Каталог
ZV
ездный б-р, 19
+7 (495) 974-3333 +7 (495) 974-3333 Выбрать город: Москва
Подождите...
Получить токен
Соединиться
X
Сюда
Туда
x
Не выбрано товаров для сравнения
x
Корзина пуста
Итого: 
Оформить заказ
Сохранить заказ
Открыть корзину
Калькуляция
Очистить корзину
x
Главная
Магазины
Каталог
Мои заказы
Корзина
Магазины Доставка по РФ
Город
Область
Ваш город - ?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и
способы доставки

Вторник, 14 сентября 2021 15:33

Главный признак скорого появления в небе реальных летающих автомобилей

короткая ссылка на новость:
Этот признак очень прост – большие деньги, которые вкладываются в это направление. Число проектов исчисляется сотнями, а их финансирование – миллиардами долларов. (Заключение. Предыдущая статья – «На самом ли деле авиация самый безопасный вид транспорта?».)
eHang

Сайт, собирающий все новости о разработке eVTOL (electrical vertical take-off and landing – электрические вертикального взлета и посадки) насчитывает 446 таких проектов: 153 ЛА с изменяемым вектором тяги, 117 мульткоптеров с неподвижными винтами, 79 летающих мотоциклов, 70 ЛА с отдельными двигателями для создания вертикальной и горизонтальной тяги, 27 электрических минивертолетов.

Разумеется, многие из этих проектов сводятся лишь к красивым картинкам, но есть и те, что уже проходят процедуру сертификации для допуска их к коммерческим пассажирским перевозкам. Некоторые из этих автолетов уже даже продаются, причем десятками штук, как, например, продукция китайской компании eHang (на фото выше).

Почти все эти проекты разрабатываются небольшими стартапами, однако вкладываются в них такие гиганты, как Boeing, Airbus, Embraer, Bell, GE, Toyota, тот же Uber. Общие инвестиции в зарождающуюся отрасль достигли 4 млрд долларов, но почти половину из этих денег отхватили два игрока – калифорнийский стартап Joby Aviation и немецкая компания Lilium. С последней и начнем.

Lilium Jet

Lilium Jet

Немецкий Lilium Jet – одна из самых необычных конструкций из тех, что предлагаются для обеспечения городской и пригородной аэромобильности. Он оснащен 36 поворотными вентиляторами, сгруппированными по 3 на 12 подвижных закрылках на переднем и заднем крыльях. На взлете все вентиляторы развернуты в положение для создания вертикальной тяги, затем они переводятся в горизонтальное положение и дальнейший полет осуществляется уже по-самолетному, что позволяет сочетать вертикальный взлет-посадку с вполне приличной скоростью и дальностью полета. На аккумуляторы приходится около 30% взлетной массы ЛА, которая составляет 3175 кг. Имя поставщика аккумуляторов не называется, но есть информация, что их удельная энергоемкость составляет 330–350 Вт*ч/кг, на 80% они заряжаются за 15 минут, а полностью – за полчаса, выдерживая 800 циклов.

Их заряда хватает, чтобы за 60 минут максимального полетного времени улететь на 300 км со скоростью 300 км/ч. По мере появления более емких аккумуляторов запас лета достигнет 500 км, а сейчас создатели не обещают, что их детищу удастся пролететь даже заявленные 300 км. Аккумуляторы выдают на взлете мощность 2000 л.с., в то время как для горизонтального полета достаточно 200 л.с., поэтому в крейсерском режиме полета расход электроэнергии такой же, как у электромобиля. Электромоторы собственной разработки компании выходят с нуля на максимальный режим меньше чем за 1 с. Каждый электромотор и вентилятор упрятаны в отдельный обтекатель-воздуховод, что повышает безопасность и снижает шум. Lilium Jet взлетает в 7 раз тише вертолета. Кроме того, поток от вентиляторов обдувает в полете верхнюю плоскость крыла, что увеличивает его подъемную силу.

Первый полет 5-местный прототип Lilium Jet совершил в 2019 году. Этому предшествовала многолетняя отработка технологии на моделях меньшего размера. Первый прототип совершил около 100 полетов, однако в 2020 году он сгорел на земле во время обслуживания. В настоящее время к испытаниям готовится второй прототип. Именно ему предстоит впервые осуществить полный переход с вертикального на горизонтальный режим полета и выйти на максимальную скорость. Пока что эти цели не достигнуты, но уже идет подготовка к сертификации, а начало эксплуатации запланировано на 2024 год. Серийный Lilium Jet будет 7-местным. Ожидается, что он будет летать в беспилотном режиме и перевозить 30 тыс. человек в год.

