Стоит или не стоит покупать монитор с поддержкой HDR? Эта статья поможет вам принять правильное решение.
Термин ‘HDR’ уже стал привычным, когда речь идет о высококлассных телевизорах, но сегодня этот формат становится все более и более популярным и в сегменте компьютерных мониторов.
Если ваш монитор оснащен матрицей высокого разрешения, с отличной контрастностью, высокой яркостью и широким цветовым охватом, это не означает автоматически, что все ваши игры или другие приложения смогут полностью реализовать преимущества этих технических характеристик.
Вот здесь и вступает в действие HDR со своими метаданными, которые обеспечивают максимально точное воспроизведение всех цветов, и не только. Мониторы и телевизоры с поддержкой HDR распознают HDR-сигнал, что позволяет им выводить изображение на экран в том виде, который и был задуман разработчиками данного контента.
Существует много различных форматов HDR, поэтому просто ярлык «HDR» на разных моделях дисплеев не означает, что все они будут обеспечивать одинаковый визуальный опыт.
Dolby Vision – это более дорогой HDR-формат, предъявляющий более высокие требования к характеристикам дисплея: пиковая яркость – не менее 4000 нит, глубина цвета – 12 бит.
Кроме того, Dolby Vision – это лицензионный формат, что подразумевает дополнительную плату, в отличие от HDR10; и это одна из причин, по которой разработчики контента для ПК и игровых консолей, а также производители дисплеев чаще выбирают открытый бесплатный стандарт HDR10.
В отличие от HDR10, который использует статические метаданные, Dolby Vision осуществляет обработку динамических метаданных, что позволяет синхронно регулировать яркость от сцены к сцене и в целом делает изображение более зрелищным.
В ответ на это Samsung предлагает свой формат HDR10+, который одновременно является динамическим и бесплатным и постепенно приобретает популярность среди разработчиков контента и производителей дисплеев. Samsung также работает над стандартом HDR10+ Gaming, который будут поддерживать новые дисплеи и видеоигры.
К другим форматам HDR относятся Advanced HDR от Technicolor и HLG (Hybrid Log-Gamma) от BBC и YouTube, однако здесь мы будем ориентироваться на открытый стандарт HDR10.
Сравнение цветовых пространств HDR-форматов
В декабре 2017 года VESA (Video Electronics Standards Association) ввела новую систему стандартов HDR. Система DisplayHDR включает пять сертификационных групп (DisplayHDR) для мониторов с обычной светодиодной подсветкой (LED) и три группы (DisplayHDR True Black) для OLED-дисплеев; каждая из этих групп соответствует определенному уровню качества изображения, который должен обеспечивать сертифицированный дисплей.
Покупая дисплей с сертификатом VESA, вы сможете иметь более четкое представление о HDR-функционале вашего монитора, чем «HDR-поддержка/совместимость» и тому подобное, что указывают в спецификациях некоторые производители мониторов.
Более того, вы сможете загрузить эксклюзивное программное обеспечение DisplayHDR и с его помощью самостоятельно протестировать цветовой охват, пиковую яркость и контрастность своего монитора.
Имейте в виду, что мониторы без сертификата какого-либо уровня из таблицы ниже, но позиционируемые как «HDR», могут просто принимать сигнал HDR10 и, по сути, «моделировать» на экране HDR-картинку, используя различные программные инструменты. Это называется псевдо- или «фейковый» HDR, и в большинстве случаев эти мониторы лучше игнорировать.
Категория начального уровня DisplayHDR 400 – единственная, где не требуется широкий цветовой охват и использование технологий локального затемнения, поэтому этот сертификат большого веса не имеет.
В сравнении с обычными, не-HDR мониторами мониторы с сертификатом HDR 400 обязаны предлагать только более высокую пиковую яркость и возможность приема HDR-сигнала. Таким образом, HDR-картинка не будет отличаться лучшей цветопередачей или контрастностью, а только (периодически) большей яркостью, что в большинстве случаев дает эффект «полинявшего» изображения.
