Четверг, 17 ноября 2022 13:59
Обзор видеокарты Intel Arc A770: на рынке дискретной графики наконец-то появился третий игрок
Для компании Intel видеокарта Arc "Alchemist" A770 – это первая серьезная заявка на успех в сегменте высокопроизводительной игровой графики. Карта базируется на графической архитектуре Xe-HPG, все особенности которой мы рассмотрим в данном обзоре. До выпуска "Alchemist" графические решения Intel относились в основном к сегменту встроенной графики: компания оснащала свои клиентские процессоры приличными iGPU на базе архитектуры Xe, которые могли справиться с достаточно сложными картинками пользовательских интерфейсов современных операционных систем, а также с веб-серфингом, который в наше время подразумевает быструю обработку большого количества растровых изображений и видео. Приход Intel в сегмент высокопроизводительной дискретной графики обусловлен главным образом развитием компьютерного гейминга и той прибылью, которую из этого извлекают признанные игроки данного сегмента – NVIDIA и AMD – и которая потенциально может вырасти в разы при очередной вспышке интереса к майнингу криптовалюты.
Содержание
- Краткий обзор видеокарт средней и средней+ ценовой категории
- Архитектура
- Упаковка
- Внешний вид карты
- Разборка
- Вид печатной платы
- Электронные компоненты PCB
- Результаты тестирования
- Среднеигровая частота кадров
- Относительная суммарная производительность
- Экономическая эффективность
- Нагрев и выходной шум
- Заключение
Первые серьезные шаги Intel на рынке дискретной графики были предприняты в разгар дефицита видеокарт, когда геймеры уже готовы были отказаться от ПК-платформ из-за запредельно высоких цен на графическое «железо» в условиях ажиотажа вокруг криптомайнинга и спекуляции видеокартами. Если компания Intel сможет зарекомендовать себя в геймерской среде «хорошими парнями», продемонстрировав, что они могут делать хороший продукт в достаточном количестве по адекватной цене, то они нарушат дуополию NVIDIA-AMD и утвердят себя в амплуа одного из ключевых игроков данного сегмента.
Графика Intel Xe-HPG – это «комплементарный» продукт, дополняющий очередную разработку Intel в сфере аппаратного ускорения высокопроизводительных вычислений (HPC), где конкурирующие фирмы NVIDIA и AMD обосновались уже давно, чтобы соревноваться друг с другом еще и в высокоприбыльном сегменте ИИ-процессинга. Intel со своей стороны разработала архитектуру Xe-HPG и HPC-процессор "Ponte Vecchio". Это также означает, что в арсенале компании имеется солидная, хорошо масштабируемая SIMD-архитектура, на базе которой можно делать дискретные видеокарты, если Intel при этом сможет соответствующим образом модернизировать аппаратные средства обеспечения традиционной растеризации и рейтрейсинга и разработать необходимое программное обеспечение. В Intel понимают, что конкуренция в сегменте дискретных видеокарт high-end невозможна без комплексной поддержки современных графических технологий, поэтому карты семейства Arc "Alchemist" соответствуют всем спецификациям DirectX 12 Ultimate, включая поддержку рейтрейсинга в реальном времени, сетчатых шейдеров, избирательной загрузки текстур и переменной частоты шейдинга для разных участков кадра. Intel также в курсе, что в современных играх рендеринг на оригинальном разрешении постепенно выходит за рамки возможностей карт средней ценовой категории, и что другие компании, учитывая это, разработали специальные технологии масштабирования разрешения, такие как DLSS и FSR. На этом фронте Intel разработала свой вариант под названием XeSS. Вообще, в части технологий карты Intel "Alchemist" ближе к картам NVIDIA, чем к картам AMD.
В архитектуре с поддержкой рейтрейсинга важнейшую роль играют специализированные аппаратные функциональные блоки, в том числе такие инновационные структуры SIMD, как реорганизаторы шейдеров; кроме того, в составе GPU имеются аппаратные ускорители ИИ – аналоги ядер Tensor в картах NVIDIA. ИИ-блоки используются не только для устранения шумов, но также для ускорения XeSS. В части программной платформы для своих видеокарт Intel придерживается примерно той же философии, что и AMD и NVIDIA: максимально возможная унификация и открытость для других разработчиков ПО. Как и CUDA, платформа OneAPI служит общим фундаментом программных решений для всего «железа» Intel, при этом такие фишки, как XeSS, также доступны сторонним разработчикам ПО, которые могут задействовать их через альтернативные шейдеры.
