Четверг, 3 февраля 2022 10:55
Обзор видеокарты Nvidia GeForce RTX 3050: солидный графический процессор, если достанете по адекватной цене – вам повезло
Сегодня мы рассмотрим видеокарту Nvidia GeForce RTX 3050 – новую бюджетную модель в линейке RTX 30-й серии. Но, несмотря на то, что эта карта позиционируется как опция Ampere начального уровня, она базируется на том же кристалле GA106, что и RTX 3060.
Содержание
В части рекомендуемой производителем цены RTX 3050 стоит заметно ниже 3060 – $250 против $330, поэтому логично ожидать, что значительная часть аппаратных компонентов исходного чипа здесь также выключена. И действительно, конфигурация ядер GPU сокращена почти на 30% – с 3584 до 2560, но, что интересно, количество блоков ROP осталось тем же – 48. Boost-частота ядра GPU тоже не изменилась – 1777 МГц, но память используется не такая быстрая – 14 Гбит/с вместо 15 Гбит/с. Присоедините сюда шину меньшей ширины – 128-bit – и получите на 38% меньшую общую пропускную способность памяти.
Плюсом этого, однако, является на 24% меньшее энергопотребление – всего 130 Вт, и это означает, что для игровой системы с видеокартой RTX 3050 550-ваттного блока питания будет более чем достаточно.
Если сравнивать эту новую видеокарту с Radeon RX 6500 XT, то нужно отметить, что стартовая цена RTX 3050 ($250) на 25% выше, хотя конечно, мы ожидаем, что в перспективе она будет продаваться и по более высоким ценам, на чем мы подробнее остановимся в заключении. А сейчас отметим, что, хотя RTX 3050 стоит дороже, она – просто по спецификациям – представляет собой более продвинутый продукт, чем бюджетная карта Radeon, благодаря своим 8 ГБ видеопамяти, интерфейсу PCIe x8, четырем дисплейным выходам, поддержке декодирования формата AV1 и современному аппаратному кодировщику. На все это мы вправе рассчитывать, покупая современную видеокарту, но ничего этого не предлагает 6500 XT.
Хотя Nvidia здесь вдвое урезала пропускную способность интерфейса PCIe, чего мы ни разу не приветствуем, если речь идет о видеокартах стоимостью более $200, тем не менее, 8 ГБ VRAM и пропускная способность оставленных восьми линий позволяют в сегодняшних играх получить с RTX 3050 на PCIe 3.0 такую же производительность, как и на PCIe 4.0, то есть в системах с поддержкой только PCIe 3.0 карта RTX 3050 не будет такой медленной, как 6500 XT.
Приняв все это к сведению, переходим к бенчмаркам.
Бенчмарки
Для сегодняшнего тестирования видеокарт мы взяли систему на процессоре Ryzen 9 5950X. Поскольку при тестировании производительности GPU крайне желательно избежать возникновения «узких мест», обусловленных недостаточно быстрой работой CPU, и связанных с этим потенциальных искажений результатов, мы выбрали этот высококлассный процессор, в полной мере отвечающий поставленным задачам.
Все результаты, представленные в данном обзоре, самые свежие. Специально для обзоров видеокарт 6500 XT и RTX 3050 мы обновили результаты всей нашей подборки карт среднего ценового сегмента, что заняло несколько недель. Во многих тестовых играх мы снизили настройки качества изображения на разрешении 1080p и 1440p в соответствии с возможностями видеокарт этого сегмента.
Начнем с Assassin's Creed Valhalla; на разрешении 1080p с предустановленным профилем настроек Medium карта RTX 3050 показала хороший результат – в среднем 79 fps – что практически соответствует уровню GTX 1660 Super. Это также на 18% превосходит результат 6500 XT в конфигурации с PCIe 4.0, и на 30% – результат этой же карты в конфигурации с PCIe 3.0. И всего на 8% медленнее RTX 2060, то есть в целом очень приличный результат.
На разрешении 1440p для RTX 3050 складывается еще более благоприятная картина, если говорить о сравнении ее с недавно выпущенной видеокартой AMD 6500 XT. Здесь 3050 снова демонстрирует производительность уровня GTX 1660 Super, и это на 38% быстрее 6500 XT; когда производительность карты Radeon дополнительно ограничивается интерфейсом PCIe 3.0, разрыв увеличивается до 45%.
