Мы [Tom's Hardware] протестировали все использующиеся на сегодняшний день модели видеокарт Nvidia и AMD в нескольких сотнях бенчмарков для GPU и составили на данный момент самый полный и подробный рейтинг производительности видеокарт.
Наш рейтинг включает в себя все модели видеокарт текущих и предыдущих поколений, в том числе лучшие, которые ранжируются в нем по производительности. Играете ли вы в компьютерные игры или работаете с графическим контентом высокого качества, например, редактируете видео в разрешении 4K, определяющую роль в производительности системы в этих сценариях играет видеокарта, и даже лучший игровой процессор здесь вносит меньший вклад в итоговую скорость работы компьютера.
Мы обновили тестовую конфигурацию для GPU, которая теперь базируется на новом процессоре Intel Alder Lake Core i9-12900K, установили последние на 2022 год версии всех графических бенчмарков и в этих условиях протестировали практически все видеокарты нескольких последних поколений. Наш рейтинг учитывает в первую очередь производительность видеокарт в традиционном рендеринге, и, кроме того, мы составили отдельный рейтинг производительности видеокарт в рейтрейсинге. Конечно, для последнего требуется GPU, поддерживающий рейтрейсинг в реальном времени, поэтому в этом рейтинге представлены только видеокарты Nvidia RTX и AMD RX 6000-й серии. В конце статьи мы также приводим для справки «исторический» рейтинг видеокарт, охватывающий модели 1997-2022 годов выпуска.
В таблицах ниже видеокарты ранжируются исключительно по производительности, показанной ими в игровых бенчмарках: с настройками Ultra на разрешении 1080p в основном наборе тестов и с настройками Medium на разрешении 1080p в наборе DXR. Другие факторы, как то – цена, энергопотребление, общая эффективность и специфические особенности оптимизации – здесь не учитывались. В эти рейтинги мы включили новейшие модели AMD RX 6950 XT, RX 6750 XT и RX 6650 XT, а также Nvidia RTX 3090 Ti. Все эти карты используют партнерские AIC-версии GPU с заводским разгоном, так что их «игровое поле» не вполне совпадает с таковым у остальных референсных карт.
И мы по-прежнему ждем выхода настольных дискретных видеокарт Intel Arc Alchemist, помимо которых во второй половине текущего года должны также выйти карты с новыми архитектурами Nvidia и AMD: Nvidia Ada и AMD RDNA 3. По последним неофициальным данным, карты Ada могут выйти уже в июле, так что, возможно, долго ждать не придется.
Рассмотрим подробнее рейтинги видеокарт.
Все видеокарты тестировались на разрешении 1080p с настройками Medium и Ultra; за основной результат, определяющий место видеокарты в рейтинговой таблице, был взят результат 1080p Ultra. Кроме того, ряд моделей (для которых это имело смысл) был протестирован с настройками Ultra на разрешениях 1440p и 4K. Все процентные показатели производительности видеокарт определены относительно соответствующих результатов видеокарты, занявшей первую строчку рейтинга по результатам основной колонки 1080p Ultra (а заодно и по остальным результатам на разрешениях 1080p и 1440p), а именно – Radeon RX 6950 XT, чьи показатели были приняты за 100%.
На рисунке выше достаточно наглядно представлена производительность видеокарт различных линеек в нескольких последних поколениях (на примере разрешения 1080p с настройками Ultra). Некоторые модели здесь отсутствуют (GTX 1650 GDDR6, GT 1030 и несколько версий Titan), но в целом на сегодняшний день картина почти полная.
В качестве игровых бенчмарков было использовано восемь игр: Borderlands 3 (DX12), Far Cry 6 (DX12), Flight Simulator (DX12), Forza Horizon 5 (DX12), Horizon Zero Dawn (DX12), Red Dead Redemption 2 (Vulkan), Total War Warhammer 3 (DX11) и Watch Dogs Legion (DX12). Указанные значения частоты кадров (fps) посчитаны как геометрические средние (медианные) по восьми играм.
