На позапрошлой неделе компания Intel представила семейство настольных процессоров 11-го поколения Core "Rocket Lake" во главе с флагманским чипом Core i9-11900K. Топовым представителем среднего класса здесь является процессор Core i5-11600K, но сегодня мы рассмотрим, возможно, самую интересную модель во всей линейке – Core i5-11400F. Обозреватели часто обходят своим вниманием 400-е SKU настольных процессоров Intel, хотя среди геймеров модели последних поколений – Core i5-8400, i5-9400F и i5-10400F – очень популярны.
Эти чипы из ценовой категории до $200 располагают полным набором фишек Core i5, несмотря на более низкие тактовые частоты и заблокированный множитель. Кроме того, Intel включает в эту специфическую линейку процессоры без встроенной графики, на что указывает суффикс "F" в наименовании модели, и эта особенность позволяет снизить цену еще на $15-20. Процессор Core i5-11400F вышел со стартовой ценой всего $170 – весьма выгодное предложение для геймеров, обычно пользующихся дискретными видеокартами и не интересующихся встроенной графикой вообще.
Новая микроархитектура Rocket Lake обладает четырьмя ключевыми особенностями, позволяющими считать ее первой серьезной инновацией Intel в клиентском сегменте за последние несколько лет. Во-первых – Intel представляет здесь новое ядро CPU "Cypress Cove", которое по производительности IPC должно превосходить ядра предыдущих поколений на 19%. Во-вторых – новая встроенная графика UHD 750, усиленная графической архитектурой Intel Xe LP, должна быть в полтора раза эффективнее iGPU предыдущего поколения UHD 650 Gen 9.5. В-третьих – осуществлена давно назревшая модернизация I/O-функционала процессора, который теперь предлагает поддержку PCI-Express 4.0 для видеокарт и подключение слота NVMe непосредственно к CPU. Наконец, в-четвертых – обновленный контроллер памяти предоставляет гораздо большие возможности для разгона памяти благодаря введению режима Gear 2.
Процессор Core i5-11400F выпускается с нерабочим блоком iGPU и заблокированным множителем. Тем не менее, этот чип Intel поддерживает память до DDR4-3200 – теперь это возможно даже на материнских платах среднего уровня с чипсетами H570 и B560. Модель i5-11400F представляет собой 6-ядерный/ 12-поточный процессор с базовой частотой 2.60 ГГц и максимальной частотой Turbo Boost 4.40 ГГц. Каждое из его шести ядер Cypress Cove использует отдельный кэш L2 объемом 512 КБ – наряду с общим кэшем L3 объемом 12 МБ. Intel установила для этого процессора номинальный TDP 65 Вт, как и для остальных опций без суффикса "K" в наименовании; при этом доступна дополнительная настройка лимитов мощности PL1 и PL2 – Intel не считает эти манипуляции "оверклокингом", поэтому лимиты мощности разблокированы.
Оцененный производителем в $170, процессор Core i5-11400F фактически не имеет оппонентов на стороне AMD. Ближайший аналог – Ryzen 5 3600 – стартовал с отметки $200, и AMD не беспокоится (пока?) о том, чтобы выставить в линейке Ryzen 5 на базе Zen 3 более дешевый чип. В этом обзоре мы постараемся выяснить, действительно ли i5-11400F обладает всеми необходимыми качествами процессора для современного игрового компьютера среднего класса.
Мы приводим здесь результаты тестирования Core i5-11400F в четырех режимах: "Gear 1" (выделен зеленым) и "Gear 2" (выделен синим) с заводскими настройками лимитов мощности и 65-ваттным TDP; "Max Power Limit/ Gear 1" (выделен темно-красным) и "Max Power Limit/ Gear 2" (выделен светло-коричневым) с максимальными настройками лимитов мощности; и, наконец, в режиме максимально возможной производительности этого процессора – "Max Power + Max BCLK" (выделен сиреневым) – Gear 1 с частотой BCLK 102.9 МГц (DDR4-3733), то есть в режиме максимальной частоты, которую может поддерживать контроллер памяти.
Процессор | Цена, $ | Число ядер / потоков | Базовая частота, ГГц | Boost-частота, ГГц | Кэш L3, МБ | TDP, Вт | Архитектура | Техпроцесс | Сокет |
Ryzen 3 3300X | 200 | 4 / 8 | 3.8 | 4.3 | 16 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Core i3-10300 | 180 | 4 / 8 | 3.7 | 4.4 | 8 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i5-9400F | 150 | 6 / 6 | 2.9 | 4.1 | 9 | 65 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i5-10400F | 150 | 6 / 12 | 2.9 | 4.3 | 12 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i5-10500 | 215 | 6 / 12 | 3.1 | 4.5 | 12 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i5-11400F | 170 | 6 / 12 | 2.6 | 4.4 | 12 | 65 | Rocket Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 5 3600 | 200 | 6 / 12 | 3.6 | 4.2 | 32 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Core i5-9600K | 215 | 6 / 6 | 3.7 | 4.6 | 9 | 95 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i5-10600K | 230 | 6 / 12 | 4.1 | 4.8 | 12 | 125 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i5-11600K | 275 | 6 / 12 | 3.9 | 4.9 | 12 | 125 | Rocket Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 5 3600X | 250 | 6 / 12 | 3.8 | 4.4 | 32 | 95 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Ryzen 5 5600X | 350 | 6 / 12 | 3.7 | 4.6 | 32 | 65 | Zen 3 | 7 нм | AM4 |
Core i7-9700K | 290 | 8 / 8 | 3.6 | 4.9 | 12 | 95 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i7-10700K | 320 | 8 / 16 | 3.8 | 5.1 | 16 | 125 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i7-11700K | 420 | 8 / 16 | 3.6 | 5.0 | 16 | 125 | Rocket Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 7 3700X | 330 | 8 / 16 | 3.6 | 4.4 | 32 | 65 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Ryzen 7 3800XT | 450 | 8 / 16 | 3.9 | 4.7 | 32 | 105 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Ryzen 7 5800X | 450 | 8 / 16 | 3.8 | 4.7 | 32 | 105 | Zen 3 | 7 нм | AM4 |
Core i9-10900 | 400 | 10 / 20 | 2.8 | 5.2 | 20 | 65 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Ryzen 9 3900X | 485 | 12 / 24 | 3.8 | 4.6 | 64 | 105 | Zen 2 | 7 нм | AM4 |
Ryzen 9 5900X | 550 | 12 / 24 | 3.7 | 4.8 | 64 | 105 | Zen 3 | 7 нм | AM4 |
Core i9-9900K | 370 | 8 / 16 | 3.6 | 5.0 | 16 | 95 | Coffee Lake | 14 нм | LGA 1151 |
Core i9-10900K | 470 | 10 / 20 | 3.7 | 5.3 | 20 | 125 | Comet Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Core i9-11900K | 550 | 8 / 16 | 3.5 | 5.3 | 16 | 125 | Rocket Lake | 14 нм | LGA 1200 |
Процессор Core i5-11400F поставляется в обычной картонной коробке с вырезанным окошком, через которое виден сам чип. В комплект поставки входит процессор, кулер, корпусной стикер и документация.