Очень интересный проект, но на роль воздушной Модели Т для миллионов не годится. Это не летающий автомобиль, а, скорее, летающий микроавтобус. Его габариты (13,9х8,5 м) позволяют использовать его лишь на вертолетных площадках. Кроме того, Lilium Jet – достаточно сложная конструкция, что определяется наличием поворотных закрылков. Если их заклинит (а такие случаи в массовой эксплуатации неизбежны), то Lilium не сможет садиться вертикально. Он, впрочем, способен произвести посадку и по-самолетному, но, разумеется, не в центре мегаполиса. Придется держать аварийный запас энергии, чтобы из любой точки можно было долететь до ближайшей посадочной полосы в каком-нибудь Шереметьево, где, скорее всего, будут останавливать другие полеты. Lilium Jet имеет в своем арсенале еще и парашют для всего ЛА, но такой способ аварийного спасения точно не для города. А на малых высотах он еще и бесполезен. В общем, Lilium Jet – это, скорее, новый тип ЛА для авиации общего назначения, чем революционное транспортное средство, которое изменит жизнь миллионов людей.

Joby Aviation S4

Joby Aviation S4

Автолет, разработанный калифорнийской компанией Joby Aviation, представляет собой, по сути, конвертоплан с поворотными винтами на крыльях. Причем четыре из шести его винтов поворачиваются вместе с мотогондолами, а два – отдельно от неподвижных мотогондол. Цельноповоротные мотогондолы расположены на концах крыльев, а более сложная схема поворота применена для винтов в середине крыла, иначе пришлось бы все крыло делать поворотным. S4 может совершить безопасную посадку при отказе двух двигателей. Литий-никель-кобальт-марганцевые батареи обеспечивают 5-местному прототипу массой 1815 кг дальность полета 240 км и скорость до 320 км/ч. Цены для пассажиров обещают те же, что и для наземного такси. Планов продажи частным лицам нет, что и не удивительно при цене в 1,3 млн долларов за штуку.

Еще одна особенность S4 – очень тихая работа двигателей и винтов. На видеоролике компании ее глава, не повышая голоса, дает интервью на фоне висящего за его спиной S4. По утверждению создателей, S4 работает в 100 раз тише вертолета на взлете, а в горизонтальном полете почти бесшумен.

S4 требуется пилот, однако при аварийной посадке управление на себя берет автоматика. Человек может и в этом случае перехватить управление, но создатели не рекомендуют этого делать, поскольку в этом случае «вы, возможно, умрете».

Выглядит S4 не так фантастически, как Lilium, но этот проект проработан в наибольшей степени в сравнении со всеми конкурентами. Во многом этому способствовала финансовая поддержка Toyota, которая инвестировала в проект 394 млн долларов в 2020 году. В целом же собрано 720 млн. Среди ключевых инвесторов значится Uber. С 2018 года прототип совершил более 1000 полетов и на 70% готов к сертификации. Его коммерческая эксплуатация должна начаться в 2023 году. В течение 10 лет компания намерена произвести 10 тыс. таких автолетов.

Многообещающий проект, но роль воздушной Модели Т тоже вряд ли сыграет. Дело не только в габаритах (6,4х11,9 м), но и в слишком большой для массового использования сложности механической части и, соответственно, довольно большой цене, в том числе и цене эксплуатации.

EHang 216

Пока конкуренты в Америке и Европе готовятся к выходу на коммерческий рынок, китайская компания eHang из Гуанчжоу уже три года как продает свои автолеты. Модель eHang 216 представляет собой октокоптер с 16 соосными винтами и 16 электродвигателями. При собственной массе 360 кг он позволяет перевезти 260 кг груза (кабина рассчитана на двух человек). Максимальная скорость – 130 км/ч, дальность полета – 35 км (без груза – 70 км). Аккумулятор заряжается за час от сети 220В. Может летать автономно при содействии технического зрения и радара. Способен безопасно сесть при трех неработающих винтах (см. видео ниже). С 2017 года совершено более 10 тыс. пробных полетов в 41 городе 8 стран. Стоит такая «игрушка» всего 336 тыс. долларов.

В 2019 году 21 штуку купила китайская компания, специализировавшаяся на воздушном туризме. Всего же в 2019 году было продано 61 eHang 216, а в 2020 – еще 70. В 2020 году подписано соглашение о поставке 300 eHang 216 в Австрию для использования в будущей службе воздушного такси. К 2025 году авиапарк в Австрии планируется довести до 3000 единиц. В феврале 2021 года сообщалась, что цена акций компании выросла в 10 раз за полгода и достигла 6 миллиардов долларов. В общем, к третьей авиационной революции все готово и не исключено, что она будет китайской. При ширине 5,61 м eHang 216 уже очень близок к идеалу для городского автолета. Портят впечатление лишь 16 пропеллеров, хищно вращающихся на уровне ног.