Наш обновленный набор тестов и тестовая конфигурация ПК чуть больше благоприятствуют видеокартам AMD, особенно на разрешении 1080p и даже на 1440p, – и это, возможно, одна из причин появления карты RTX 3090 Ti, которая обычно отвоевывает трон на всех разрешениях, хотя здесь мы видим, что и новая карта AMD 6950 XT не собирается сдавать позиции. Обратите внимание, что приведенные выше результаты не учитывают ни производительность в рейтрейсинге, ни влияние на производительность технологии DLSS, поскольку нашей задачей здесь было протестировать видеокарты текущих и предыдущих поколений в одинаковых условиях, то есть на одном и том же наборе тестов с одними и теми же настройками.
Видеокарта AMD RX 6950 XT не показывает здесь очень большого превосходства в производительности, однако ее преимущества оказывается достаточно, чтобы создать небольшой отрыв от 3090 Ti, и это при том, что стоит она более чем на 40% дешевле. AMD также побеждает с довольно комфортным преимуществом в части энергетической эффективности (производительность, приходящаяся на каждый ватт потребляемой мощности). Чуть ниже в рейтинге располагаются карты 3090 и 3080 12GB – модель MSI с заводским разгоном, так как референсной карты 3080 12GB нет – и идут они непосредственно впереди 6800 XT, преследуемой 3080 Ti. Карта RX 6800 также обходит RTX 3070 Ti, тогда как RTX 3070 и RX 6700 XT идут практически вровень.
По мере спуска по таблице вниз преимущество AMD ослабевает: RTX 3060 и RX 6600 идут вровень, а RTX 3050 убедительно обходит RX 6500 XT – что не так уж трудно сделать, поскольку и 4-гигабайтная, и 8-гигабайтная версии RX 5500 XT также опережают новейшую бюджетную карту AMD.
Что касается карт предыдущих поколений, то результаты моделей 20-й серии RTX, 16-й серии GTX и 5000-й серии RX разбросаны по всей таблице. Общую тенденцию можно оценить следующим образом: апгрейд видеокарты до следующего поколения архитектуры примерно эквивалентен апгрейду на один-два уровня в этом же поколении. Например, RTX 2080 Super располагается сразу за RTX 3060 Ti, а RX 5700 XT всего несколько процентов уступает RX 6600 XT.
Если уйти совсем далеко назад, то мы видим, что современные игры с настройками Ultra представляют собой непосильную задачу для карт с объемом видеопамяти 4 ГБ или менее. Уже несколько лет мы говорим о том, что 4-гигабайтные карты морально устаревают и желательно иметь объем VRAM 6 ГБ и более. Фактически, карты GTX 1060 3GB, GTX 1050 и GTX 780 не справились с некоторыми тестами, поэтому их результаты на базовом уровне качества изображения (1080p Ultra) охватывают не весь спектр бенчмарков, хотя с настройками Medium дело обстоит лучше.
Теперь давайте посмотрим, как видеокарты справляются с рейтрейсингом.
Включение рейтрейсинга, особенно в требовательных играх (какие мы использовали здесь в тестовом наборе DXR), может привести к резкому падению частоты кадров. Мы проводили тесты с настройками рейтрейсинга Medium и Ultra. Профиль Medium здесь подразумевает средний (Medium) уровень общих графических настроек и включение эффектов рейтрейсинга (тоже с уровнем Medium, если в настройках рейтрейсинга есть такая опция); Ultra подразумевает включение всех доступных эффектов рейтрейсинга при максимальном общем уровне качества изображения.
Поскольку рейтрейсинг представляет собой намного более требовательный вид нагрузки, здесь мы отсортировали результаты по колонке 1080p Medium. Мы сделали так еще и потому, что, например, карта RX 6500 XT по существу не справлялась с рейтрейсингом даже при этих настройках, и задавать более высокий базовый зачетный уровень, чем 1080p Medium, было бы нецелесообразно. Мы протестировали здесь на данный момент все видеокарты, в принципе способные поддерживать рейтрейсинг, хотя в ближайшем будущем их должно стать больше. В частности, очень интересно, смогут ли видеокарты Intel Arc в части рейтрейсинга где-нибудь превзойти RX 6500 XT. Мы предполагаем, что нет, по крайней мере, если говорить о картах Intel начального уровня A300.
