Предлагаем нашим читателем ознакомиться с российской и украинской инструкциями по боевому применению коммерческих квадрокоптеров. Может, пригодится. Например, на даче.
Для успеха в современном бою мотопехоте, помимо оружия, необходимы еще две вещи: хорошая связь и хорошая оптика, включая приборы ночного видения. В последнее время к этому прибавилось третье требование – квадрокоптеры, обычные коммерческие квадрокоптеры, которые можно купить, например, в магазинах НИКСа.
Десятки тысяч таких квадрокоптеров используются сейчас на Украине по обе стороны линии фронта. Они успешно решают задачи разведки батальонного уровня. Да, у них много недостатков: они шумные, боятся сильного ветра и темноты, их радиус действия, как правило, не превышает 3 км, а скорость – 80 км/ч, оптика на них такая, что выше 500 м подниматься бессмысленно – ничего не увидишь, в воздухе они могут продержаться не больше 30 м, зато они весят всего пару кг, помещаются в рюкзак, а то и в подсумку, могут зависать на одном месте, и главное – они относительно дешевы, для их пилотирования не требуется высококвалифицированный оператор, а взлетать и садится они способны с любой точки. Более того, с помощью нехитрых приспособлений в виде стакана с помещенной в нее гранатой с выдернутой чекой квадрокоптеры превращают в ударные беспилотники. В нужной точке стакан сбрасывается, падает, разбивается, освобождает рычажок гранаты, после чего происходит взрыв.
Есть, правда, еще одна неприятность: после 24 февраля китайский производитель самых доступных в России квадрокоптеров DJI ввел принудительное включение транспондера на своих аппаратах, а это значит, что при наличии определенных технических средств противник может засекать не только сам дрон, но и точку запуска и даже местонахождение оператора с пультом управления.
В общем, есть немало тонкостей, которые необходимо учитывать при боевом применении коммерческих квадрокоптеров. Этот опыт обобщается в виде инструкций. Предлагаем вашему вниманию текст и рисунки, выложенные в сети Координационным центром помощи Новороссии, общественной организацией, которая занимается закупкой и снабжением российских войск некоторыми вещами, о которых, по каким-то причинам, "забыло" государство. К примеру, так дело обстоит с квадрокоптерами. Поскольку они не приняты на вооружение российской армии, то и закупать их Министерство обороны официально не может. Когда-то в Афгане наши солдаты за свои деньги покупали кроссовки, чтобы лазить по горам. Сегодня на Украине кому-то приходится собирать пожертвования на покупку квадрокоптеров, снабжая свои дары вот такими инструкциями.
Очень важно заранее определиться, что именно вы собираетесь делать с помощью БПЛА и какого результата вы при этом намереваетесь достичь. Исходя из достигаемого результата мы грубо делим задачи БПЛА на три вида. Они не являются жесткими и могут в течение боя перетекать друг в друга. Повторим, вы должны не просто летать над полем боя, вы должны влиять на его ход и исход.
Типы задач:
Опытные операторы уже сформировали пожелания по комплекту снаряжения, который должен быть вместе с самой "птичкой".
Дополнительные аккумуляторные батареи. Всего батарей при коптере должно быть не менее 5 штук. Бывает, что опытные расчеты совершают по 20 боевых вылетов в сутки. На одной батарейке это никак невозможно.
Запасные винты.
Планшет и защитный чехол для планшета. Тут существуют разные мнения. Кто-то предпочитает смартфон, кто-то пульт с экраном (он у DJI называется Smart Controller), но мы комплектуем все наши дроны планшетами. Мы полагаем, что на нем все-таки лучше видна карта.
Держатель для планшета. На штатном пульте удобно крепить смартфон. Для планшета нужен специальный держатель.
Солнцезащитный козырек. Существуют специальные козырьки, которыми можно оснастить планшет, чтобы даже при ярком солнце было видно, что на нем происходит. Не забываем, что и планшеты тоже отличаются друг от друга по качеству изображения.
Карты памяти MicroSD по 3 штуки на комплект. Объемом 32 или 64 Гб, при этом UHS-I, U3 и Class 10, с переходником на SD. Карты памяти лучше еще оснастить картридером USB. В него вставляется карта, а сам он через USB подключается к компьютеру. Не все ноутбуки сейчас оснащаются штатным устройством для чтений карт. Сами карты вставляются в квадрокоптер и позволяют привозить из полетов высококачественное видео.
Автомобильная зарядка для аккумуляторов.
Прикуриватель. Устройство, позволяющее с помощью автомобильной зарядки запитаться непосредственно от автомобильного аккумулятора.
Кабель USB Type-C (m) – USB (m). А можно еще и иметь запасной такой кабель.
Кабель micro USB (m) – USB (m). Запас также не помешает.
Хороший рюкзак для хранения и переноски всего оборудования.
