать везде без всяких шлюзов и разрешений.
Впрочем, вряд ли стоит сомневаться в коммерческой и относительно мирной исходной направленности Starlink. Эта система задумывалась изначально даже не Маском, а компанией Google как некий параллельный интернет космического базирования. Впрочем, многие до сих пор уверены, что интернет – это орудие ЦРУ. Но даже если это и не так – Starlink и сам по себе слишком грозное оружие, чтобы придумывать для него какие-то тайные смыслы. Другое дело, что у этой системы в самом деле могут быть дополнительные «незадекларированные» возможности.
К примеру, уже сейчас Пентагон нанял стартап, который занимается вопросом использования группировки Starlink в качестве своего рода расширения системы спутниковой навигации GPS. Идея в том, что сверхточных и очень недешевых атомных часов на всех спутниках Starlink, разумеется, не разместишь, но они могут послужить неким подобием ретрансляторов для сервиса спутников GPS, на которых такие сверхточные часы есть. Благодаря этому улучшится точность вычисления координат, а главное – более сильный и более узконаправленный сигнал будет труднее глушить или искажать. Правда, вместо маленького чипа навигатору потребуется антенна полметра в диаметре, но военных новые возможности заинтересовали. Особенно с учетом того, что такими антеннами в любом случае, видимо, будет оснащаться все больше военной техники.
Что касается радиолокации, то ведь используют же радары с ФАР на современных истребителях не только для целеуказания или обзора местности, но и для передачи данных большого объема на другие самолеты или наземные пункты управления. Возможно ли обратная ситуация, когда спутник связи с ФАР можно параллельно использовать как радар? Хотя бы теоретически?
Легковесный подход
По мнению некоторых интернет-экспертов, возможность использования КА Starlink в качестве космических радаров вполне подтверждается успехом спутников радиолокационного обзора польско-финского стартапа Iceye. Спутники Starlink v 1.0 имеют массу 260 кг, а спутник Iceye X3 – всего 150 кг, что не мешает ему получать радиолокационные изображения с разрешением лучше 1 м (на фото выше).
Однако напрямую подтверждением радарного потенциала Starlink этот пример служить не может. Компания Iceye действительно сумела сделать то, что в авиакосмической индустрии до нее считалось невозможным: создать дешевый миниспутник для высокодетального радиолокационного обзора земной поверхности. Масса первых подобных аппаратов исчислялась тоннами. К примеру, советский спутник «Алмаз-1А», запущенный в 1991 году, весил 18,55 т и обеспечивал обзор с разрешением 8 м. Современные ему американские разведчики Lacrosse имели массу 14,5 т, обеспечивая при этом разрешение до 0,6 м. Положим, это дела минувших дней. Сегодня, к примеру, российский «Кондор-Э» (первый запуск состоялся в 2013 году) производит радиолокационную съемку с разрешением 1 м при массе всего 1150 кг. Но каким образом Iceye удалось сделать то же самое при помощи аппарата почти в восемь раз меньшей массы?
Iceye основали два студента – финн и поляк, применившие интересную концепцию. Во-первых, они используют не электронику класса Space с гарантией работы в течение 15 лет в условиях космоса, а обычные коммерческие электронные компоненты, что применяются даже в бытовой технике – телефонах, компьютерах и т.д. Спутник получается дешевым, хотя понятно, что 15 лет на орбите он не протянет. Во-вторых, как известно, радары потребляют много энергии, что заставляет иметь на борту мощную систему электропитания и солнечные батареи большой площади. На первом советском (и первом в мире) спутнике с бортовым радаром УС-А «Космос-402», запущенном в 1971 г., энергопитание вообще обеспечивала ядерная энергетическая установка «Бук». Но идея основателей Iceye состоит в том, что радар на орбите работает не 24 часа в сутки, а несколько секунд на каждом витке. Все остальное время он выключен, а спутник накапливает электроэнергию для следующего включения в момент пролета над целью. Поскольку спутники Iceye легки и дешевы, то можно запустить целое их созвездие вместо одного большого, дорогущего, постоянно работающего аппарата. И не страшно, что они проработают в лучшем случае 3 года вместо 15 лет. На восполнение группировки запредельных денег не потребуется.
В настоящее время запущено 5 КА Iceye. По планам группировка должна состоять из 18 спутников, которые будут пролетать над любой точкой Земли 15 раз в день. То есть не надо ждать сутками, когда большой аппарат типа Lacrosse появится над целью, причем в заранее известное этой цели время. Запрос на срочную съемку может быть выполнен в течение часа-двух, после чего есть возможность практически непрерывного мониторинга оплаченного заказчиком района.