В качестве игровых бенчмарков с рейтрейсингом мы использовали шесть игр: Bright Memory Infinite, Control Ultimate Edition, Cyberpunk 2077, Fortnite, Metro Exodus Enhanced и Minecraft – все эти игры работают с API DirectX 12/ DX12 Ultimate. Указанные значения частоты кадров (fps) посчитаны как геометрические средние (медианные) по шести играм. Процентные показатели производительности вычислены относительно быстрейшей видеокарты, которой в этом рейтинге является GeForce RTX 3090 Ti, абсолютно во всех комбинациях разрешения и настроек.
Если в стандартном наборе тестов AMD могла претендовать на топовые позиции на разрешениях 1080p и 1440p, то стоило только включить рейтрейсинг – и лучшая карта AMD опустилась на шестое место, оказавшись в итоге слегка впереди RTX 3070 Ti. Резкий спад результатов, и это мы еще не включали DLSS, которую поддерживают все шесть игр из нашего набора DXR.
Возможности технологии DLSS хорошо иллюстрирует пример карты Asus RTX 3090 Ti из нашего отдельного обзора: включение DLSS в режиме приоритета качества изображения (Quality) дает 48%-ную прибавку к производительности на разрешении 1080p, 62%-ную – на 1440p и 89%-ную – на 4K (все – с графическими настройками Ultra); последняя в абсолютных единицах означает повышение средней частоты кадров с едва приемлемого 31 fps до комфортных 60 fps. Вы также можете использовать режимы DLSS Balanced и Performance, сохраняющие приличное качество изображения, особенно на разрешении 4K, и получить еще более весомые прибавки к частоте кадров.
Технология AMD FSR 2.0 здесь принесет дивиденды, если AMD сможет обеспечить широкую поддержку своей технологии; пока же быстрейшая карта AMD на разрешении 1440p всего-навсего преодолевает барьер в 30 fps. Также обратите внимание, что на оригинальном разрешении 4K ни одна из видеокарт не обеспечивает приемлемую частоту кадров во всех играх, хотя RTX 3080 здесь на 45% быстрее RX 6900 XT, а RTX 3090 Ti – на 93% быстрее. Надеемся, что с этой задачей справятся грядущие карты Nvidia Ada и AMD RDNA 3, хотя достичь 60 fps и более без дополнительных технологий – DLSS или FSR 2.0 – и тогда вряд ли получится.
Видеокарты средней категории, такие как RTX 3070 и RX 6700 XT, в принципе справляются с комбинацией 1080p Ultra – и не более того; карты из нижней части таблицы, поддерживающие DXR, еле-еле вытягивают 1080p Medium – а RX 6500 XT и этого не может, демонстрируя в большинстве тестов частоту кадров менее 10 fps, причем одна игра на ней вообще не пошла даже с настройками Medium (для Control с рейтрейсингом требуется не менее 6 ГБ VRAM).
Интересно выглядит эволюционный рост производительности в поколениях карт Nvidia RTX. Самая медленная из карт 20-й серии, RTX 2060, все-таки слегка опережает RTX 3050, стоящую поколением выше и классом ниже, но самая быстрая в 20-й серии RTX 2080 Ti немного уступает менее высококлассной, но более новой RTX 3070. При этом 2080 Ti быстрее 2060 примерно в два раза, а 3090 примерно в три раза быстрее 3050.
Ниже приведен наш прошлогодний рейтинг производительности видеокарт, который был составлен по результатам тестирования карт на другом наборе бенчмарков, включавшем в себя девять игр и шесть комбинаций разрешения и настроек качества изображения. Результаты всех этих тестов были осреднены – за итоговый результат каждой модели принято геометрическое среднее, которое отражает следующую тенденцию: самые быстрые и самые медленные видеокарты теряют в производительности соответственно на самых низких (1080p Medium) и самых высоких (4K Ultra) настройках разрешения и качества изображения, так как в первом случае сказывается ограничивающее влияние процессора, а во втором – недостаточный объем/ пропускная способность видеопамяти.