Для эффективной работы с БПЛА марки DJI наиболее подходит ПО DJI Pilot, оно позволяет получать наибольший объем данных для оперативного принятия решения оператором, однако данное ПО совместимо только с промышленной линейкой техники данного производителя, которая примерно в 2 раза дороже при схожих ТТХ.
Путем проб и ошибок был собран комплект из нескольких программных комплексов, для решения основных задач:
DJI GO. Стандартное ПО для управления коптером, работа возможна только при связи с пультом. Есть возможность снести ограничение по высоте в 500 м, убрать бесполетные зоны, перепрошить под американский стандарт связи FCC с целью увеличения дальности. Самый простой инструмент за исключением потребности в ученой записи (хоть и формальной) и требования к минимальному знанию английского оператором.
litchi. Приложение с расширенным функционалом для коптеров, поддерживающих DJI GO. Тут все интереснее. Оно на русском. Для рабоче-крестьянской армии это огромный плюс. Показывает координаты борта в режиме реального времени (WGS 84). Имеет условную сетку на экране, позволяющую быстро определить расстояние в зависимости от высоты. Есть диагональ (попросту говоря, перекрестье) служащая целеуказанием при опускании камеры строго вниз. Реализован автоматический полет по точкам без связи с оператором.
ПО «Геодезист». Служит для оперативной конвертации координат из международной WGS 84 в российскую СК-42.
ПО «offlineMaps». Простое приложение, позволяющее сохранить большой объем карт на смартфон и осуществлять корректировку артиллерийских систем при помощи удобной линейки с указанием азимута и расстояния от разрыва до цели. Особенная ценность – в указании координат выбранной точки сразу в СК-42.
Задача: прикрытие колонны с целью разведки местности по ходу движения на удалении 1км (ПО DJI GO).
Технология: оператор, двигаясь в колонне, осуществляет визуальное наблюдение за местностью в режиме реального времени при помощи коптера, перемещающегося перед колонной. К нюансам следует отнести необходимость периодически обновлять домашнюю точку, чтобы в случае потери сигнала не потерять борт.
Задача: сопровождение пешей группы (ПО litchi + потребность в устойчивой радиосвязи с группой).
Технология: оператор осуществляет ведение группы в режиме онлайн, подсвечивает цели, передает визуальные ориентиры по радиосвязи.
Задача: наведение артсистем (ПО litchi + ПО «Геодезист»).
Технология: оператор осуществляет поиск цели, затем снимает координаты с экрана устройства, при помощи ПО «Геодезист» (на другом устройстве – смартфоне или планшете) переводит их в СК-42 и отправляет на пункт управления огнем.
Задача: корректировка артсистем (ПО litchi + ПО «offlineMaps»).
Технология: во время работы артсистемы оператор указывая места разрывов на ПО, получает поправки по азимуту и удалению от цели и передает их на пункт управления огнем.
Задача: сбор разведывательных данных в условиях работы средств РЭБ (ПО litchi).
Технология: в зонах подавления сигналов позиционирования критически важно осуществлять полет на минимальной высоте, при этом существенно сужается радиус канала связи борт-оператор. Исходя из этого оператор строит автономное полетное задание с одним проходом над целью на максимальной скорости и минимально допустимой высоте. Анализ данных осуществляется после возвращения борта.
В зоне проведения СВО украинской стороной активно применяется средство обнаружения дронов марки DJI – DJI Aeroscope. Особенность данной системы в том, что она показывает координаты всех коптеров данной марки и места расположения операторов в зоне от 5 до 30 км в зависимости от версии (стационарная или переносная). Совместными усилиями с действующими операторами была разработана система минимизации угроз от данного оборудования, однако оно наиболее опасно для оператора. Данная система не позволяет перехватить управление (как и все применяемые средства РЭБ), однако сразу после включения коптера по месту его расположения и месту нахождения оператора начинают активно работать. Единственная разумная реакция оператора, если вскоре после включения пульта по нему начали стрелять, это отключать пульт и прятаться. К сожалению, никаких спасительных прошивок от Aeroscope не существует, хотя разговоров о них много. Компания DJI, как производитель дронов, действительно создала эффективное средство их обнаружения.
В качестве приложения публикуем украинскую инструкцию для операторов в виде комиксов. Цветной вариант – на украинском языке, черно-белый – на русском. Впрочем, с российской инструкцией украинская совпадает почти дословно. Кто у кого списал – неизвестно. Обратите внимание на изображение дрона в украинской инструкции. Это продукция американской компании Autel, которая активно снабжает ВСУ своими коптерами.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет
Комментарии к статье из сети в Вконтактеоткрыть страницу обсуждения |
Алексей Фомин |
Вот ведь китаезы суки. Вредят чуть поменьше запада |
25-07-2022 15:47 ответить |
Алексей Фомин |
Таран, ты дурной? Тебе китайцы принудительно транспондер включили, а ты рад? |
25-07-2022 23:06 ответить |
id-214736111 |
10-08-2022 21:49 ответить |