Пятница, 25 июня 2021 12:30
Союзмаш: от беспилотного комбайна до плавающего танка
Представитель НИКСа побывал на заседании «масонской ложи» отечественного ВПК – на съезде Союза машиностроителей России, состоявшемся 1 июня 2021 в Крокус-Конгресс холле, г. Красногорск.
Союз машиностроителей, как выразился в своем приветственном слове к делегатам министр промышленности и торговли Денис Мантуров, – это влиятельный лоббист реального сектора экономики. Организация отнюдь не массовая. В нее входит всего 13 816 членов, но среди них – руководители более 1000 предприятий российской оборонки, на которых трудится свыше 1,5 млн человек.
Союз много чем занимается: например, проводит всероссийскую инженерную олимпиаду «Звезда», победители которой недавно получили право поступления в ВУЗы без экзаменов, организует дни доноров, в которых приняли участие уже более 450 тыс. человек (включая сотрудников НИКСа, который к этой организации причастен через владение институтом по проектированию специальных производств «Проектмашприбор»).
Союз помогает ветеранам, работает с молодыми специалистами, разрабатывает отраслевые профессиональные стандарты, что, кстати, является одним из источников его доходов наряду с членскими взносами. Но главная его функция – пробивание нужных для ВПК решений в органах государственной власти, которое осуществляется через 42 отраслевых комитета.
В общем, влиятельная организация. Нечто вроде масонской ложи ВПК. Недаром предыдущий съезд Союза в 2016 году посетил лично Президент России Владимир Путин. Ожидалось, что так будет и в этот раз. Во всяком случае, делегатов заранее предупредили, что пускать в зал будут только при наличии справки с ПРЦ-анализами на коронавирус не более чем 2-дневной давности. Но Президент не приехал. Видимо, был занят подготовкой к встрече с Байденом. Вместо себя он прислал зачитать приветствие своего помощника Максима Орешкина, которого всякие клеветнические источники называют одним из кандидатов на роль преемника.
С другой стороны, отчетно-перевыборный съезд – мероприятие чисто техническое. Все происходило быстро, по-деловому. При открытии исполнили гимн. Все встали. Но никто не пел. Голосовали списками. Кто против или воздержался – даже не спрашивали. Да таких здесь и не было.
Речи также не блистали драматизмом. Да и интересной фактурой. Разве что вновь переизбранный председатель Союза Сергей Чемезов, он же глава госкорпорации «Ростех», привел любопытные цифры, согласно которым ВВП России в наименьшей степени пострадал от пандемии в сравнении с ВВП других стран. В среднем мировая экономика в 2020 году упала на 4,3%, а ВВП России сократился только на 3%, что лучше показателей развитых стран мира. В США, например, падение составило 3,5%, в Японии – 4,8%, в Германии – 5,3%. Ограничить негативное влияние пандемии в России удалось во многом благодаря организованной работе машиностроительной отрасли. В итоге рост в машиностроении в 1-м квартале 2021 года составил 14%, а доля его продукции на внутреннем рынке России с 2015 года увеличилась с 38% до 60%.
Интересно было послушать и выступление председателя Российско-германской внешнеторговой палаты Матиаса Шеппа. Он сообщил, что в его организации 1000 членов, в прошлом году их число выросло на 11% и это самая большая в России иностранная бизнес-ассоциация. Шепп рассказал также, что, несмотря на все санкции, немецкие инвестиции в России, по данным Бундесбанка, только в первом квартале 2021 года составили 1,1 миллиардов евро, и немецкий бизнес был, есть и будет чемпионом локализации в России.