Этот рейтинг был обновлен в начале 2022 года, когда мы добавили в него модели RTX 3050 и RX 6500 XT. Мы не стали добавлять сюда такие карты, как 3090 Ti, 6950 XT, 6750 XT и 6650 XT, чтобы получилась более целостная картина производительности видеокарт в несколько менее требовательных играх, где минимум 6 ГБ VRAM не является типовым требованием для получения гладкого геймплея на разрешении 1080p с настройками Ultra. Этот относительно старый рейтинг может быть информативен для тех пользователей, кто покупает видеокарту НЕ для новейших игр с максимальными настройками.
Какую видеокарту выбрать? Наш рейтинг, охватывающий несколько десятков моделей четырех последних поколений, поможет вам принять решение. Как и следовало ожидать, быстрейшими в рейтинге оказались видеокарты на базе архитектур Nvidia Ampere и AMD Big Navi. Последние видеокарты AMD обеспечивают отличную производительность без рейтрейсинга, но уступают конкурирующим аналогам от Nvidia при включении опций RT – тем более в сочетании с опциями DLSS, как их и следует использовать. К сожалению, текущие цены на видеокарты представляют собой существенное препятствие для апгрейда, и, как мы предполагаем, эта ситуация более-менее нормализуется не раньше чем через полгода.
Конечно, речь идет не только об играх. Многие профессиональные приложения используют GPU для других задач. Но, как правило, хорошая игровая видеокарта хорошо работает и в любых других приложениях со сложной вычислительной нагрузкой на GPU. Купив одну из топовых видеокарт, вы сможете не только играть в игры на высоком разрешении с высокой частотой кадров и различными современными графическими эффектами, но также сможете сами заниматься разработкой графического контента с высокой эффективностью. Используя видеокарты из средней и нижней частей таблицы, вы будете вынуждены снижать графические настройки для получения приемлемого геймплея.
Наш рейтинг охватывает не только видеокарты класса high-end. Мы включили в него также дискретную графику Intel Xe Graphics DG1, которая, по существу, конкурирует со встроенными графическими решениями. Результаты не очень впечатляют, и мы даже не пытались тестировать эти графические компоненты на каких-то более высоких настройках, чем 1080p Medium. Тем не менее, в рейтинге 2020-2021 эти GPU занимают свои законные места на самых нижних строчках таблицы. К счастью, новейшие дискретные решения Intel Arc Alchemist, или DG2, обещают нам совсем другую картину. По крайней мере, мы на это надеемся.
Если ваша основная цель – гейминг, нельзя также забывать про процессор. Никакая самая лучшая игровая видеокарта вам сильно не поможет, если ваш процессор недостаточно мощный и/или морально устарел. Поэтому самое время выбрать подходящий игровой процессор.
При составлении данных рейтингов производительности видеокарт мы использовали две различные конфигурации ПК: для новейшего рейтинга 2022 – конфигурацию на платформе Alder Lake; для рейтинга 2020-2021 – конфигурацию на процессоре Coffee Lake и материнской плате Z390.
Процессор Intel Core i9-12900K
Материнская плата MSI Pro Z690-A WiFi DDR4
Память Corsair 2x16GB DDR4-3600 CL16
Накопитель Crucial P5 Plus 2TB
Блок питания Cooler Master MWE 1250 V2 Gold
Кулер водяной Cooler Master PL360 Flux
Кулер воздушный Cooler Master HAF500
ОС Windows 11 Pro 64-bit
Процессор Intel Core i9-9900K
Кулер воздушный Corsair H150i Pro RGB
Материнская плата MSI MEG Z390 Ace
Память Corsair 2x16GB DDR4-3200
Накопитель XPG SX8200 Pro 2TB
ОС Windows 10 Pro
Все видеокарты тестировались по одной и той же программе. Каждый бенчмарк после запуска игры прогонялся один раз "для разогрева" видеокарты и затем еще минимум два раза на каждой комбинации разрешения и настроек. Если результаты этих двух прогонов были примерно одинаковыми (расхождение не более 0.5%), мы брали более высокий результат. Если расхождение было больше, мы прогоняли тест еще как минимум дважды, чтобы определить, какой результат здесь будет лучше всего характеризовать "нормальную" производительность.