Семейство продвинутых настольных видеокарт Arc "Alchemist" возглавляет серия Arc 7, в которую входят два SKU (сегодня мы рассмотрим оба): Arc A750 и Arc A770 Limited Edition. Карта A770 использует максимальную версию чипа ACM-G10, на котором базируются оба эти SKU; в максимальной версии доступно 32 ядра Xe и 8 или 16 ГБ видеопамяти, тогда как A750 предлагает 28 из 32 ядер Xe и только одну опцию объема памяти – 8 ГБ. Обе карты предлагают полный функциональный набор Xe, включая поддержку аппаратного ускорения ИИ XMX, DirectX 12 Ultimate, XeSS и т.д., и ориентированы на одну и ту же категорию геймеров – играющих на разрешении 1080p или 1440p с настройками детализации от высоких до максимальных. Intel нацеливается на средний ценовой сегмент, поскольку именно здесь большинство геймеров покупает приличные игровые видеокарты. NVIDIA здесь продает популярную карту GeForce RTX 3060, а AMD – Radeon RX 6600 XT. Гвоздем этого обзора будет карта Arc A770 Limited Edition. Эта карта предлагает все 32 ядра Xe, то есть 512 исполнительных блоков или 4096 унифицированных шейдеров. 16 ГБ видеопамяти работают со скоростью 17.5 Гбит/с и соединены 256-разрядной шиной. 16-гигабайтную версию A770 Intel оценивает в $350, 8-гигабайтная стоит $330.
Краткий обзор видеокарт средней и средней+ ценовой категории
Модель | Выпускная цена, $ | Кол-во ядер | Кол-во блоков ROP | Базовая частота ядра, МГц | Boost-частота, МГц | Частота памяти, МГц | GPU | Кол-во транзисторов, млн | Конфигурация памяти |
RX 5600 XT | 210 | 2304 | 64 | 1375 | 1560 | 1500 | Navi 10 | 10300 | 6 ГБ , GDDR6, 192-bit |
RX 6500 XT | 170 | 1024 | 32 | 2685 | 2825 | 2248 | Navi 24 | 5400 | 4 ГБ , GDDR6, 64-bit |
RTX 2060 | 240 | 1920 | 48 | 1365 | 1680 | 1750 | TU106 | 10800 | 6 ГБ , GDDR6, 192-bit |
RX Vega 64 | 320 | 4096 | 64 | 1247 | 1546 | 953 | Vega 10 | 12500 | 8 ГБ , HBM2, 2048-bit |
RX 5700 XT | 300 | 2560 | 64 | 1605 | 1755 | 1750 | Navi 10 | 10300 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RTX 3050 | 290 | 2560 | 32 | 1552 | 1777 | 1750 | GA106 | 12000 | 8 ГБ , GDDR6, 128-bit |
RTX 2070 | 300 | 2304 | 64 | 1410 | 1620 | 1750 | TU106 | 10800 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RX 6600 | 250 | 1792 | 64 | 2044 | 2491 | 1750 | Navi 23 | 11060 | 8 ГБ , GDDR6, 128-bit |
RTX 3060 | 370 | 3584 | 48 | 1320 | 1777 | 1875 | GA106 | 12000 | 12 ГБ , GDDR6, 192-bit |
RX 6600 XT | 300 | 2048 | 64 | 2359 | 2589 | 2000 | Navi 23 | 11060 | 8 ГБ , GDDR6, 128-bit |
RX 6650 XT | 300 | 2048 | 64 | 2410 | 2635 | 2190 | Navi 23 | 11060 | 8 ГБ , GDDR6, 128-bit |
Arc A750 | 290 | 3584 | 112 | 2050 | N/A | 2000 | ACM-G10 | 21700 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
Arc A750 | 350 | 4096 | 128 | 2100 | N/A | 2187 | ACM-G10 | 21700 | 16 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RTX 2080 | 400 | 2944 | 64 | 1515 | 1710 | 1750 | TU104 | 13600 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RTX 3060 Ti | 450 | 4864 | 80 | 1410 | 1665 | 1750 | GA104 | 17400 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RX 6700 XT | 410 | 2560 | 64 | 2424 | 2581 | 2000 | Navi 22 | 17200 | 12 ГБ , GDDR6, 192-bit |
RX 6750 XT | 470 | 2560 | 64 | 2495 | 2600 | 2250 | Navi 22 | 17200 | 12 ГБ , GDDR6, 192-bit |
RTX 2080 Ti | 550 | 4352 | 88 | 1350 | 1545 | 1750 | TU102 | 18600 | 11 ГБ , GDDR6, 352-bit |
RTX 3070 | 530 | 5888 | 96 | 1500 | 1725 | 1750 | GA104 | 17400 | 8 ГБ , GDDR6, 256-bit |
RTX 3070 Ti | 600 | 6144 | 96 | 1575 | 1770 | 1188 | GA104 | 17400 | 8 ГБ , GDDR6X, 256-bit |
RX 6800 | 580 | 3840 | 96 | 1815 | 2105 | 2000 | Navi 21 | 26800 | 16 ГБ , GDDR6, 256-bit |
Архитектура
В настоящий момент графическая архитектура Intel Xe-HPG "Alchemist" наиболее полно реализована в чипе ACM-G10, который является основой карт A770 и A750. Чип ACM-G10 базируется на техпроцессе TSMC 6 нм, имеет площадь 406 кв. мм и содержит 21.7 млрд транзисторов. Как и NVIDIA и AMD, Intel модернизировала иерархию вычислительных блоков своих GPU и ранжирует SKU по количеству активных базовых неделимых модулей микросхемы, которое отвечает классу производительности конкретного SKU. Чип ACM-G10 предлагает хост-интерфейс PCI-Express 4.0 x16, 256-разрядный интерфейс памяти GDDR6, движки Xe Media Engine и Xe Display Engine в составе глобального исполнительного процессора и шину памяти с буфером в виде кэша L2. Основной компонент SIMD верхнего иерархического уровня называется Render Slice. Каждый из таких «слайсов» представляет собой автономный модуль, содержащий все вычислительные и растровые аппаратные инструменты, обеспечивающие работу GPU.