Немец говорил по-русски и закончил свой спич «маленькой историей», произошедшей в Калужской области: «Немецкая шинная компания Continental отмечала там юбилей – 15 лет работы своего завода. Приехала половина членов правления. И один из них говорит: это наш лучший завод в мире. Даже я этому удивился, зная, что у Continental еще примерно 25 заводов в других странах. Я спросил, почему он считает, что этот завод самый лучший? Он сказал: "Во-первых, завод новый и здесь использованы новейшие технологии. А во-вторых, здесь работает самый квалифицированный персонал". Мне кажется, что если российский инженерский ум и, когда нужно, российский авось, как уникальную способность решать проблемы в кратчайшие сроки, нам удастся объединить с немецкими технологиями и организованностью, то мы будем непобедимы».
Эх, если бы немцы об этом подумали году так в 1914.
Периодически выступления прерывались короткими видеороликами, рассказывающими о различных предприятиях Союза. Как правило, их сюжеты исчерпывались кадрами стреляющих танков, стартующих ракет, летящих самолетов и плывущих кораблей. Но были и исключения. Сильное впечатление произвел ролик, посвященный «Ростеху», корпорации, объединяющей, по сути, весь ВПК за исключением космоса и атома.
Ролик походил на рекламу новой серии «Матрицы». На экране возникла квартира какого-то небритого изобретателя, этакого мистера Андерсона. Что-то там у него коротнуло, после чего изобретатель очнулся на полу со странным девайсом в руках, напоминающим логотип «Ростеха». Изобретатель встал, подошел к окну и увидел, что весь мир просвечивает и переливается, потому что на самом деле он цифровой. Ведомый этим видением, изобретатель выходит на улицу и идет за каким-то человеком в деловом костюме и галстуке, похожим на чиновника средней руки. Своего рода агент Смит. Изобретатель крадется за чиновником и попадает в некое здание, где происходят какие-то чудесные трансформации вертолетных винтов, авиадвигателей и КАМАЗов. Наконец изобретатель проникает в некий зал, где несколько чиновников бодро тычут пальцами в экраны каких-то хитроумных пультов. Чиновники резко оборачиваются на вошедшего, но видят волшебный девайс в руке изобретателя и возвращаются к работе. Изобретатель подходит к свободному пульту, вставляет в него свой девайс и тоже начинает тыкать пальцами в экраны. Перед ним огромное панорамное окно. Мир за этим окном мерцает, переливается и идет волнами, послушный манипуляциям людей у пультов. Что значит этот ролик, догадаться не сложно. «Ростех» – это и есть настоящая Матрица, а глава госкорпорации на съезде по праву вновь стал Избранным. Что, впрочем, не помешало ему на традиционном фуршете запросто подходить к столикам и чокаться с делегатами.
Съезд рапортует стране
О званых и избранных мы рассказали, а вместо отчета о работе Союза приводим список главных событий 2020 года из материалов съезда. С нашими комментариями.
Подписан первый экспортный контракт на поставку новейшего вертолета Ми-38Т. Этот вертолет предназначен для замены машин семейства Ми-8, мирового бестселлера российского вертолетостроения. Ми-38 значительно превосходит по характеристикам Ми-8 (грузоподъемность 5 т вместо 4 т), однако он и стоит вдвое дороже (1 млрд руб. против 500 млн), и многие эксперты высказывают сомнения в коммерческом успехе этой модели. Именно поэтому первый экспортный контракт имеет большое значение для будущего этого проекта. Настораживает лишь то, что подробности контракта и даже страна-заказчик не разглашаются. Но в условиях санкций этому вряд ли стоит удивляться.
Началась сборка первого серийного самолета Ил-114-300. Это возрождение советского проекта ближнемагистрального пассажирского самолета для эксплуатации на региональных аэродромах с короткой полосой (от 1300 м). Приспособлен для условий крайнего Севера и создавался для замены сразу нескольких устаревших моделей: Ан-24, Ту-134, Як-40, Ил-18. Его мелкосерийное производство началось в Ташкенте, но в 2012 году остановилось. Для решения проблемы сначала предлагалось собирать на территории России канадский Bombardier Q-400, но после крымских событий этот вариант отпал. Как и вариант с уже начавшимся было производством в России украинского Ан-140. Потом предлагалось переделать в пассажирский самолет легкий военно-транспортный Ил-112, но это оказалось невозможным. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров продвигал проект сборки китайского МА700, но Дмитрий Рогозин, в то время вице-премьер по ВПК, настоял на Ил-114. Теперь эти планы воплощаются в реальность.