Все процессоры 11-го поколения Intel Core, начиная с серии Core i5 и включая SKU без "K", укомплектованы модернизированными заводскими кулерами типовой системы "вентилятор + радиатор". Эти кулеры компания представила в прошлом году вместе с процессорами 10-го поколения. Радиатор отличают черные пластины из анодированного алюминия, окружающие медное основание; сверху установлен вентилятор улучшенной конструкции. Кулер рассчитан на тепловую нагрузку до 95 Вт – этого должно быть достаточно для эффективного охлаждения процессора без "K", работающего с заводскими частотами.
Базовая схема контактов процессора соответствует компоновке сокета LGA1200 – как и у 10-го поколения Comet Lake, поэтому он совместим не только с материнскими платами на чипсетах Intel 500-й серии, но и со старшими платами 400-й серии с обновленной версией BIOS.
Установочное отверстие сокета Intel LGA1200 имеет ту же конфигурацию, что и у предыдущих сокетов LGA115x, поэтому в выборе кулера вы практически не ограничены. Нужно только убедиться, что он рассчитан на TDP не менее 65 Вт.
Фундаментом, на котором базируется семейство настольных процессоров 11-го поколения Intel Core, является новая микроархитектура Rocket Lake. В ней представлен ряд последних архитектурных инноваций Intel в части CPU и iGPU для настольных платформ. Кроме того, она привносит в этот форм-фактор технологию аппаратного ускорения ИИ Deep Learning Boost, а также поддержку инструкций AVX-512. Представляя архитектуру Rocket Lake, Intel заявляет – впервые за 5 лет – о двузначной прибавке к однопоточной производительности CPU и заодно обещает солидное увеличение производительности встроенной графики по сравнению с предыдущим поколением.
Кристалл Rocket Lake-S изготавливается на базе, как мы надеемся, последней рафинированной модификации 14-нм техпроцесса Intel. Почему Intel не торопится переводить свои процессоры на 10-нм технологию SuperFin, можно только догадываться. Компания все еще в процессе перехода с 14 нм на 10 нм, и в настоящее время приоритет нового техпроцесса отдается мобильным и корпоративным процессорам. Издержки 14-нм техпроцесса не ограничиваются энергетическими затратами (потребляемая мощность и нагрев) на уровне 10-го поколения Comet Lake. Помимо этого, число ядер CPU здесь может быть не более восьми, поскольку стекловолоконное основание LGA1200 имеет ограниченную площадь.
От предыдущего поколения Rocket Lake отличают пять ключевых инноваций: новое ядро CPU Cypress Cove; новая встроенная графика 12-го поколения Xe LP; новый функциональный блок Gaussian Network Accelerator (GNA) 2.0 – аппаратный компонент, отвечающий за ускоренное обучение ИИ по технологии Deep Learning Boost (DLBoost); поддержка AVX-512; и, наконец, модернизированный набор интерфейсов I/O, включающий PCI-Express 4.0 и обновленный интерфейс чипсета с удвоенной относительно предыдущего поколения пропускной способностью.
Новое ядро CPU Cypress Cove представляет собой реконструкцию ядра Sunny Cove, которое было разработано для процессоров Ice Lake изначально под техпроцесс Intel 10 нм, на базе техпроцесса 14 нм. Intel не выпустила отдельную документацию на архитектуру ядра Cypress Cove, но мы можем судить о ней на основе тех немногочисленных презентаций, которые Intel опубликовала для Sunny Cove.
Ядро CPU включает в себя три основных компонента: фронт конвейера (front-end), который определяет вид нагрузки и соответствующим образом распределяет аппаратные ресурсы; исполнительные блоки, фактически осуществляющие вычисления; блоки загрузки/хранения данных, обеспечивающие взаимодействие процессора с памятью через иерархическую систему кэшей. Судя по слайдам, основные усилия инженеров Intel были направлены на усовершенствование исполнительных блоков и блоков загрузки/хранения данных.
Исполнительный сегмент ядра был усилен по нескольким ключевым направлениям: фронт конвейера был расширен на 25% – соответственно увеличено число исполнительных портов; на 33% увеличено число блоков AGU; в сегмент загрузки/хранения данных добавлен дополнительный блок хранения (Store Data). Все это позволило осуществлять поддержку обновленного набора инструкций – 512-разрядных инструкций AVX (или AVX-512). Архитектура Rocket Lake, относящаяся к пользовательскому классу, получила сокращенную версию AVX-512 – с поддержкой только тех инструкций, которые соответствуют области применения клиентских платформ. Очень нужные изменения были произведены в подсистеме кэшей: объем кэша данных L1 был увеличен в полтора раза – до 48 КБ (с 32 КБ в Skylake), кэша L2 – в два раза (до 512 КБ). Объем кэша L3 остался без изменений – 16 МБ, как и у 8-ядерных чипов предыдущего поколения.
Следующий основной компонент – встроенный графический процессор Intel Iris Xe на базе новейшей графической архитектуры 12-го поколения Xe LP. Это та же технология, которая используется в iGPU Tiger Lake, но с небольшой разницей. Как видно из вышеприведенного слайда, iGPU Tiger Lake содержит 96 исполнительных блоков (EU), а iGPU Rocket Lake – только 48. Возможно, так сделано в целях наиболее рационального использования рабочей площади 14-нм чипа. Intel попыталась компенсировать меньшее число EU более высокими тактовыми частотами iGPU и большим бюджетом мощности по сравнению с выпущенными на сегодняшний день 15-ваттными чипами Tiger Lake. В любом случае, Intel заявляет, что iGPU Rocket Lake на 50% быстрее, чем встроенная графика Gen9.5 в процессорах Comet Lake. Intel также обновила медиадвижок iGPU, который теперь обеспечивает аппаратную поддержку видеоформатов AV1 10-bit и HEVC 12-bit.
В этом поколении процессоров Intel представляет новый набор инструкций AVX-512. Эволюция поддержки AVX и AVX2 способствует ускорению обработки рабочих потоков SIMD, то есть более быстрому одновременному выполнению сходных операций над многими данными. Полный пакет AVX-512 включает в себя множество инструкций, не все из которых относятся к области применения клиентских ПК. Поэтому Intel предлагает сокращенную поддержку AVX-512 – клиентские платформы, такие как Rocket Lake и Ice Lake, поддерживают один набор инструкций, а платформы корпоративного класса или HPC, такие как Xeon Scalar и Xeon Phi, – другой набор. Поскольку ядро Cypress Cove является производным от Sunny Cove (а не Willow Cove), оно поддерживает инструкции Foundational (F), Conflict-Detect (CD), Vector Propulsion Count (VPOPCNTDQ), Vector Length (VL), BFloat16, Vector-AES и т.д., но не Vector Intersect (VP2INTERSECT), которую поддерживает Willow Cove.