В Shadow of the Tomb Raider мы установили самый высокий уровень графических настроек, поскольку это самая старая игра в нашей сегодняшней подборке бенчмарков, и наш эталонный образец видеокарты этого класса для проверки адекватности уровня настроек – 4-гигабайтная 5500 XT – показала здесь на разрешении 1080p приличный результат со средней частотой кадров более 60 fps.
Карта RTX 3050 оставила этот результат далеко позади, выдав в среднем 87 fps и даже слегка опередив в этот раз GTX 1660 Super. В сравнении с 6500 XT карта RTX 3050 здесь быстрее на 34%, или – если сравнивать с конфигурацией 6500 XT на PCIe 3.0 – даже на 85% быстрее. Убедительная победа карты Nvidia в данном конкретном зачете.
На разрешении 1440p ситуация для 6500 XT снова осложняется. Здесь она не дотягивает в среднем даже до 40 fps – даже с интерфейсом PCIe 4.0, тогда как RTX 3050 снова выступает на уровне 1660 Super и почти вплотную подбирается к отметке 60 fps.
В Watch Dogs: Legion со средними графическими настройками карта 6500 XT выглядит довольно прилично. RTX 3050 с частотой кадров 88 fps здесь по-прежнему демонстрирует весомое преимущество перед 6500 XT, опережая ее на 17% или даже на 28%, если последняя выступает в конфигурации с PCIe 3.0.
Если сравнивать RTX 3050 с другими видеокартами, то здесь она на 5% быстрее 1660 Super и на 15% медленнее 5600 XT и RTX 2060, то есть немного проигрывает этим более старым моделям.
На разрешении 1440p карта RTX 3050 со средней частотой кадров более 60 fps обгоняет 6500 XT в конфигурации с PCIe 4.0/3.0 с 28/36%-ным преимуществом. Также RTX 3050 здесь была на 10% быстрее GTX 1660 Super, но на 14-15% медленнее RTX 2060 и 5600 XT.
В Rainbow Six Siege мы установили графические настройки Ultra с пакетом текстур HD. Как обычно, мы проверили тестовые настройки на 5500 XT, и эта видеокарта отработала хорошо с частотой кадров, стабильно превышающей 100 fps со средним показателем 147 fps.
RTX 3050 без проблем превзошла этот результат со средней частотой кадров 225 fps, уступив по скорости 11% RTX 2060 и на 14% опередив GTX 1660 Super. Трудно поверить, но RTX 3050 здесь была на 92% быстрее 6500 XT, а про результат конфигурации с PCIe 3.0 не стоит даже упоминать.
На разрешении 1440p карта RTX 3050, расположившись между GTX 1660 Super и RTX 2060, обходит 6500 XT с неприличной разницей в счете – 110%. И, заметьте, всего 10% проигрывает карте RX 6600.
В F1 2021 на разрешении 1080p со вторым по качеству изображения уровнем графических настроек RTX 3050 со средней частотой кадров 141 fps была на 52% быстрее 6500 XT. Конфигурация с PCIe 3.0 полностью сковывает потенциал 6500 XT – при этих условиях она проигрывает RTX 3050 неприличные 114%, и нужно отметить, что точно такая же разница в скорости получается при использовании RTX 3050 также с PCIe 3.0.
Переход на разрешение 1440p увеличивает преимущество 3050, которое достигает 66% при использовании 6500 XT в конфигурации с PCI 4.0 и 128% – с PCIe 3.0. Кроме того, 3050 демонстрирует здесь немного лучшую производительность по сравнению с GTX 1660 Super.
В Horizon Zero Dawn карта 6500 XT в конфигурации с PCIe 4.0 по сравнению со многими другими играми демонстрирует относительно неплохую производительность со средней частотой кадров 72 fps. Карта RTX 3050 здесь была на 14% быстрее, а при использовании обеих карт в конфигурации с PCIe 3.0 преимущество карты GeForce выросло до 55%.
На разрешении 1440p карта RTX 3050 была на 24% быстрее 6500 XT. Также она выиграла пару кадров в секунду у 1660 Super и на 15% отстала от RTX 2060.