Введена в эксплуатацию первая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Уникальный проект для снабжения теплом, пресной водой и электроэнергией удаленных районов, отрезанных от сетей электроснабжения. В июне 2020 года первое тепло и электроэнергию с борта «Ломоносова» получил город Певек на Чукотке. В настоящее время «Ломоносов» является самой северной АЭС в мире. Несмотря на высокую стоимость первого образца (37,3 млрд руб., включая береговую инфраструктуру) инициаторы проекта надеются на его экспортный потенциал, к примеру, для обеспечения электроэнергией и пресной водой островных территорий в Азии. К примеру, Индонезия расположена на 17 508 островах, при этом людей в ней живет почти вдвое больше, чем в России, – 276 млн.
Ростсельмаш представил беспилотный комбайн. На самом деле, это не первая презентация ростовского комбайна-робота. Несколько лет назад на донские поля уже выходил TORUM 750 с автопилотом, разработанным в сотрудничестве с одной из технологических дочек Сбербанка. Но затем Ростсельмаш начал самостоятельный проект, итогом которого стал TORUM 785. Предполагается, что уже в 2021 году начнется его серийное производство.
Совершил первый полет вертолет Ка-52М. Разведывательно-ударный Ка-52 «Аллигатор» выпускается серийно с 2010 года, однако опыт боевого применения в Сирии и эксплуатации в ВВС Египта выявил необходимость модернизации. Ка-52М получил новую авионику, новую оптико-электронную систему с увеличенной дальностью обнаружения, цифровой привод пушки, радиолокационный комплекс с АФАР, более дальнобойное ракетное вооружение и даже крылатую ракету «изделие 305» с дальностью 100 км.
Комплекс «Рать» для борьбы с дронами с системой направленного лазерного уничтожения. Этот комплекс стал чуть ли не главной сенсацией выставки «Армия-2020». Сначала его показывали лишь в закрытом павильоне, но затем выкатили на общее обозрение. Кроме обычных средств радиоэлектронного подавления, комплекс оборудован лазерной системой мощностью 1,5 кВт, способной не просто ослеплять оптику, но физически уничтожать БПЛА на дальности до 1 км. Правда, на выставке был показан лишь макет лазерного «пулемета». На тот момент он еще находился в разработке.
Спущен на воду головной танкер-химовоз проекта 00216М. Суда этого типа предназначены для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов без ограничения по температуре вспышки паров, патоки, а также вредных жидких веществ наливом, в том числе требующих подогрева до температуры 60°С. В одном рейсе можно перевозить три сорта груза. Длина – 141 метр. Судно такого типа изготовлено в России впервые. В СССР такие суда производили в Одессе.
Собран первый самосвал КАМАЗ семейства К5. К5 – это новое поколение грузовиков КАМАЗ. Его отличает новый 6-цилиндровый рядный дизель мощностью до 550 л.с., созданный на основе немецкого Liebherr D946, новая 12-ступенчатая трансмиссия немецкой компании ZF и кабина, созданная специально под новый двигатель в сотрудничестве с немецкой же компанией Daimler AG. В 2019 году в серийное производство был запущен седельный тягач поколения К5, а в 2020 г. – самосвал.