Следующий ключевой блок – GNA 2.0, компонент, осуществляющий аппаратную поддержку технологии DLBoost в новых клиентских процессорах Intel. Это амбициозное решение добавляет к функционалу процессора возможности ИИ, что позволяет ускорить работу ряда креативных приложений, которые могут использовать эти преимущества. Аппаратное ускорение редактирования видео и изображений с помощью ИИ – это большой шаг вперед, который мы наблюдаем в течение последних трех лет на примере смартфонов, и теперь Intel собирается перенести этот опыт на ПК. Технология DLBoost была впервые представлена в 2019 году в 10-м поколении мобильных процессоров Ice Lake, а с процессорами Rocket Lake она приходит и в настольный сегмент. Intel заявляет, что эта технология позволяет ускорить процессы построения/обучения нейросетей с применением алгоритмов глубокого обучения в 6 раз по сравнению с временем выполнения исходного машинного кода x86, а это, в свою очередь, позволяет разгрузить ядра CPU.
Наконец, в поколении Intel Rocket Lake произведен действительно нужный апгрейд интерфейсов I/O. Впервые введена поддержка PCI-Express 4.0. Процессор предлагает 28-линейный рут-комплекс PCIe: 16 линий идут к порту PEG (основному графическому слоту x16), четыре – к слоту M.2 NVMe Gen 4, который подключен непосредственно к процессору (в точности как на платформах AMD Ryzen), и восемь – к шине чипсета DMI x8, которая обладает двойной пропускной способностью по сравнению с предыдущим поколением. Последние поддерживают PCIe 3-го поколения, поскольку 4-е поколение не поддерживают чипсеты (PCH) 500-й серии. Интерфейс памяти по сравнению с Comet Lake практически не изменился. Он поддерживает память DDR4 – теперь DDR4-3200 – в двухканальной конфигурации объемом до 128 ГБ. Однако встроенный контроллер памяти был значительно усовершенствован, в чем мы далее убедимся.
Чипсет Z590 базируется на новом кристалле – это не просто обновленная версия Z490. Он изготавливается на базе техпроцесса 14 нм и теперь поддерживает интерфейс DMI 3.0 x8 (для процессоров 11-го поколения Rocket Lake), который обеспечивает двустороннюю пропускную способность 128 Гбит/с (вдвое больше, чем у предыдущей версии интерфейса). Чипсет совместим и с процессорами 10-го поколения Comet Lake, но в этом случае используются только 4 линии DMI. Выход PCIe у этого чипсета – такой же, как у Z490: 28 линий PCI-Express 3.0.
Из нового: оригинальная поддержка USB 3.2x2 (20 Гбит/с), разгрузка аудиоканала USB на уровне чипсета (а не процессора) за счет HSP совместимого с USB цифро-аналогового преобразователя, а также совершенно новый аудиоинтерфейс Intel MIPI SoundWire. Разработанный на основе интерфейса HD Audio, которому уже 18 лет, SoundWire может функционировать в режиме малого энергопотребления (дежурный режим ПК) и обеспечивать, например, работу голосового помощника. И, хотя это не является строгим требованием, обусловленным характеристиками чипсета, но с чипсетами 500-й серии рекомендуется использовать последние модели проводных и беспроводных контроллеров Intel Wi-Fi 6E и 2.5 GbE и дискретные контроллеры Thunderbolt 4.
Платформа Rocket Lake | |
Процессор | Все процессоры Intel 11-го поколения |
Материнская плата | ASUS Z590 Maximus XIII Hero BIOS 0610 |
Память | 11400F: 2x 8 GB DDR4-3733; 16-16-16-34 1T; Gear 1 и Gear 2 11600K и 11900K: 2x 8 GB DDR4-3800; 16-16-16-34 1T; Gear 2 (в режиме Gear 1 память с частотой 3800 МГц работает нестабильно) |
Видеокарта | EVGA GeForce RTX 3080 FTW3 Ultra |
Накопитель | Crucial MX500 2 TB SSD |
Блок питания | Seasonic SS-860XP |
Система охлаждения | Noctua NH-U14S Zadak Spark 240 mm AIO |
Операционная система | Windows 10 Professional 64-bit Version 20H2 (October 2020 Update) |
Драйвер | NVIDIA GeForce 461.92 WHQL |
Платформа Zen 3 | |
Процессор | Все процессоры серии AMD Ryzen 5000 |
Материнская плата | ASRock X570 Taichi BIOS v4.10, AGESA 1.2.0.0 |
Память | 2x 8 GB DDR4-3800; 16-16-16-34 1T; Infinity Fabric @ 1900 MHz 1:1 |
Остальные спецификации – см. выше |
Платформа Comet Lake | |
Процессор | Все процессоры Intel 10-го поколения |
Материнская плата | ASUS Z490 Maximus XII Extreme BIOS 2004 |
Память | 2x 8 GB DDR4-3800; 16-16-16-34 1T |
Остальные спецификации – см. выше |
Платформа Zen 2 | |
Процессор | Все процессоры серии AMD Ryzen 3000 |
Материнская плата | ASRock X570 Taichi BIOS v4.10, AGESA 1.2.0.0 |
Память | 2x 8 GB DDR4-3800; 16-16-16-34 1T; Infinity Fabric @ 1700 MHz |
Остальные спецификации – см. выше |
Платформа Coffee Lake | |
Процессор | Все процессоры Intel 9-го поколения |
Материнская плата | ASUS Z390 Maximus XI Extreme BIOS 2004 |
Память | 2x 8 GB DDR4-3800; 16-16-16-34 1T |
Остальные спецификации – см. выше |
Примечания:
Super Pi – один из наиболее популярных бенчмарков у оверклокеров и доводчиков. Он уже очень давно используется в соревнованиях на мировые рекорды. Это в чистом виде однопоточный тест для CPU, который вычисляет число «пи» с высокой точностью – в нашем случае до 32 млн значащих цифр. Выпущенный в 1995 г., этот тест в вычислениях с плавающей точкой поддерживает только инструкции x86 и поэтому хорошо подходит для выявления потенциальной производительности процессора в однопоточных приложениях.
В то время как Super Pi вычисляет число «пи», программа wPrime решает другую математическую задачу: нахождение простых чисел. Для этого в wPrime применяется метод Ньютона. А основная цель теста wPrime – решить эту задачу так, чтобы задействовать оптимальным образом все доступные ядра и потоки процессора.
Cinebench – еще один бенчмарк для современных процессоров, являющийся суперпопулярным, поскольку создан на основе рендерера программного приложения Maxon Cinema 4D. И AMD, и Intel часто демонстрируют результаты этого теста на различных официальных мероприятиях, так что он уже практически стал стандартом в этой отрасли. Для данного обзора мы протестировали однопоточную и многопоточную производительность процессоров в версии Cinebench R23.
Blender – одна из немногочисленных программ для рендеринга профессионального уровня, которая является бесплатной и доступна в открытых источниках. Уже один только этот факт цементирует сообщество поклонников этой программы и делает ее популярным бенчмарком, которым к тому же легко пользоваться. Для сегодняшнего обзора мы взяли версию Blender v2.92 и тестовую сцену "BMW 2.7".
Corona Renderer – это современный, дающий фотографическую реалистичность изображения рендерер, который доступен в пакетах Autodesk 3ds Max и Cinema 4D. Он обеспечивает физически правдоподобные и ожидаемые результаты благодаря применению алгоритмов для создания реалистичных эффектов глобального освещения и воспроизведения качества материалов. Corona не поддерживает рендеринг силами GPU, поэтому для пользователей этой программы производительность CPU имеет архиважное значение. Устаревший бенчмарк Corona Benchmark, который не поддерживает новые архитектуры, мы здесь не использовали, взяв вместо него последнюю версию Corona Renderer 6.1.