В Far Cry 6 при среднем уровне графических настроек на разрешении 1080p с видеокартой GeForce RTX 3050 мы получаем в среднем 96 fps. И, что мы наблюдали уже неоднократно, RTX 3050 по производительности оказывается примерно на уровне 1660 Super, хотя и проигрывает немного – по крайней мере, в части средней частоты кадров – карте 2060.
Карта 6500 XT в Far Cry 6 показывает один из лучших своих результатов и проигрывает 3050 всего 14%, хотя проблемы с PCIe 3.0 здесь также имеют место и в этой конфигурации 6500 XT проигрывает 3050 уже 37%.
На разрешении 1440p карта 6500 XT, что называется, посыпалась, тогда как RTX 3050 сохраняет здесь уверенные позиции со средней частотой кадров более 60 fps, что на 42% превосходит результат 6500 XT.
В Doom Eternal карта RTX 3050 выступила исключительно хорошо – на уровне RTX 2060, обеспечив в среднем 178 fps. Этот результат на 82% превосходит результат 6500 XT, а в конфигурации с PCIe 3.0 эта карта оказывается медленнее 3050 на 287%. Комментарии излишни.
Разрешение 1440p здесь становится крайне неприятной ситуацией для 6500 XT: очень разочаровывает, когда 4-гигабайтная RX 570 может обеспечить 60 fps и вполне сносный игровой опыт, а 6500 XT с PCIe 3.0 снижает частоту кадров до 36 fps.
У RTX 3050 таких проблем нет: в среднем она выдает здесь весьма впечатляющие 130 fps, и даже худшие показатели остаются на уровне свыше 100 fps. Кроме того, здесь она на 13% быстрее RTX 2060 и всего на 11% медленнее RX 6600. Звездный результат.
Resident Evil Village – не самая требовательная игра, особенно если установить сбалансированный профиль графических настроек, поэтому неудивительно, что на разрешении 1080p карта RTX 3050 обеспечивает здесь комфортный запас свыше 100 fps при средней частоте кадров 114 fps. Это уровень производительности GTX 1660 Super, который попутно ставит новую бюджетную модель GeForce на 52% впереди 6500 XT (и на 78% – в сравнении с конфигурацией на PCIe 3.0).
Death Stranding – еще одна игра, которая, несмотря на довольно красивую картинку, не предъявляет повышенных требований к графической производительности системы. На разрешении 1080p с настройками по умолчанию карта RTX 3050 в среднем обеспечивает комфортные 108 fps и занимает место как раз между 1660 Super и GTX 2060 – отличный результат.
Она также оказывается на 24% быстрее 6500 XT, и в конфигурации с PCIe 3.0 карта Radeon ухудшает свой результат всего лишь до 27%-ного отставания от 3050 – это можно считать хорошим (на фоне остальных) результатом карты Radeon.
И даже на разрешении 1440p карта 6500 XT здесь в среднем обеспечивает 64 fps – против 79 fps у RTX 3050, что соответствует 23%-ному преимуществу карты GeForce, но, с учетом разницы в цене (даже официальной), это можно назвать приличным результатом для карты AMD.
В Hitman 3 с настройками среднего уровня RTX 3050 на разрешении 1080p обеспечивает рендеринг со средней скоростью 112 fps, что очень близко к результату RTX 2060 и на 23% превосходит результат GTX 1660 Super, на 29% – результат 6500 XT и на 42% – результат 6500 XT с PCIe 3.0.
Даже на разрешении 1440p карта RTX 3050 уверенно обеспечивает частоту кадров более 60 fps, на 9% опережает RTX 2060 и на 35% – 6500 XT, что является отличным результатом, особенно на фоне других текущих предложений рынка видеокарт.
Наконец, Cyberpunk 2077, и здесь на разрешении 1080p с профилем графических настроек среднего уровня карта RTX 3050 смогла преодолеть барьер 60 fps, обеспечив в среднем 66 fps, что в данном контексте можно считать хорошим результатом. К сожалению, это на 18% медленнее RTX 2060, но зато на 40% быстрее 6500 XT и на 69% быстрее 6500 XT с PCIe 3.0.