Однако для Starlink такая схема не подходит, поскольку КА связи должен работать постоянно. Вот что пишет о рассматриваемой проблеме еще один интернет-эксперт по прозвищу Vsatman, выпускник МВТУ им. Баумана и сотрудник НПО «Энергия», в своей статье «Starlink и Пентагон»: «Также надо отметить, что приписываемые иногда в интернете сети Starlink способности выступать в роли космической сети РЛС (радиолокационных станций), не выдерживают самой элементарной критики. РЛС обнаружения целей работают на гораздо более низких частотах L- и S-диапазонов (то есть 1-2 ГГц), а не в Кu- и Ка-диапазонах Starlink (11-30 ГГц). Более того, основным фактором, ограничивающим технические характеристики локаторов, является малая мощность принимаемого сигнала. При этом мощность принимаемого сигнала убывает как четвертая степень дальности (то есть, чтобы увеличить дальность действия локатора в 10 раз, нужно увеличить мощность передатчика в 10000 раз). Учитывая, что радиус действия транспортируемых радиолокаторов (самолетных), как правило, до 200 километров, при максимальной разрешающей способности 10 метров, то для РЛС на орбите Земли высотой 550 км потребуются крайне высокие мощности, недостижимые для спутника весом менее 250 кг».
Во-первых, на счет диапазона: упомянутые выше радары Iceye работают в X-диапазоне (8–12 ГГц), соседнем с Ku-диапазоном (12–18 ГГц). Более того, определения диапазонов электромагнитного излучения в радиолокации и связи отличаются. В спутниковой связи Ku-диапазоном считаются частоты от 10,7 до 18 ГГц, что частично совпадает с радиолокационным X-диапазоном. Что касается конкретно ФАР на спутниках Starlink, то они передают данные на абонентские терминалы на частоте 10,7–12,7 ГГц, то есть как раз в радарном X-диапазоне, в котором прекрасно работают как спутниковые РЛС, так и РЛС на современных истребителях.
Чем больше частота – тем точнее измерения и меньше потребный размер антенны. Правда, с ростом частоты растет поглощение излучения атмосферой. Поэтому, к примеру, наиболее высокочастотные V- и W-диапазоны (40–100 ГГц) на Земле годятся разве что для парктроников. Однако Starlink вполне успешно «приземляет» сигналы Ка-диапазона (до 30 ГГц), и они нормально проходят сквозь атмосферу.
Теперь, во-вторых, об «элементарной критике» по поводу потребной мощности. Мощность системы электропитания КА Starlink, если оценивать ее по площади солнечной батареи, которая имеет в развернутом состоянии габариты 9,6х3 м, составляет 6 кВт максимум. КПД полупроводниковых излучателей современных ФАР не превышает 50%, таким образом теоретически может быть обеспечено излучение мощностью 3 кВт. Для сравнения, РЛС H035 «Ирбис» для Су-35 поколения 4++ имеет среднюю мощность излучения 5 кВт, что обеспечивает обнаружение цели с ЭПР 3 м2 на дальности до 400 км. Разумеется, на спутнике есть и другие потребители энергии, а 6 кВт солнечные батареи выдают только при наилучших условиях освещения, но, согласитесь, совсем уж пренебрежимо малыми энергетические возможности Starlink назвать нельзя.
Кстати, электрическая мощность ядерной энергетической установки «Бук» на первом в мире советском спутнике-радаре УС-А составляла всего 5 кВт. И этого хватало. Правда, спутник приходилось держать на высоте всего 270 км (вспоминаем про четвертую степень убывания мощности от расстояния).
Так может Starlink быть радаром или нет? Хотя бы теоретически?
Если очень хочется, то можно
Косвенно о радарном потенциале Starlink можно судить по любопытному докладу специалистов Университета Бирмингема (один из них, кстати, носит фамилию Черняков) «Использование излучения Starlink пассивным радаром: теоретическое исследование».
Пассивный радар – это устройство, которое работает только на прием отраженного сигнала внешнего источника излучения. Это очень полезно с точки зрения скрытности: радар не выдает себя собственным излучением. Но нужна подсветка каким-то другим излучателем. И появилась идея использовать для этих целей излучение спутников, которые 24 часа в сутки охватывают всю поверхность Земли своими радиолучами. Речь, например, об аппаратах спутниковой навигации или связи. Starlink также будет излучать 24 часа в сутки, обшаривая своими лучами всю планету. В исследовании изучается вопрос, насколько это излучение годится для целей пассивной радиолокации. В теории, разумеется.
Для простоты расчетов авторы статьи приняли, что площадь ФАР как на спутнике, так и на пассивном радаре на Земле составляет 1 м2. Получилось, что излучение Starlink позволяет пассивному радару с такой антенной обнаружить воздушную цель с площадью эффективного рассеяния 10 м2 на расстоянии максимум 10 км. Для сравнения: использование для этих целей гораздо менее мощного сигнала навигационных спутников GPS (высота орбиты около 20 000 км) дает дальность обнаружения аналогичной цели всего в 200 м. Это, быть может, подходящая характеристика для компактного пассивного радара, который можно носить в рюкзаке в горах Афганистана, но для космического радара дальность хоть 200 м, хоть 10 км, конечно, цифры смешные.
Однако расчеты в докладе приведены для спутника, находящегося на орбите высотой 1110 км, как это первоначально предполагалось планами SpaceX. Между тем Илон Маск принял во внимание опасения о том, что сведение с такой орбиты тысяч, а в перспективе – десятков тысяч спутников после того, как они отработают свой срок, представляет собой сложную задачу. Особенно, если часть из них досрочно выйдет из строя и потеряет возможность маневрировать. Такое количество мусора, зависшее в космосе на несколько столетий, оставлять недопустимо. Поэтому решено было разместить группировку на орбитах не выше 600 км, время жизни объектов на которых не превышает пяти лет в самом худшем случае, то есть при полной «обездвиженности» КА (что, кстати, уже произошло с 35 интернет-спутниками Маска).