Автономная программа для рендеринга KeyShot быстро и эффективно обрабатывает потоки данных, благодаря чему вы получаете реалистичные сцены с высоким качеством изображения при максимально коротком времени отрисовки кадра. Рейтрейсинг в реальном времени, фотонное проецирование (photon mapping), адаптивный сэмплинг и динамическое освещение обеспечивают картинку высокого качества, которая мгновенно обновляется даже в интерактивном режиме работы над сценой. Версия KeyShot 10 поддерживает и рендеринг силами CPU, и рендеринг силами GPU. Мы здесь использовали CPU-рендерер, так как возможности GPU-рендерера в этом приложении все-таки ограниченны.
V-Ray – популярная во всем мире программа для трехмерного рендеринга, в которой применяется глобальное освещение, трассировка траекторий, фотонное проецирование и карты распространения лучей, благодаря чему на выходе получается суперреалистичная объемная картинка. Она используется при создании движущегося изображения в компьютерных играх и на телевидении. V-Ray поддерживает все основные 3D-приложения – это отличный инструмент для любого вида деятельности, в котором рендеринг поставлен на поток. Мы здесь использовали встроенный бенчмарк V-Ray 5 в режиме "только CPU"; результат теста показывает количество элементов ("v-сэмплов"), которое может быть обработано на конкретном «железе» (чем больше – тем лучше).
Unreal Engine 4 – один из ведущих мультиплатформенных движков в игровой отрасли. Помимо общей продвинутости, он также предлагает множество опций, позволяющих получить результат быстрее, чем при использовании аналогичных конкурирующих продуктов: время – деньги. Прежде чем выпустить игру, необходимо проделать длительную работу по созданию готовых карт освещения. Они включают в себя всю геометрию статических объектов и расположение фиксированных источников света с предварительно вычисленными текстурами – это позволяет высвободить громадный ресурс производительности, поскольку уже не нужно будет производить все эти вычисления в режиме реального времени на машине пользователя. Конкретно в этих тестах мы делали карты освещения для сравнительно простой сцены, но обычно этот процесс занимает несколько часов.
Microsoft Visual C++ – вероятно, самый популярный язык программирования для создания профессиональных Windows-приложений. Он входит в пакет для разработчиков ПО Microsoft Visual Studio, который имеет солидную историю и получил широкое распространение как золотой стандарт интегрированной среды разработки (IDE). Компиляция программы – это достаточно долгий процесс, превращающий исходный программный код в исполняемый, и программисты обычно терпеть не могут ждать, пока этот процесс завершится. Мы пропустили через компилятор и линковщик C++ (версия Visual Studio 2019 16.9) приложение среднего размера, а также выполнили компиляцию ресурсов. Сборка приложения производилась в режиме "release" со всеми включенными оптимизациями и активной опцией мультипроцессорной компиляции.
Google Octane определяет производительность при работе с веб-браузером в ряде тестов на основе Javascript, которые отражают типовые пользовательские сценарии в современных динамичных интерактивных веб-приложениях.
Mozilla Kraken похож на Octane тем, что он также измеряет время выполнения Java-скриптов, но он использует другой набор тестов – на базе бенчмарка SunSpider. Тестовые сценарии включают аудиопроцессинг, алгоритмизированный поиск, фильтрацию изображений, анализ JSON и криптографию.
WebXPRT 3 – это браузер-бенчмарк, определяющий производительность в типовых веб-приложениях, включая такие задачи, как обработка фотографий, управление медиаконтентом с использованием ИИ, представление опций прайс-листов интернет-магазинов, шифрование, оптическое распознавание (OCR), создание опросов и рейтингов и вывод результатов. Этим он отличается от двух предыдущих бенчмарков, которые в большей степени фокусируются на локальных сценариях и определяют производительность при выполнении конкретных алгоритмов.
Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение позволяют нам создавать приложения с почти волшебными возможностями. Наш первый бенчмарк здесь – ИИ-приложение Topaz Gigapixel, с помощью которого можно повышать разрешение фотографий с одновременным улучшением проработки мелких деталей.
Задача научить ИИ точно распознавать содержание изображений является одной из важнейших для машинного обучения. Приложение пользовательского уровня Nero AI Photo Tagger предлагает сравнительно простой вариант реализации этих алгоритмов. Мы дали этой программе следующее задание: классифицировать 2500 фотографий по тэгам "автомобиль", "собака", "цветок" и т.п.
ИИ в наши дни используется практически везде. Искусственный интеллект, выполняющий алгоритмы, основанные на принципах машинного обучения, во многих практических задачах берет на себя рутинную работу, для которой раньше был необходим человек. Чтобы ИИ со способностью к глубокому обучению мог решать свои задачи, он должен быть сначала обучен на большом массиве обучающих данных, которые многократно оцениваются; в результате получается нейросеть с устойчивыми связями (также называемая выводом), способная в дальнейшем выполнять соответствующую работу. Наиболее популярный программный пакет для машинного обучения – Google Tensorflow на основе Python – поддерживает как CPU, так и GPU. Настройка Tensorflow на работу с графическим процессором представляет некоторую сложность, поэтому большинство алгоритмов с обучением на небольших массивах данных разрабатывается для CPU. Кроме того, обучение на CPU происходит быстрее в тех ситуациях, когда задача требует больших, чем у типовых GPU, ресурсов памяти.
COMSOL – это золотой стандарт в области точного моделирования физических явлений и один из главных конкурентов Ansys. Эта программа особенно эффективна в тех случаях, когда моделируются сложные явления, включающие в себя компоненты различной физической природы – вы можете моделировать что угодно, включая черные дыры. Модульный подход к решению задач в COMSOL позволяет специалистам запускать программу как для одного модуля, так и сразу для нескольких взаимодействующих между собой модулей, относящихся к взаимосвязанным задачам, с возможностью двусторонней коммуникации с внешними программами – например, CAD-приложениями.
Программа NAMD разработана в Иллинойском университете и позволяет ученым моделировать динамическое взаимодействие между молекулами и атомами. Это признанное специалистами программное средство моделирования молекулярной динамики в любых масштабах – от поведения отдельных групп молекул до взаимодействия фракций в разнофазных средах. От аналогичных программ NAMD отличает режим параллельного моделирования, позволяющий эффективно решать задачи в больших системах на основе модели параллельного программирования Charm++.
Пакет Microsoft Office в представлении не нуждается – это, возможно, наиболее широко используемый во всем мире программный продукт для ПК, установленный на каждом офисном компьютере независимо от специализации. Наши тесты здесь охватывают широкий диапазон задач по созданию и редактированию различных документов в Word, PowerPoint и Excel.