На разрешении 1440p относительный расклад мало изменился: RTX 3050 на 37% быстрее 6500 XT и на 58% быстрее 6500 XT с PCIe 3.0. Но в абсолютных единицах средняя частота кадров на RTX 3050 составила всего 41 fps, поэтому в эту игру, если вы используете видеокарту RTX 3050, лучше играть на разрешении 1080p.
Энергопотребление
В части энергопотребления карта GeForce RTX 3050 относится к легкой весовой категории – в игровом тесте Doom общее энергопотребление системы составило всего 277 Вт. Если при этом учесть выходную производительность, видно, что RTX 3050 обладает намного большей энергетической эффективностью, чем 6500 XT, и даже если мы возьмем относительно удачные для последней игры, например, Death Stranding или Hitman 3, то RTX 3050 по энергетической эффективности все-таки выигрывает у 6500 XT, поскольку увеличивает энергопотребление системы только на 15%.
Использование PCIe 3.0 и 4.0
Хотя мы уже упоминали, что RTX 3050 обеспечивает одинаковую производительность независимо от поколения интерфейса PCIe – 3.0 или 4.0, приведем здесь один из примеров этого. Во всех 12 играх нашей тестовой подборки мы не обнаружили ни малейшей разницы, и все результаты RTX 3050 с PCIe 3.0 и 4.0 выглядят точно так же, как в приведенном ниже примере – Tomb Raider с разрешением 1440p.
Конкретно в этой игре производительность 6500 XT при использовании PCIe 3.0 падает на 13%, и ничего подобного мы не наблюдаем в случае RTX 3050. Поэтому на платформах, поддерживающих только PCIe 3.0 (которыми на данный момент пользуется, по всей вероятности большинство геймеров), видеокарта RTX 3050 обеспечит значительно большую скорость.
Средняя производительность по результатам 12 игр
Теперь давайте посмотрим на усредненные (по результатам 12 игровых тестов) показатели производительности видеокарт, которые были рассчитаны по формуле среднего геометрического. На разрешении 1080p карта RTX 3050 обеспечивает в среднем 108 fps, что в сравнении с другими видеокартами означает – на 5% медленнее GTX 1660 Super, на 10% медленнее RTX 2060 и на 23% медленнее Radeon RX 6600.
Что касается сравнения с основной конкурирующей картой AMD, то RTX 3050 на 37% быстрее 6500 XT в конфигурации с PCIe 4.0 и на 74%, т.е. более чем в полтора раза быстрее – в конфигурации с PCIe 3.0.
На разрешении 1440p, что мы часто видели в отдельных тестах, результаты 6500 XT относительно RTX 3050 выглядят еще более уныло – на 54% медленнее в конфигурации с PCIe 4.0 и на 85% медленнее в конфигурации с PCIe 3.0. Карта RTX 3050 здесь в среднем обеспечивает 74 fps, и это означает, что в популярных играх на разрешении 1440p эта карта чаще обеспечивает частоту кадров за 60 fps, чем нет – при установке адекватного уровня графических настроек.
Рейтрейсинг
На наш взгляд, тот уровень производительности, который обеспечивает RTX 3050 при обычной растеризации, не располагает к тому, чтобы включать рейтрейсинговые эффекты, однако у вас может возникнуть такое желание, поэтому давайте посмотрим, что из этого может выйти.
В качестве первого примера возьмем Watch Dogs Legion. При снижении графических настроек до среднего уровня (Medium) карта RTX 3050 по умолчанию обеспечивает неплохую частоту кадров – в среднем 88 fps. Включение DLSS без RT-эффектов дает приличную прибавку к этому результату – плюс 26%, то есть мы получаем среднюю частоту кадров 111 fps, что уже соответствует уровню производительности RX 6600.
Включение рейтрейсинга при этом уровне графических настроек с DLSS снижает среднюю частоту кадров до 60 fps, что, тем не менее, обеспечивает вполне приемлемый геймплей, но лично я предпочел бы играть с более высокими графическими настройками и, возможно, оставил бы включенной опцию DLSS.
Таким образом, в этой игре геймплей остается приемлемым при включении рейтрейсинга вместе с DLSS, что позволяет в среднем играть со скоростью 60 fps. Без DLSS частота кадров падает примерно до 40 fps, и это соответствует уровню производительности, который обеспечивает в этой игре RX 6600 при включении RT.