VoloCity

Разработка немецкой компании Volocopter представляет собой электрический вертолет, у которого вместо одного большого винта используются 18 маленьких пропеллеров. Эта схема дает три больших преимущества: бесшумный полет (поскольку концы лопастей меньшего диаметра движутся медленнее), простота конструкции (отсутствие трансмиссии, автомата перекоса, механизма изменения шага винта – управление осуществляется через регулировку скорости вращения электродвигателей, для чего задействовано около сотни процессоров) и безопасность (VoloCity может спокойно сесть даже при отказе 6 двигателей из 18).

До VoloCity компания разработала и испытала 4 поколения экспериментальных аппаратов, причем, согласно книге рекордов Гиннесса, полет одного из них в 2011 году стал первым в мире полетом электрического ЛА вертикального взлета и посадки с человеком на борту.

Характеристики двухместного VoloCity с максимальным взлетным весом 900 кг относительно скромны: скорость до 110 км/ч, дальность полета до 65 км (40 мин). Зато аккумуляторы можно не только заряжать, но и менять на заряженные всего за 5 минут.

Среди инвесторов – Geely и Daimler. Всего удалось собрать сумму 322 млн евро. Руководство компании надеется, что именно VoloCity станет первым воздушным такси в мире: начало коммерческих полетов в Париже и Сингапуре намечено на ближайшие 2-3 года.

Претендовать на лавры идеального автолета для массового использования VoloCity мешает только одно – габариты. Диаметр его рамы с винтами составляет 11,3 м.

CityAirbus

Детище вертолетного подразделения европейского концерна Airbus. Восемь пропеллеров приводятся восемью специально разработанными компанией Siemens электромоторами мощностью по 100 кВт, которые питаются от четырех батарей разработки оборонного подразделения Airbus. 110 кВт*ч их общей емкости хватает на 15 минут полета со скоростью до 120 км/ч. Каждая пара пропеллеров развивает тягу 400 кг.

CityAirbus рассчитан на 4 человека, при условии, если их суммарный вес не превышает 250 кг. Предполагается, что CityAirbus будет летать полностью автономно, однако на первом этапе на его борту будет находиться пилот для спокойствия пассажиров. Первый полет состоялся в 2019 году. Сертификация и начало эксплуатации намечены на 2023 год. Типичная воздушная маршрутка ближайшего будущего.

Alia-250

Alia-250

Этот воздушный микроавтобус американской компании Beta Technologies имеет размах крыльев в 15 метров и для частного городского транспорта также великоват. Он может перевозить 8 человек или 2720 кг груза. Внимания заслуживает простота, с которой удалось совместить вертикальный взлет с приличной дальностью – 400 км. Никаких отклоняющихся в полете двигателей: четыре винта создают вертикальную тягу и один – горизонтальную.

Правда, пока испытывается прототип только с одним толкающим винтом, который может взлетать и садиться лишь по-самолетному, но простота концепции внушает уверенность в возможности ее быстрой реализации, поэтому курьерская компания UPS уже подписала контракт на поставку 150 таких машин для перевозки срочных грузов. Поставка намечена на 2024 год.

SkyDrive-03

SkyDrive-03

Электрический одноместный автолет японской компании SkyDrive оснащен 8 винтами и электродвигателями, расположенными попарно. Первый полет SD-03 совершил в 2020 году, при этом компания гордится этим как национальным свершением, что лишь подчеркивает разницу между современной Японией и современным Китаем (см. главу про eHang 216).

Запасов энергии хватает максимум на 10 минут полета со скоростью до 50 км/ч, однако характеристики будут улучшаться по мере появления более совершенных аккумуляторов. Масса – 400 кг. Габариты – 4х4 м. В настоящее время компания работает над двухместной версией, которая при массе в 500 кг за счет более продуманной конструкции станет еще компактнее (4х3,5 м) и, главное, сумеет летать в беспилотном режиме. Компания планирует к 2023 году сертифицировать свой автолет для полетов над Токийским заливом. Этот ЛА очень близок к идеальному автолету для ежедневного использования. Практически, это он и есть, если убрать винты под защитные решетки. Однако пока это лишь экспериментальный прототип с неясным будущим.