Программа Adobe Photoshop тоже стала своего рода стандартом в сфере обработки фотографий и других изображений. Мы использовали здесь последнюю версию Photoshop CC, в которой запускали такие типовые задачи, как изменение размера изображения, применение различных опций размытия, эффектов освещения, настроек резкости и цветности, а также экспорт изображений. Кроме того, мы применяли и более сложные опции, такие как «умная» заливка (с распознаванием области), коррекция объектива, «умная» резкость, выделение объекта и изменение ракурса (tilt shift).
Adobe Premiere Pro CC – основная рабочая программа, используемая в видеоиндустрии для создания высококачественного контента для кино, ТВ и веб-ресурсов. Она работает практически со всеми форматами записи видеофайлов и поддерживает редактирование на разрешении Full HD, 4K и 8K, а также редактирование контента для виртуальной реальности. К сожалению, большинство задач в Premiere Pro являются однопоточными, а кодирование медиаконтента в значительной степени осуществляется силами GPU; поэтому тестирование CPU в режиме "export" большого интереса не представляет. Для тестирования мы использовали программную функцию "object tracking", которая автоматически отслеживает на протяжении всего видеофайла конкретного человека или объект, – эта задача задействует более одного ядра CPU, но полностью не масштабируется. Этот процесс включает в себя многократные обращения к памяти, в нашем тесте в общей сложности использовалось свыше 10 ГБ RAM.
Adobe After Effects – это креативное приложение для создания визуальных эффектов на движущемся изображении и видеоколлажей. Если в последние 10 лет вы интересовались новыми телевизорами, то наверняка сталкивались с такими настраиваемыми эффектами, создаваемыми с помощью After Effects. В нашей тестовой сцене мы убирали объекты с переднего плана "по мановению волшебной палочки", используя для этого готовые алгоритмы фильтрации.
Создание 3D-моделей – это сложная и трудоемкая задача, которая требует больших затрат времени и высокой квалификации художника. Поэтому в 3D-моделировании уже давно ищут способ реконструкции 3D-объектов непосредственно из серии фотографий. Именно это и делает фотограмметрия. Фотограмметрический метод также используется при реконструкции рельефа местности по данным фотографий, полученных путем аэрофотосъемки.
Оптическое распознавание текста (Optical Character Recognition, OCR) – это способ перевода текста из формата картинки (скана или фотографии) в актуальный текстовый формат, например, для последующего редактирования. Хотя большинство программ для OCR являются однопоточными приложениями, движок Google Tesseract может работать сразу с несколькими страницами отсканированного документа, распределяя нагрузку между несколькими ядрами процессора. Эта программа, которую можно рассматривать в качестве одного из самых точных программных средств для OCR, доступных в открытых источниках, автоматически запускает проверку правописания в первичных результатах распознавания, что дополнительно усложняет вычислительную нагрузку.
Виртуальная машина (ВМ) – это функциональная модель компьютера, создаваемая на компьютере-хосте и работающая независимо от него как полностью автономная система. Это не только повышает безопасность, но также позволяет использовать ПО, написанное для разных операционных систем, физически на одной машине. Виртуализация является основой «облачных» технологий и помогает снизить стоимость совокупного владения системой за счет динамического распределения виртуальных машин по нескольким компьютерам с целью оптимального использования аппаратных ресурсов. Для тестирования производительности ВМ мы использовали пакет VMWare Workstation, поддерживающий виртуализацию как в системах на процессорах Intel, так и в системах на процессорах AMD. Любопытно, что многие материнские платы под процессоры AMD Ryzen отгружаются с отключенной по умолчанию настройкой "SVM", которую мы включили самостоятельно.
Сегодня данных собирается и обрабатывается больше, чем когда-либо ранее в истории человечества. Опорой этому служат системы баз данных, которые используются для управления хранением и доступом к большим массивам данных. Всякий раз, когда вы вводите интерактивный запрос на веб-сайте или другом цифровом сервисе, почти гарантированно можно утверждать, что результат вам выдается при помощи как минимум одной базы данных. Здесь в качестве бенчмарка мы взяли тест TPC-C с наиболее популярной системой баз данных MySQL, в котором моделируется большое количество магазинов со складами и постоянно обновляющимся ассортиментом товаров. Результат показывает число транзакций в секунду, которых чем больше, тем лучше.
Язык программирования Java создавался как язык, обеспечивающий следующие основные свойства разрабатываемых приложений: независимость от платформы; высокая масштабируемость; устойчивость к ошибкам пользователей. Этим объясняется его высокая популярность среди корпоративных сервисов, которые имеют дело с большими объемами данных и большим количеством одновременных пользовательских запросов. Наш набор тестов включает в себя множество различных Java-бенчмарков, некоторые из которых являются однопоточными, некоторые – частично масштабируемыми, и некоторые – полностью масштабируемыми, то есть вычислительная нагрузка в них распределяется на все доступные ядра процессора.
Данные практически всегда передаются в предварительно сжатом виде, поскольку это позволяет уменьшить размер и время загрузки пересылаемых файлов. Архиватор WinRAR использует более продвинутый алгоритм сжатия по сравнению с классическим ZIP, поэтому для тестирования мы выбрали его. Он также может распределять нагрузку на все ядра процессора.
Еще один популярный архиватор – 7-Zip, который содержит встроенный бенчмарк, определяющий кол-во инструкций (MIPS), использующих алгоритм ZIP. Он особенно эффективен в многопоточном режиме, если таковой доступен.
Шифрование данных – это основа безопасности интернет-коммуникаций. Стандарт AES использует один из наиболее популярных на сегодняшний день алгоритмов шифрования, что обусловлено его простотой и устойчивостью к атакам. В отличие от многих других методов шифрования, AES является симметричным, то есть в нем для шифровки и дешифровки данных используется один и тот же ключ. Возможность быстрой шифровки и дешифровки информации важна, поэтому современные процессоры содержат расширение набора инструкций под названием "AES-NI", которое ускоряет эти операции.
Технически "SHA" представляет собой не шифрование, а хэширование. В основе криптографической функции хэширования лежит математический алгоритм, создающий для существующих данных аналог отпечатков пальцев. Это односторонняя процедура, которую практически невозможно обратить. Еще одно обязательное требование к хорошему алгоритму хэширования заключается в том, что он должен исключать возможность возникновения следующей коллизии – создания сообщения, которое открывало бы специфический идентификационный хэш-код. Алгоритм SHA3 удовлетворяет всем этим требованиям и часто используется для установления подлинности передаваемых данных, которые могли быть предварительно зашифрованы с помощью AES.
В настоящее время весь потребляемый видеоконтент – транслируемый на ТВ, в Интернете и «живьем» – сжимается при помощи различных кодеков. AV1 – это видеокодек нового поколения, который к тому же является открытым и абсолютно бесплатным, в отличие от ряда других аналогичных алгоритмов, появившихся в последнее время. Ведущие игроки целевой индустрии, такие как YouTube, Netflix и Facebook, с некоторым отставанием, но все-таки вводят поддержку этого нового формата. По сравнению с более ранними алгоритмами, например, H.264, AV1 предлагает намного лучшую скорость сжатия или – лучшее качество изображение при том же битрейте. В качестве тестовой задачи мы взяли перекодирование видеофайла с разрешением 4K в AV1 с помощью SVT-AV1.