В Far Cry 6, которая не поддерживает DLSS, мы видим, что при включении рейтрейсинга RTX 3050 способна преодолеть барьер 60 fps и обеспечить достаточно комфортный геймплей. Это медленнее, чем может обеспечить намного более дорогая RX 6600, но, если без рейтрейсинга RTX 3050 проигрывает ей 28%, то при включении RT разрыв сокращается до 14%.
В Cyberpunk 2077 мы видим действие технологии DLSS во всей красе – прибавка к частоте кадров в режиме растеризации составляет впечатляющие 48%, что позволяет RTX 3050 обойти Radeon RX 6600. В режиме рейтрейсинга без DLSS мы видим у RTX 3050 и RX 6600 сопоставимые уровни производительности в районе 30-40 fps. Но конечно, включение DLSS дает RTX 3050 заметное преимущество в виде средней частоты кадров около 60 fps.
Если у вас возник вопрос – почему в этом разделе мы выбрали для сравнения с RTX 3050 карту RX 6600, а не 6500 XT – отвечаем: мы просто не хотели позорить 6500 XT. На самом деле, при включении рейтрейсинга 6500 XT показывает настолько слабые результаты, что их сравнение с результатами RTX 3050 не имеет никакого практического смысла.
Стоимость кадра
Настало время рассмотреть такой важный показатель, как стоимость кадра. Для начала будем отталкиваться от официальной цены (MSRP) и производительности на разрешении 1080p, а потом дополним эту картину, приняв в расчет данные разрешения 1440p и более реалистичные фактические и прогнозируемые на ближайшее время цены на видеокарты.
Сначала представим, что мы попали в сказку: если бы RTX 3050 продавалась по рекомендуемой производителем цене $250 (на что уже рассчитывать не приходится), она очевидно была бы более выгодным предложением по сравнение с 200-долларовой 6500 XT – стоимость кадра на RTX 3050 получается на 9% ниже в конфигурации с PCIe 4.0 и на 28% ниже в конфигурации с PCIe 3.0.
С другой стороны, при этих же условиях она обеспечивает намного меньшую выгоду, чем GTX 1650 Super, и немного меньшую, чем RX 5600 XT, но все это – в расчете на некоторую стагнацию или стабилизацию текущего рынка, как бы мы к этому ни относились.
Если же мы учтем реалии ценообразования на рынке видеокарт, то получим уже другую картину.
Для подержанных видеокарт мы взяли средние цены на eBay за последние четыре недели, а для новых – актуальные цены таких торговых площадок, как, например, Newegg. Карта 6500 XT у таких продавцов стоит $270, и мы предполагаем, что RTX 3050 будет стоить не менее $450, однако это – только прогноз, поскольку карты RTX 3050 в продажу еще не поступили.
Поскольку 6500 XT на текущий момент стоит как минимум на 35% дороже MSRP, мы готовы к тому, что RTX 3050 будет продаваться с намного большей – 80%-ной – накруткой, но надеемся, что она все-таки будет меньше.
Но пользователям систем с PCIe 3.0 будет выгоднее приобрести RTX 3050 даже за $450, чем 6500 XT: выигрыш в части стоимости кадра составит 4%, не говоря уже о целом ряде других важных фишек.
Если ваша система поддерживает PCIe 4.0, вам не нужны фишки, отсутствующие у 6500 XT, и вы готовы частично пожертвовать качеством картинки в пользу приемлемой частоты кадров, то вы можете заявить, что 6500 XT за $270 – "более выгодное предложение", поскольку обеспечивает на 18% меньшую стоимость кадра, чем RTX 3050, но это утверждение будет заметной натяжкой, если учесть гораздо более продвинутый функционал видеокарты GeForce.
Если вы ориентируетесь на гейминг начального уровня на разрешении 1440p, то для вас бесспорно лучшим продуктом будет RTX 3050, причем намного лучшим, на мой взгляд. С видеокартой GeForce вы получите не только частоту кадров более 60 fps (с высокой вероятностью), но и на 8% меньшую стоимость кадра по сравнению с 6500 XT в конфигурации с PCIe 4.0. Так что для тех, кто собирается играть на разрешении 1440p, карта RTX 3050 даже за $450 будет намного более выгодным решением, на которое есть смысл потратить дополнительные или ранее отложенные средства.