Vertical Aerospace X2

Vertical Aerospace X2

Первый полет летющий кеб VA-X2 совершил в 2019 году. Оснащенный 12 винтами трехместный автолет способен развивать скорость до 80 км/ч и перевозить 250 кг груза. Может садиться с четырьмя отказавшими электромоторами. О дальности полета британцы благоразумно умалчивают, вместо этого налегая на то, что при создании прототипа использованы технологии автогонок Формулы-1.

О запуске его в серию речи пока тоже нет. Вместо этого представители компании объявили о планах создания крылатого 5-местного конвертоплана VA-X4, напоминающего Joby S4. В любом случае VA-X2 с габаритами 6х8 м великоват для частного автолета.

Jetoptera-2000

Jetoptera-2000

Этот американский проект как раз из тех, что состоит пока в основном из красивых картинок, хотя модели в масштабе 1/4 продемонстрировали работоспособность концепции. А концепция эта столь интересна, что проект в самом деле заслуживает внимания наряду с самыми продвинутыми конкурентами. Для создания тяги в нем используется так называемый безлопастной вентилятор, знакомый всем по бытовым вентиляторам фирмы Dyson, названной по фамилии изобретателя этого устройства британца Джеймса Дайсона. Устройство представляет собой замкнутое в контур крыло, на внутреннюю поверхность которого подается под давлением воздух от упрятанного в корпусе компрессора. При обдувании профиля крыла потоком в соответствии с законом Бернулли возникает разрежение, которое вовлекает в движение окружающий воздух. Таким образом, контур как бы всасывает в себя воздух с одной стороны и выбрасывает его с другой. Это устройство еще называют воздушным умножителем, поскольку оно вовлекает в струю в 15 раз больший объем воздуха, чем поступает от компрессора. Создатели концепции утверждают, что такой двигатель создает на 10% большую тягу при расходе топлива меньшем на 50% по сравнению с малыми турбореактивными двигателями, а также на 30% легче турбовентиляторных или турбовинтовых двигателей.

Контуру безлопастного вентилятора можно придавать любую форму, что предоставляет полную свободу в поисках наилучшей компоновки для ЛА с таким движителем. Шума от него не больше, чем от холодильника, а вращающихся частей за обводами фюзеляжа вообще нет. Никаких винтов с электромоторами! Одна проблема: по словам разработчиков, для того, чтобы такой аппарат летал на электрической тяге, необходимы аккумуляторы с удельной емкостью более 1500 Вт*ч/кг. (Напомним, что для тяговых литий-ионных аккумуляторов достижимым в перспективе ближайших лет считается лишь уровень в 400 Вт*ч/кг). А пока в качестве источника сжатого воздуха предлагается использовать малый турбореактивный двигатель мощностью 75 кВт. Партнерами компании в разработке новой технологии выступают GE, Honeywell и ВВС США.

Archer Maker

Archer Maker

Автолет Maker американской компании Archer вооружен 12 пропеллерами: 6 неподвижны и создают только вертикальную тягу и 6 могут отклоняться для создания горизонтальной тяги. Аккумуляторная батарея массой 1500 кг и емкостью 75 кВт*ч (то есть удельная емкость всего 50 кВт*ч/кг) позволит двухместному автолету совершать полет на дальность 96 км со скоростью 240 км/ч. Maker – это прототип в масштабе 80% 5-местного варианта, который планируется производить серийно с 2023 года. О каких-то испытательных полетах не сообщается и, в принципе, этот проект пока сводится лишь к фотографиям макета. Упомянуть о нем заставило лишь объявление, что авиакомпания United Airlines уже заказала таких автолетов на сумму… 1 млрд долларов с тем, чтобы с их помощью наладить службу воздушного такси для доставки своих пассажиров из аэропортов в центры городов.

NFT ASKA 1.0 Concept Design

NFT ASKA 1.0 Concept Design

Концепт американской компании New Future Transportation пока существует лишь в виде картинок, хотя компания уже определилась с ценой в 789 тыс. долларов США за штуку и даже уже принимает заказы с предоплатой в 5 тыс. долларов, обещая начать поставки в 2026 году. Внимание этот концепт заслуживает тем, что предлагает трехместный транспортный ЛА для путешествий от двери до двери.

Не нужно добираться до ближайшей взлетной площадки своим ходом. Вы паркуете свой автолет у дома, поскольку со сложенными крыльями он по габаритам не превышает размеры внедорожника, на нем же добираетесь до места, с которого можно взлететь, расправляете складные крылья для экономии энергии в полете (их размах делает необходимым использование вертолетной площадки 20х20 м, но при наземной мобильности это не проблема), далее с помощью 16 вентиляторов взлетаете вертикально, приземляетесь опять же вертикально, складываете крылья и от места посадки до пункта назначения опять же едете на том же самом транспортном средстве, на котором летели. Это автолет мечты, но, повторимся, пока это лишь картинки, под которые компания пытается собрать деньги на создание первого прототипа.