Как сказано выше, для активного радара мощность отраженного сигнала обратно пропорциональна 4-й степени расстояния до цели. Следовательно, если расстояние уменьшилось в 2 раза, то мощность отраженного сигнала возрастет в 16 раз. Значит, вместо условного порогового расстояния приема отраженного сигнала в 10 км для орбиты в 1110 км мы получим 160 км для излучения с высоты 550 км. Уже лучше, но все равно маловато. Во всяком случае, для антенны площадью 1 м2. Но в реальности ФАР Starlink – это четыре устройства общей площадью 2,34 м2. А главное, что для спутников второго этапа, которые будут размещаться на орбите высотой 345 км, теоретическое расстояние приема отраженного сигнала от цели с ЭПР 10 м2 будет составлять 1000 км.
То есть спутники Starlink на высоте 345 км вполне можно использовать для радиолокации. Во всяком случае, в теории. Верить ли тому, что пророк Маск все изначально так и задумывал, – решайте сами, но против подобной конспирологии говорит, по сути, лишь то, что Starlink и без того является страшной военной угрозой, нависшей над всем миром.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
Видео удара израильской ракеты по армянскому мосту – подделка?
На войне правда – первая жертва.
Насколько российские боевые вертолеты должны быть быстрее американских
Рецепт скоростного вертолета от создателя «Черной акулы».
Как начнется ядерная война
И это никогда не может повториться?
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Саша Колосoffский |
Уж лучше интернет от Илона, чем пакет от Яровой. |
11-12-2020 18:45 ответить |
Антон Семёнов, г. Москва |
Вот вам и скайнет. Нужно срочно запускать в космос Джона Коннора. |
11-12-2020 18:47 ответить |
Сергей Бутрин |
42 000 потенциальных бомб на орбите |
11-12-2020 18:49 ответить |
Сергей Сазонов |
Сергей, так они сгорят в атмосфере. Какие это бомбы |
11-12-2020 18:51 ответить |
DronHrenoff |
дравствуйте, rustler, Вы писали: R>В Рунете все чаще можно встретить статьи о военном значении группировки спутников Starlink. Оу фак! Это очень серъезно! R>Некоторые авторы даже утверждают, что .... Ноу вей! Эта статья стала уже вдвое весомее чем я думал сначала! R>Image: ps1607680861.jpg R>Вряд ли стоит сомневаться в коммерческой и относительно мирной исходной направленности Starlink. "Вряд ли стоит сомневаться"... черт, это сильный аргУмент! :)) R>Нет сомнения в том, что Пентагон Еще один мощный аргУмент... R>Однако многие отечественные интернет-эксперты подозревают, что А тут прям тяжеловесы пошли в бой! Кстати, а это которые эксперты? Типа "политологи" которые в последние 9-12 мес стали "вирусологами" или какие-то другие? R>Далее Орлов обнаруживает на каждом спутнике Starlink аж по четыре фазированные антенные решетки (темно-серые квадраты в «днище» спутника на фото выше) и выводит Маска на чистую воду: «Фазированные антенные решетки нашли широкое применения в различных аспектах жизни человека. Они применяются операторами сотовой связи, их используют в системах безопасности и передачи данных. А еще, подобные устройства используются в восходящих линиях спутниковой связи, радарах военных самолетов, систем обнаружения ПВО и воздушно-космической обороны… Таким образом, если опираться на заявления Илона Маска и компании SpaceX, то на высоте 400 километров от поверхности нашей планеты будет вращаться 12 тыс. спутников Starlink, каждый из которых имеет четыре антенные фазированные решетки. Другими словами, в нашу с вами сторону круглосуточно из космоса будет смотреть 48 тысяч радаров». Абажите! Еще раз, откуда товарищ орлов сделал такой вывод? Он же сам говорил двумы строками ранее - "Фазированные антенные решетки нашли широкое применения в различных аспектах жизни человека. Они применяются операторами сотовой связи, их используют в системах безопасности и перед... |
11-12-2020 19:20 ответить перенести в VK |
Bgstalker Bgstalker, г. Москва |
Саша, |
11-12-2020 20:00 ответить |
VladD2 |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>В Рунете все чаще можно встретить статьи о военном значении группировки спутников Starlink. Некоторые авторы даже утверждают, что она с самого начала для этого и задумывалась, а разговоры об обеспечении широкополосным интернетом населения сельских районов – сказка для восторженных идиотов секты пророка Илона. Блин, столько букв чтобы убедить нас в том, в чем мы не сомневались. Или ты разубедить хочешь? Мне в лом все эти буквы сканировать. Ежу понятно, что в коммерческом плане эта затея не окупится. Как военная технология она имеет куда больше перспектив. |
11-12-2020 20:24 ответить перенести в VK |
Андрей Ронин |
Bgstalker, |
11-12-2020 20:44 ответить |
Bgstalker Bgstalker, г. Москва |
Андрей, |
11-12-2020 20:59 ответить |
a_g_99 |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Ежу понятно, что в коммерческом плане эта затея не окупится. Как военная технология она имеет куда больше перспектив. тоже самое говорили про интернет потом про мобильную связь |
11-12-2020 21:53 ответить перенести в VK |
VladD2 |