В чипе ACM-G10 таких рендер-слайсов восемь. Каждый из них содержит: четыре неделимых процессинговых блока, которые называются ядра Xe (Xe Core); четыре блока, отвечающих за рейтрейсинг (RT-блоки); и оптимизированный под DirectX 12 Ultimate блок растровой графики, куда входят четыре сэмплера, процессор геометрической тесселяции, 16 блоков ROP и 32 блока TMU. Таким образом, чип с восемью рендер-слайсами физически содержит 32 блока RT, 128 блоков ROP и 256 блоков TMU.
Xe Core представляет собой неделимое вычислительное ядро, содержащее шестнадцать 256-разрядных векторных движков XVE Vector Engine (исполнительных блоков), шестнадцать 1024-разрядных матричных движков XMX Matrix Engine и 192-килобайтный кэш L1. Каждый векторный движок содержит восемь блоков вещественных операций (FP) и восемь блоков целочисленных операций (INT), помимо регистрового файла. Два смежных векторных движка имеют общий блок Thread Control, распределяющий потоки входных данных. Таким образом, имея 16 движков XVE на каждое ядро Xe Core, четыре ядра Xe Core на каждый Render Slice и восемь рендер-слайсов в чипе ACM-G10, мы получаем в общей сложности 512 исполнительных блоков, в каждом из которых имеется восемь исполнительных каскадов FP/INT, которые логически работают как 4096 унифицированных шейдеров. Карта Arc A770 предлагает все 32 ядра Xe, то есть все 4096 шейдеров. В карте A750 активны 28 ядер Xe – семь из восьми рендер-слайсов – то есть 448 исполнительных блоков или 3584 унифицированных шейдера.
Движок XMX Matrix Engine – это крайне мощный аппаратный инструмент для перемножения матриц, который может ускорять построение и обучение нейросетей на основе алгоритмов глубокого обучения ИИ. Это также мощный ускоритель математических операций. Изначально этот движок был разработан для HPC-процессоров Intel Xe-HP, но нашел свое применение в клиентской графике Arc, где он используется для фильтрации шумов в рейтрейсинге и для ускорения таких технологий, как XeSS. В ядре Xe Core содержится 16 блоков XMX, то есть мы получаем 64 таких блока на каждый Render Slice и, соответственно, 512 на весь чип ACM-G10. Каждый блок XMX может выполнить за такт 128 операций FP16 или BF16, 256 операций INT8 и 512 операций INT4. Как показывают результаты тестов, изначально оптимизированный под XMX код XeSS на картах Arc выполняется на порядок быстрее, чем обеспечивает стандарт передачи кода DP4a на других картах.
Если говорить о рейтрейсинге в реальном времени, то архитектура Intel Xe-HPG концептуально повторяет основные технологические принципы карт NVIDIA RTX, поскольку ставка в ней также делается на специализированные аппаратные компоненты для расчета точек пересечения лучей, BVH и фильтрации шумов с помощью ИИ.
В целях снятия еще части рейтрейсинговой нагрузки с основных блоков SIMD был введен ряд дополнительных оптимизаций, в частности – реорганизация исполнительных шейдеров, позволяющая оптимизировать рабочие потоки шейдеров и упростить последовательности операций, выполняемых блоками SIMD. В настоящее время аналогичный метод реализован только в архитектуре карт NVIDIA GeForce "Ada". В ядрах Xe Core за это отвечает специализированный компонент, реорганизующий шейдерные потоки, – по сути, продвинутый диспетчерный блок, имеющийся в каждом ядре. В части аппаратной поддержки рейтрейсинга Intel характеризует свою архитектуру как асинхронную.
В полном согласии с законом Мура, несмотря на альтернативные заявления Intel касательно некоторых других вопросов, здесь ситуация достаточно очевидная – рендеринг на оригинальном разрешении становится неподъемным, по крайней мере для видеокарт массового сегмента. Продвинутые технологии суперсэмплинга, такие как DLSS и FSR, помогают NVIDIA и AMD поддерживать высокую скорость рендеринга с минимальными потерями в качестве изображения – путем построения первичной картинки на сниженном (относительно оригинального разрешения монитора) разрешении с последующим повышением разрешения до исходного и восстановлением соответствующего уровня детализации с помощью ИИ, что позволяет свести потери в качестве изображения к минимуму. У Intel аналогичная технология называется XeSS. Компания заявляет, что это технология суперсэмплинга 2-го поколения, уровня DLSS 2 и FSR 2.0. Технология XeSS легко встраивается в схему рендеринга игровых движков как разновидность метода антиалиазинга TAA (или AMD FSR). Алгоритм XeSS выполняется на видеокартах Arc как код, оптимизированный под ИИ-блоки XMX, и как DP4a-совместимый код на видеокартах других производителей. Алгоритм учитывает данные кадра низкого разрешения, векторы движения и временные данные из предыдущих кадров высокого разрешения, нужные для восстановления деталей, чтобы передать их уже на высоком разрешении в игровой движок для постпроцессинговой обработки и в UI/ HUD.