Еще один сравнительно новый кодек – H.265, также известный как HEVC. Используя последнюю версию кодировщика X265, мы сжали 4K-видеофайл со следующими настройками сжатия: 8-битная глубина цвета, режим "slow" и качество изображения crf20.
Кодек H.264, или AVC, представляет относительно старый формат сжатия, хотя, скорей всего, и наиболее широко используемый, поскольку он поддерживается в том числе и относительно старым «железом». Здесь мы сжимали тот же самый файл, что и в тесте с H.265, используя программный кодировщик X264 с настройками "slower" и crf20.
Формат MP3, появившийся в 90-е годы прошлого века, произвел в музыкальной индустрии настоящую революцию. Он позволил значительно уменьшить размер аудиофайлов без заметного влияния на качество звука, что, в свою очередь, позволило массово загружать и транслировать музыкальный контент через Интернет. В ходе тестирования процессоров мы конвертировали в MP3-файл с переменным битрейтом 2.5-часовую стереозапись в диапазоне 44.1 кГц. Конвертация MP3 представляет собой однопоточный процесс.
По просьбам наших читателей мы включили в этот обзор результаты игровых тестов на разрешении 720p (1280x720 пикселей). Во всех играх: процессор работал в комбинации с видеокартой RTX 3080; было установлено разрешение 720p и графические настройки Ultra. Такое низкое разрешение хорошо выявляет теоретическую игровую производительность CPU, поскольку на этом разрешении частота кадров в игре практически полностью лимитируется возможностями центрального процессора. Конечно, никто не будет покупать компьютер с видеокартой RTX 3080 для гейминга на разрешении 720p, но эти результаты важны с точки зрения оценки потенциала CPU, потому что если процессор не обеспечивает 144 кадра в секунду на разрешении 720p, то он тем более не сможет обеспечить такую частоту кадров на более высоком разрешении. Поэтому эти результаты могут быть интересны сборщикам игровых систем с быстрыми мониторами – с частотой обновления 120 и 144 Гц. Наши тесты на разрешении 720p здесь являются аналогами синтетических бенчмарков – в том смысле, что они не воспроизводят реальную ситуацию (720p практически не используется в качестве игрового разрешения), хотя сами игры – настоящие.
Здесь мы рассматриваем не только среднюю частоту кадров в той или иной игре, но также анализируем динамику времени отрисовки одного кадра, которая помогает лучше уяснить механизм возможного снижения частоты кадров относительно среднего значения. На графиках Frametime Analysis указаны минимальные значения частоты кадров как из 95%, так и из 99% процентов случаев (95-й и 99-й перцентили). Гистограммы FPS Distribution показывают распределение частоты кадров – насколько велик разброс всех фактических значений FPS относительно среднего. Показатель IQR (Interquartile Range) соответствует ширине средней области гистограммы и характеризует «кучность» фактических значений времени отрисовки кадров.
Все приводимые здесь результаты процессора i5-11400F получены в режиме Gear 1 с максимальным лимитом мощности.
В этом разделе мы измерили общее количество энергии, потребленное системой за один прогон теста SuperPi (однопоточного) и Cinebench (многопоточного). Так как более быстрый процессор завершит поставленную задачу быстрее, то общее количество использованной энергии у него может оказаться меньше, чем у менее мощного процессора с меньшим номинальным энергопотреблением, который будет работать над этой же задачей дольше.
Для определения температурных показателей в качестве нагрузки мы взяли Blender, а в качестве кулера – Noctua NH-U12. Здесь мы предпочли взять реальное приложение, как отражающее более актуальную для пользователя ситуацию, чем, например, нагрузочный тест Prime95.
Прежде чем удивляться, как это у Intel в некоторых случаях получились такие низкие температуры, отметьте, что, если не указано иное, все процессоры тестировались с заводскими настройками лимитов мощности. Согласно технической документации Intel, процессор может на несколько секунд выходить за пределы номинального TDP, но в установившемся режиме длительной нагрузки лимит мощности соблюдается, что выражается в заметном снижении температуры. Именно эти значения здесь и приводятся.
Кроме того, мы протестировали наш процессор с заводским кулером (на диаграмме эти результаты выделены темно-синим). Для работы с лимитом мощности, установленным по умолчанию, заводской кулер вполне подходит; но если повысить лимит мощности до максимального, этот кулер не справляется с тепловой нагрузкой и процессор переходит в режим термического троттлинга на отметке 100 °C, до которой он доходит при величине рассеиваемой кулером мощности 100 Вт. Но прелесть настраиваемых лимитов мощности в том и состоит, что вы можете установить любое (не обязательно максимальное) значение – например, 95 Вт, что все-таки гораздо больше, чем 65 Вт по умолчанию.
Иллюстрации ниже показывают, насколько стабильно процессор работает на своих тактовых частотах и как изменяется тактовая частота при изменении числа активных потоков. Специально для этого теста было написано приложение, имитирующее реальную нагрузку (это не стандартный нагрузочный тест типа Prime95). У современных процессоров фактические частоты зависят от типа нагрузки, поэтому здесь представлены три графика, показывающие тактовые частоты при выполнении классических математических операций с плавающей точкой (фиолетовый), кода SSE SIMD (зеленый) и современных векторных инструкций AVX (красный). В каждом из этих трех случаев решается одна и та же задача по одному и тому же алгоритму, просто при помощи разных наборов инструкций CPU.
Теперь давайте посмотрим, что получается, если повысить лимит мощности со стандартных 65 Вт до максимума.
Неожиданно, но частоты повышаются значительно, особенно с увеличением числа задействованных ядер/потоков.
Как уже было упомянуто, у процессора Core i5-11400F (без суффикса "K" в наименовании) множитель заблокирован, то есть вы не можете просто взять и установить любую желаемую частоту CPU.
Можно только, как и на предыдущих процессорах Intel, поднять частоту BCLK выше 100 МГц (значение по умолчанию), что позволяет большинство материнских плат. В результате частота процессора повысится, поскольку BCLK x Множитель = Частота CPU.
Перед выходом Comet Lake, и особенно чипсета Z490, ходили слухи, что на новых платформах Intel будет опция независимой от частоты PCIe настройки частоты BCLK. Но для процессоров без суффикса "K" это существенного практического значения не имеет, и они просто не будут загружаться, если установить частоту BCLK равной 103 МГц и выше.
Поэтому у нас максимальный разгон соответствовал BCLK 102.9 МГц. Это не самая высокая точность настройки, но если установить в BIOS значение "102.99", компьютер у вас может зависнуть на процедуре POST, даже если фактическая частота BCLK будет ниже 103 МГц.
Повышение BCLK соответственно повышает частоту памяти, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на контроллер. К сожалению, даже небольшое повышение BCLK разгоняет контроллер памяти слишком сильно ( с 1866 до 1923 МГц), поэтому мы оказались перед выбором – установить режим Gear 2 или понизить настройки частоты памяти на одну ступень: 1800 МГц x 1.03 = 1854 МГц = DDR4-3700, что достаточно близко к нашему базисному уровню DDR4-3733.