HEXA

HEXA

Автолет американской компании LIFT Aircraft по концепции напоминает уменьшенный в два раза Volocopter. У него 18 пропеллеров на раме, под которой подвешена кабина на одного человека. Главная особенность в том, что HEXA, по замыслу создателей, будет относиться к классу сверхлегких ЛА, поэтому для его использования не потребуется лицензия пилота. Для этого масса этой летающей табуретки не должна превышать 115 кг.

Батарей хватает на 15 минут полета (с остаточным запасом энергии в 25%). Скорость – до 100 км/ч. Поднимает 113 кг груза. Может безопасно сесть при отказе 6 моторов. Кроме того есть парашют для спасения всего ЛА. Первый полет состоялся в 2018 году. Очень интересный вариант для частного использования, если не считать 6-метровой в диаметре рамы с открытыми винтами.

Pegasus Passenger Air Vehicle

Pegasus Passenger Air Vehicle

Это проект Boeing, крупнейшей аэрокосмической компании мира. Восемь попарных пропеллеров обеспечивают вертикальные взлет и посадку, толкающий винт дает горизонтальную тягу, крылья берут на себя нагрузку в крейсерском полете и экономят электроэнергию батарей. Это позволяет двум человекам летать на дальность до 80 км со скоростью до 180 км/ч. Все просто, но габариты (9,14х8,53 м) делают возможным эксплуатацию этого автолета только со стандартных вертолетных площадок.

Первый взлет полноразмерный прототип совершил в январе 2019 года, а в июне того же года разбился, как это в последнее время иногда случается с конструкциями Boeing. Из-за резонансных вибраций акселерометр выдал команду на отключение всех электромоторов. Полет совершался в беспилотном режиме, поэтому никто не пострадал, но автолет получил серьезные повреждения. В 2020 году Boeing закрыл программу в связи с финансовыми трудностями и прочими проблемами. Американской компании сейчас не до игрушек.

Fancraft

Fancraft

Разработка израильской компании Tactical Robotics отличается своеобразным подходом к решению проблемы компактности автолета. Впрочем, похожую концепцию использовал еще аэроджип Piasecki VZ-8 в 1958 году. Вертикальную тягу создают два пропеллера диаметром 1,8 м, упрятанные в фюзеляж спереди и сзади. Управление в продольном направлении осуществляется посредством тяги винтов, а по курсу и в поперечном направлении – с помощью жалюзи, 200 пластин которых отклоняют поток воздуха от пропеллеров в нужном направлении, позволяя автолету разворачиваться на месте и двигаться боком.

Фюзеляж имеет форму, создающую в полете подъемную силу, что отчасти заменяет крылья. Предусмотрены два боковых вентилятора для увеличения скорости горизонтального полета. Как бы то ни было, в результате получился автолет с габаритами 6,2х3,5 м, подходящее средство для решения проблемы городской аэромобильности. Но есть и но. Способный поднимать до 500 кг прототип (на видео ниже) со скоростью до 180 км/ч и временем полета до 5 часов (!) оснащен турбовальным вертолетным двигателем Turbomeca Arriel мощностью 940 л.с.

Дело в том, что проект изначально разрабатывался для израильской армии как средство эвакуации раненых. Первый полет этот «летающий гроб» совершил еще в 2010 году, когда аккумуляторов с нужными характеристиками еще не было. Да и сегодня для полета такой машины их надолго не хватит, поэтому для гражданской версии CityHawk предполагается использовать топливные элементы. Но все это пока лишь проекты, хотя прототип с турбодвигателем совершил уже более 300 испытательных полетов, причем продемонстрировал возможность летать в полностью автономном режиме. И, разумеется, есть вопросы к безопасности этой концепции, поскольку жалюзи является достаточно сложной, а значит и не слишком надежной механической системой. Тем не менее, интерес к CityHawk проявила компания Boeing, которая после закрытия собственного проекта подписала договор о сотрудничестве с израильтянами.

BlackFly v3

BlackFly v3

Этот автолет отличается весьма необычной схемой. На первый взгляд кажется, что его крылья должны поворачиваться, меняя угол атаки и наклон винтов. Но это не так. Крылья неподвижны. Поэтому для взлета BlackFly практически встает на попа, вздыбливая нос и приводя винты в наилучшее для создания вертикальной тяги положение. В принципе, это даже не назовешь вертикальным взлетом. В характеристиках даже указана длина пробега при взлете и посадке – 0,91 м. Соответственно, вместо шасси у этого ЛА киль, как у лодки. Перекатываясь на этом киле, BlackFly взлетает и садится.