Здравствуйте, a_g_99, Вы писали: __>тоже самое говорили про интернет __>потом про мобильную связь Мне плевать кто там, что тебе говорил. Я такого не говорил и не слышал. Тут же вопрос очевиден, без поддержки бюджета эта затея обречена. В прочем Маск никогда и не рассчитывал на прибыль. Все его проекты были большую часть времени убыточными. Главное, чтобы инвесторы башляли. |
11-12-2020 22:59 ответить перенести в VK |
Сергей Бутрин |
Сергей, не знаю какие. |
11-12-2020 23:41 ответить |
a_g_99 |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Мне плевать кто там, что тебе говорил. Я такого не говорил и не слышал. а что ты слышал? с твоим уровнем интеллекта слышать это вообще героизм VD>Тут же вопрос очевиден, без поддержки бюджета эта затея обречена. В прочем Маск никогда и не рассчитывал на прибыль. Все его проекты были большую часть времени убыточными. Главное, чтобы инвесторы башляли. у московского патриота все связано с бюджетом. мысль патриота проста - надо воровать. московскому патриоту невдомек что можно просто заработать без воровства. быть нормальным человеком а не подонком. |
12-12-2020 00:00 ответить перенести в VK |
Volter Mellon |
Антон, ещё чип нейролинк напоминает серию из сериала внешние пределы |
12-12-2020 01:14 ответить |
VladD2 |
Здравствуйте, a_g_99, Вы писали: __>а что ты слышал? Всю жизнь слышал, что интернет и мобильные технологии - это очень перспективно и прибыльно. В каких клоаках ты поласкаешь свои мозги и кого слушаешь я не знаю. __>с твоим уровнем интеллекта слышать это вообще героизм Очень интересно! Рассказывай. Что же тебе не понравилось в моем уровне интеллекта? Ты, наверно, себя считаешь очень интеллектуальным? __>у московского патриота все связано с бюджетом. __>... __>мысль патриота проста - надо воровать. __>... __>московскому патриоту невдомек что можно просто заработать без воровства. быть нормальным человеком а не подонком. Вау! :super: Потрясающий пример индуктивной "логики". Где-то я это видел?! Хм... Вспомни! Вот где: https://www.youtube.com/watch?v=66e8GJ2FbFw Чувак заботящийся о моем интеллекте задвигает потрясающий образчик женской "логики". :))) Ты мне скажи, ты по жизни такой, или это женское начало в тебе открылось под воздействием спонтанно возникшего батхерта? Ну, не верю, я что с подобной "логикой" можно программистом работать, тем более, в Америке. ЗЫ Российским патриотам очевидно, что под видом коммерческого проекта Маск выполняет проект двойного назначения, который бы не имел коммерческого смысла без госфинансирования. Походу у тебя от этой простой мысли подгорает. Вот ты и переходишь все нормы приличия в надежде на то, что тебя забанят, а твое быдлячество удалят. Но, нет. Результат творчества твоего горящего пукана останется здесь. И все будут видеть твое нутро. ;) |
12-12-2020 02:35 ответить перенести в VK |
Никита Чурзин, г. Москва |
Оуу, все понятно, до свидания. Ща бы аналитику от перекупщиков слушать... |
12-12-2020 07:14 ответить |
Юрий Кирюшин, г. Москва |
Любые спутники на орбите - имеют военное значение. Может, кроме метеозондов, и то, не факт. |
14-12-2020 13:25 ответить |
Мисс Никс |
Саша, в США уже такой пакет давно принят и работает. |
14-12-2020 19:41 ответить |
Мисс Никс |
Антон, лучше запустить пакет Яровой. |
14-12-2020 19:41 ответить |
Мисс Никс |
Сергей, в период СОИ был такой проект – «Бриллиантовая галька» – запустить тысячи спутников, которые при массовом старте советских ракет встречным маневром сбивали боеголовки. Тогда это выглядело фантастикой, а теперь вполне реально. |
14-12-2020 19:42 ответить |
Мисс Никс |
Это информационные бомбы. |
14-12-2020 19:42 ответить |
rustler |
Здравствуйте, DronHrenoff, Вы писали: DH>Абажите! Еще раз, откуда товарищ орлов сделал такой вывод? Он же сам говорил двумы строками ранее - "Фазированные антенные решетки нашли широкое применения в различных аспектах жизни человека. Они применяются операторами сотовой связи, их используют в системах безопасности и передачи данных". Теперь подумаем: Старлинк типа будет передавать Ынтернеты - ... т.е. может это таки... передача данных? :)) Выводы Орлова в самом деле излишне залихватские. Но вопрос сам по себе интересен. Хотя бы с теоретической точки зрения. При более внимательном рассмотрении выясняется, что Орлов не так уж и не прав. Теоретически, конечно. |
14-12-2020 19:44 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Блин, столько букв чтобы убедить нас в том, в чем мы не сомневались. Или ты разубедить хочешь? Мне в лом все эти буквы сканировать. VD>Ежу понятно, что в коммерческом плане эта затея не окупится. Как военная технология она имеет куда больше перспектив. Starlink вполне может окупиться. Не столько за счет рядовых потребителей из деревень, сколько за счет интернета вещей и подключения авиакомпаний, судов и ж/д-транспорта. И за счет военных тоже, конечно. |
14-12-2020 19:54 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, a_g_99, Вы писали: __>тоже самое говорили про интернет __>потом про мобильную связь Однако спутниковые телефоны Iridium так и не окупились. |