Дисплейный движок Xe Display Engine способен обслуживать два дисплейных выхода с поддержкой 8K@ 60 Гц + HDR, четыре выхода – с поддержкой 4K@ 120 Гц + HDR, и четыре – с поддержкой 1440p/1080p@ 360 Гц + HDR. Также поддерживаются технологии VESA Adaptive Sync и Intel Smooth Sync. Последняя работает на уровне дисплейных выходов, более-менее успешно устраняя разрывы изображения на экране при сохранении исходной частоты кадров GPU. Стандартные настольные видеокарты Arc имеют два порта DisplayPort 2.0 и два HDMI 2.0b. Медиадвижок Xe Media Engine обеспечивает аппаратное ускорение кодирования и декодирования AV1, а также декодирования H.265 HEVC и H.264 AVC.
Помимо VESA Adaptive Sync, движок Xe Display Engine предлагает программную опцию под названием Smooth Sync, которая позволяет играть на мониторах с фиксированной частотой обновления без V-Sync с максимально возможной частотой кадров (и минимальной входной задержкой); разрывы изображения на экране при этом будут устраняться посредством применения дизеринг-фильтров на базе шейдеров. Это исключительно простой способ решения данной проблемы, и мы удивляемся, почему AMD и NVIDIA до сих пор не пробовали его применить.
Упаковка
Внешний вид карты
Карта A770 выглядит отлично. Ее стильный минималистичный дизайн заставляет вспомнить продукты Apple. Матовые черные поверхности приятны на ощупь, карту удобно держать в руках благодаря наружным прослойкам из резины, при этом резина не липкая. Карта имеет заднюю подложку, но, как мы увидим ниже, не совсем классическую.
Габаритные размеры карты – 27.0 x 11.5 см, вес – 1087 г.
При установке карта закроет два слота.
Набор дисплейных опций подключения – три стандартных порта DisplayPort 2.0 и один HDMI 2.1.
Карта оснащена одним 8-пиновым и одним 6-пиновым коннекторами питания. Эта конфигурация рассчитана на энергопотребление до 300 Вт. При внимательном рассмотрении можно заметить, что коннекторы слегка различаются по цвету. В Intel обещали исправить этот недочет при дальнейшем серийном выпуске карты, но некоторые экземпляры поступят в продажу в таком виде.
Управление RGB-подсветкой карты Arc A770 осуществляется через этот внешний порт. Входящий в комплект кабель подсветки подключается к USB-порту материнской платы. Это на удивление простая, «рабоче-крестьянская» реализация, в то время как во всех конкурирующих аналогах команды RGB поступают через шину PCIe на микроконтроллер, который находится на шине GPU I2C.
Разборка
Разбирать карту Arc A770 немного сложнее, чем модели других марок. Хотя здесь везде заметен солидный инженерный подход, можно предположить, что некоторые малоудобные решения Intel обусловлены недостатком опыта в разработке таких карт.
Во-первых, вам придется потрудиться над снятием "подложки", которая представляет собой тонкую металлическую пластину, приклеенную сзади к основной раме корпуса карты. Уп-с, клей – это не самая приятная новость для энтузиастов, я предпочел бы разборное винтовое соединение. Но если подогреть пластину от бытового обогревателя, клей становится мягким и подложка легко снимается.
Сняв подложку, вы открываете типовой комплект винтов Torx, здесь ничего экстраординарного. Мы видим что-то вроде теплоотводящей пластины, под которой могут находиться расположенные сзади компоненты VRM – но их там нет, на этой стороне PCB просто гладкое место.
Теперь можно отсоединить от PCB кулер.
Печатную плату (PCB) охватывает жесткая металлическая рамка, которая предохраняет плату от деформаций изгиба.
Кулер Intel включает в себя широкое основание с испарительной камерой и пять тепловых трубок.
Вид печатной платы
Спереди:
Сзади:
Электронные компоненты PCB
Напряжение на GPU подается через шестифазную схему под управлением контроллера Monolithic Power Systems MP2979.
В схеме также используются компоненты Monolithic MP86956 DrMOS, рассчитанные на ток 70 A каждый.
По-видимому, на память подаются два напряжения, одна схема выделена красным, другая зеленым. Оба напряжения формируются под управлением еще одного контроллера Monolithic MP2979.
В схеме питания памяти используется компонент DrMOS Monolithic MP86950, рассчитанный на 50 A.
Этот чип Realtek RTD2173 обеспечивает функционирование интерфейса HDMI 2.1, by преобразуя сигнал DisplayPort в HDMI.
Чипы памяти GDDR6 изготовлены Samsung и имеют модельный номер K4ZAF325BM-HC18. Они рассчитаны на рабочую частоту 2250 МГц (эффективная пропускная способность GDDR6 составляет 18 Гбит/с).