Мы также проверили все полученные данные на предмет случайных аномальных результатов. Например, видеокарты RTX 3070 Ti, RTX 3070 и RTX 3060 Ti обычно демонстрируют близкие результаты, укладывающиеся в небольшой интервал: 3070 Ti примерно на 5% быстрее 3070, которая, в свою очередь, на 5% быстрее 3060 Ti. Если в каких-то играх эта закономерность существенно нарушалась (например, разница в производительности между упомянутыми картами превышала 10%), мы запускали бенчмарк с аномальными результатами повторно до определения "правильных" результатов.
Поскольку такое детальное тестирование занимает много времени, за это время неизбежно выпускаются новые версии драйверов видеокарт и игровые патчи, что может оказывать влияние на показатели производительности. Мы периодически перетестировали некоторые видеокарты, чтобы проверить актуальность уже имеющихся результатов, и если результаты существенно изменялись, мы полностью обновляли результаты соответствующих видеокарт в соответствующих играх. Мы также можем в течение года добавлять в наш тестовый набор новые игры, если эти игры популярны и показательны в плане тестирования производительности «железа».
Приведенные выше таблицы содержат интегральные показатели производительности видеокарт, но если вас интересуют средние и минимальные значения частоты кадров, как в режиме стандартной растеризации, так и с рейтрейсингом, мы предлагаем вашему вниманию более детализированные результаты. Эти результаты были полностью актуальны на момент 19 мая 2022 года; большинство тестов проводилось с последними версиями драйверов Nvidia и AMD, хотя некоторые карты тестировались с чуть более старыми драйверами.
Обратите внимание, что здесь приводятся результаты только видеокарт двух последних поколений, поскольку в противном случае картина получилась бы слишком тесной, хотя вы можете возразить, что 35 карт на диаграмме 1080p – это уже много.
Также отметьте себе, что в Microsoft Flight Simulator мы переключились с DX12 на DX11 – отчасти потому, что в последнее время с DX12 стали возникать проблемы, отчасти потому, что DX12 до сих пор находится в статусе "бета-версии", но главным образом потому, что на большинстве видеокарт DX11 работает быстрее – более чем на 10%. Поэтому мы перетестировали все видеокарты в режиме DX11.
Хотя наш рейтинг отражает исключительно производительность видеокарт, для тех, кого интересует энергопотребление и другие аспекты работы GPU, мы приводим здесь соответствующие данные.
Ниже приводится хронологический производительности настольных видеокарт, охватывающий модели, выпущенные в конце 1990-х. Большинство из этих карт мы не тестировали, поддержка драйверов для большей части этих карт тоже давно закончилась, и этот рейтинг, конечно, является весьма приблизительным. Обратите внимание, что мы здесь также не учитываем пропускную способность памяти или такие фишки, как Infinity Cache AMD. Основная задача этого рейтинга – показать, как менялась производительность архитектур GPU на протяжении всего этого времени.
Карты в этой таблице ранжируются по теоретической вычислительной мощности (GFLOPS), хотя для архитектур, не поддерживающих унифицированные шейдеры, у нас есть только значения вычислительной мощности в единицах GOps (giga operations per second, гигаопераций в секунду). Это карты серий GeForce 7, Radeon X1000 и более ранние – по сути, все, выпущенные до 2007 года. В общем рейтинге эти карты отмечены «звездочкой» (*), и располагаются они в нижней части таблицы. Сравнение карт, выпущенных до 2007 года, друг с другом по производительности представляет некоторый интерес, но сравнивать их с более современными картами можно только с учетом качественных различий.
Источник: TomsHardware