14-12-2020 19:54 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Тут же вопрос очевиден, без поддержки бюджета эта затея обречена. В прочем Маск никогда и не рассчитывал на прибыль. Все его проекты были большую часть времени убыточными. Главное, чтобы инвесторы башляли. Маск именно и рассчитывает на поддержку бюджета. Starlink уже получил почти миллиард долларов бюджетных средств на развитие американской глубинки. Тут в самом деле прибыльность не обязательна. Но в целом его проекты оказываются вполне финансово успешными. |
14-12-2020 19:56 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, a_g_99, Вы писали: __>у московского патриота все связано с бюджетом. мысль патриота проста - надо воровать. московскому патриоту невдомек что можно просто заработать без воровства. быть нормальным человеком а не подонком. Маск тоже лихо осваивает бюджетные средства. Что в этом плохого? |
14-12-2020 19:56 ответить перенести в VK |
Мисс Никс |
Не забывайте еще и компанию по бурению тоннелей для вакуумных поездов. Это фантастика на уровне Герберта Уэллса. А его марсианский Starship из нержавейки – это Жюль Верн. |
14-12-2020 19:57 ответить |
Nikе |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Starlink вполне может окупиться. Не столько за счет рядовых потребителей из деревень, сколько за счет интернета вещей и подключения авиакомпаний, судов и ж/д-транспорта. И за счет военных тоже, конечно. Про суда скажу, что они крайне консервативны. 20 лет для судна не срок, экдисы новые лицензировать тот ещё гемморой. Там до сих пор по емейлу данные шлют. |
14-12-2020 19:57 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Российским патриотам очевидно, что под видом коммерческого проекта Маск выполняет проект двойного назначения, который бы не имел коммерческого смысла без госфинансирования. Походу у тебя от этой простой мысли подгорает. Вот ты и переходишь все нормы приличия в надежде на то, что тебя забанят, а твое быдлячество удалят. Но, нет. Результат творчества твоего горящего пукана останется здесь. И все будут видеть твое нутро. ;) Друзья, вы как-то далеко от Илона Маска отклонились. |
14-12-2020 19:59 ответить перенести в VK |
Сергей Бутрин |
Мисс, таки да, о чем я и говорил. |
14-12-2020 20:36 ответить |
DronHrenoff |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Здравствуйте, DronHrenoff, Вы писали: DH>Абажите! Еще раз, откуда товарищ орлов сделал такой вывод? Он же сам говорил двумы строками ранее - "Фазированные антенные решетки нашли широкое применения в различных аспектах жизни человека. Они применяются операторами сотовой связи, их используют в системах безопасности и передачи данных". Теперь подумаем: Старлинк типа будет передавать Ынтернеты - ... т.е. может это таки... передача данных? :)) R>Выводы Орлова в самом деле излишне залихватские. Но вопрос сам по себе интересен. Хотя бы с теоретической точки зрения. При более внимательном рассмотрении выясняется, что Орлов не так уж и не прав. Теоретически, конечно. Ну тогда оно конечно да :)) Сын подбегает к отцу и спрашивает: — Папа, а что такое "Теоретически", а что такое "Практически"? — Ну смотри сынок, подойди к маме, сестре и дедушке и спроси у них, переспят ли они с негром за 1 000 000 $ ? Сын подходит к маме и спрашивает: — Мама, а ты переспишь с негром за 1 000 000 $ ? — Да, но только ради семьи. Сын подходит к сестре и спрашивает: — Сестра, а ты переспишь с негром за 1 000 000 $ ? — Да, за лям я сама на него запрыгну. Сын подходит к дедушке и спрашивает: — Дедушка, а ты переспишь с негром за 1 000 000 $ ? — Да, за такие-то деньги. Сын возвращается к отцу и говорит: — Отец, все ответили "Да" — Ну смотри сынок, теоретически мы с тобой имеем 3 000 000 $, а практически мы имеем двух проституток и старого пи**раса! |
14-12-2020 21:30 ответить перенести в VK |
VladD2 |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Starlink уже получил почти миллиард долларов бюджетных средств ... Но в целом его проекты оказываются вполне финансово успешными. :))) |
14-12-2020 21:52 ответить перенести в VK |
kgd |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Мне плевать кто там, что тебе говорил. Я такого не говорил и не слышал. VD>Тут же вопрос очевиден, без поддержки бюджета эта затея обречена. В прочем Маск никогда и не рассчитывал на прибыль. Все его проекты были большую часть времени убыточными. Главное, чтобы инвесторы башляли. Сколько уже компаний до Маска сливали этот проект, включая МС и Гугл... |
14-12-2020 23:41 ответить перенести в VK |
Мисс Никс |
Никита, чем вам эта статья не угодила? |
15-12-2020 10:25 ответить |
Мисс Никс |
Юрий, метеозонды тоже имеют военное значение. Прогноз погоды в зоне боевых действий – важнейшая задача. Недаром у Пентагона даже есть военные метеоспутники. Кстати, на Starlink предлагается поставить камеры для метеообзора. |
15-12-2020 10:26 ответить |
pagid |
А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? |
16-12-2020 21:11 ответить перенести в VK |
kgd |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? Например, на 2013 год каталог Стратегического командования США содержал 16 600 объектов (в основном, размером более 10 см), большая часть которых была создана СССР, США и Китаем. Российский каталог, ГИАЦ АСПОС ОКП (ЦНИИмаш), содержал в августе 2014 года 15,8 тыс. объектов космического мусора, а всего на околоземных орбитах находилось более 17,1 тыс. объектов https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80 |