Графический процессор Intel ACM-G10 – это самый большой на сегодняшний день чип компании, использующий архитектуру Arc Alchemist. Он производится на Тайване на базе техпроцесса 6 нм, имеет площадь 406 кв. мм и содержит 21.7 млрд транзисторов. Номер Intel S-Spec – SRLWZ.
Результаты тестирования
Assassin's Creed Valhalla
Год выпуска – 2020; API – DirectX 12; движок – AnvilNext 2.0
873-й год н.э. относится к самому кровавому периоду в истории Норвегии. Глава клана викингов становится предводителем группы воинов-эмигрантов, которые отплывают морем в средневековую Англию и разбивают там лагерь, будучи не самыми желанными гостями для английских феодалов. Вы заключаете союз с местными лордами и отправляетесь в совместный поход против саксов, чтобы добыть ресурсы на строительство и дальнейшее развитие своей колонии. В этом выпуске Assassin's Creed вас ждут потрясающие по своей реалистичности грандиозные ландшафты Норвегии, а также средневековые английские города Винчестер, Лондон и Йорк.
Battlefield V
Год выпуска – 2018; API – DirectX 11; движок – Frostbite
Battlefield V – это новейшая глава в истории суперпопулярного многопользовательского онлайн-шутера от EA. Начав с событий дебютного выпуска "1942", серия прошла по временному кругу и снова остановилась на событиях Второй мировой войны. Однопользовательская кампания, как и в Battlefield 1, разбивается на несколько небольших эпизодов под общим названием War Stories, в каждом из которых свой протагонист выполняет свою миссию на своем фронте. Многопользовательская версия строится на базе главных сил франшизы, с новыми игровыми режимами, к которым в перспективе планируется добавить режим королевской битвы.
Days Gone
Год выпуска – 2021; API – DirectX 12; движок – Unreal Engine 4
Первый выпуск Days Gone для PlayStation вышел в 2019 году, позднее игра была перенесена на платформу ПК. В этой приключенческой игре на выживание в атмосфере ужасов постапокалиптической обстановки действует ваш персонаж – байкер вне закона, который находился в бегах, когда человечество поразила смертельная пандемия, почти всех превратившая в зомби. Ваш протагонист узнает, что его жена, возможно, входит в число нескольких человек, переживших пандемию, и отправляется искать ее по горам и лесам северо-западного побережья Тихого океана, где за каждым кустом притаились зомби, желающие отправить очередной культ смерти (с вами в роли жертвы). В игре также существенную роль играет ваш байк – как средство передвижения и основной игровой инвентарь.
Dying Light 2
Год выпуска – 2022; API – DirectX 12; движок – C-Engine
Dying Light 2: Stay Human – это сиквел популярнейшей постапокалиптической RPG 2015 года, в котором продолжается история пандемического катаклизма, превратившего большинство людей в диких зомби, пережить который смогли очень немногие, живущие теперь в изолированных укрепленных колониях. Ваш протагонист курсирует между этими крепостями и параллельно занят поисками своего пропавшего брата, который, как он знает, пережил этот катаклизм.
F1 22
Год выпуска – 2022; API – DirectX 12; движок – EGO 4.0
F1 22 представляет крайний сезон интерактивной Формулы-1, который занимает свое место в длинном ряду успешных гоночных симуляторов от Codemasters. Это уже второй выпуск с того момента, как EA выкупила эту франшизу. F1 22 придерживается новейшего технического регламента текущего 2022 года и предлагает обновленную игровую физику. Как и в каждом ежегодном выпуске F1, вы получаете новые машины и обновленные трассы, соответствующие сезону-2022 реальной Формулы-1. В F1 22 разработчики из Codemasters ввели новую адаптивную систему уровней сложности – игра сама подстраивает конкурентоспособность других машин под проанализированные «тактико-технические характеристики» игрока.
God of War
Год выпуска – 2022; API – DirectX 11; движок – Jetpack (in-house)
В 2022 году God of War (2018) наконец-то перенесли на ПК-платформу, добавив туда несколько эксклюзивных фишек. Главный персонаж – греческий бог войны Кратос (Kratos), который вместе со своим сыном отправляется в путешествие-квест, чтобы выполнить последнее желание своей покойной жены – развеять ее прах вокруг самой высокой вершины Девяти Королевств (Nine Realms). Кратос и его сын Атреус (Atreus) вступают в многочисленные схватки, которые находят на своем пути, а в роли противника выступают боги и чудовища из скандинавской мифологии.
Среднеигровая частота кадров
Приведенные ниже диаграммы показывают средние значения частоты кадров (FPS), полученные по результатам тестирования карты в указанных играх и дающие представление об игровой производительности этой карты. Для простоты мы приводим здесь средние арифметические значения, а не медианные или какие-нибудь более продвинутые статистические показатели. Из этих диаграмм вы можете легко выбрать интересующие вас игры и подсчитать среднюю частоту кадров уже по вашей выборке.