Некоторые мониторы HDR 400 имеют более полный цветовой охват, тогда они предлагают HDR-картинку несколько лучшего качества. По сути, наличие у монитора сертификата DisplayHDR 400 не является достаточно информативным: нужно как минимум дополнительно узнать цветовой охват.
Мы предлагаем вашему вниманию перечень всех HDR-мониторов, который вы можете отфильтровать по таким параметрам, как пиковая яркость, количество зон локального затемнения и т.д.
Характеристика | 400 | 500 | 600 | 1000 | 1400 | TRUE BLACK 400 | TRUE BLACK 500 | TRUE BLACK 600 |
Яркость, не менее (кд/м2) | ||||||||
Максимальная яркость центральной области (10% площади) экрана | 400 | 500 | 600 | 1000 | 1400 | 400 | 500 | 600 |
Максимальная яркость в режиме кратковременной полноэкранной вспышки | 400 | 500 | 600 | 1000 | 1400 | 250 | 300 | 350 |
Оптимальная яркость всей площади экрана | 320 | 320 | 350 | 600 | 900 | 250 | 300 | 350 |
Уровень черного, тест Dual Corner Box (кд/м2) | ||||||||
Максимальная яркость центральной области экрана | 0.4 | 0.1 | 0.1 | 0.05 | 0.02 | 0.0005 | 0.0005 | 0.0005 |
Минимальная яркость белых углов | 300 | 375 | 450 | 750 | 1050 | 300 | 375 | 450 |
Динамическое затемнение | ||||||||
Отношение максимума белого к черному при яркости контрольной области 50 кд/м2 | 11 | 11.6 | 12 | 13 | 13.5 | N/A | ||
Отношение максимума белого к черному при яркости контрольной области 5 кд/м2 | 12 | 12.6 | 13 | 14 | 14.5 | N/A | ||
Максимальный уровень черного в режиме 100% яркости (только для TRUE BLACK) | N/A | 0.0005 кд/м2 | ||||||
Цветовой охват и цветовая яркость, не менее | ||||||||
ITU-R BT 709, 10% экрана и весь экран | 95% | 99% | 99% | 99% | 99% | 99% | 99% | 99% |
DCI-P3 CIE D65e, 10% экрана и весь экран | N/A | 90% | 90% | 90% | 90% | 90% | 90% | 90% |
Комбинированная яркость цветовых каналов (R + G + B), 10% экрана (кд/м2) | 400 | 500 | 600 | 1000 | 1400 | 400 | 500 | 600 |
Комбинированная яркость цветовых каналов (R + G + B), весь экран (кд/м2) | 320 | 320 | 350 | 600 | 900 | 250 | 300 | 350 |
Разрядность | ||||||||
Поддержка 10-битного видеосигнала в каждом канале | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Глубина цвета, поддерживаемая драйверами ИС (+ 2 бита FRC) | 8b | 8b + 2 | 8b + 2 | 8b + 2 | 8b + 2 | 8b + 2 | 8b + 2 | 8b + 2 |
Разрядность цифро-аналогового преобразования не менее 8 бит | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
8-битная точность управления яркостью подсветки экрана | Да | Да | Да | Да | Да | N/A | ||
Отклик | ||||||||
Количество кадров в интервале перехода от черного к белому с максимальной яркостью, не более | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 2 | 2 | 2 |
Допустимые отклонения белой точки, не более | ||||||||
Delta-ITP при яркости 5 и 15 кд/м2 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Delta-ITP при яркости 50, 100 и 200 кд/м2 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Delta-ITP при яркости 50% от максимальной для данного уровня | N/A | 15 | 15 | 15 | 15 | N/A | 15 | 15 |
Для формирования HDR-картинки высокого качества фоновая LED-подсветка экрана монитора должна использовать какой-либо вариант технологии локального затемнения – и это является необходимым условием присвоения монитору сертификата уровня DisplayHDR 500 и выше.
Обычные LED-мониторы используют глобальное (общее) затемнение – это значит, что когда нужно уменьшить яркость изображения, она уменьшается по всему экрану.
Мониторы с локальным затемнением могут избирательно уменьшать яркость только на тех участках экрана, где это нужно для наиболее точного воспроизведения контента, не затрагивая яркие участки и, таким образом, увеличивая действующую контрастность изображения.