Этот сверхлегкий (142 кг) одноместный ЛА способен поднять 113 кг и перенести его со скоростью до 130 км/ч на расстояние до 65 км. 8 винтов создают тягу в 400 кгс. Есть парашют для спасения всего ЛА. Разработка ведется канадским инженером Маркусом Ленгом с 2009 года. Ее финансирует сооснователь Google Лари Пейдж. Первый полет BlackFly v3 – третьего прототипа этой схемы – состоялся в 2017 году. С тех пор было проведено более 2300 полетов на общее расстояние свыше 37 тыс. км. В Калифорнии уже начато его серийное производство. BlackFly должен стоить не дороже внедорожника. До конца 2021 года планируется продать до 25 автолетов. Предназначается как средство для увеселительных полетов.

AI Kamchatka

AI Kamchatka

Среди энтузиастов повышения уровня аэромобильности населения есть и россияне. Это шесть человек, которые пишут, что их вдохновляют Илон Маск, Стив Джобс и Ричард Брэнсон. Но пока эти энтузиасты лишь пытаются собрать деньги на создание модели в масштабе 1/4 для продувки в аэродинамической трубе. Автолет AI Kamchatka, разработанный компанией Moscow Team, существует лишь на картинках. Правда, не очень понятно, какое отношение эти картинки имеют к Камчатке, но, как следует из названия, этот ЛА рассчитан на просторы одноименного полуострова и предполагает использование искусственного интеллекта (куда ж без него). Дальность полета в данном случае важнее экологии. ЛА предполагается сделать гибридным, с турбореактивным двигателем, который в теории обеспечит дальность в 300 км, и буферными батареями, которых хватит на 7 минут полета при отказе основного двигателя.

Циклолет

Циклолет

Очень любопытный проект разрабатывает Фонд перспективных исследований (российский аналог DARPA) и новосибирский Институт теплофизики. Изюминка этого необычного ЛА – движитель под названием циклоидный ротор. По сути, он представляет собой разрезанную на сегменты вертолетную лопасть, которая крутится в колесе и таким образом создает тягу за счет подъемной силы профиля в набегающем потоке. Управляя углом атаки каждого сегмента можно управлять направлением вектора тяги.

У такой схемы есть целый ряд преимуществ. По сравнению с вертолетом она компактна. По сравнению с квадрокоптером работает еще тише, потому что скорость вращения колес еще меньше, чем скорость вращения винтов квадрокоптреа. При этом эффективность его движителей растет со скоростью полета, чего о квадрокоптерах и вертолетах не скажешь. Кроме того, циклолет в теории может взлетать и садиться с площадок с уклоном до 30 градусов, а в воздухе причаливать к вертикальной стенке.

В настоящее время создан и успешно испытан прототип массой 60 кг (см. видео выше). Четыре его «гребных колеса» вращают четыре электромотора мощностью по 4 кВт. Аккумуляторов хватает на 10 минут полета. Ведется разработка 6-местного циклолета. Поскольку он предназначается для военных, на него планируют установить гибридную силовую установку с бензиновым роторно-поршневым двигателем. Предполагается, что он сможет летать на расстояние до 500 км со скоростью до 250 км/ч. Первый полет ожидается в 2022 году.

Hoversurf

Hoversurf

Интересные концепции автолетов можно перечислять еще долго. Но закончить этот обзор хочется проектом, который, с нашей точки зрения, можно назвать идеальным для города. И, как это ни удивительно, при всем обилии конкурентов этот проект разрабатывается в Москве. Его автор – российский изобретатель и предприниматель Александр Атаманов. Ранее этот человек прославился своими летающими мотоциклами – ховербайками, которые он одно время даже продавал в Калифорнии по цене 150 тыс. долларов за штуку плюс курс обучения за 10 тыс. Его байки собиралась купить полиция Дубая (см. видео ниже), у которой среди патрульных машин даже Lamborghini имеется. А на чем еще преследовать местных автолюбителей, предпочитающих Ferrari. Так что и летающий мотоцикл дубайским копам приглянулся. Но авария во время демонстрационного полета, видимо, охладила их пыл.