1920x1080 (Full HD)
2560x1440 (WQHD)
3840x2160 (4K Ultra HD)
Относительная суммарная производительность
На рисунках ниже приведены суммарные показатели производительности видеокарт на трех разрешениях, полученные по результатам всех тестов. На каждой диаграмме за 100% принят итоговый результат заглавной карты (Intel Arc A770), относительно которого указана производительность остальных видеокарт.
Экономическая эффективность
Если вы заинтересованы в наиболее выгодной покупке, эти данные – для вас. Мы взяли текущую цену (в USD) каждой видеокарты на Newegg и разделили ее на суммарную производительность этой карты, получив, таким образом, показатель performance-per-dollar, который далее, по аналогии с предыдущим разделом, нормируется относительно показателя карты Arc A770. Для карт, которые более не продаются и не выпускаются, мы брали последнюю актуальную цену. Для сравнительно новых карт, которых нет в продаже в данный момент, мы брали наиболее адекватную цену на eBay – за новую (не б/у) модель, доступную для покупки прямо сейчас. Дополнительные планки диаграмм для Arc A770 рассчитаны на тот случай, если карта будет распродана и пойдет на вторичном рынке по более высоким ценам – тогда цена, рекомендуемая производителем (MSRP), будет соответствующим образом скорректирована (эти цены мы предполагаем, исходя из текущей ситуации на рынке).
Производительность в рейтрейсинге
В этом разделе мы рассмотрим результаты видеокарт, полученные при включенной опции рейтрейсинга в реальном времени. Значения в скобках показывают, насколько снижается частота кадров при включении рейтрейсинга в этой игре с этой видеокартой относительно частоты кадров с выключенной опцией RT.
Нагрев и выходной шум
Режим | Простой | Гейминг | ||||
Видеокарта | Температура GPU | Уровень выходного шума | Температура GPU | Температура памяти | Уровень выходного шума | Скорость вращения вентиляторов |
Intel Arc A750 | 47°C | 20.0 дБА | 71°C | 78°C | 34.1 дБА | 1728 об/мин |
Intel Arc A770 | 48°C | 20.0 дБА | 72°C | 76°C | 35.0 дБА | 1769 об/мин |
В этом тесте мы сначала привели карту в состояние термического равновесия в режиме простоя. Затем запустили равномерную 100%-ную игровую нагрузку и под этой нагрузкой измерили основные рабочие параметры видеокарты. Приведенные ниже графики показывают, как изменялись тактовая частота, напряжение и температура GPU под 100%-ной нагрузкой и как раскручивались вентиляторы с повышением температуры. Как только температура под нагрузкой стабилизировалась (не повышалась в течение двух минут), мы выключили игровую нагрузку и зарегистрировали изменения всех параметров в процессе остывания карты.
Уровни выходного шума
Энергопотребление
Наша новая автоматизированная система измерения потребляемой видеокартами мощности работает с большей скоростью регистрации данных – 40 измерений в секунду, что позволяет производить измерения в 4 раза быстрее, чем при использовании NVIDIA PCAT. Кроме того, теперь записывается каждое показание прибора – ранее мы получали только средние и пиковые значения.
Рекомендуемая мощность блока питания – 550 Вт.
Заключение
Итак, видеокарта Intel Arc A770 поступает в продажу по рекомендуемой производителем цене $350.
- приличная для средней категории производительность;
- адекватная цена;
- поддержка DirectX 12 и аппаратное ускорение рейтрейсинга;
- лучшая RT-производительность, чем у карт AMD, и немного худшая, чем у карт NVIDIA;
- стильный дизайн;
- 16 ГБ видеопамяти;
- подложка в комплекте (предустановлена);
- технология суперсэмплинга XeSS;
- поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 2.0;
- аппаратная поддержка кодирования и декодирования AV1;
- техпроцесс 6 нм.
- дороговата для привлечения большой массы целевой аудитории;
- драйвера сыроваты (есть над чем работать);
- высокое энергопотребление в режиме без нагрузки;
- нет режима idle-fan-stop (хотя в режиме без нагрузки вентиляторы работают очень тихо);
- намного меньшая энергоэффективность по сравнению с конкурирующими аналогами;
- без Resizable BAR практически не работает – слишком большие запинки в геймплее;
- не поддерживается оверклокинг памяти;
- для управления RGB-подсветкой требуется добавочный USB-кабель.
Наконец-то! Intel разрешила публиковать обзоры производительности своих новых видеокарт серии Arc A.
Модель Intel Arc A770 16 GB Limited Edition – флагман этого поколения видеокарт Intel, а саму модель можно считать аналогом "Founders Edition". Конструкция карты соответствует самым высоким стандартам, в чем мы убедились. Новый графический чип ACM-G10 по производительности превосходит ACM-G11, который был представлен в модели Arc A380. Вместо 1024 ядер A380 теперь вы получаете 4096 ядер GPU A770, что соответствует уровню основных конкурирующих аналогов от AMD и NVIDIA (RX 6600 XT – 2048 ядер, RTX 3060 – 3584 ядра), хотя формальное сравнение графических процессоров по числу ядер дает не вполне точную картину – почему мы и делаем эти обзоры.