Существует два типа технологий локального затемнения дисплея: краевая подсветка и прямая подсветка с матричным локальным затемнением (full-array local dimming, FALD).
Дисплеи с технологией FALD имеют то или иное количество дискретных зон локального затемнения с индивидуальной регулировкой яркости, которые распределены по всей площади экрана, что значительно повышает возможности получения более качественной HDR-картинки.
Однако технология FALD относится к разряду дорогостоящих, и ее предлагают только мониторы класса high-end, такие как ASUS PG27UQ и Acer Predator X35.
Хотя для обеспечения «настоящего» HDR-опыта технология FALD официально (согласно спецификациям UHD Alliance и VESA) не требуется, самая качественная HDR-картинка получается при использовании именно этого метода локального затемнения.
Более дешевые HDR-дисплеи, использующие для локального затемнения краевую подсветку, имеют несколько индивидуально управляемых зон подсветки, расположенных по левой/правой или верхней/нижней границам экрана, которые и обеспечивают избирательную регулировку яркости. Этот метод все-таки позволяет получить лучшую контрастность по сравнению с обычными дисплеями с глобальным затемнением и при этом намного дешевле метода FALD.
Телевизоры и мониторы OLED используют самоизлучающие пиксели, которые могут индивидуально выключаться и давать абсолютно черный цвет, и теоретически обладают бесконечно большой контрастностью, что потенциально обеспечивает потрясающий опыт просмотра HDR-контента, особенно в темном помещении. Однако экраны OLED не обладают такой высокой яркостью, как лучшие LED-дисплеи, и к тому же подвержены локальному выгоранию.
И в консольном, и в ПК-сегменте уже появилось достаточно много HDR-совместимых игр.
Однако широкое внедрение HDR в компьютерный гейминг все еще сопряжено с рядом трудностей, поскольку большая часть программного обеспечения (не обязательно игрового) не обеспечивает поддержку HDR в том виде, который позволил бы улучшить визуальный игровой опыт за счет HDR.
Например, Windows 10 при включении опции HDR применяет HDR-фильтр ко всему контенту, из-за чего обычный (не-HDR) контент становится малоприятным для глаз, если не сказать хуже. Поэтому приходится каждый раз включать и выключать HDR вручную, в зависимости от того, что вы в данный момент смотрите.
Покупая новый игровой монитор, большинство людей выбирают модели с поддержкой переменной частоты обновления (variable refresh rate, VRR), реализуемой чаще всего в виде технологий ‘FreeSync’ и ‘FreeSync Premium’ от AMD или ‘G-SYNC Compatible’ и ‘G-SYNC’ от NVIDIA.
Однако не все мониторы с поддержкой и FreeSync/G-SYNC, и HDR могут поддерживать VRR и HDR одновременно.
Лучший игровой опыт с HDR обеспечивают мониторы с поддержкой VRR уровня AMD FreeSync Premium Pro или NVIDIA G-SYNC Ultimate, на которых технологии HDR и VRR могут работать одновременно и это не приводит к заметному увеличению входной задержки.
Хотя есть и приятные исключения, например, Aorus AD27QD и Philips 436M6VBPAB, которые поддерживают стандартную опцию FreeSync первого поколения и режим одновременного включения VRR и HDR.
С FreeSync Premium Pro в совместимых играх вы также сможете воспользоваться преимуществом оптимизации игрового цветового пространства с учетом игровой палитры и цветового охвата монитора.
Итак, ответ на вопрос – стоит или не стоит покупать HDR-монитор – зависит от многих факторов.
Некоторые недешевые мониторы с заявленной поддержкой HDR на самом деле предлагают отвратительную HDR-картинку, но, тем не менее, стоят этих денег благодаря высокому уровню других характеристик.
В противоположность им, другие HDR-мониторы именно в части HDR безукоризненны, но имеют другие недостатки – например, слишком медленные для гейминга.
Поэтому, если вас интересует конкретная модель монитора, ищите обзоры всех характеристик этого монитора для получения наиболее полной информации.
Источник: www.displayninja.com