Как бы то ни было, ни в Дубаи, ни в Калифорнии дело не пошло, и Атаманов вернулся в Москву, чтобы заняться автолетами. На первый взгляд его Hoversurf – это обычный концепт квадрокоптера с четырьмя винтами для вертикальной тяги и двумя небольшими вентиляторами для горизонтальной. Но есть маленькое дополнение: винты не разнесены друг от друга, и не сделаны соосными, а вращаются с частичным перекрытием. Атаманов догадался сделать это еще не своих квадроциклах. Это позволяет сохранить все преимущества управляемости квадрокоптера, то есть обойтись без всяких жалюзи, и вместе с тем получить автолет с габаритами обычного автомобиля. В отличие от иных энтузиастов, Атаманов сам является успешным бизнесменом и ему удалось привлечь нескольких крупных инвесторов, поэтому его проект картинками не исчерпывается.

Уже создан прототип, который в январе 2021 года совершил демонстрационные полеты в помещении Малой спортивной арены «Лужников» с двумя пассажирами на борту. Предполагается, что серийный автолет окажется способен перевозить 300 кг со скоростью до 200 км/ч на расстояние до 100 км. При этом, согласно подсчетам компании, полет на таком аппарате будет стоить 0,29 долларов за км, что в 2,7 раз дешевле эконом-тарифа такси Uber. Что касается планов, то рынок услуг городской аэромобильности к 2025 г. оценивается компанией в 1 млрд долларов и 1000 автолетов в 4 богатейших городах мира. К 2030 году он должен вырасти до 4 млрд и 3000 автолетов в 16 городах. Это по пессимистическому сценарию. По оптимистическому же сценарию к 2030 году рынок будет стоить 58 млрд и насчитывать парк в 43 тыс. автолетов в 64 крупнейших городах мира. Компания намерена занять 10% этого рынка. Как говорится, попутного ветра!

Мир накануне больших перемен. И эти перемены уже витают в воздухе.

закат

Часть 1. «Мир накануне третьей авиационной революции»

Часть 2. «Третья авиационная революция: электричество витает в воздухе»

Часть 3. «Распределяй и властвуй: распределенная силовая установка для автолета».

Часть 4. «На самом ли деле авиация самый безопасный вид транспорта?»

Часть 5. «Главный признак скорого появление в небе реальных летающих автомобилей»

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет

подписаться   |   обсудить в ВК   |   

Комментарии к статье из сети в Вконтакте


открыть страницу обсуждения



Заблокированный пользователь , г. Москва
"Число проектов исчисляется сотнями, а их финансирование – миллиардами долларов..."
Очень бы хотелось узнать у ярой путинистки админши - а как с этим обстоит дело в России, есть ли ХОТЬ ОДИН такой проект на стадии выше эскизов и дрона-самоубийцы от Почты России, и если нет - то почему?! Не потому ли, что её идеал - вор и убийца?!
14-09-2021 15:51   ответить
Валерий Саранчук
"поток от вентиляторов обдувает в полете верхнюю плоскость крыла, что увеличивает его подъемную силу" - эффект Мюнхаузена-Леонова, правильно я понимаю?
14-09-2021 15:53   ответить
Тимофей Коннов
Александр, в нашей армии стоят наши беспилоты. успешно летают и выполняют свои функции.
14-09-2021 15:58   ответить
Леонид Гунин
Валерий, статью не читал, но эта фраза логична и так действительно работает. Так как скорость потока воздуха над крылом выше, то давление воздуха ниже, чем под крылом. Эта разность давления и создаёт подъемную силу.
14-09-2021 17:49   ответить
Khimik
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

Интересно, предполагается ли в каких-то вариантах городского летающего такси удалённое управление с случае ЧП? Т.е. аппарат летает на автопилоте, но чуть возникает какая-то проблема - подключается удалённый пилот из офиса и начинает управлять аппаратом.
14-09-2021 18:15   ответить     перенести в VK
Мисс Никс
Александр, да вы статью-то почитайте. Там российские проекты описаны. По крайней мере два из них очень интересные.
14-09-2021 18:29   ответить
Мисс Никс
Валерий, если поток от вентиляторов просто выходит в пространство, то он создает тягу. А если он по пути обдувает верхнюю часть профиля крыла, то часть этой тяги расходуется на создание подъемной силы. Здесь никаких чудес нет. Тяга становится меньше, зато крыло дает большую подъемную силу, значит его можно сделать меньше и с меньшим сопротивлением. Но все это за счет тяги. В общем, здесь надо считать, есть ли выгода. У НАСА есть экспериментальный ЛА, где такая система заменяет механизацию крыла при посадке.
14-09-2021 18:30   ответить
Мисс Никс
Тимофей, на самом деле с нашими военными беспилотниками проблем еще очень много, потому что еще лет 10 назад наши полководцы не считали БЛА чем-то очень уж важным в сравнению с танками и артиллерией, но прогресс за последние годы очевиден, хотя сказать, что мы преодолели отставание, еще нельзя.
14-09-2021 18:31   ответить
Эйнсток Файр
Не взлетит.
14-09-2021 19:06   ответить     перенести в VK
CRT
Оленьи рога у этой хреновины наверно большое аэродинамическое сопротивление создают, и веса добавляют немало
https://www.youtube.com/watch?v=ROJ76foyihs
14-09-2021 19:33   ответить     перенести в VK
Заблокированный пользователь , г. Москва
Тимофей, "в нашей армии стоят наши беспилоты. успешно летают и выполняют свои функции."
Вы о тех беспилотниках, которые так смачно еб*нулись в прошлогодней войне в Армении? Вот они на параде победы, поглядите!!!
15-09-2021 00:18   ответить
baxton_ulf
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