По итогам гейминг-тестирования (в подборке – 25 игр) на разрешении 1080p производительность карты Arc A770 можно обозначить как сопоставимую с уровнем NVIDIA RTX 3060 и слегка превосходящую уровень RTX 2070, RX 6600 и RX 5700 XT. В числе более быстрых карт – AMD Radeon RX 6600 XT (на 9% быстрее), RTX 2080 (на 16% быстрее) и RTX 3060 Ti (на 25% быстрее). Это ставит A770 как раз в середину среднего ценового сегмента рынка видеокарт, где и осуществляется больше всего продаж. Обычно люди откладывают на покупку видеокарты $250-$350, и предложение Intel попадает точно в цель, соответствуя всем типовым запросам этой категории покупателей. Соответственно, это означает обострение конкуренции в данном сегменте рынка.
При повышении игрового разрешения до 1440p активы Arc A770 растут. Здесь она на 10% быстрее RTX 3060, слегка быстрее RX 6600 XT и только на 17% медленнее RTX 3060 Ti. То есть мы видим, что на повышение разрешения карты Intel серии A700 реагируют лучше, чем другие карты этой группы. Эта тенденция прослеживается и на разрешении 4K, но, так как мы не считаем карту A770 (как и RTX 3060, как и RX 6600 XT) достаточно быстрой для 4K, сравнение этих результатов большой практической ценности не имеет. Arc A770 – это отличное решение для гейминга на разрешении 1080p (Full HD) с максимальными настройками детализации, на 1440p большинство игр тоже идет достаточно хорошо. В двух-трех играх настройки детализации придется немного снизить, но в целом здесь все нормально.
Все эти результаты относятся к геймингу без рейтрейсинга, и именно они наиболее актуальны для тех, кто собирается играть на видеокарте средней ценовой категории. Приправлять игру RT-эффектами, которые заметно снижают производительность, – вряд ли целесообразно, когда без RT вы играете на частоте кадров 60-80 FPS. Тем не менее, мы протестировали режим рейтрейсинга, и рады констатировать, что в принципе в картах Intel аппаратная поддержка рейтрейсинга реализована отлично. Мы не столкнулись ни с одной серьезной проблемой, как то – выключение компьютера или ошибки в рендеринге, что для первого раза можно назвать подвигом. Эти тесты показывают, что в части технологий рейтрейсинга карты Intel явно опережают текущее поколение AMD. Карты NVIDIA здесь все-таки немного быстрее. Однако и AMD, и NVIDIA уже в этом квартале выпускают карты следующего поколения, так что посмотрим, что будет дальше.
Если говорить об отдельных бенчмарках, то наиболее сложной задачей для карт Intel оказались игры на основе DirectX 11. Во многих из них результаты Intel существенно ниже, чем у AMD и NVIDIA, что указывает на необходимость оптимизации драйверов карт Intel. Любая компания, даже такая большая, как Intel, имеет ограниченные ресурсы, что заставляет расставлять приоритеты, и понятно, что целесообразнее в первую очередь сосредоточиться на самых современных и наиболее популярных играх и только потом оптимизировать драйвера под более старые игры. Тем не менее, у этих старых игр есть своя, довольно многочисленная аудитория, и этим пользователям мы пока однозначно рекомендуем покупать видеокарты от двух других производителей – просто потому, что они достаточно отшлифовали свои драйвера за то долгое время, которое прошло с момента выхода этих игр. Два месяца назад мы делали обзор видеокарты Intel Arc A380 и столкнулись с множеством проблем и багов в части программного обеспечения. Сегодня почти все эти проблемы решены, и различные компоненты ПО производят впечатление гораздо более проработанных. Да, еще есть над чем работать, но зависаний геймплея больше нет. Это показывает, что команда разработчиков ПО Intel работает не покладая рук, отлавливая баги в режиме non-stop – и весьма успешно.
Intel Arc – единственные видеокарты этого сегмента, которые поддерживают аппаратное ускорение кодека AV1, и первые карты со встроенной поддержкой DisplayPort 2.0. Это делает карты A750 и A770 мощным инструментом для обработки видео в высоком разрешении, с учетом наличия двойного медиадвижка (два независимых потока медиаданных могут кодироваться одновременно со 100%-ной скоростью). Поддержка DisplayPort 2.0 означает, что вы можете подключать эти карты к дисплеям 8K+HDR или собирать с ними перспективные HTPC-системы класса премиум. Кодек AV1 имеет все шансы в будущем заменить HEVC в качестве основного формата онлайн-видео, так как, помимо высокой эффективности, он еще и свободен от авторских отчислений. В настоящее время AV1 уже интегрируют в YouTube, а Netflix планирует сделать его своим основным видеоформатом. С другой стороны, в обозримом будущем все эти стриминговые платформы сохранят обратную совместимость со старыми кодеками, так что на данный момент поддержка AV1 не столь существенна.