Следует также иметь в виду, что в этой (или ближайшей к ней сверху) ценовой категории технически более выгодной опцией является RX 6600, которая стоит на 24% дороже, но при этом обеспечивает на 26% большую производительность. С точки зрения стоимости кадра можно сказать, что это примерно одно и то же, но, если вы готовы потратить дополнительную сумму, RX 6600 можно рассматривать как реальную альтернативу RTX 3050.
А какая цена была бы оптимальной?
Хотя мы опасаемся, что GeForce RTX 3050 в конце концов будет стоить $450 или больше, и при этом видим, что даже в этом случае она будет в целом более выгодным предложением, чем 6500 XT, все-таки интересно: а какую цену целесообразнее всего было бы назначить для этой карты – достаточно высокую, но чтобы при этом никто не мог аргументированно заявить, что 6500 XT в чем-то выгоднее? Мы посчитали, что это где-то около $370, и, хотя это всего лишь наши пожелания, если бы Nvidia так сделала, это была бы крайне затруднительная ситуация для AMD.
При цене $370 карта RTX 3050 была бы по стоимости кадра (1080p) на одном уровне с 6500 XT (в конфигурации с PCIe 4.0), предлагая при этом вдвое больший объем видеопамяти, вдвое большую пропускную способность PCIe, лучшие возможности в части кодирования и декодирования современных форматов и больше двух дисплейных выходов. Я не специалист по конкурентному ценообразованию, но ценник в диапазоне от $370 до $450 точно создал бы проблемы для 6500 XT.
Заключение
Насколько желанной покупкой будет GeForce RTX 3050 – зависит в конечном счете от того, сколько она в итоге будет стоить и насколько легко будет ее приобрести (найти в продаже). Если она будет стоить свыше $500, то такая игра не стоит свеч и в этом случае лучше будет просто купить более быструю карту Radeon RX 6600.
Таким образом, в данный момент сложно сказать, насколько сильно вам следует радоваться выходу RTX 3050. Основываясь на результатах тестов, мы можем с уверенностью определить адекватный ценовой диапазон для этой видеокарты, но адекватность и фактическая динамика рынка видеокарт – это не одно и то же.
Мы рассчитывали, что Radeon 6500 XT будет стоить что-нибудь около $300, и это уже звучит устрашающе, даже (или особенно) если речь идет о самой дешевой "новой" видеокарте, которую вы можете купить. На данный момент дела обстоят несколько лучше, эта карта стоит в среднем $270, но эта цена для нее явно высоковата, и мы никому не рекомендуем ее покупать. Вместо этого или продолжайте копить на более классную видеокарту, или купите подержанную. Например, подержанная RX 570 4GB за $220 представляет собой более выгодное компромиссное решение, и, честно говоря, сейчас это лучшая опция для пользователей систем с PCIe 3.0.
Что касается новой карты GeForce RTX 3050, то здесь мы рассчитываем на итоговую цену в районе $450, но, с учетом того, что RTX 3060 в среднем продается по цене, превышающей MSRP на 112%, возможно всё. Как уже было отмечено, мы убеждены, что оптимальная цена для RTX 3050 должна составлять около $370 – это будет экономически целесообразно и сделает эту карту желанной опцией для компьютерных геймеров.
При такой цене RTX 3050 будет однозначно самым выгодным решением, даже с учетом предложений вторичного рынка, где близкая к ней по производительности GTX 1660 Super уже продается за $470. Однако, принимая во внимание эти печальные реалии, вполне вероятно, что 3050 будет стоить ближе к $500.
В этом случае целесообразнее будет купить RX 6600 или, возможно, что-нибудь более подходящее и/или более дешевое из того, что можно будет найти на вторичном рынке.
А сейчас нам остается только подождать и посмотреть, на какой ценовой ступеньке фактически сядет RTX 3050, и затем, в течение ближайших недель, отслеживать динамику цен. Но если за это время вам подвернется возможность ухватить RTX 3050 по цене, близкой к MSRP или хотя бы в районе $400, это будет выгодная сделка.
Источник: TechSpot