АвтоВАЗ выпустил 30-миллионный автомобиль марки Lada. Первый автомобиль сошел с конвейера ВАЗа в 1970 г. 10-миллионный – в 1986 г., через 16 лет. 20-миллинный – в 2001 году, через 15 лет. На производство следующих 10 миллионов, как видим, ушло 19 лет. Но при этом надо учесть, что 29-миллионая машина съехала с конвейера еще в 2016 году, то есть на производство последнего миллиона ушло 4 года, в то время как ранее на это уходило в среднем полтора года. Правда, речь здесь только об автомобилях марки Lada, а кроме них АвтоВАЗ в последние годы производил и модели на платформе Renault-Nissan.
Легкий плавающий танк «Спрут-СДМ1» прошел испытания в субтропиках и на море. «Спрут-СДМ1» – уникальная машина, не имеющая аналогов в мире. Но уж очень оригинальная. Ее отличает чрезвычайно смелая концепция. На гусеничное шасси боевой машины десанта БМД-4М отечественные конструкторы умудрились поместить башню с танковой 125-мм пушкой 2А75. В результате этого получилась бронемашина массой 18 т, которая по огневой мощи соответствует танку Т-90МС. Пушки такого калибра не имеет даже «Абрамс» массой 60 т. Правда, бронирование у «Спрута» только противопульное, зато он может плавать со скоростью 10 км/ч и десантироваться на парашютах, причем вместе с экипажем. Таких трюков не способен проделывать ни один танк в мире. Китайцы также производят плавающий танк ZBD-05 с пушкой калибра 105 мм. В воде он может даже выходить на глиссирование и плыть со скоростью до 45 км/ч, а кроме экипажа из 3 человек он может брать на борт 8 десантников. Однако сбрасывать этот гусеничный бронекатер с воздуха невозможно. Боевая ценность «Спрута» в современном конфликте у многих экспертов вызывает сомнения, но его создатели надеются, что легкая, маневренная и, главное, дешевая машина с огневой мощью тяжелого танка заинтересует небогатые страны, которым бронетехника в основном нужна для парадов, военных переворотов и борьбы с партизанами. Та же Индонезия, расположенная на 17 508 островах, недавно предпочла китайские ZBD-05 нашим БМП-3, но, возможно, «Спруты» эту страну заинтересуют больше.
Совершил первый полет среднемагистральный самолет МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Основным двигателем для этого самолета считается американский PW1431G, но санкции могут сделать его недоступным. Поэтому идет разработка варианта с отечественным двигателем. МС-21 должен составить конкуренцию таким бестселлерам как Boeing 737 и Airbus 320. В хороший докоронавирусный год таких самолетов продавалось до 1200 штук. Ухватить даже 10% от такого рынка было бы настоящим прорывом для российского авиапрома. Правда, конкурировать на международном рынке МС-21 придется не столько с А320 и В737, сколько с китайским С919. Но на внутреннем рынке вполне можно заставить отечественные авиакомпании купить сотню-другую МС-21, например, введя заградительные пошлины на зарубежные самолеты, у которых есть российские аналоги. Мера не слишком популярна среди авиаперевозчиков, но для того и существует Союз машиностроителей, чтобы продвигать такие решения.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
Насколько российские боевые вертолеты должны быть быстрее американских
Рецепт скоростного вертолета от создателя «Черной акулы».
Компетенции неясного будущего в «Роскосмосе»
Высшее образование в ракетно-космической отрасли стало дискуссионным вопросом.
Трудовые резервы по-американски
«Их нравы» в «Ростехе».
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Le_on_off |
Но Президент не приехал... Ну конечно, попрется он в Крокус сити. А ПЦР-тест на всех массовых мероприятиях давно требуют. |
01-07-2021 15:52 ответить перенести в VK |
rustler |
Здравствуйте, Le_on_off, Вы писали: L__>Но Президент не приехал... Ну конечно, попрется он в Крокус сити. А ПЦР-тест на всех массовых мероприятиях давно требуют. Были и другие признаки. Например, от всех делегатов потребовали прислать фотографии в электронном виде. Это бывает, когда пропуск осуществляет ФСО. |
01-07-2021 18:22 ответить перенести в VK |