Intel заключила контракт на производство новых чипов GPU с TSMC, поскольку TSMC – это единственная в мире компания, которая в настоящее время делает чипы для настольных ПК на базе техпроцесса 6 нм. Такой уровень миниатюризации микросхем предполагает их высокую энергетическую эффективность, однако на этом фронте A770 заметно уступает текущим предложениям AMD и NVIDIA. RX 6600 XT предлагает на 25% большую энергоэффективность, RTX 3060 Ti – на 22% большую. В части энергоэффективности Intel Arc Alchemist соответствует скорее уровню более старых карт RX 5700 XT и RTX 2070, что несколько разочаровывает. Результаты измерений тактовых частот и напряжений, а также энергопотребления в режиме V-Sync говорят о том, что в Intel просто не успели освоить все энергосберегающие технологии, которые конкурирующие фирмы оттачивали десятилетиями. Вероятно, это же является причиной высокого энергопотребления в неигровом режиме. Более 40 Вт в режиме простоя, когда компьютер работает без какой-либо нагрузки, при том, что у конкурирующих аналогов в режиме без нагрузки энергопотребление в 3 раза меньше – это может стать основанием для отказа от покупки этой видеокарты, если вы держите компьютер включенным по много часов каждый день. Энергопотребление в режиме гейминга – чуть более 230 Вт, но такую мощность может обеспечить любой приличный блок питания.
XeSS – это серьезная продвинутая технология, и даже сложно поверить, что у Intel получилось так здорово с первой попытки. Эта технология эффективнее FSR 1.0, и, судя по результатам, соответствует уровню DLSS 2 и FSR 2.0, если говорить о качестве изображения при сопоставимых прибавках к скорости. Недавно мы протестировали XeSS на видеокарте RTX 3060, и можем сказать, что программный код XeSS явно оптимизирован под видеокарты Arc, точнее – под аппаратные матричные движки XMX. При запуске на других видеокартах XeSS использует отраслевой стандарт передачи кодов DP4a, что приводит к потерям в скорости и в качестве изображения, так что наилучшие результаты вы получите только на картах Intel Arc. Intel имеет громадный авторитет среди ISV (включая разработчиков игр), поэтому процесс принятия и интеграции XeSS в игровые движки, аналогично AMD FSR и DLSS, должен пройти гладко. С другой стороны, теперь разработчики будут заниматься интеграцией трех технологий суперсэмплинга вместо двух, что косвенно означает меньшее внимание, которое будет уделяться каждой из них.
Разгон карты прошел успешно, без неполадок со стороны ПО. Стоит также похвалить Intel за то, что они разработали собственное ПО для оверклокинга, в отличие от NVIDIA, которая, по существу, вынуждает вас пользоваться приложениями от сторонних производителей. Мы смогли разогнать GPU до 2.6 ГГц и стабильно работали на этой частоте, что, к сожалению, имело результатом всего лишь 6%-ную прибавку к производительности. Разгон памяти в этом поколении видеокарт Intel не предусмотрен. В Intel подтвердили, что в будущих сериях они добавят опцию разгона памяти: "В этом поколении мы уделили основное внимание возможности разгона GPU. Оверклокингом памяти мы займемся в следующем поколении."
Intel оценивает 16-гигабайтную версию Arc A770 в $350, 8-гигабайтную – в $330. Как показывают результаты тестов, 8-гигабайтная карта – тоже вполне приличный вариант, но разница в цене здесь довольно невелика, и я думаю, что возможность в будущем продать карту дороже перевешивает те $20, которые вы можете сэкономить сегодня. Цена $350 для Arc A770 – вполне адекватна, но не настолько привлекательна, чтобы можно было сразу завоевать большую часть целевой аудитории. Вы можете купить Radeon RX 6600 XT за $300 – она немного быстрее в среднем, и при этом предлагает намного более стабильные драйвера и более высокую энергоэффективность. Также хорошие опции – RX 6600 за $250 и RX 6650 XT за $300. NVIDIA здесь предлагает RTX 3060 за $370 и RTX 3060 Ti за $450 – это несколько дороже, но взамен вы получаете многократно опробованное и апробированное программное обеспечение, высокий уровень совместимости и универсальные игровые фишки. Хотя Intel со своей стороны предлагает довольно выгодный бонус – Call of Duty Modern Warfare 2 (2022) в комплекте с каждой картой Arc, всего за $70.
Тем не менее, с учетом всего того, что сегодня предлагает Arc A770, мы считаем, что для массового успеха Intel следовало бы установить цену на A770 в районе $300. Еще одним препятствием на пути к успеху может стать ограниченная доступность этих карт. Хотя Intel располагает развитой сетью продаж и их продукты можно купить во всем мире, мы знаем, что наибольший интерес для пользователей всегда представляют нереференсные модели видеокарт. В этот раз мы пока не видим моря предложений от компаний-партнеров, но, возможно, они скоро появятся. Также ходят слухи, что Intel может отказаться от инициативы выпуска собственных дискретных видеокарт, что сегодня представляется маловероятным, поскольку они показали, что могут выпускать серьезный продукт. Преимущество момента также на их стороне. Уважаемый Пэт [Гэлсингер, директор Intel], пожалуйста, продолжайте выпускать дискретные видеокарты, эти инвестиции обязательно окупятся.
Источник: www.techpowerup.com