17-12-2020 01:28 ответить перенести в VK |
vlp |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? Это работает в обе стороны. У американской ПРО будут те же проблемы. |
17-12-2020 02:03 ответить перенести в VK |
gardener |
R>Starlink уже получил почти миллиард долларов бюджетных средств ... Но в целом его проекты оказываются вполне финансово успешными. VD>:))) А что же тебя тут насмешило? Раскрой свой интеллект, поделись? |
17-12-2020 03:14 ответить перенести в VK |
VladD2 |
Здравствуйте, gardener, Вы писали: G>А что же тебя тут насмешило? Раскрой свой интеллект, поделись? А ты сам понять не можешь? Коммерческий проект получающий деньги из бюджета. |
17-12-2020 03:16 ответить перенести в VK |
gardener |
VD>А ты сам понять не можешь? Коммерческий проект получающий деньги из бюджета. Все коммерческие проекты получают откуда-то деньги в начале, абсолютно все. Либо от проектов внутри компании которые уже приносят деньги. Либо от частных инвесторов. Либо от государства. Да, как это тебя не удивит, но государство тоже часто инвестирует тем или иныи способом. Ну так, что же насмешило тебя, раскроешь все-таки? |
17-12-2020 04:00 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, vlp, Вы писали: vlp>Это работает в обе стороны. У американской ПРО будут те же проблемы. Предположим, у них есть уверенность, что они справятся, но есть надежда, что РФ и Китаю будет сложнее. |
17-12-2020 06:50 ответить перенести в VK |
pagid |
Здравствуйте, kgd, Вы писали: kgd> kgd> Например, на 2013 год каталог Стратегического командования США содержал 16 600 объектов (в основном, размером более 10 см), большая часть которых была создана СССР, США и Китаем. Российский каталог, ГИАЦ АСПОС ОКП (ЦНИИмаш), содержал в августе 2014 года 15,8 тыс. объектов космического мусора, а всего на околоземных орбитах находилось более 17,1 тыс. объектов kgd> 16000 и 16000+42000 некоторая разница есть. Да и даже 16000 и 16000+12000 есть. Кроме того, масковский спутник по отражающей способности ближе к боеголовке или блоку боеголовок, чем большая часть мусора. |
17-12-2020 06:51 ответить перенести в VK |
Ночной Смотрящий |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Starlink вполне может окупиться. Не столько за счет рядовых потребителей из деревень, сколько за счет интернета вещей и подключения авиакомпаний, судов и ж/д-транспорта. Лайнеры, суда и поезда уже передают телеметрию, и плата за подключение на общем фоне затрат на эксплуатацию малозаметна. ... > |
17-12-2020 12:27 ответить перенести в VK |
Холодный |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Ежу понятно, что в коммерческом плане эта затея не окупится. Как военная технология она имеет куда больше перспектив. Думаю, что все с точностью до наоборот. Именно в коммерческом плане и окупится. Это отнюдь не отменяет военного применения и мало что меняет в понимании. Имеют бабки и технологии и запускают все что им нужно. Помешать не в силах, возражать тоже. Запустить аналогичный проект тоже увы. Остается писать вот такие опусы о глобальной катастрофе. Пишите исче.. |
17-12-2020 12:55 ответить перенести в VK |
mike_rs |
Здравствуйте, kgd, Вы писали: kgd>Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? kgd> kgd> Например, на 2013 год каталог Стратегического командования США содержал 16 600 объектов (в основном, размером более 10 см), большая часть которых была создана СССР, США и Китаем. Российский каталог, ГИАЦ АСПОС ОКП (ЦНИИмаш), содержал в августе 2014 года 15,8 тыс. объектов космического мусора, а всего на околоземных орбитах находилось более 17,1 тыс. объектов kgd> мусор не маневрирует активно и его орбиты вычисляемы. А тут предлагается создать 12000 активно маневрирующих целей. |
17-12-2020 13:35 ответить перенести в VK |
mike_rs |
Здравствуйте, vlp, Вы писали: vlp>Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? vlp>Это работает в обе стороны. У американской ПРО будут те же проблемы. у них будут исходные данные о каждом спутнике и его векторе в любой момент еще до начала маневра. Эти цели просто отсекутся. |
17-12-2020 13:36 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Nikе, Вы писали: N>Про суда скажу, что они крайне консервативны. 20 лет для судна не срок, экдисы новые лицензировать тот ещё гемморой. Круизные лайнеры вряд ли будут 20 лет ждать, чтобы обеспечить широкополосным интернетом не только капитанский мостик, но всех пассажиров на борту. А в перспективе любой матрос на каком-нибудь либерийском сухогрузе без всякого лицензирования сможет обеспечить сам себя широкополосным интернетом и рубиться после вахты в морской бой. |
18-12-2020 18:02 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, DronHrenoff, Вы писали: DH>— Ну смотри сынок, теоретически мы с тобой имеем 3 000 000 $, а практически мы имеем двух проституток и старого пи**раса! Так и статья, в сущности, об этом: теоретически спутники Маска использовать в качестве радаров можно, но на практике это все равно что ноутбук использовать, к примеру, как видеокамеру, или телефон как фонарик. Можно, конечно. Но зачем? |