Также имейте в виду, что, если вы используете тайминги XMP совместно с режимом Gear 2, нужно убедиться, что в BIOS для таймингов установлен режим "1T". Поскольку Gear 2 снижает частоту контроллера памяти вдвое, задержка 1T становится равной 2T режима Gear 1. Поэтому, если в вашем профиле XMP задана очередность команд с задержкой 2T, установка "2T" в режиме Gear 2 фактически будет означать 4T.
Процессор i5-11400F у розничных продавцов стоит в районе $170.
Достоинства:
Недостатки:
В 11-м поколении своих процессоров Intel наконец-то представила новую архитектуру взамен Skylake, эпоха которой тянется уже целую вечность. Одновременно с этим они ввели поддержку PCI-Express 4.0 и новых инструкций DLBoost для глубокого обучения ИИ и AVX-512 для SIMD-вычислений. Оцененный всего в $170, процессор Core i5-11400F является наиболее доступным предложением в линейке Rocket Lake (серии более низкого класса – Core i3 и Pentium – получат свежие аналоги из семейства Comet Lake).
В обзорах процессоров Rocket Lake мы представляем обновленную подборку тестов, включающую в себя 38 (!) бенчмарков и охватывающую широкий спектр вычислительных нагрузок – от пользовательских приложений до профессиональных научных, креативных и бизнес-программ. Эти приложения представляют разнообразные примеры однопоточной, малопоточной и многопоточной нагрузки – это именно то, с чем вы будете иметь дело на практике. По итогам всех этих тестов 6-ядерный Core i5-11400F в среднем показал производительность почти на уровне Core i5-10600K из предыдущего поколения; он также оказался на 7% быстрее своего непосредственного предшественника, Core i5-10400F. Что касается конкурирующих аналогов от AMD, то здесь мы имеем Ryzen 5 3600 и 3600X, уровень которых практически соответствует уровню i5-11400F, и Ryzen 5 5600X, который на 25% быстрее, но и стоит он значительно дороже.
Однако с производительностью 11400F не все так просто. Поколение Rocket Lake представляет новый контроллер памяти, который может работать в двух режимах: Gear 1 – когда частота контроллера равна частоте памяти, и Gear 2 – когда частота контроллера вдвое меньше частоты памяти. Оптимальным вариантом эксплуатации до сих пор был режим Gear 1, за исключением тех случаев, когда частота памяти существенно выше DDR4-4500. Чтобы посмотреть, насколько Gear 1 быстрее Gear 2, я протестировал заводскую конфигурацию процессора Core i5-11400F в обоих режимах, и оказалось, что Gear 1 не быстрее, чем Gear 2. Показатели производительности обоих режимов практически одинаковы во всех тестах, что нельзя списать на случайность. Первым делом я подумал, что это какая-то проблема, связанная с тестовой конфигурацией системы, приложениями или чем-то еще. Я пробовал менять различные настройки, чтобы выяснить, в чем причина такого неожиданного результата, и наконец понял, что все дело в лимите мощности. Все современные процессоры Intel снабжены технологией Turbo Boost 2.0, которая позволяет процессору на несколько секунд выходить за рамки своего лимита мощности, то есть в части мощности пространство для маневра все-таки есть – нужно только, чтобы средний по времени уровень мощности не превышал 65 Вт, а не удерживать текущее значение мощности в рамках 65 Вт все время. Когда контроллер памяти работает в режиме повышенной интенсивности Gear 1 – с удвоенной частотой относительно Gear 2 – он потребляет намного большую мощность: я намерил от 5 до 10 Вт в зависимости от конкретной нагрузки, и эта мощность идет только на то, чтобы обеспечить работу контроллера памяти в режиме Gear 1. Все остальные параметры – частота чипов памяти и ядер процессора, значения напряжений – те же самые. Очевидно, что эти 10 Вт являются одним из слагаемых энергопотребления процессора и, соответственно, лимита мощности. Таким образом, когда процессор настроен на TDP 65 W, режим Gear 1 приводит к значительным издержкам: ядра процессора не могут существенно ускоряться надолго, и запас скорости достаточно быстро исчерпывается.
Для проверки этого вывода я провел все тесты еще раз – теперь уже с максимальным лимитом мощности. При таких условиях добавочное энергопотребление в режиме Gear 1 уже не должно влиять на скоростной потенциал процессора, и производительность в режиме Gear 1 должна быть выше, чем в режиме Gear 2. Эти результаты включены в общие диаграммы, хотя, возможно немного их перегружают, но я думаю, что эта дополнительная информация представляет интерес. Общий вывод таков: если вы планируете использовать стандартную 65-ваттную конфигурацию процессора Rocket Lake, не заморачивайтесь с Gear 1 и просто установите режим Gear 2, что к тому же позволит вам немного сэкономить на модулях памяти. Если же вы хотите использовать преимущества режима Gear 1, то для этого просто необходимо будет повысить лимит мощности, в противном случае вы потеряете в эффективности по сравнению с режимом Gear 2. Разница в среднем составляет 1.3%, но с большим разбросом относительно этой цифры в зависимости от конкретного приложения. Что касается гейминга, то здесь режим Gear 1 все-таки может дать заметную прибавку и с лимитом мощности 65 Вт, поскольку большинство игр не нагружают процессор до 65-ваттного предела или же эта нагрузка достаточно кратковременна и вписывается в «окно», обеспечиваемое технологией Turbo Boost 2.0. То есть для игр есть смысл установить режим Gear 1 и на 65-ваттной конфигурации.
В целом процессор Core i5-11400F предлагает очень приличную игровую производительность – он обходит всех представителей серии AMD Ryzen 3000 и почти догоняет Core i5-11600K. Ryzen'ы на базе Zen 3 немного быстрее, но эта разница незначительна, особенно с учетом более высокой стоимости этих процессоров AMD. У AMD здесь явно не хватает опции типа Ryzen 5 5600 не-X или 4-ядерного процессора Zen 3. Я убежден, что при таких показателях однопоточной производительности и общей эффективности 7-нм архитектуры более легкие процессоры Ryzen Zen 3 могли бы стать для геймеров оптимальным решением.
Что действительно может принести Intel большие дивиденды – это заново открытая поддержка AVX512 и DLBoost, расширений, которые были доступны уже давно, но только не в настольном сегменте. В настоящее время программная поддержка каждого из этих наборов инструкций крайне ограничена, и на практике они малополезны. Однако я уверен, что они смогут обеспечить ощутимые преимущества, когда процесс их внедрения пойдет более быстрыми темпами. Вспомните AVX – все говорили, что это бесполезная технология, которая не нужна, потому что у нас уже есть SSE; а сегодня AVX используют многочисленные игры и приложения, которые к тому же обязаны этому набору инструкций отличной поддержкой компиляторов. Использовать эти инструкции зачастую так же просто, как чек-бокс, который сообщает компилятору, что можно оптимизировать с помощью инструкций AVX. Всю рутинную работу по оптимизации компилятор сделает сам – вам не придется возиться с рукописными компоновочными инструкциями. Но сегодня все это не имеет существенного значения, поскольку обычным пользователям инструкции AVX-512 не понадобятся еще, как минимум, года два. Процессор Rocket Lake может стать экономичным решением для профессионалов в научно-производственных областях, которые с помощью новых инструкций смогут оптимизировать свои вычисления, не переплачивая за дорогие Xeon'ы.