Эта штуковина получше :))

15-09-2021 06:09   ответить     перенести в VK
elmal
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>Этот признак очень прост – большие деньги, которые вкладываются в это направление. Число проектов исчисляется сотнями, а их финансирование – миллиардами долларов.
Пока не появятся источники энергии, которые при минимальной массе смогут обеспечивать длительную автономность - ни черта не изменится. Именно в конструкцию летательных аппаратов можно и триллионы вбухать, без источника энергии ни черта не изменится. А вот как сделают компактный источник энергии - будет революция практически во всем. Именно источники энергии уже черти сколько времени массово пытаются обкатать на смартфонах. Небольшой прогресс идет, но прогресс идет ОЧЕНЬ медленно, и до реального прорыва и смерти традиционных двигателей может потребоваться еще 100 лет. Собственно прогресс в сверхемкие аккумуляторы уже давно уперся. Как только они появятся - мир очень сильно изменится, причем изменится очень быстро.
15-09-2021 08:47   ответить     перенести в VK
Валерий Саранчук
Мисс, обдувает напольный вентилятор человека в жару, например, а в описанном случае поток воздуха проходит вдоль верхней плоскости крыла, создавая над его поверхностью область пониженного давления.
15-09-2021 11:33   ответить
rustler
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Не взлетит.

Уже взлетели. В статье видео есть. Очень красивые съемки, кстати. Прямо завораживает.
16-09-2021 18:49   ответить     перенести в VK
rustler
Здравствуйте, CRT, Вы писали:

CRT>Оленьи рога у этой хреновины наверно большое аэродинамическое сопротивление создают, и веса добавляют немало
CRT>https://www.youtube.com/watch?v=ROJ76foyihs

Так у него скорость максимум 110 км/ч, так что сопротивление не более критично, чем у вертолета. Рама углепластиковая, весит считанные килограммы. В сумме же электромоторы и рама весят куда меньше двигателей и трнасмиссии обычного вертолета. Самое тяжелое это аккумуляторы.
16-09-2021 18:49   ответить     перенести в VK
Мисс Никс
Александр, наших беспилотников в прошлогодней войне в Армении не было. А что там армяне с российским оружием делали, надо у них спросить. Как говорил Ворошилов, нет похого оружия. Есть плохие стрелки.
16-09-2021 18:50   ответить
rustler
Здравствуйте, elmal, Вы писали:

E>Пока не появятся источники энергии, которые при минимальной массе смогут обеспечивать длительную автономность - ни черта не изменится. Именно в конструкцию летательных аппаратов можно и триллионы вбухать, без источника энергии ни черта не изменится. А вот как сделают компактный источник энергии - будет революция практически во всем. Именно источники энергии уже черти сколько времени массово пытаются обкатать на смартфонах. Небольшой прогресс идет, но прогресс идет ОЧЕНЬ медленно, и до реального прорыва и смерти традиционных двигателей может потребоваться еще 100 лет. Собственно прогресс в сверхемкие аккумуляторы уже давно уперся. Как только они появятся - мир очень сильно изменится, причем изменится очень быстро.

Технически именно прогресс последних 10 лет в аккумуляторах сделал возможным появления всех этих проектов. Вот статья об этом https://www.nix.ru/computer_hardware_news/hardware_news_viewer.html?id=208077
16-09-2021 18:52   ответить     перенести в VK
Мисс Никс
Валерий, почему нельзя сказать, что поток обдувает крыло?
16-09-2021 18:53   ответить
rustler
Здравствуйте, baxton_ulf, Вы писали:

_>Эта штуковина получше :))
_>

Потрясая штука! Вот оно – будущее, которое уже наступило! Кстати, ванну он очень грамотно приспособил. Подходящая капсула безопасности. И на воду садиться можно, если слив заткнуть.
17-09-2021 12:30   ответить     перенести в VK