18-12-2020 18:05 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>:))) Эти два предложения не противоречат, а дополняют друг друга. Космический бизнес Маска вырос, можно сказать, на бюджетные деньги. |
18-12-2020 18:05 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, kgd, Вы писали: kgd>Сколько уже компаний до Маска сливали этот проект, включая МС и Гугл... Starlink Маска – это и есть проект Гугла. |
18-12-2020 18:07 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>А может все проще и это попытка насытить российскую/китайскую системы ПРО/контроля за космическим пространством? Надежда на то, что на фоне этих 100500 спутников, особенно если в час "Ы" спутники начнут беспорядочные маневры, эти системы не будут способны увидеть боеголовки/маневры военных спутников? Использовать спутники связи общей стоимостью более 10 млрд в качестве ложных целей как-то слишком накладно. Проще запустить миллион надувных воздушных шариков. Да это, по сути, и будет делаться при запуске баллистических ракет. Там на каждую боеголовку предусмотрено целое облако ложных целей. |
18-12-2020 18:08 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, kgd, Вы писали: kgd>https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80 И что принципиально поменяется, если к этому мусору добавиться еще, предположим, 100 тыс. спутников? |
18-12-2020 18:09 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, vlp, Вы писали: vlp>Это работает в обе стороны. У американской ПРО будут те же проблемы. Особых проблем ни у кого не будет: просто вычислительные мощности потребуется увеличить, а так автоматической системе все равно – 100 целей или 100 000. |
18-12-2020 18:09 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, gardener, Вы писали: G>А что же тебя тут насмешило? Раскрой свой интеллект, поделись? Наверное, смех вызван тем, что у Маска такие смешные деньги образовались в результате всех его коммерчески безуспешных проектов. |
18-12-2020 18:10 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>А ты сам понять не можешь? Коммерческий проект получающий деньги из бюджета. Коммерческие проекты сплошь и рядом получают деньги из бюджета. |
18-12-2020 18:10 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, gardener, Вы писали: G>Ну так, что же насмешило тебя, раскроешь все-таки? Его рассмешила мысль. И это прекрасно! |
18-12-2020 18:10 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>Предположим, у них есть уверенность, что они справятся, но есть надежда, что РФ и Китаю будет сложнее. Идентифицировать цели сложнее вряд ли будет, поскольку ситуация меняется лишь количественно, а не качественно, а вот сбивать их или глушить, если из Starlink сделают военный интернет, будет нелегко. |
18-12-2020 18:11 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, pagid, Вы писали: P>16000 и 16000+42000 некоторая разница есть. Да и даже 16000 и 16000+12000 есть. P>Кроме того, масковский спутник по отражающей способности ближе к боеголовке или блоку боеголовок, чем большая часть мусора. Да все равно разница не принципиальная. Когда боеголовки полетят, вокруг них столько ложных целей будет, что спутники Маска тут вряд ли сильно повлияют. |
18-12-2020 18:11 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Ночной Смотрящий, Вы писали: НС>Лайнеры, суда и поезда уже передают телеметрию, и плата за подключение на общем фоне затрат на эксплуатацию малозаметна. Речь не о телеметрии, а о широкополосном интернете. Он сейчас довольно дорог и требует громоздкого оборудования. |
18-12-2020 18:12 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Холодный, Вы писали: Х>Думаю, что все с точностью до наоборот. Именно в коммерческом плане и окупится. Это отнюдь не отменяет военного применения и мало что меняет в понимании. Имеют бабки и технологии и запускают все что им нужно. Помешать не в силах, возражать тоже. Запустить аналогичный проект тоже увы. Остается писать вот такие опусы о глобальной катастрофе. Пишите исче.. На счет коммерческой стороны затеи Маска – ваша точка зрения совпадает с той, что изложена в статье. Просто было интересно разобрать вопрос о возможном военном применении системы. И здесь картина действительно получается грозная, хотя и не по причине использование Starlink в качестве радаров. |
18-12-2020 18:12 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, mike_rs, Вы писали: _>мусор не маневрирует активно и его орбиты вычисляемы. А тут предлагается создать 12000 активно маневрирующих целей. У нас была статья о том, с чего начнется ядерная война. Она, скорее всего, начнется с ослепляющего удара американских подлодок из акватории Баренцева моря. Время подлета до целей в европейской части России 15-20 минут. Причем первые ядерные взрывы будут в стратосфере, и они сразу же ослепят радары ПРО. Так что сколько там будет маневрировать спутников в космосе – не так важно. |