Как и ряд других процессоров Intel последних поколений, семейство Rocket Lake базируется на 14-нм техпроцессе Intel. Мы знаем, что у компании есть рабочий техпроцесс 10 нм, подтверждением чему стал выпуск процессоров Ice Lake, и можно только удивляться, почему Intel не использовала его в поколении Rocket Lake. Освоение полупроводникового техпроцесса занимает длительное время, и, вероятно, они запланировали использование технологической базы 14 нм на годы вперед (задолго до того, как AMD выставила свои процессоры Zen 3), чтобы гарантированно реализовать весь потенциал своих старых техпроцессов. Это решение могло быть обусловлено и тем фактом, что обкатанный техпроцесс 14 нм уже принес компании отличную прибыль. Издержки применения старой технологии выразились в том, что по энергопотреблению новые процессоры Intel существенно превосходят современные аналоги от AMD.
Энергетическая эффективность, без сомнения, является слабым местом процессоров Rocket Lake, даже в сравнении с Comet Lake, которые по этому показателю тоже не блеснули. Результаты тестов показывают меньшую энергетическую эффективность режима Gear 1 по сравнению с Gear 2, особенно в стандартной 65-ваттной конфигурации TDP. В 65-ваттной конфигурации мы также имеем заметно меньшую энергетическую эффективность нового процессора по сравнению с предшествующим аналогом – Core i5-10400F – и это некоторый вычет из той солидной прибавки к производительности, которую обеспечивает ядро Cypress Cove: процессор 11400F выходит на свой лимит мощности быстрее предшественника. Тем не менее, при хорошем охлаждении, процессор i5-11400F предлагает очень приличный потенциал, для использования которого обязательно нужно разблокировать лимит мощности.
Хотя Core i5-11400F не поддерживает оверклокинг с использованием множителя – суффикса "K" в наименовании у него нет – вы можете беспрепятственно настраивать его лимит мощности, даже на самых дешевых материнских платах. Если в BIOS нет соответствующих опций настроек, лимит мощности можно отрегулировать в Windows с помощью опции ThrottleStop в режиме реального времени. Это также позволяет эффективно управлять энергопотреблением без перезагрузки компьютера: просто переключите лимит мощности CPU на более высокое значение, когда это необходимо, а для легкой нагрузки (веб-серфинг или Office) установите 65 Вт.
Оверклокинг на основе множителя в настоящее время во многом утратил свое значение, особенно если принять во внимание разнообразные механизмы ускорения, позволяющие добирать последние крупицы производительности даже при заводских настройках процессора. Альтернативой является оверклокинг на базе BCLK, но здесь Intel тоже предлагает весьма ограниченные возможности. Максимальная частота BCLK, которую можно установить на процессоре 11400F, составляет 102.9 МГц – а когда встроенный в чип частотомер определяет 103 МГц и выше, оверклокинг процессора прекращается. Intel нужно предоставить пользователям большую свободу в этом аспекте, хотя бы в целях поддержания своей популярности среди потенциальных покупателей.
В то время как чип Intel Core i9-11900K получил весь арсенал boost-технологий повышения тактовых частот, Core i5-11400F поддерживает только Turbo Boost 2.0. Не поймите меня превратно – это уже очень неплохо, раз мы получили 4.40 ГГц при загрузке нескольких ядер, и эту частоту процессор стабильно удерживал. Только при задействовании восьми и более потоков частота CPU опускается ниже 4.00 ГГц. Но все равно это намного больше базового значения 2.60 ГГц, то есть гарантированного минимума – и, возможно, тех частот, с которыми вы будете иметь дело на практике. Я все-таки хотел бы, чтобы Intel оснащала свои меньшие SKU большим количеством продвинутых boost-технологий.
В поколение Rocket Lake наконец-то введена поддержка PCI-Express 4.0, которая в наши дни уже стала насущной потребностью геймеров, хотя получаемая на практике разница с PCI-Express 3.0 не такая уж большая – что в части графики, что в части подсистемы хранения данных. Предлагая намного более современную платформу, AMD определенно извлекает прибыль из недоработок Intel, даже если это достигается просто путем маркетинга. Хотя многие подключения на платформе Rocket Lake теперь поддерживают версию интерфейса PCI-Express 4.0, чипсет содержит только линии Gen 3, что подразумевает использование не более одного M.2 NVMe SSD с поддержкой PCIe Gen 4; остальные слоты поддерживают только Gen 3. Это, конечно, не основание для отказа от покупки, особенно если речь идет о бюджетном чипе вроде Core i5-11400F, но упомянуть об этом все-таки стоит.
Что действительно раздражает – это впечатление общей сыроватости и сколоченности наспех, которое производит вся платформа Rocket Lake. В BIOS’ах полно багов, которые заметит любой пользователь после первых 10 минут работы с системой. Возможно, это не вина Intel, но это сильно контрастирует с ситуацией на стороне команды красных, которая значительно улучшилась с тех пор, как AMD представила свою программную базу AGESA. Временные показатели POST у Intel всегда были хорошими, но теперь я иногда застреваю на 20 секунд на A2 (VGA), плюс – от случая к случаю – имеют место двойные перезагрузки после изменения настроек BIOS, за что мы ранее критиковали AMD. В общем и целом, новая платформа Intel напоминает первое поколение Ryzen.
Процессор Core i5-11400F, оцененный производителем в $170, можно назвать общедоступным. И я даже сказал бы, что на сегодняшний день это лучший процессор начального уровня из представленных на рынке. Вы еще можете найти и приобрести за несколько меньшие деньги его предыдущий аналог – Core i5-10400F, но, принимая во внимание производительность в приложениях и возможность последующей выгодной продажи, я предпочел бы новый i5-11400F, хотя игровая производительность у этих двух процессоров примерно одинаковая. И я однозначно не купил бы вместо Core i5-11400F процессор Zen 2, а в поколении Zen 3 у AMD пока что нет бюджетных опций – вместо этого они с радостью продадут вам Ryzen 5 5600X. У этого процессора MSRP уже $300, а так как у официальных продавцов его чаще всего нет в наличии, спекулянты возьмут с вас еще $100. Учитывая такую огромную разницу в цене, я думаю, что многие пользователи закроют глаза на неудобства в эксплуатации и слабую энергетическую эффективность платформы Rocket Lake. Процессор Ryzen 5 5600 (не-Х) существует, но только для OEM. Возможно, наличие Core i5-11400F поможет AMD вспомнить слоган "мы любим геймеров" и под этим лозунгом выпустить Ryzen 5 5600 также и на DIY-рынок. Процессор Core i5-11400F обладает достаточным игровым потенциалом для работы в паре с любой видеокартой – в нашей тестовой сборке RTX 3080 работала отлично. Особенно это касается высоких разрешений, где разница между процессорами нивелируется и основным фактором, определяющим качество геймплея, становится производительность видеокарты. При сегодняшних бешеных ценах на дискретную графику важен каждый доллар, который вы сэкономите на процессоре, чтобы вложить его в покупку новой видеокарты.
Источник: www.techpowerup.com