Каталог
ZV
ездный б-р, 19
+7 (495) 974-3333 +7 (495) 974-3333 Выбрать город: Москва
Подождите...
Получить токен
Соединиться
X
Сюда
Туда
x
Не выбрано товаров для сравнения
x
Корзина пуста
Итого: 
Оформить заказ
Сохранить заказ
Открыть корзину
Калькуляция
Очистить корзину
x
Главная
Магазины
Каталог
Мои заказы
Корзина
Магазины Доставка по РФ
Город
Область
Ваш город - ?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и
способы доставки

Вторник, 8 августа 2023 14:16

О колебаниях уровня математически одаренной молодежи в последние полвека

короткая ссылка на новость:
В Летней школе современной математики (ЛШСМ) в Дубне, прошедшей в конце июля при поддержке НИКСа, вот уже много лет собирается математически одаренная молодежь, чтобы послушать лекции лучших математиков России. Как менялся уровень молодых дарований в последние годы? Свое мнение об этом высказал один из лекторов ЛШСМ-2023 Юлий Сергеевич Ильяшенко, д.ф.-м.н., профессор механико-математического факультета МГУ, профессор факультета математики НИУ ВШЭ, ректор Независимого московского университета.
Юлий Сергеевич Ильяшенко

Чем для вас интересно преподавание в ЛШСМ?

Преподавание – одно из моих призваний, и я здесь вижу замечательные возможности для его реализации. Кроме того, здесь совершенно замечательная возможность для общения с коллегами.

Школа называется школой современной математики. А что такое современная математика?

Наука – это мирное завоевание, когда освоенная территория все больше расширяется. Современная математика – это граница того, что освоено, и, конечно, мы можем в наших лекциях для непосвященных только намекнуть, только указать на те направления, где происходят выходы на границу неизвестного, но мы стараемся это делать.

Говорят, что сейчас математика стала служанкой физики…

Нет, это неверно. Математика очень сильно питается задачами, поставленными физикой, но она кроме того имеет громадные совершенно независимые от физики разделы. Происходит встречное движение. Физика тоже движется навстречу математике, и разделы, которые были развиты независимо от физики, сейчас включаются в современную физику и в ней работают.

Передний край математики – это что-то умозрительное, не имеющее практического значения и отношения к реальному миру?

Никогда нельзя заранее сказать, какие именно достижения математики окажутся ценными для практических приложений. Например, в той области, которой я занимаюсь, много лет была известна теорема Перрона – Фробениуса, и о ее использовании в практической жизни особенных идей не было, хотя она ключевым образом применялась в теории вероятностей, а теория вероятностей, конечно, очень прикладная часть математики. Но потом оказалось, что теорема Перрона – Фробениуса сыграла ключевую роль в создании алгоритма «Гугла» и таким образом стала, если угодно, одной из самых денежных теорем в математике.

Как вы оцениваете сегодняшний уровень математического образования в стране? Он растет или падает?

Я всю жизнь имел дело с самой верхушкой одаренной молодежи в стране, и я не чувствую ухудшения в последние годы. Драматическое ухудшение произошло пятьдесят лет назад, когда началась дискриминация на приемных экзаменах во все ведущие вузы, прежде всего основанная на антисемитизме, но и на более широких идеологических установках. И эта дискриминация кончилась во время Перестройки. При Горбачеве в университеты снова хлынула лучшая часть талантливой молодежи, поэтому в 90-е годы произошло резкое улучшение, и с тех пор последние 30 лет я не чувствую ослабления творческого напора этой лучшей части. Но мы говорим не о среднем уровне образования, а о том, что сейчас называется топовым уровнем.

А что вы можете сказать об уровне современной российской математики в целом? И можно ли его сравнить с уровнем советской математики?

Я люблю сравнивать советскую математику с американской тридцать лет назад: в 90-е годы половина лучших советских математиков уехала в Америку и там составила 10 % лучших американских математиков. Я думаю, что сейчас все-таки наша математика стала слабее. Мы не восполнили полностью те потери, которые понесли в 90-е годы. Но мировой уровень сохранили. Уровень остается высоким, хотя, в частности, в результате последних событий математика понесла очень чувствительные потери. Замечательные ученые самых разных возрастов покинули страну.

Математикой в России можно заработать себе на жизнь?

Можно в лучших местах. В Вышке, в Стекловке. Я не берусь сказать, каково положение дел сейчас на мехмате в Московском государственном университете, который был моим основным местом работы в течение сорока семи лет. В эти сорок семь лет поддержка со стороны Московского университета была очень скромной, и для обеспечения достойного образа жизни требовались дополнительные усилия. Но Вышка и Стекловский институт сейчас осуществляют достойный уровень поддержки.

Может ли искусственный интеллект сделать ненужными математиков, как он уже сделал «ненужными» шахматистов?

Я думаю, что, во-первых, шахматисты сделались ненужными в очень больших кавычках. Состязания по шахматам между людьми будут продолжаться несмотря на то, что компьютер переигрывает теперь любого человека. И я не думаю, что когда-нибудь компьютеры заменят математиков в творческой работе. Но вообще искусственный интеллект кажется мне чрезвычайно опасным. О нем можно сказать словами Заболоцкого:

Дух полный разума и воли,
Лишенный чувства и души,
Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.

Вот этого нужно очень сильно опасаться.

Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет

подписаться   |   обсудить в ВК   |   

Комментарии к статье из сети в Вконтакте


открыть страницу обсуждения



Валерий Саранчук
Ой, а как же так, пропаганда постоянно воет, что всё просрали в 90е, а вот человек, который на своей шкуре всё вынес, говорит, что подъём в 90е был?
08-08-2023 15:00   ответить
m.m
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>Вот этого нужно очень сильно опасаться.

Бесконтрольно передать ИИ работу, которая может угрожать людям - такой же человеческий фактор, как и промах человека-оператора мимо нужной кнопки.
08-08-2023 15:13   ответить     перенести в VK
Антон Чехов, г. Москва
Интересно, это что же получается, что в Советском Союзе поддерживалась националистическая идеология? Т.е. в ВУЗах на руководящих постах кругом шовинисты сидели?
В целом странная противоречивая статейка: то лучшая часть молодежи ХЛЫНУЛА в 90-ее гг. в ВУЗЫ и произошло РЕЗКОЕ УЛУЧШЕНИЕ (чего улучшение?)
А в другой части пишет никс: мы не восполнили полностью..потери, которые понесли в 90-е гг.
Так когда было плохо 50 лет назад или в 90-е гг??? И что всё-таки было в 90-е гг. улучшение или ухудшение??? Ухудшение в чем конкретно???

Не понятно, как мог повлиять на математическое образование хлынувший поток молодёжи. Они что сразу стали преподавать и все студенты разом повысили свой уровень знания? Выходит, что никак на это не повлиял факт, что большинство лучших математиков страны уехали в США? Что-то путается гражданин профессор в своих показаниях…
09-08-2023 06:54   ответить
student__
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>Драматическое ухудшение произошло ... прежде всего основанная на антисемитизме

евреев не брали

R>в 90-е годы половина лучших советских математиков уехала в Америку и там составила 10 % лучших американских математиков

евреи уехали
09-08-2023 15:40   ответить     перенести в VK