18-12-2020 18:12 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, mike_rs, Вы писали: _>у них будут исходные данные о каждом спутнике и его векторе в любой момент еще до начала маневра. Эти цели просто отсекутся. Тысячи маневрирующих спутников напоминают проект времен СОИ, который назывался «Бриллиантовая галька». Тысячи спутников на орбите развертывались заранее и при массированном советском ударе должны были маневром кинетически сбивать пролетающие сквозь их строй боеголовки. На Starlink движки для такого наведения слишком слабые, но в перспективе такая система выглядит сейчас вполне реальной. |
18-12-2020 18:13 ответить перенести в VK |
Ночной Смотрящий |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: НС>>Лайнеры, суда и поезда уже передают телеметрию, и плата за подключение на общем фоне затрат на эксплуатацию малозаметна. R>Речь не о телеметрии, а о широкополосном интернете. Он сейчас довольно дорог и требует громоздкого оборудования. Интернету вещей широкая полоса не нужа, для раздачи инета пользователям в поездах есть технологии попроще, а рынок инета на пассажирских лайнерах и круизных судах очень скромный. Да и то, над континентами в США сейчас самолеты как то умудряются кормиться с земли по смешным ценам, что то вроде 10 баксов анлим за полет. ... > |
18-12-2020 18:18 ответить перенести в VK |
Холодный |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>На счет коммерческой стороны затеи Маска – ваша точка зрения совпадает с той, что изложена в статье. Просто было интересно разобрать вопрос о возможном военном применении системы. И здесь картина действительно получается грозная, хотя и не по причине использование Starlink в качестве радаров. И что тут обсуждать? Очевидно же. Да, грозная. И возражать нечем. |
18-12-2020 22:53 ответить перенести в VK |
VladD2 |
Здравствуйте, rustler, Вы писали: R>Эти два предложения не противоречат, а дополняют друг друга. Космический бизнес Маска вырос, можно сказать, на бюджетные деньги. Согласен. Но не надо использовать термин "коммерческий" к подобным "бизнесам". |
19-12-2020 07:09 ответить перенести в VK |
Сава Чиркаев |
Мисс, не врите в америке демократия |
19-12-2020 19:32 ответить |
Рустам Султанов, г. Москва |
опять ищут врагов. |
20-12-2020 08:32 ответить |
rustler |
Здравствуйте, Ночной Смотрящий, Вы писали: НС>Интернету вещей широкая полоса не нужа, для раздачи инета пользователям в поездах есть технологии попроще, а рынок инета на пассажирских лайнерах и круизных судах очень скромный. Да и то, над континентами в США сейчас самолеты как то умудряются кормиться с земли по смешным ценам, что то вроде 10 баксов анлим за полет. На самолетах сейчас в полете идет запись огромного объема данных, которые скачивают после посадки. Широкополосный интернет позволит их передавать во время полета (к примеру, видео о поведении пассажиров в салоне). Кроме того интернету вещей (и беспилотникам всех мастей) пригодится малая задержка сигнала. Что касается инета для пассажиров на самолетах, то над океанами, да и над большей части суши альтернативы спутникам все равно нет, и рынок здесь огромный. Не говоря о всяких дальнобойщиках, вахтовиках и моряках. |
21-12-2020 19:41 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Холодный, Вы писали: Х>И что тут обсуждать? Очевидно же. Да, грозная. И возражать нечем. Идея статьи в том, что не очень оправданно считать Starlink прикрытием некоего тайного радарного проекта, поскольку он и по прямому назначению страшное оружие. Последнее очевидно, это вы правильно отметили. |
21-12-2020 19:43 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, VladD2, Вы писали: VD>Согласен. Но не надо использовать термин "коммерческий" к подобным "бизнесам". Falcon 9 осуществляет коммерческие запуски. Поэтому это коммерческий бизнес, хотя поднялся он и не без помощи государства. Даже «Протон» считался коммерческой ракетой, в том смысле что осуществлял коммерческие запуски. |
21-12-2020 19:44 ответить перенести в VK |
Мисс Никс |
Сава, никто и не спорит. Но демократия времен Рузвельта и демократия сейчас – разные вещи. Демократия демократии рознь. В России сейчас тоже вполне себе демократия. |
21-12-2020 19:45 ответить |
Мисс Никс |
Рустам, и, самое главное, находят. |
21-12-2020 19:46 ответить |
Рустам Султанов, г. Москва |
Мисс, и кто же враг? в первую очередь НИКС и является врагом, который торгует американской продукцией. Вы как патриоты должны продвигать отечественную продукцию, не так ли? |
22-12-2020 18:40 ответить |
Мисс Никс |
Рустам, наш враг – невежество и преклонение перед всем заграничным. Мы американскими товарами торгуем, но перед ними не преклоняемся. |
23-12-2020 10:34 ответить |
Рустам Султанов, г. Москва |
Мисс, речь идет не о преклонении. Вы лжецы и лицемеры. Вы пользуетесь всем заграничным и сами кричите что это плохо. Кстати, покажите или назовите врага, которого нашли? |
24-12-2020 23:53 ответить |
Мисс Никс |
Рустам, да, мы торгуем заграничными товарами. И что ж тут хорошего, что нет таких же отечественных? Что касается врага, то нам его даже искать не надо: американцы вполне открыто на самолетах, имитирующих действия потенциального противника на учениях, рисуют звезды российских ВВС. |
29-12-2020 18:53 ответить |